ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся 6
1.1 Педагогическая проблема активизации познавательной деятельности учащихся 6
1.2 Использование наглядности как средство активизации познавательной деятельности 13
Глава 2. Применение компьютерных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся 23
2.1 Использование компьютерных технологий для активизации познавательной деятельности на основе визуальной наглядности 23
2.2 Использование ИКТ на уроках геометрии 27
Глава 3. Применение наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках геометрии 32
3.1 Разработка уроков по планиметрии и стереометрии с применением наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся 32
3.2 Решение геометрических задач с помощью редактора КОМПАС-3Б LT 47
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение 61
Известно, что до 80% информации человек получает непосредственно через зрительный канал. Как говорил великий немецкий математик Карл Гаусс: «Математика - наука не столько для ушей, сколько для глаз [8, с. 3].
Анализируя школьную практику, мы пришли к выводу о том, что главным в обучении является поиск новых методов и средств, способствующих развитию устойчивого интереса к самостоятельному приобретению знаний. Необходимо непрерывно активизировать познавательную деятельность учеников. Использование наглядных средств способствует формированию учебной мотивации, так как развивает представления о реальных объектах, совершенствует творческое мышление ребенка, позволяет осмысленно оперировать с понятиями и предметами, а также запоминать и воспроизводить в памяти их свойства.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в изучении геометрии является, несомненно, актуальной, так как обучение по ФГОС ООО направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитию его творческих способностей, что в свою очередь может быть достигнуто, если использовать для активизации познавательной деятельности учащихся наглядные средства и методы. Необходимо вести непрерывный поиск новых эффективных методических приемов, которые бы активизировали познавательную деятельность учащихся, стимулируя их к самостоятельному приобретению знаний. А также создавать условия в обучении, которые будут направлены на использование ресурсов визуального мышления учеников. Обучение должно быть построено на разумном сочетании логического и наглядно-образного мышления [22, с. 5].
В контексте рассматриваемой проблемы уместно высказывание Б.М.Владимирского, отмечающего, что «учить надо не лучше. Учить надо иначе... Вновь возникающие специализированные языки приводят к новым схемам понимания, менее связанным с речью, но в большей мере, ориентированным на зрительные образы, форму и цвет» [4, с. 4].
В современной системе образования все более широко применяются информационные технологии. Процесс обучения следует выстраивать таким образом, чтобы формирование знаний, умений, навыков, опиралось на зрительный аппарат, так как во взаимодействии с речью это способствует активизации познавательной деятельности.
Объект исследования - процесс обучения геометрии в старших классах.
Предмет исследования - методические особенности активизации познавательной деятельности учащихся с помощью средств наглядности.
Цель - систематизировать теоретический материал по рассматриваемой проблеме, разработать систему уроков по геометрии с использованием средств наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи исследования:
1) Проанализировать методическую и педагогическую литературу по изучаемой теме.
2) Рассмотреть основные виды, формы и функции средств наглядности, используемых для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках геометрии.
3) Выявить роль ИКТ в математическом образовании, рассмотреть программные продукты для применения наглядности.
4) Раскрыть практическое применение принципа наглядности, разработать практическую работу по геометрии для активизации познавательной деятельности учащихся в программе КОМ11АС-3О LT.
Работа содержит 58 страниц. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические аспекты визуальной наглядности в обучении, проанализирована педагогическая проблема активизации познавательной деятельности учащихся, выделены основные виды, формы и функции средств наглядности.
Вторая глава посвящена компьютерным моделям, выяснению значения компьютерных технологий для активизации познавательной деятельности на основе визуальной наглядности.
В третьей главе рассматривается практическое применение принципа наглядности на уроках геометрии.
В заключение данной дипломной работы отметим, что тема: «активизация познавательной деятельности учащихся на основе использования визуальной наглядности при обучении геометрии» носит весьма актуальный характер на этапе развития современного образования. Целью выпускной квалификационной работы являлось систематизировать теоретический материал по рассматриваемой проблеме, разработать систему уроков по геометрии с использованием средств наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся.
