Введение 3
ГЛАВА 1
Теоретические основы исследования фразеологической картины мира современной англоязычной молодежи 7
1.1 Фразеологическая картина мира: определение и характеристики 7
1.2 Лингвистический статус фразеологической единицы 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
Глава 2
Фразеологические единицы современной англоязычной молодежи с точки зрения структурно-семантического подходов 21
2.1 Семантические особенности и признаки фразеологизмов 21
2.2 Сопоставительный анализ фразеологической картины мира
англоязычной молодежи 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 31
Глава 3
Способы повышения лингвопознавательной мотивации при изучении иностранного 32
3.1 Теории лингвопознавательных мотивации при изучении иностранного
языка. Определение лингвопознавательной мотивации 32
3.2 Методическое обеспечение повышения лингвопознавательной
мотивации при работе с тестами 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы
Настоящая выпускная дипломная работа посвящена анализу фразеологической картины мира и способам повышения лингвопознавательной мотивации при изучении английского языка. Фразеология тесно связана с историей, культурой, традициями и литературой народа, говорящего на данном языке. Эта связь наиболее четко прослеживается в тех фразеологических единицах, в состав которых входит имя собственное. Понимание языковой картины мира носителей иностранного языка имеет огромное значение в связи с возросшей необходимостью изучения межкультурной коммуникации в целях понимания культурных различий народов, их мировоззрения, менталитета. В рамках коммуникации индивиды склонны переключать регистр общения с целью решения коммуникативных задач. Данные переключения представляют собой одну из коммуникативных стратегий, обеспечивающих эффективность коммуникации. В ситуациях на учебных занятиях грамотное коммуникативное поведение преподавателя является залогом взаимопонимания между ним и его студентами, что, в свою очередь, оказывает эффект на успешность в достижении целей образовательного процесса всеми его участниками.
Актуальность нашей работы заключается в том, что понимание языковой картины мира носителей иностранного языка в развитие лингвопознавательной мотивации имеет огромное значение в связи с возросшей необходимости изучения межкультурной коммуникации в целях понимания культурных различий народов, их мировоззрения, менталитета. культурного аспекта в обучении иностранному языку способствует формированию мотивации к обучению. Важнейшим мотивационным стимулом для изучения иностранного языка является стремление к расширению своего общего кругозора. Лингвострановедческий аспект направлен на реализацию конечных целей обучения иностранному языку, а именно, изучение общения.
Целью данного исследования-описание лингвопознавательной мотивации на примере фразеологических единиц современной англоязычной молодежи как одной из подсистем современной языковой картины мира, и определение влияния лингвопознавательного аспекта на мотивацию изучения иностранного языка.
В ходе проведения исследования нами были решены следующие задачи:
• изучить литературу по вопросу исследования;
• рассмотреть особенности отражения современной англоязычной молодежи в английских фразеологических единицах;
• дать описание фразеологических единиц отражающих современную англоязычную молодежь как одного из компонентов фразеологической картины мира
• сопоставить фразеологическую картину мира англоязычной молодежи с литературным вариантом;
• проверить влияние лингвопознавательного аспекта на мотивацию изучения иностранного языка учащимися;
В ходе исследования были использованы следующие методы: метод анализа научной литературы, описательный метод, метод функционального анализа текстов, статистический метод; - и приемы классификации и систематики языковых явлений, приемы их интерпретации с позиций экстралингвистических и интралингвистических связей;
Объектом данного исследования является фразеологические единицы современной англоязычной молодежи, их структура, языковые средства, используемые для лингвопознавательной мотивации при изучении иностранного языка;
Предмет настоящей работы представляет процесс влияния на лингвопознавательный аспект мотивации к изучению иностранного языка.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что вышеуказанные причиныпроцесс влияния на лингвопознавательный аспект мотивации к изучению иностранного языка, связаны с применением фразеологических единиц современной англоязычной молодежи на уроках английского языка. Теоретико-методологическую базу настоящего исследования составили научные труды (А.И. Алехина, А.В. Кунин, В.Н. Телия, Н.М. Шанский), а так же труды исследователей (Н.Ф. Алефиренко, А. В. Жуков, В. П. Жуков, О.А. Корнилов, В. М. Мокиенко, Ю.П. Солодуб Р.Х. Хайруллина).
