Правовые основы таможенного контроля в Евразийском экономическом союзе
|
Введение 3
Глава 1. Правовая характеристика института таможенного контроля 7
§1.1. Понятие, цель и значение таможенного контроля 7
§1.2. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Евразийском экономическом союзе 11
§1.3. Правовое регулирование таможенного контроля: новеллы таможенного законодательства ЕАЭС 18
Глава 2. Таможенный контроль: субъекты, методы, порядок и формы проведения 27
§2.1.Субъекты таможенного контроля 27
§2.2. Формы, порядок проведения таможенного контроля и методы его обеспечения 30
§2.3. Информационно-техническое обеспечение информационных технологий в системе таможенного контроля 43
Глава 3. Проблемные аспекты системы таможенного контроля и пути его совершенствования 50
§3.1. Актуальные проблемы осуществления таможенного контроля после выпуска товаров 50
§3.2.Система управления рисками как механизм совершенствования таможенного контроля в ЕАЭС 62
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Глава 1. Правовая характеристика института таможенного контроля 7
§1.1. Понятие, цель и значение таможенного контроля 7
§1.2. Принципы организации и деятельности таможенного контроля в Евразийском экономическом союзе 11
§1.3. Правовое регулирование таможенного контроля: новеллы таможенного законодательства ЕАЭС 18
Глава 2. Таможенный контроль: субъекты, методы, порядок и формы проведения 27
§2.1.Субъекты таможенного контроля 27
§2.2. Формы, порядок проведения таможенного контроля и методы его обеспечения 30
§2.3. Информационно-техническое обеспечение информационных технологий в системе таможенного контроля 43
Глава 3. Проблемные аспекты системы таможенного контроля и пути его совершенствования 50
§3.1. Актуальные проблемы осуществления таможенного контроля после выпуска товаров 50
§3.2.Система управления рисками как механизм совершенствования таможенного контроля в ЕАЭС 62
Заключение 67
Список использованной литературы 71
Развитие внешнеэкономической деятельности потребовало приведения таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), вступившего в силу 1 января 2018 года. К данному кодифицированному акту проявлен большой интерес как со стороны таможенных органов, так и со стороны участников внешнеэкономической деятельности, поскольку учтены направления таможенной политики в условиях расширяющегося интеграционного процесса интеграции в мировую экономическую систему. Значительная часть
полномочий по таможенному регулированию переведена с национального на союзный уровень.
В ТК ЕАЭС содержится множество новелл, касающихся унификации таможенного оформления и совершенствования форм таможенного контроля товаров и транспортных средств. В условиях расширения
внешнеэкономической деятельности особенно важным является процесс превращения таможенной службы в партнера участников
внешнеэкономической деятельности (ВЭД), заинтересованного в ускорении его продвижения, повышающего общую эффективность ВЭД за счет снижения затрат на реализацию таможенных формальностей. Вместе с тем содействие развитию внешней торговли за счет упрощения таможенных процедур не должно способствовать увеличению доли теневого сектора в сфере внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, задача, стоящая перед таможенными органами в современных условиях, заключается в упрощении таможенного администрирования для участников ВЭД при одновременном повышении качества таможенного контроля. В настоящее время таможенный контроль осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Стратегия развития правового регулирования таможенного контроля определяется, исходя из принципа выборочности, основанного на использовании системы управления рисками, что выступает также новеллой законодательства. Процесс глобальной перестройки мирохозяйственных связей указывает на необходимость исследования процесса управления рисками в таможенном деле, создания модели, способствующей их минимизации.
Инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС, значительно упрощающего и ускоряющего проведение таможенных операций, позволяет надеяться, что его применение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик.
На современном этапе развития внешнеэкономической деятельности объемы товарооборота увеличиваются, что накладывает на процедуру таможенного контроля определенные трудности. Должностные лица
таможенных органов должны исполнять свои обязанности, не смотря на то, что количество товара, перемещаемого через таможенную границу, становится все больше. От того, насколько эффективно будет происходить таможенный контроль, непосредственно зависит объем, перемещаемых товаров через таможенную границу товаров и правильное исчисление таможенных пошлин, налогов. Таможенный контроль осуществляется в различных формах , которые в свою очередь содействуют выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в сфере таможенного законодательства.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в нормативно-правовом регулировании внешнеэкономических отношений, в том числе, в области организации и проведения таможенного контроля.
В связи с увеличением товарооборота через таможенную границу появилась необходимость максимального сокращения времени, затрачиваемого на таможенное оформление и таможенный контроль, не снижая при этом эффективность. Благодаря принципу выборочности становится возможным
осуществление таможенного оформления и таможенного контроля в
максимально сжатые сроки без снижения эффективности. Чему также способствует использование системы управления рисками.
