Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы изучения тригонометрии в школьном курсе математики 5
1.1. Общие вопросы изучения тригонометрии в школе 5
1.2. Содержание и анализ материала по решению тригонометрических
уравнений в действующих школьных учебниках 11
1.3 Виды тригонометрических уравнений и методы их решения 14
Глава 2. Общие положения изучения тригонометрических уравнений 33
2.1. Методические особенности изучения тригонометрических уравнений .. 33
2.2. Разработка учебного модуля для решения тригонометрических
уравнений на платформе Quizlet 40
2.3. Результаты экспериментального исследования 48
Заключение 53
Список литературы 55
В настоящее время в учебном процессе общеобразовательной школы все чаще имеет место использование интерактивных и электронных ресурсов. Создаются приложения, учебные модули и обучающие Интернет- ресурсы, направленные на формирование различных навыков у школьников.
Возможности, предоставляемые глобальной сетью Интернет, позволя¬ют организовать пространство для внедрения в учебный процесс новых форм обучения, которые способствуют не только улучшению качества образования, но и развитию творческого потенциала обучающихся.
Анализ деятельности учителя математики, проведенный в период про¬хождения педагогической практики, позволяет говорить о том, что использование дополнительных Интернет-ресурсов на уроке не только активизирует деятельность учеников, но и способствует лучшему усвоению материала.
Тригонометрические уравнения - одна из сложных тем в школьном курсе алгебры. Практические навыки их решения применяются в различных областях, от планиметрии до астрономии. Однако на изучение темы отводится достаточно небольшое количество времени.
Необходимость введения значительного объема материала за короткий срок дает основание для усовершенствования методики изучения темы «Ре¬шение тригонометрических уравнений» путем включения дополнительных Интернет-ресурсов в качестве средства обучения.
Из вышесказанного следует проблема исследования, которая состоит в рассмотрении теории тригонометрических уравнений и методики ее преподавания в школьном курсе математики. Проблема исследования определяет тему выпускной квалификационной работы: «Методика обучения решению тригонометрических уравнений».
Объект исследования - процесс обучения математике в курсе средней школы.
Цель исследования - изучить учебную и методическую литературу по рассматриваемому вопросу, систематизировать теоретический материал с подробным разбором необходимых задач, разработать учебный модуль, направленный на формирование у учащихся умений решать тригонометрические уравнения.
В соответствии с проблемой, объектом, целью были намечены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать школьные учебники и методическую литературу в соответствии с проблемой исследования.
2. Классифицировать методы решения тригонометрических уравнений.
3. Разработать учебный модуль «Решение тригонометрических уравнений» для учащихся 10 класса общеобразовательной школы с помощью средств платформы Quizlet и провести экспериментальное исследование его эффективности.
Работа содержит 57 страниц. В первой главе рассматриваются научно¬методические основы изучения тригонометрии в школьном курсе математики, производится анализ материала по теме «Решение тригонометрических уравнений», представленного в действующих школьных учебниках, рассматриваются виды и методы решения тригонометрических уравнений.
Вторая глава посвящена анализу методических особенностей изучения темы «Решение тригонометрических уравнений», разработке учебного моду¬ля «Решение тригонометрических уравнений» для учащихся 10 класса обще¬образовательной школы помощью средств платформы Quizlet, описанию этапов и результатов проведения экспериментального исследования.
Раздел школьного курса математики «Тригонометрия» неоднократно претерпевал изменения, как по содержанию, так и по количеству часов на его изучение. На данный момент в основной школе изучается тригонометрия треугольника, а в старшей школе тригонометрия составляет целостный раз¬дел курса алгебры и начал анализа. При том количестве часов, которое уделяется на эту тему, ученикам не хватает времени на вдумчивое и глубокое ее освоение.
В то же время тригонометрический материал входит в Единый Государственный Экзамен (задание 13 и 18) и используется при проведении все-возможных олимпиад и конкурсов. Соответственно не снижается потребность определенной части учащихся в глубоком знании тригонометрии. По¬этому учителю самому в полной мере необходимо владеть методиками формирования умений решать тригонометрические уравнения, учитывая то, что тригонометрические уравнения разделяются на несколько типов.
Достичь поставленной цели используя только средства и методы, предложенные авторами учебников практически невозможно. Это связано с индивидуальными особенностями учащихся: их базовыми знаниями по тригонометрии, темпом работы и способности к обучению.
Поэтому для решения проблемы учитель прибегает к использованию в процессе обучения информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) позволяющие учесть все особенности учащихся. Для учителя применение ИКТ позволяет сократить время, отведенное на изучение материала, использовать разнообразные формы работы и мультимедийные презентации, проверять знания учащихся в интерактивном режиме и корректировать учебный процесс исходя из возможностей ученика. Нельзя не отметить, что использование ИКТ в процессе обучения способствует развития интеллекта и информационной культуры учащихся.
В процессе выполнения работы решены следующие задачи: проведен сравнительный анализ содержания темы «Решение тригонометрических уравнений» в действующих школьных учебниках, классифицированы методы решения тригонометрических уравнений, изучены методические рекомендации обучения теме «Решение тригонометрических уравнений», а так-же разработан учебный модель «Решение тригонометрических уравнений» на платформе Quizlet.com.
В первой главе «Научно-методические основы изучения тригонометрии в школьном курсе математики» изучено развитие тригонометрии как науки и как школьного предмета, рассмотрены и классифицированы по методам решения виды тригонометрических уравнений. Также был проанализирован материал по теме «Решение тригонометрических уравнений» в действующих школьных учебниках были выделены основные сходства и различия подачи материала в процессе обучения.
