ЗАЩИТА ПРАВ ВЗЫСКАТЕЛЯ, ДОЛЖНИКА И ДРУГИХ ЛИЦ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
|
Введение 5
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 10
§ 1. Сущность и принципы исполнительного производства 10
§ 2. Субъекты исполнительного производства 20
Глава II. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 30
§1. Судебная защита прав участников исполнительного производства 30
§2. Внесудебный порядок защиты прав и интересов участников
исполнительного производства 37
Глава III. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 49
§ 1. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя 49
§ 2. Компенсация морального вреда как способ защиты прав участников исполнительных действий 56
§ 3. Иные способы защиты прав заинтересованных лиц в исполнительном производстве 63
Заключение 74
Список использованной литературы
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 10
§ 1. Сущность и принципы исполнительного производства 10
§ 2. Субъекты исполнительного производства 20
Глава II. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ 30
§1. Судебная защита прав участников исполнительного производства 30
§2. Внесудебный порядок защиты прав и интересов участников
исполнительного производства 37
Глава III. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 49
§ 1. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя 49
§ 2. Компенсация морального вреда как способ защиты прав участников исполнительных действий 56
§ 3. Иные способы защиты прав заинтересованных лиц в исполнительном производстве 63
Заключение 74
Список использованной литературы
Институт исполнительного производства представляет собой весьма динамично развивающуюся сферу правовой действительности. На протяжении последних лет претерпевали изменения многие законодательные подходы к институтам исполнительного производства, активно складывалась правоприменительная практика.
Отечественное законодательство в установленной сфере выступает в качестве основы для создания адаптированного к современным социально-экономическим реалиям порядка исполнения актов юрисдикционных органов.
Несмотря на то, что Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) уже более 10 лет, продолжается непрерывная работа по внедрению в отечественную правовую систему инструментария, позволяющего обеспечивать высокие стандарты защиты прав и законных интересов взыскателей, должников, а также иных участников складывающихся правоотношений.
Проблема защиты прав человека в исполнительном производстве переживает очередную волну актуальности в связи с перестройкой всего многообразия структурных элементов общества в направлении созидания правового государства. Принятие Конституции 1993 г., а затем Законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» привело к решительному изменению статуса исполнительного производства, роли должностных лиц, в первую очередь, судебных приставов-исполнителей. Но самое главное состоит в активизации самих граждан в защите нарушенных или оспоренных прав. Проблема защиты прав граждан стала перерастать из ведомственной в общегосударственную, и даже международную, поскольку граждане получили право обращаться в Европейский суд. Последний фактор, в случае несвоевременного или недобросовестного исполнения судебного решения может, как показала практика, значительно усугубить финансовое положение государства.
Сфера защиты прав участников исполнительных действий на сегодняшний день актуальна и обусловлена новациями в правоприменительном процессе.
Для исследования проблем защиты прав граждан в исполнительном производстве подготовлена как нормативно-инструментальная, так и научно-правовая база. Большинство исследований представлено монографиями, учебными пособиями, статьями, справочниками. Вместе с тем, указанная проблема получила в них лишь фрагментарное освещение и поэтому нуждается в самостоятельном изучении. На необходимость пристального внимания к данной проблеме указывают новые законы и сложность их исполнения, самостоятельность исполнительного производства, а также появление в условиях рыночных отношений новых структур, представляющих свои услуги гражданам в осуществлении их прав и конкурирующих с государственными органами исполнения.
Целью исследования является комплексный анализ правового механизма защиты прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. раскрыть сущность и содержание исполнительного производства;
2. рассмотреть принципы исполнительного производства;
3. выделить особенности правового статуса субъектов исполнительного производства;
4. выявить особенности судебной защиты прав участников исполнительного производства;
5. проанализировать внесудебную защиту прав и интересов участников исполнительного производства;
6. рассмотреть положения о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя как способ защиты прав участников исполнительного производства;
7. рассмотреть компенсацию морального вреда как способ защиты прав участников исполнительного производства;
8. исследовать иные способы защиты прав участник ов исполнительного производства.
Объектом исследования являются правоотношения между участниками исполнительных действий, а также отношения, возникающие при защите прав участников исполнительного производства.