Объектом исследования являются совокупность общественных
отношений, возникающих в процессе административно-правового
регулирования таможенного контроля.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие отношения в сфере таможенного контроля, а также их применени е таможенными и судебными органами Российской Федерации.
Основной целью исследования является комплексное исследование института таможенного контроля, правовых основ его осуществления; выявление и анализ проблем в данной области, а также разработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
1. Определить понятие, виды, цель и значение таможенного контроля;
2. Выявить правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
3. Проанализировать принципы организации и деятельности
таможенного контроля в ЕАЭС;
4. Определить субъектов таможенного контроля;
5. Определить формы, порядок проведения таможенного контроля и меры его обеспечения;
6. Выявить и проанализировать проблемы таможенного контроля после выпуска товаров;
7. Рассмотреть систему управления рисками в качестве механизма совершенствования таможенного контроля.
Для достижения поставленной цели и решения задач при подготовке квалификационного исследования использовались общенаучные методы познания: диалектический метод познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, комплексный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие методы.
Теоретической базой исследования послужили научные труды
российских ученых в области таможенного права, позволивших осмыслить и раскрыть специфику исследуемой темы.: О.Ю. Бакаевой, Ю.М Литвиновой , А.Н. Козырина, А.А. Костина, С.В. Сенотрусовой, Т.Н Трошкиной, В.А. Чинько и др.
Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
полномочий по таможенному регулированию переведена с национального на союзный уровень.
В ТК ЕАЭС содержится множество новелл, касающихся унификации таможенного оформления и совершенствования форм таможенного контроля товаров и транспортных средств. В условиях расширения
внешнеэкономической деятельности особенно важным является процесс превращения таможенной службы в партнера участников
внешнеэкономической деятельности (ВЭД), заинтересованного в ускорении его продвижения, повышающего общую эффективность ВЭД за счет снижения затрат на реализацию таможенных формальностей. Вместе с тем содействие развитию внешней торговли за счет упрощения таможенных процедур не должно способствовать увеличению доли теневого сектора в сфере внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, задача, стоящая перед таможенными органами в современных условиях, заключается в упрощении таможенного администрирования для участников ВЭД при одновременном повышении качества таможенного контроля. В настоящее время таможенный контроль осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Стратегия развития правового регулирования таможенного контроля определяется, исходя из принципа выборочности, основанного на использовании системы управления рисками, что выступает также новеллой законодательства. Процесс глобальной перестройки мирохозяйственных связей указывает на необходимость исследования процесса управления рисками в таможенном деле, создания модели, способствующей их минимизации.
Инновационный характер Таможенного кодекса ЕАЭС, значительно упрощающего и ускоряющего проведение таможенных операций, позволяет надеяться, что его применение приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик.
На современном этапе развития внешнеэкономической деятельности объемы товарооборота увеличиваются, что накладывает на процедуру таможенного контроля определенные трудности. Должностные лица
таможенных органов должны исполнять свои обязанности, не смотря на то, что количество товара, перемещаемого через таможенную границу, становится все больше. От того, насколько эффективно будет происходить таможенный контроль, непосредственно зависит объем, перемещаемых товаров через таможенную границу товаров и правильное исчисление таможенных пошлин, налогов. Таможенный контроль осуществляется в различных формах , которые в свою очередь содействуют выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в сфере таможенного законодательства.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в нормативно-правовом регулировании внешнеэкономических отношений, в том числе, в области организации и проведения таможенного контроля.
В связи с увеличением товарооборота через таможенную границу появилась необходимость максимального сокращения времени, затрачиваемого на таможенное оформление и таможенный контроль, не снижая при этом эффективность. Благодаря принципу выборочности становится возможным
осуществление таможенного оформления и таможенного контроля в
максимально сжатые сроки без снижения эффективности. Чему также способствует использование системы управления рисками.
Объектом исследования являются совокупность общественных
отношений, возникающих в процессе административно-правового
регулирования таможенного контроля.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие отношения в сфере таможенного контроля, а также их применени е таможенными и судебными органами Российской Федерации.
Основной целью исследования является комплексное исследование института таможенного контроля, правовых основ его осуществления; выявление и анализ проблем в данной области, а также разработка рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
1. Определить понятие, виды, цель и значение таможенного контроля;
2. Выявить правовые основы таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
3. Проанализировать принципы организации и деятельности
таможенного контроля в ЕАЭС;
4. Определить субъектов таможенного контроля;
5. Определить формы, порядок проведения таможенного контроля и меры его обеспечения;
6. Выявить и проанализировать проблемы таможенного контроля после выпуска товаров;
7. Рассмотреть систему управления рисками в качестве механизма совершенствования таможенного контроля.