Во второй главе «Методические особенности изучения тригонометрических уравнений» были рассмотрены методические рекомендации по изучению темы «Решение тригонометрических уравнений» в курсе математики старшей школы. В результате составлена методическая разработка по изучению темы «Решение тригонометрических уравнений», в которой отражены основные этапы изучения темы, а также предложены тематические задания для реализации каждого этапа. Для повышения уровня владения умениями решать тригонометрические уравнения был разработан учебный модуль «Решение тригонометрических уравнений» на платформе www.quizlet.com. В процессе исследования был проведен педагогический эксперимент, который доказал эффективность разработанного учебного модуля и возможность применения на занятиях по алгебре и началам анализа в общеобразователь¬ной школе.
1) Баянова Л. А. Технология модульного обучения в школе [Текст] // Пе¬
дагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челя¬бинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107¬109. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (дата обращения:
02.06.2018).
2) Бородуля И.Т. Тригонометрические уравнения и неравенства: Кн. для учителя./Бородуля И.Т. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил.
3) Васильев А. А. Проектирование современного урока [Текст] / А. А. Ва¬сильев, О. В. Васильева // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2016. - № 3 (41). - С. 135-139.
4) Введение вспомогательного аргумента [Электронный ресурс] / Подго¬товка к ЕГЭ по математике [сайт]. 2013 URL: https://egemaximum.ru/vvedenie- vspomogatelnogo-argumenta/ (дата обращения: 07.06.2018)
5) Виленкин Н.Я., Математика: алгебра и начала математического анали¬за, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник для учащихся образовательных организаций (углубленный уровень) / Вилен¬кин Н.Я., Ивашев - Мусатов О.С., Швацбург С.И. - 18-е изд., стер. - М.:Мнемозина, 2014. - 352 с.: ил.
6) Гилемханов Р. Г. О преподавании тригонометрии в 10 классе по курсу // МШ.-2011.-№6.-С.26-29.
7) Головин М.Е. Плоская и сферическая тригонометрия.[Текст]/Головин М.Е. - СПб.: При Имп.Акад.наук, 1789.-[2]б 64 с., 3 л.
8) Денищева Л. О. Теория и методика математике в школе М., БИНОМ Лаборатория знаний, 201. - 175 с
9) Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. по¬собие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М. : Акаде¬мия, 2005. - 192 с
10) Колмогоров А.Н. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др; под ред. Колмогорова А.Н. - 26-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 384 с. : ил.
11) Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа: учеб. пос. для 9-го кл. средней школы/ Колмогоров А.Н., Вейц Б.Е., Демидов И.Т., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбург С.И., под.ред. А.Н.Колмогорова. - М.: Просвещение, 1975.
- 221 с.
12) Кочетков Е.С., Кочеткова Е.С. Алгебра и элементарные функции./ Ко¬четков Е.С., Кочеткова Е.С., под.ред. О. Н. Головина.- М.: Просвещение; Ч.1
- 1969, 352 с.; Ч.2 - 1967, 288 с.
13) Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). Ю.З.Кушнер - Могилев: МГУ им. А.А. Ку-лешова, 2001. - 66 с.
14) Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (про¬фильный уровень) / Мордкович А.Г., Семенов П.В. - 6-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 424 с.: ил.
15) Мордкович А.Г. Беседы с учителями математики: Учеб.- методич. по-собие / А.Г.Мордкович. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. - 336 с.: ил. - (Книга для учителя.)
16) Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профил. уровни / Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 430 с. : ил.
17) Новиков А.И. Тригонометрические функции, уравнения и неравенства: Пособие для поступающих /А.И.Новиков.- Рязан. гос. радиотехн. акад. Ря¬зань, 2005. 288 с.
18) Новоселов С.И. Тригонометрия./ Новоселов С.И. - М.: Печ. л. 6. Уч - Изд. РСФСР, 1954.- 95 с.
19) Подготовка к олимпиадам и ЕГЭ по математике и физике: [Электрон-ный ресурс]. URL: http: //mathus .ru/math/tangens .pdf (дата обращения 29.05.2018)
20) Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы / Нар. комиссариат по просвещению РСФСР, Гл. упр. соц. воспитания. - М. : Госиздат, 1921. - 4, 356, [4] с. : ил.
21) Тимербаева Н.В., Гимаддинова М.В. К вопросу об изучении тригоно¬метрии в курсе математики средней школы / Н.В. Тимербаева, М.В. Гимад- динова // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика (MATHEDU-2016): материалы VI Международной научно-практической конференции, 25 - 26 ноября 2016 года/ Отв. ред. Н.В. Тимербаева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 316 с.- С. 110-114
22) Формулы тригонометрии. Учебник по ЕГЭ и ГИА: [Электронный ре-сурс]. URL: https://youclever.org/book/formuly-trigonometrii-1 (дата обращения 16.05.2018)
23) Фусс Н.И. Начальные основания чистой математики./ Фусс Н.И. - СПб.: Типография департамента народного просвещения; Ч.2 - 1823. - 247 с.
24) Худобин А.И. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям./ Худобин А.И., Худобин Н.И., Шуршалов М.Ф. - М.: Просвещение, 1966. - 442 с.
25) Чикунова О.И. Тригонометрические уравнения (учебно-методическое пособие) // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 2. - С. 131-133;