Предмет исследования - нормы права, регламентирующее условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов, а также закрепляющее средства и способы защиты прав участник ов исполнительного производства.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых- цивилистов в сфере исполнительного права таких как: Д.Х. Валеев, Р.З. Гайфутдинова, М.Л. Гальперин, В.А. Гуреев, С.Ю. Гусаков, В.В. Ярков, В.П. Кудрявцева, Е.А. Нахова, Л.В. Сперанская и др.
В качестве методологической основы квалификационного исследования избран системный, исторический подход, метод дедукции, сравнительно-правового анализа.
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и подзаконные акты, регулирующие исполнительное производство.
Эмпирической основой исследования послужили материалы судебной практики и результаты их анализа.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой одну из попыток комплексного исследования защиты прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в опубликованных научных статьях, а также в публикациях выступлений по результатам научных конференций. Результаты исследования были апробированы в рамках участия в конференциях. Всего было опубликовано 4 научных трудов:
1. Имаев Р.Р. Порядок оспаривания действия (бездействия), постановлений должностных лиц ФССП России / Р.Р. Имаев // Новые информационные технологии в науке: сборник материалов научно-практической конференции (3 мая 2018г. г.Челябинск). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 139 с.
2. Имаев Р.Р. Особенности принудительного исполнения требований
неимущественного характера / Р.Р. Имаев // Новые информационные технологии в науке: сборник материалов научно-практической конференции (3 мая 2018г. г.Челябинск) ). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 139 с.
3. Имаев Р.Р. Исполнительский сбор и защита интересов должника / Р.Р.
Имаев // Новые информационные технологии в науке: сборник материалов научно-практической конференции (3 мая 2018г. г.Челябинск) ). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 139 с.
4. Имаев Р.Р. Медиация в исполнительном производстве / Р.Р. Имаев // Новые информационные технологии в науке: сборник материалов научно-практической конференции (3 мая 2018г. г.Челябинск) ). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 139 с.
Теоретическая и практическая значимость. Практическая значимость результатов исследования заключается в выработке рекомендаций и предложений, которые могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства, регулирующего защиту прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве. Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы при обобщении судебной практики, подготовке высшими судебными органами, разъяснений по применению законодательства при рассмотрении споров, вытекающих из исполнительного производства. Материалы диссертации могут использоваться при проведении лекционных и практических занятий по курсу «Гражданское процессуальное право», а также применяться в учебном процессе по спецкурсу «Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел».
Структура квалификационной работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трех глав и семи параграфов, заключения и списка использованных литературы.
Отечественное законодательство в установленной сфере выступает в качестве основы для создания адаптированного к современным социально-экономическим реалиям порядка исполнения актов юрисдикционных органов.
Несмотря на то, что Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) уже более 10 лет, продолжается непрерывная работа по внедрению в отечественную правовую систему инструментария, позволяющего обеспечивать высокие стандарты защиты прав и законных интересов взыскателей, должников, а также иных участников складывающихся правоотношений.
Проблема защиты прав человека в исполнительном производстве переживает очередную волну актуальности в связи с перестройкой всего многообразия структурных элементов общества в направлении созидания правового государства. Принятие Конституции 1993 г., а затем Законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» привело к решительному изменению статуса исполнительного производства, роли должностных лиц, в первую очередь, судебных приставов-исполнителей. Но самое главное состоит в активизации самих граждан в защите нарушенных или оспоренных прав. Проблема защиты прав граждан стала перерастать из ведомственной в общегосударственную, и даже международную, поскольку граждане получили право обращаться в Европейский суд. Последний фактор, в случае несвоевременного или недобросовестного исполнения судебного решения может, как показала практика, значительно усугубить финансовое положение государства.
Сфера защиты прав участников исполнительных действий на сегодняшний день актуальна и обусловлена новациями в правоприменительном процессе.
Для исследования проблем защиты прав граждан в исполнительном производстве подготовлена как нормативно-инструментальная, так и научно-правовая база. Большинство исследований представлено монографиями, учебными пособиями, статьями, справочниками. Вместе с тем, указанная проблема получила в них лишь фрагментарное освещение и поэтому нуждается в самостоятельном изучении. На необходимость пристального внимания к данной проблеме указывают новые законы и сложность их исполнения, самостоятельность исполнительного производства, а также появление в условиях рыночных отношений новых структур, представляющих свои услуги гражданам в осуществлении их прав и конкурирующих с государственными органами исполнения.