Для достижения поставленной цели и решения задач при подготовке квалификационного исследования использовались общенаучные методы познания: диалектический метод познания, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, комплексный, системный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие методы.
Теоретической базой исследования послужили научные труды
российских ученых в области таможенного права, позволивших осмыслить и раскрыть специфику исследуемой темы.: О.Ю. Бакаевой, Ю.М Литвиновой , А.Н. Козырина, А.А. Костина, С.В. Сенотрусовой, Т.Н Трошкиной, В.А. Чинько и др.
Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
По итогам проведенного исследования, рассмотрев современные тенденции осуществления таможенного контроля в условиях интеграционных процессов, можно сделать следующие выводы.
Таможенный контроль это сложная и многогранная категория. Выступая составной частью государственного управления он выступает как средство реализации таможенной политики государства. В то же время таможенный контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы и формы реализации.
Под таможенным контролем, одним из ключевых институтов таможенного права, понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
На современном этапе развития законодательства о таможенном деле при осуществлении таможенного контроля смещаются акценты. На смену тотальному контролю на этапе таможенного оформления пришел выборочный контроль, в том числе, после выпуска товаров в свободное обращение. Эта задача реализуется путем проведения таможенных проверок. Выбор объектов таможенной проверки, а также планирование деятельности подразделений таможенной инспекции должен проводиться на основе анализа различных источников информации, в том числе и сведений полученных с использованием системы управления рисками.
Таможенный контроль служит средством достижения наиболее полной уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи существенно пополняют казну государства, поэтому таможенный контроль играет важную роль в экономике страны. В условиях глобализации мировой торговли от быстроты и эффективности таможенного контроля зависит состояние и конкурентоспособность экономики Российской Федерации.
Совершенствование процедуры осуществления таможенного контроля, сокращение времени его проведения, способствует созданию благоприятных условий для развития международной торговли. В результате проведенного исследования необходимо сформулировать следующие выводы.
Первостепенной задачей таможенного контроля является
предупреждение нарушения законодательства в области таможенного дела. Предупреждая нарушения таможенных правил, конечной целью которых является уклонение от уплаты таможенных платежей или занижение их размера, таможенный контроль позволяет пополнять доходную часть бюджета государства.
Правоотношения, возникающие в сфере таможенного контроля, по нашему мнению, характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные, охраняемые от нарушений принудительной силой государства. В качестве субъектов таможенного контроля выступают: таможенные органы и их должностные лица; лица, перемещающие товары через границу и субъекты, оказывающие им договорные услуги (таможенный брокер, уполномоченные экономические
операторы.таможенный перевозчик); лица, оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (переводчики, понятые, медицинские работники и пр.).
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, формы таможенного контроля, достаточные для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, применяя в своей деятельности определенные принципы таможенного контроля.
Принципы таможенного контроля призваны обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование механизма таможенного контроля, нацеленного на выявление соответствия таможенных операций и контрольных мероприятий положениям и нормам таможенного законодательства, на соблюдение режима законности в таможенной сфере и обеспечение правопорядка при осуществлении внешнеторговой деятельности. Они направлены также на достижение основной цели создания ТС ЕАЭС - обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создание благоприятных условий торговли государств - членов ТС ЕАЭС с третьими странами, формирование единого таможенного, а затем и единого экономического пространства.
Важнейшим специфическим принципом таможенного контроля является: принцип выборочности, основанный на использовании системы управления рисками принцип законности. Использование данной системы позволяет достигать более высоких результатов при наименьших затратах. Использование принципа выборочности подталкивает участников внешнеэкономической деятельности к соблюдению таможенного законодательства, к добросовестности в таможенных отношениях. К другим принципам таможенного контроля относятся: принцип уважения прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности; принцип гуманности; принцип оперативности; принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств.
Одним из наиболее перспективных направлений в оптимизации таможенного контроля, наряду с предварительным информированием, считается использование технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств. В целях последующего развития технологии удаленного выпуска таможенным органам необходимо совершенствовать мероприятия по совершенствованию единообразного применения СУР. Таким образом,анализ механизма управления таможенными рисками в условиях расширения ЕАЭС является важным аспектом в деятельности таможенных служб всех стран Союза. Следует отметить,что для выявленных проблем необходимо искать пути решения,в том числе на законодательном уровне.
Таким образом, возрастающая роль таможенного контроля в
современных условиях, является гарантом законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В процессе исследования сущности таможенного досмотра считаем возможным внесение предложения о целесообразности введения в практику деятельности таможенных органов стимулирования (в большей степени материального) досмотровых операций, проведенных с положительным результатом. Такая новелла, несомненно, приведет к уменьшению взяточничества в таможенной сфере, увеличению числа выявленных нарушений таможенных законодательства, повышению эффективности таможенного контроля и, как следствие, высокой наполняемости доходной части федерального бюджета.