В результате исследования была изучена методическая и педагогическая литература теоретических основ активизации познавательной деятельности на основе визуальной наглядности. Выделена проблема активизации познавательной деятельности, проведен системный анализ различных видов и форм визуальной наглядности. В ходе работы мы пришли к выводу о том, что пользуясь различными видами и формами визуальной наглядности на уроках, можно эффективно активизировать познавательную деятельность.
Также проанализированы программные продукты применения визуальной наглядности на уроках геометрии. В ходе исследования мы выяснили, что с помощью учебной программы КОМПАС-3Э LT можно расширить возможности визуальной наглядности при обучении геометрии для активизации познавательной деятельности на уроке.
Разработаны уроки и практическая работа по геометрии, с применением наглядности как средства активизации познавательной деятельности с использованием программы КОМПАС-3Э LT, которые обеспечивают лучшее усвоение учебного материала и развивают пространственное воображение.
В качестве одного из способов активизации познавательной деятельности учащихся на основе визуальной наглядности на уроках геометрии, может выступать разработанная нами практическая работа, способствующая формированию учебной мотивации и совершенствующая творческое мышление ребенка.
1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И. Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 576.
2. Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - С. 284.
3. Башмаков М.И. Резник Н.А. Развитие визуального мышления на уроках математики [Текст] / М.И. Башмаков, Н.А. Резник // Математика в школе. - 1991. -№1. - С.4-8.
4. Владимирский Б.М. Компьютерные учебники: анализ конструкции и психофизиологические требования информатики / Б.М. Владимирский // Компьютерные инструменты в образовании. - Ростов, 2000. - С. 8.
5. Далингер В.А. Наглядные образы математических объектов как предмет и средство для изучения: учебное пособие [Текст] / В.А. Далингер. - Омск: Изд-во ООО «Амфора», 2013. - С. 75.
6. Джуринский А.Н. История педагогики. Учебное пособие для
студентов педвузов [Текст] / А.Н. Джуринский. - Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 432с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М., 2004. - С. 311.
8. Колесова О.В. Наука как способ духовного освоения реальности [Текст] / О.В. Колесова. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. - С. 222.
9. КОМПАС-3Э LT: О программе — официальный сайт САПР КОМПАС [Электронный ресурс]. - Электронные программные данные. - АСКОН, 2018. - Режим доступа: URL: http://kompas.ru/kompas-3d-lt/about/, свободный.
10. Копылова Н. Г. Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников [Текст] / Н.Г. Копылова, Т.Е. Фокина // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1006-1008.
11. Криницкая, Г.М Наглядность в обучении, связь с познавательными
особенностями личности [Электронный ресурс]. / Г.М. Криницкая. -
Электронные текстовые данные. - Ярославская область: ИРО, 2004. - Режим доступа: URL: http: //old. iro .yar. ru/resource/distant/pedagogy/kr_nagl .html,
свободный. П.1.4
12. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: Пособие для учителя» / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - С. 96.
13. Милованов К.Ю. «Коменский Я.А. и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке» / К.Ю. Милованов, В.Г. Безрогов. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. - С. 243.
14. Петровский А.В. Психология. Словарь [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1990. - С. 494.
15. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 724 с. П 2.1
16. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст] / А.В. Погорелов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - С. 241.
17. Симонов В.П. Педагогический менеджмент [Текст]: Ноу-хау в образовании: учебное пособие / В.П. Симонов. - М., Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - С. 357. (п2.2)
18. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математики [Текст] / Л.Н. Скаткин. - М.: «Учитель», 1992. - С.320.
19. Сластёнин В.А Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - С. 512.
20. Соколова И.Ю Учебно-познавательная деятельность, условия ее активизации, эффективность оптимального функционирования подструктур [Текст] / И.Ю. Соколова под ред. Н.К Грицкевич. - Пенза: «Академия Естествознания» - 2016. - С. 335.
21. Усольцев А. П. Четыре четверти. Учебное пособие для учителей [Текст] / А.П. Усольцев. - М.: Директ-Медиа, 2014. - С. 324.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - С. 31.
23. Федоров А.И. Методологические аспекты информатизации профессионального образования [Текст] / Федоров А.И. // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 4. - С. 11-13. П 2.1
24. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 1984. - С.80.
25. Шамова Т.И. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся [Текст] / Т.И. Шамова. - 2-е изд. - М.: «5 за знания» ,2010. - С. 208.
26. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1997. - С. 160.