Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты и методические особенности обучения информационным технологиям учащихся в основной школе 6
1.1. Понятие информационных технологий и стадии ее развития 6
1.2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения, преимущества и недостатки 8
1.3. Анализ учебников по информатике 7-9 классов 14
1.4. Технология работы с текстовой информацией 25
1.5. Технология работы с графической информацией 28
1.6. Сетевые информационные технологии 31
1.7. База данных и информационные системы 32
1.8. Электронные таблицы 36
Глава 2. Информационные технологии в современном учебном процессе . 41
2.1. План-конспект урока по теме: «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» 41
2.2. Методическая разработка урока-игры по теме: «В мире
информационных технологий» 52
Заключение 61
Литература 63
Приложения 65
«... Идеальная дидактика - это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что никто не сможет ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет работать при свечах. Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что этого хочет сам.» (Анатолий Александрович Гин - Вице¬президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по вопросам образования, педагог).
Современный период формирования общества характеризуется мощным влиянием на него компьютерных технологий. Они проникают во все области, без исключения, человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в социуме и образуют всемирное информационное пространство. Неотъемлемой и важной составляющей данных процессов считается компьютеризация образования. В данный период в России идет становление новой концепции образования, которая ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается немаловажными
преобразованиями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, сплоченными с внесением корректив в содержание технологий обучения. Он должен отвечать современным технологическим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению детей в информационный социум. Компьютерные технологии вызваны быть никак не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой составляющей целостного образовательного процесса, который в десятки раз повысит его значимость.
В течении нескольких лет число ребят, способных пользоваться компьютером, увеличилось примерно в десять раз. По мнению ученых, данные тенденции будут ускоряться с каждым днем все больше и больше,
независимо от школьного образования. Отнюдь, как всем уже известно, дети знакомы в основном только с игровыми компьютерными программами. Многие ребята используют компьютерную технику только для веселья и развлечения. Если обратить внимание на статистику, то познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на 20 месте. Следовательно, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Одним из факторов такого положения является то, что
информационные технологии в школе не нашли еще своего должного
применения. Уроки с применением информационных технологий - компьютеров - в основном ведут учителя информатики.
Проблема широкого использования нынешних компьютерных технологий в области образования в последнее десятилетие вызывает повышенную заинтересованность в отечественной педагогической науке.
Выше приведенные доводы и свидетельствуют об актуальности темы данной работы.
Объект исследования - процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования - методические особенности изучения информационных технологий в основной школе.
Цель исследования - систематизировать и изложить методические особенности обучения информационным технологиям в курсе информатике основной школы.
В процессе изучения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Проанализировать школьные учебники по информатике по ФГОС 7 - 9 классов.
3. Изложить методические особенности обучения информационным технологиям.
4. Разработать план-конспект урока, внеклассное мероприятие, терминологический словарь, пособие-практикум по информационным технологиям (текстовый редактор - MS Word).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами урок и внеклассное мероприятие, глоссарий, а также практикум по информационным технологиям могут быть использованы в учебном процессе учителями информатики, студентами при прохождении педагогической практики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Динамичное развитие современного общества требует новых подходов к организации процесса обучения в целом и информатики в частности. Необходимым условием полноценного и комплексного образования является знание информационных технологий. Знание компьютера стало критерием общей грамотности личности.
В XXI веке в условиях массового применения компьютерной техники практически во всех сферах современного общества большое значение приобретают вопросы внедрения средств информационных технологий в практику обучения, использование технологий обучения, основанных на компьютерной поддержке учебно-познавательной деятельности. Переступая порог школы, современный старшеклассник должен владеть качествами, которые нужны человеку в XXI веке, среди которых и качество критического мышления.
В данной выпускной квалификационной работе подробно изложены методические особенности изучения информационных технологий в курсе информатики основной школы.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены школьные учебники по информатике и ИКТ, методические пособия и изучена научная литература по теме «Информационные технологии».
2. Проанализированы действующие учебно-методические комплекты по информатике и ИКТ разных авторских коллективов.
3. Систематизирован и изложен теоретический материал, методические рекомендации по изучению информационных технологий в школьном курсе информатики и ИКТ.
4. Разработаны план-конспект урока по теме «Построение диаграмм в электронных таблицах MS Excel» и урок-игра по теме «В мире информационных технологий», составлены терминологический словарь по информационным технологиям и пособие-практикум «Текстовый редактор - MS Word».
Разработанные нами уроки, терминологический словарь, а также практикум по ИТ могут быть использованы в учебном процессе учителями информатики и студентами при прохождении педагогической практики.