Таможенный контроль это сложная и многогранная категория. Выступая составной частью государственного управления он выступает как средство реализации таможенной политики государства. В то же время таможенный контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы и формы реализации.
Под таможенным контролем, одним из ключевых институтов таможенного права, понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
На современном этапе развития законодательства о таможенном деле при осуществлении таможенного контроля смещаются акценты. На смену тотальному контролю на этапе таможенного оформления пришел выборочный контроль, в том числе, после выпуска товаров в свободное обращение. Эта задача реализуется путем проведения таможенных проверок. Выбор объектов таможенной проверки, а также планирование деятельности подразделений таможенной инспекции должен проводиться на основе анализа различных источников информации, в том числе и сведений полученных с использованием системы управления рисками.
Таможенный контроль служит средством достижения наиболее полной уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи существенно пополняют казну государства, поэтому таможенный контроль играет важную роль в экономике страны. В условиях глобализации мировой торговли от быстроты и эффективности таможенного контроля зависит состояние и конкурентоспособность экономики Российской Федерации.
Совершенствование процедуры осуществления таможенного контроля, сокращение времени его проведения, способствует созданию благоприятных условий для развития международной торговли. В результате проведенного исследования необходимо сформулировать следующие выводы.
Первостепенной задачей таможенного контроля является
предупреждение нарушения законодательства в области таможенного дела. Предупреждая нарушения таможенных правил, конечной целью которых является уклонение от уплаты таможенных платежей или занижение их размера, таможенный контроль позволяет пополнять доходную часть бюджета государства.
Правоотношения, возникающие в сфере таможенного контроля, по нашему мнению, характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные, охраняемые от нарушений принудительной силой государства. В качестве субъектов таможенного контроля выступают: таможенные органы и их должностные лица; лица, перемещающие товары через границу и субъекты, оказывающие им договорные услуги (таможенный брокер, уполномоченные экономические
операторы.таможенный перевозчик); лица, оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (переводчики, понятые, медицинские работники и пр.).
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, формы таможенного контроля, достаточные для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, применяя в своей деятельности определенные принципы таможенного контроля.
Принципы таможенного контроля призваны обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование механизма таможенного контроля, нацеленного на выявление соответствия таможенных операций и контрольных мероприятий положениям и нормам таможенного законодательства, на соблюдение режима законности в таможенной сфере и обеспечение правопорядка при осуществлении внешнеторговой деятельности. Они направлены также на достижение основной цели создания ТС ЕАЭС - обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и создание благоприятных условий торговли государств - членов ТС ЕАЭС с третьими странами, формирование единого таможенного, а затем и единого экономического пространства.
Важнейшим специфическим принципом таможенного контроля является: принцип выборочности, основанный на использовании системы управления рисками принцип законности. Использование данной системы позволяет достигать более высоких результатов при наименьших затратах. Использование принципа выборочности подталкивает участников внешнеэкономической деятельности к соблюдению таможенного законодательства, к добросовестности в таможенных отношениях. К другим принципам таможенного контроля относятся: принцип уважения прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности; принцип гуманности; принцип оперативности; принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств.
Одним из наиболее перспективных направлений в оптимизации таможенного контроля, наряду с предварительным информированием, считается использование технологии удаленного выпуска товаров и транспортных средств. В целях последующего развития технологии удаленного выпуска таможенным органам необходимо совершенствовать мероприятия по совершенствованию единообразного применения СУР. Таким образом,анализ механизма управления таможенными рисками в условиях расширения ЕАЭС является важным аспектом в деятельности таможенных служб всех стран Союза. Следует отметить,что для выявленных проблем необходимо искать пути решения,в том числе на законодательном уровне.
Таким образом, возрастающая роль таможенного контроля в
современных условиях, является гарантом законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В процессе исследования сущности таможенного досмотра считаем возможным внесение предложения о целесообразности введения в практику деятельности таможенных органов стимулирования (в большей степени материального) досмотровых операций, проведенных с положительным результатом. Такая новелла, несомненно, приведет к уменьшению взяточничества в таможенной сфере, увеличению числа выявленных нарушений таможенных законодательства, повышению эффективности таможенного контроля и, как следствие, высокой наполняемости доходной части федерального бюджета.
Подобные работы
- Актуальные проблемы исчисления и взимания таможенных платежей в
Евразийском экономическом союзе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие таможенного дела в условиях Евразийской интеграции
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Таможенный контроль после выпуска товаров
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие внешней торговли стран Евразийского экономического союза
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Таможенный контроль товаров и транспортных средств перемещаемые различным видом транспорта
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