Целью исследования является комплексный анализ правового механизма защиты прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
1. раскрыть сущность и содержание исполнительного производства;
2. рассмотреть принципы исполнительного производства;
3. выделить особенности правового статуса субъектов исполнительного производства;
4. выявить особенности судебной защиты прав участников исполнительного производства;
5. проанализировать внесудебную защиту прав и интересов участников исполнительного производства;
6. рассмотреть положения о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя как способ защиты прав участников исполнительного производства;
7. рассмотреть компенсацию морального вреда как способ защиты прав участников исполнительного производства;
8. исследовать иные способы защиты прав участник ов исполнительного производства.
Объектом исследования являются правоотношения между участниками исполнительных действий, а также отношения, возникающие при защите прав участников исполнительного производства.
Предмет исследования - нормы права, регламентирующее условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов, а также закрепляющее средства и способы защиты прав участник ов исполнительного производства.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых- цивилистов в сфере исполнительного права таких как: Д.Х. Валеев, Р.З. Гайфутдинова, М.Л. Гальперин, В.А. Гуреев, С.Ю. Гусаков, В.В. Ярков, В.П. Кудрявцева, Е.А. Нахова, Л.В. Сперанская и др.
В качестве методологической основы квалификационного исследования избран системный, исторический подход, метод дедукции, сравнительно-правового анализа.
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные и подзаконные акты, регулирующие исполнительное производство.
Эмпирической основой исследования послужили материалы судебной практики и результаты их анализа.
Научная новизна. Настоящая работа представляет собой одну из попыток комплексного исследования защиты прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Основные выводы и положения диссертационной работы нашли свое отражение в научных публикациях автора, в том числе в опубликованных научных статьях, а также в публикациях выступлений по результатам научных конференций. Результаты исследования были апробированы в рамках участия в конференциях. Всего было опубликовано 4 научных трудов:
1. Имаев Р.Р. Порядок оспаривания действия (бездействия), постановлений должностных лиц ФССП России / Р.Р. Имаев // Новые информационные технологии в науке: сборник материалов научно-практической конференции (3 мая 2018г. г.Челябинск). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 139 с.
2. Имаев Р.Р. Особенности принудительного исполнения требований
неимущественного характера / Р.Р. Имаев // Новые информационные технологии в науке: сборник материалов научно-практической конференции (3 мая 2018г. г.Челябинск) ). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 139 с.
3. Имаев Р.Р. Исполнительский сбор и защита интересов должника / Р.Р.
Имаев // Новые информационные технологии в науке: сборник материалов научно-практической конференции (3 мая 2018г. г.Челябинск) ). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 139 с.
4. Имаев Р.Р. Медиация в исполнительном производстве / Р.Р. Имаев // Новые информационные технологии в науке: сборник материалов научно-практической конференции (3 мая 2018г. г.Челябинск) ). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 139 с.
Теоретическая и практическая значимость. Практическая значимость результатов исследования заключается в выработке рекомендаций и предложений, которые могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства, регулирующего защиту прав взыскателя, должника и других лиц в исполнительном производстве. Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы при обобщении судебной практики, подготовке высшими судебными органами, разъяснений по применению законодательства при рассмотрении споров, вытекающих из исполнительного производства. Материалы диссертации могут использоваться при проведении лекционных и практических занятий по курсу «Гражданское процессуальное право», а также применяться в учебном процессе по спецкурсу «Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел».
Структура квалификационной работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трех глав и семи параграфов, заключения и списка использованных литературы.
Исполнительное производство представляет собой комплексный правовой институт российской системы права, который можно рассматривать как совокупность правовых норм, регламентирующих принудительные процессуальные действия, направленные на правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц с применением мер государственного принуждения.
На сегодняшний день исполнительное производство представляет собой юридическую гарантию защиты прав человека, поскольку способствует восстановлению нарушенных прав на основе компетентной деятельности специальной службы, действующей в рамках законодательства и находящейся под контролем суда.
Анализ законодательства регламентирующего исполнительное производство позволяет выделить характерные черты исполнительного производства: самостоятельность, особый круг участников, специфичность их правового статуса, которая выражается в специфике совершаемых процессуальных действий и порождаемых ими юридических последствий.
