Одним из наиболее энергоемких этапов производства двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются стендовые испытания. В процессе их проведения с помощью электрических нагружающих устройств (НУ) имитируется реальная нагрузка ДВС, производится отладка, экспериментально определяются качественные и количественные характеристики испытуемых двигателей. При полезном использовании энергии ДВС современные испытательные станции могут стать дополнительной электрогенерирующей составляющей в энергетическом балансе моторостроительных предприятий. Особенностью испытательных стендов является то, что основным регулируемым параметром является нагрузочный момент, точность измерения, задания и стабилизации которого определяет качество испытаний и количественные показатели настройки вы-пускаемых ДВС, в частности, удельный расход топлива.
Измерителем нагрузочного момента, как правило, является тензометрический датчик, встраиваемый под упор статора балансирной нагрузочной машины или в линию вала. Такая электромеханическая система (ЭМС) обладает явно выраженными упругими свойствами.
Качество испытаний и эффективность использования энергии испытуемого ДВС определяется включением в состав структуры нагружающего устройства силового полупроводникового регулятора нагрузочного момента и скорости, обеспечивающего требуемое управление, стабилизацию регулируемого параметра и рекуперацию энергии ДВС. Однако несинусоидальность токов нагрузочной машины и дискретность работы цилиндров ДВС приводит к появлению периодических возмущающих воздействий в виде колебаний момента, что может являться причиной возникновения резонансных явлений в системе ДВС-НУ.
Резонансные явления нежелательны в системе ДВС-НУ – они приводят к перегрузкам в упругих элементах системы и даже разрушению используемого для измерения нагрузочного момента тензометрического датчика. Поэтому наиболее об¬щей задачей, требующей решения для данных систем, является уменьшение или устранение резонансных явлений.
Эта задача может быть решена путем:
- проведения параметрического синтеза электромеханической системы;
- построения замкнутой системы регулирования по мгновенному значению нагрузочного момента с использованием электрического датчика момента.
1. Раев В.А. Микропроцессорный датчик электромагнитного момента для системы управления машиной переменного тока// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Санкт-Петербург: СПбГПУ, 2008, №1, - С.126-130.
Патенты и свидетельства о регистрации
2. «GraphStrain»: Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2001610004 РФ/ Титов В.Г., Сочков А.Л., Раев В.А. М.: Роспатент, Реестр программ для ЭВМ, 5 января 2001 г.
3. «GraphStrain2»: Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2001611024 РФ/ Титов В.Г., Раев В.А. М.: Роспатент, Реестр программ для ЭВМ, 29 июня 2001 г.
Статьи, опубликованные в других изданиях
4. Сочков А.Л., Раев В.А. Максимальные динамические усилия в упругих элементах электромеханической системы ДВС – асинхронно-вентильное нагружающее устройство// Тезисы докладов XVIII научно-технической конференции «Актуальные проблемы электроэнергетики». Н.Новгород: НГТУ, 1999, - С.16-17.
5. Сочков А.Л., Раев В.А., Филатов А.А. Алгоритм оптимизации целевой функции для минимизации динамических усилий в системе ДВС – НУ на основе машины переменного тока с полупроводниковым преобразовате-лем// Тезисы докладов научно-технической конференции «Актуальные проблемы электроэнергетики». Н.Новгород: НГТУ, 2000, - С.21-23.
6. Сочков А.Л., Раев В.А Влияние начальных фазовых сдвигов возмущаю-щих воздействий на максимальные динамические усилия в упругих элементах системы ДВС-НУ// Тезисы докладов научно-технической конференции «Актуальные проблемы электроэнергетики». Н.Новгород: НГТУ, 2000, - С.24-25.
7. Титов В.Г., Раев В.А. Исследование влияния физических параметров сис-темы испытательного стенда двигателей внутреннего сгорания на величину динамических усилий в его элементах при стационарных режимах работы.: тез. док. 7-ой международной НТК студентов и аспирантов “Радиоэлектроника, электротехника и энергетика”. М.: Изд-во МЭИ, 2001г, - С.133-134.
8. Раев В.А. Основные принципы матричного метода расчета электромагнитного коэффициента жесткости с помощью линеаризованных уравнений для малых отклонений для систем на основе машины переменного тока// Тезисы докладов XXI научно-технической конференции «Актуальные проблемы электроэнергетики». Н.Новгород: НГТУ, 2002, С.25-27.
9. Раев В.А. Микропроцессорный датчик электромагнитного момента и жесткости // Тезисы докладов XXII научно-технической конференции «Актуальные проблемы электроэнергетики». Н.Новгород: НГТУ, 2003, - С.29-30.
10. Раев В.А. Критерии выбора параметров преобразовательно-математической части микропроцессорного датчика момента асинхронного электродвигателя// Тезисы докладов XXIII научно-технической конференции «Актуальные проблемы электроэнергетики». Н.Новгород: НГТУ, 2004, С.38-39.
11. Раев В.А. Сравнительная оценка датчиков момента асинхронных электродвигателей// Труды НГТУ. Н.Новгород: НГТУ, 2005, №49, - С.45-47.
Личный вклад автора. В работах, написанных в соавторстве, автору принадлежат: алгоритмы программ для расчета и исследования [4,5,7], постановка задачи [6], обобщение результатов [7].