Научная новизна настоящего исследования заключается в создании подхода к выделению и анализу фразеологических единиц и лингвопознавательных мотивации на основе синтеза уже существующих подходов и адаптации методов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении мотивации в обучении фразеологических единиц, исследование которых в дальнейшем может стать основой для изучения эффективных коммуникативных стратегий, применяемых в обучении студентов.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и наблюдения, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при изучении фразеологической основы других языков. Материалы курса могут быть использованы на практическом курсе английского языка в школе или университете.
Структура работы:
Во Введении определяется объект исследования, обозначается предмет, обосновывается актуальность, определяются цели и задачи, указываются теоретическая и практическая значимость исследования.
В Главе 1«Теоретические основы исследования фразеологической картины мира современной англоязычной молодежи» приведены теоретические основы применения фразеологической картины мира, выявление определения и характеристики. Определяются цели и методологические задачи применения лингвопознавательной мотивации в преподавании английского языка и рассматривается влияние лингвопознавательного аспекта на формирование иноязычной культуры обучаемых.
В Главе 2 «Фразеологические единицы современной англоязычной молодежи с точки зрения структурно-семантического, когнитивного, прагматического, дискурсивного подходов» предлагается система исследования особенностей и признаков фразеологизмов современной англоязычной молодежи с целью выявить аспекты картины мира данного народа, отражаемого в языке.
В Главе 3 «Способы повышения лингвопознавательных мотивации при изучении иностранного» рассматриваются основные проблемы формирования мотивации в процессе обучения иностранному языку. Приведены теории лингвопознавательных мотивации при изучении иностранного языка, что способствует усилению мотивации к овладению языком. Мотивация рассматривается как прямая связь с эффективностью обучения, как во время учебного, так и внеучебного процесса.
Фразеологические единицы являются носителями социокультурной информации, средством, с помощью которого можно изучать культуру любой нации, поэтому необходимо изучать фразеологические единицы. Собственные имена чрезвычайно важны для общения и взаимопонимания людей.
Нами была изучена научная литература по теме исследования и определили подходы к пониманию фразеологии и выделили две основные характеристики фразеологических единиц, положительные и отрицательные.
Основными причинами возникновения и развития фразеологических единиц англоязычной молодежи оказались: нежелание молодых людей подчиняться старшему поколению, подчеркивать свою оригинальность. Развитие новых технологий, а также интернет-коммуникаций оказывает значительное влияние на развитие современного молодежного языка Великобритании.
В ходе работы были собраны примеры распространенных английских молодежных слов и выражений, которые затем были разбиты на семантические группы, и было рассчитано количество выражений в каждой группе. Оказалось, что наиболее частыми семантическими группами являются описания характеристика человека, тюремная лексика, а так же деньги. Таким образом, можно сделать вывод, что эти темы наиболее интересны для современных молодых людей в Великобритании.
Так же при изучении ФЕ англоязычной молодежи нами было выявлено, что слова и выражения англоязычной молодежи меняет негативное мнение и отношение к изучению фразеологизмов, жаргонов англоязычной молодежи обусловленное признанием важности слов и выражении в нашем современном глобальном обществе и системе образования. Хорошее знание фразеологизмов молодежи поможет студентам и преподавателям избежать использования молодежного языка в формальных случаях, речи или письме и наоборот.
В добавление всему также целью нашего исследования было определение влияния лингвопознавательного аспекта на мотивацию изучения иностранного языка. Изучив научную и методическую литературу по теме исследования, а также проанализировав корпус фактического материала, можно сделать следующие выводы: мотивация интерпретируется как побуждение к действию и способность индивида активно удовлетворять его потребности. Основными педагогическими предпосылками для развития мотивации образовательной деятельности школьников являются: формулирование образовательных целей в соответствии с личными особенностями обучающихся, а также мониторинг их осознания школьниками; признание школьника как субъекта образовательного процесса; создание ситуаций, которые стимулируют мотивы саморазвития, самореализации, самообразования, самовоспитания обучающихся; создание позитивного эмоционального фона образовательной деятельности.
Основываясь на результатах анализа, представленных в текстах учебно-методических комплексов, мы можем сказать, что они имеют образовательную ценность, хотя в некоторых случаях больше внимания следует уделять содержательному наполнению. Основным критерием выбора текстов должны быть психологические и возрастные характеристики учащихся, их потенциальные интересы. Поэтому считается нецелесообразным включать в тексты учебника содержащую не относящуюся к делу информацию, которая на этом этапе развития возраста не будет иметь практической ценности.