В предмет правового регулирования исполнительного производства входят процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. В доктрине исполнительного права нет единого подхода в понимании сущности исполнительного производства.
Спорным моментом можно считать вопрос о том, является исполнительное право самостоятельной комплексной отраслью российского права или же исполнительное производство суть стадия судебного процесса, заключительная часть правосудия, где происходит восстановление нарушенных прав, свобод и интересов, является ключевой посылкой кодификации.
В настоящее время, складывается два направления реформирования законодательства об исполнительном производстве: развитие отрасли как самостоятельной и создание единого Исполнительного кодекса РФ или же признание исполнительного производства стадией гражданского судопроизводства и отказ от единого кодифицированного акта при наличии правового регулирования специальным федеральным законодательством.
В связи с тем, что отсутствует единое понимание природы исполнительного права, законодатель не сможет принять акт, который бы на современном уровне отражал всю сущность реальной действительности исполнительного производства в рамках законодательства Российской Федерации.
2. До настоящего времени в сфере исполнительного производства не выработано единого понятия "принципы", дифференцированно определяется их значение как учеными, так и практическими работниками.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает пять принципов исполнительного производства, а именно законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, но не раскрывает содержания данных принципов. Что на практике приводит к нарушению прав участников исполнительных действий.
Основным гарантом соблюдения и реализации принципов исполнительного производства, безусловно, выступает судебный пристав-исполнитель, в отдельных случаях - суд. При этом качество исполнительного производства, в частности полноценная защита прав взыскателя и должника, зависит также и от характера поведения его участников, т.е. стороны должны добросовестно пользоваться правами и выполнять обязанности.
Это в свою очередь означает то, что назрела необходимость совершенствования уже имеющихся принципов и выработки новых современных отправных начал исполнительного производства, что позволит обеспечить надлежащие гарантии защиты права и интересов субъектов исполнительного производства.
Без формулирования четких принципов исполнительного производства, отражающих прагматичный, экономически обоснованный подход к развитию соответствующей сферы и взаимосвязь процессуальной деятельности в исполнительном производстве с реализацией прав и обязанностей должника и взыскателя до и вне исполнительного производства, невозможно его развитие ни как отрасли регулирования и правоприменения, ни как сферы юридического знания.
3. В процессуальной деятельности по принудительной реализации требований юрисдикционных актов могут принимать участие только те субъекты, которые прямо поименованы в законодательстве. В настоящее время в исполнительном производстве сложилась ситуация, что некоторые процессуальные статусы, необходимые в этой сфере правоотношений, оказались неурегулированными. Речь идет об участии прокурора и органов опеки и попечительства в исполнительном производстве, а также субъектов, защищающих чужие интересы в гражданском, арбитражном процессе, административном судопроизводстве. Считаем необходимым закрепить процессуальный статус указанных субъектов на уровне закона с целью защиты прав, свобод и законных интересов участников исполнительного производства и иных лиц, чьи права и интересы нарушены исполнительными действиями (бездействием).
4. Действующее законодательство об исполнительном производстве
предусматривает различные формы защиты прав, свобод и законных интересов участников исполнительного производства и иных лиц, чьи права и интересы нарушены исполнительными действиями (бездействием): судебную и несудебную (административную).
Положения главы 17 Закона об исполнительном производстве содержат несколько способов защиты прав граждан и организаций, нарушенных в процессе исполнительного производства, которые могут быть реализованы в рамках судебной формы защиты прав. Эти способы зависят от статуса заинтересованного лица в исполнительном производстве.
Способы защиты прав и интересов заинтересованных лиц в исполнительном производстве предусматриваются и иными нормами Закона об исполнительном производстве.
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства.
5. Существенно расширив полномочия судебных приставов по принудительному исполнению требований исполнительных документов, законодатель предусмотрел ряд положений, способствующих гармонизации прав взыскателя и должника. В частности, путем введения института оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России (старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта РФ, главного судебного пристава РФ и их заместителей) в порядке подчиненности, а также в судебном порядке.
Законодатель, осуществляя публично-правовые функции в сфере защиты прав и свобод не только конкретного человека и гражданина, но в целом интересов общества и государства в целях повышения эффективности осуществления принудительного исполнения, предусмотрел нормы, посвященные оспариванию постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, в отдельной главе Закона об исполнительном производстве.
Тем не менее, отсутствие закрепленного в законодательстве внесудебного порядка (механизма) отмены постановлений судебного пристава-исполнителя увеличивает не только продолжительность реального исполнения, но и нагрузку на суды, что влечет за собой поступление большого количества жалоб от граждан и организаций на действия как судей, так и судебных приставов- исполнителей.
Представляется, что в целях уменьшения количества направляемых в суды РФ заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов необходима активизация работы по доведению информации о внесудебных способах урегулирования споров до широкого круга лиц, в частности посредством интернет-сайтов территориальных органов ФССП России, СМИ, размещения социальной рекламы.
6. Впервые в законодательстве об исполнительном производстве предусмотрено право обращения заинтересованных лиц в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, возмещается по общим правилам деликтной ответственности, что предполагает установление полного состава гражданского правонарушения, состоящего из четырех элементов. Однако правоприменительные органы полагают, что для привлечения пристава к такой ответственности требуется еще одно обстоятельство, которое фактически является пятым элементом состава гражданского правонарушения.
Пятиэлементный состав гражданского правонарушения, выработанный судебной практикой по делам о возмещении вреда, причиненного судебными приставами-исполнителями, не согласуется с общепринятым в цивилистике пониманием состава гражданского правонарушения.
Факт неокончания исполнительного производства не является безусловным и достаточным доказательством неутраты возможности взыскания имущества должника, которое, в свою очередь, рассматривается в качестве основания для освобождения судебного пристава-исполнителя от ответственности за причиненный взыскателю деликтный вред.
На сегодняшний день в судебной практике данные выводы в подавляющем большинстве дел не учитываются.
7. Подводя итог проведенному анализу судебной практики необходимо отметить, что на сегодняшний день сложилась неоднозначная ситуация по применению такого способа защиты прав участников исполнительных действий, как компенсация морального вреда.
В связи с тем, что 30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" на законодательном уровне было закреплено право участников судебного процесса на денежную компенсацию в случае нарушения указанных прав. Можно квалифицировать такого рода компенсацию как возмещение государством морального ущерба, причиненного участникам судебного процесса. Хотя размер компенсации действующим законодательством не установлен, уже сам факт принятия указанного Закона свидетельствует о неблагополучии в нашей стране с исполнением решений судов.
8. Помимо такого способа защиты прав как компенсация морального вреда, участники исполнительных действий, в случае нарушения их прав, могут в судебном порядке применить такие способы защиты как: признание права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, возмещения убытков, компенсации морального вреда, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и иные способы, предусмотренные законом.
9. Несмотря на то, что законодательство об исполнительном производстве состоит из норм федеральных законов, а также норм, содержащихся в актах Президента РФ и Правительства РФ (ст. 3 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), важную роль в применении указанных нормативных актов играют разъяснения органов высших судебных инстанций.
Безусловно, особая роль, принадлежит позиции Верховного Суда РФ - органу, являющемуся высшей судебной инстанцией в системе судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Последнее (и единственное) обобщение судебной практики, данное Верховным Судом РФ по вопросам исполнительного производства, содержится в Постановлении Пленума от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". В данном документе дается четкое разграничение по способам защиты нарушенных прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Однако не все вопросы, касающиеся правоприменения, были затронуты в указанном акте; кроме того, само правоприменение не стоит на месте.
В связи с этим многие ответы по применению тех или иных положений законодательства об исполнительном производстве, толкование норм
законодательства содержатся в отдельных судебных актах, принятых по результатам рассмотрения конкретных дел.
На сегодняшний день исполнительное производство представляет собой юридическую гарантию защиты прав человека, поскольку способствует восстановлению нарушенных прав на основе компетентной деятельности специальной службы, действующей в рамках законодательства и находящейся под контролем суда.
Анализ законодательства регламентирующего исполнительное производство позволяет выделить характерные черты исполнительного производства: самостоятельность, особый круг участников, специфичность их правового статуса, которая выражается в специфике совершаемых процессуальных действий и порождаемых ими юридических последствий.
В предмет правового регулирования исполнительного производства входят процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. В доктрине исполнительного права нет единого подхода в понимании сущности исполнительного производства.
Спорным моментом можно считать вопрос о том, является исполнительное право самостоятельной комплексной отраслью российского права или же исполнительное производство суть стадия судебного процесса, заключительная часть правосудия, где происходит восстановление нарушенных прав, свобод и интересов, является ключевой посылкой кодификации.
В настоящее время, складывается два направления реформирования законодательства об исполнительном производстве: развитие отрасли как самостоятельной и создание единого Исполнительного кодекса РФ или же признание исполнительного производства стадией гражданского судопроизводства и отказ от единого кодифицированного акта при наличии правового регулирования специальным федеральным законодательством.
В связи с тем, что отсутствует единое понимание природы исполнительного права, законодатель не сможет принять акт, который бы на современном уровне отражал всю сущность реальной действительности исполнительного производства в рамках законодательства Российской Федерации.
2. До настоящего времени в сфере исполнительного производства не выработано единого понятия "принципы", дифференцированно определяется их значение как учеными, так и практическими работниками.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает пять принципов исполнительного производства, а именно законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, но не раскрывает содержания данных принципов. Что на практике приводит к нарушению прав участников исполнительных действий.
Основным гарантом соблюдения и реализации принципов исполнительного производства, безусловно, выступает судебный пристав-исполнитель, в отдельных случаях - суд. При этом качество исполнительного производства, в частности полноценная защита прав взыскателя и должника, зависит также и от характера поведения его участников, т.е. стороны должны добросовестно пользоваться правами и выполнять обязанности.
Это в свою очередь означает то, что назрела необходимость совершенствования уже имеющихся принципов и выработки новых современных отправных начал исполнительного производства, что позволит обеспечить надлежащие гарантии защиты права и интересов субъектов исполнительного производства.
Без формулирования четких принципов исполнительного производства, отражающих прагматичный, экономически обоснованный подход к развитию соответствующей сферы и взаимосвязь процессуальной деятельности в исполнительном производстве с реализацией прав и обязанностей должника и взыскателя до и вне исполнительного производства, невозможно его развитие ни как отрасли регулирования и правоприменения, ни как сферы юридического знания.
3. В процессуальной деятельности по принудительной реализации требований юрисдикционных актов могут принимать участие только те субъекты, которые прямо поименованы в законодательстве. В настоящее время в исполнительном производстве сложилась ситуация, что некоторые процессуальные статусы, необходимые в этой сфере правоотношений, оказались неурегулированными. Речь идет об участии прокурора и органов опеки и попечительства в исполнительном производстве, а также субъектов, защищающих чужие интересы в гражданском, арбитражном процессе, административном судопроизводстве. Считаем необходимым закрепить процессуальный статус указанных субъектов на уровне закона с целью защиты прав, свобод и законных интересов участников исполнительного производства и иных лиц, чьи права и интересы нарушены исполнительными действиями (бездействием).
4. Действующее законодательство об исполнительном производстве
предусматривает различные формы защиты прав, свобод и законных интересов участников исполнительного производства и иных лиц, чьи права и интересы нарушены исполнительными действиями (бездействием): судебную и несудебную (административную).
Положения главы 17 Закона об исполнительном производстве содержат несколько способов защиты прав граждан и организаций, нарушенных в процессе исполнительного производства, которые могут быть реализованы в рамках судебной формы защиты прав. Эти способы зависят от статуса заинтересованного лица в исполнительном производстве.
Способы защиты прав и интересов заинтересованных лиц в исполнительном производстве предусматриваются и иными нормами Закона об исполнительном производстве.
Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства.
5. Существенно расширив полномочия судебных приставов по принудительному исполнению требований исполнительных документов, законодатель предусмотрел ряд положений, способствующих гармонизации прав взыскателя и должника. В частности, путем введения института оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России (старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта РФ, главного судебного пристава РФ и их заместителей) в порядке подчиненности, а также в судебном порядке.
Законодатель, осуществляя публично-правовые функции в сфере защиты прав и свобод не только конкретного человека и гражданина, но в целом интересов общества и государства в целях повышения эффективности осуществления принудительного исполнения, предусмотрел нормы, посвященные оспариванию постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, в отдельной главе Закона об исполнительном производстве.
Тем не менее, отсутствие закрепленного в законодательстве внесудебного порядка (механизма) отмены постановлений судебного пристава-исполнителя увеличивает не только продолжительность реального исполнения, но и нагрузку на суды, что влечет за собой поступление большого количества жалоб от граждан и организаций на действия как судей, так и судебных приставов- исполнителей.
Представляется, что в целях уменьшения количества направляемых в суды РФ заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов необходима активизация работы по доведению информации о внесудебных способах урегулирования споров до широкого круга лиц, в частности посредством интернет-сайтов территориальных органов ФССП России, СМИ, размещения социальной рекламы.
6. Впервые в законодательстве об исполнительном производстве предусмотрено право обращения заинтересованных лиц в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, возмещается по общим правилам деликтной ответственности, что предполагает установление полного состава гражданского правонарушения, состоящего из четырех элементов. Однако правоприменительные органы полагают, что для привлечения пристава к такой ответственности требуется еще одно обстоятельство, которое фактически является пятым элементом состава гражданского правонарушения.
Пятиэлементный состав гражданского правонарушения, выработанный судебной практикой по делам о возмещении вреда, причиненного судебными приставами-исполнителями, не согласуется с общепринятым в цивилистике пониманием состава гражданского правонарушения.
Факт неокончания исполнительного производства не является безусловным и достаточным доказательством неутраты возможности взыскания имущества должника, которое, в свою очередь, рассматривается в качестве основания для освобождения судебного пристава-исполнителя от ответственности за причиненный взыскателю деликтный вред.
На сегодняшний день в судебной практике данные выводы в подавляющем большинстве дел не учитываются.
7. Подводя итог проведенному анализу судебной практики необходимо отметить, что на сегодняшний день сложилась неоднозначная ситуация по применению такого способа защиты прав участников исполнительных действий, как компенсация морального вреда.
В связи с тем, что 30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" на законодательном уровне было закреплено право участников судебного процесса на денежную компенсацию в случае нарушения указанных прав. Можно квалифицировать такого рода компенсацию как возмещение государством морального ущерба, причиненного участникам судебного процесса. Хотя размер компенсации действующим законодательством не установлен, уже сам факт принятия указанного Закона свидетельствует о неблагополучии в нашей стране с исполнением решений судов.
8. Помимо такого способа защиты прав как компенсация морального вреда, участники исполнительных действий, в случае нарушения их прав, могут в судебном порядке применить такие способы защиты как: признание права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, возмещения убытков, компенсации морального вреда, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону и иные способы, предусмотренные законом.
9. Несмотря на то, что законодательство об исполнительном производстве состоит из норм федеральных законов, а также норм, содержащихся в актах Президента РФ и Правительства РФ (ст. 3 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"), важную роль в применении указанных нормативных актов играют разъяснения органов высших судебных инстанций.
Безусловно, особая роль, принадлежит позиции Верховного Суда РФ - органу, являющемуся высшей судебной инстанцией в системе судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Последнее (и единственное) обобщение судебной практики, данное Верховным Судом РФ по вопросам исполнительного производства, содержится в Постановлении Пленума от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". В данном документе дается четкое разграничение по способам защиты нарушенных прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Однако не все вопросы, касающиеся правоприменения, были затронуты в указанном акте; кроме того, само правоприменение не стоит на месте.
В связи с этим многие ответы по применению тех или иных положений законодательства об исполнительном производстве, толкование норм
законодательства содержатся в отдельных судебных актах, принятых по результатам рассмотрения конкретных дел.
Подобные работы
- Административно-правовое регулирование исполнительного производства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА,
ОСЛОЖНЕННОГО ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Исполнительные действия и меры принудительного исполнения
Курсовые работы, исполнительное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Организация работы судебного пристава-исполнителя по исполнению постановлений о наложении административного штрафа (Российский Государственный Университет Правосудия (Северо-Западный филиал))
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Проблемы правового регулирования имущественных отношений супругов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Некоторые вопросы правового регулирования прекращения обязательства принудительным исполнением
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Отдельные вопросы правового регулирования ответственности в исполнительном производстве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Принудительное исполнение неимущественных требований в РФ (Исполнительное производство, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (РАНХ и ГС)0
Дипломные работы, ВКР, исполнительное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020



