Был проведен анализ публикаций, посвященных гибели подводной лодки (АПЛ) «Курск» (12 августа 2000 года)
Введение 3
1. Теоретические подходы к интерпретации события в СМИ 5
1.1 Событие как объект освещения СМИ 5
1.2 Интерпретация события в СМИ 9
2 Анализ интерпретации события в диахроническом аспекте 15
2.1. Общая характеристика эмпирического материала 15
2.2. Особенности интерпретации события 12 августа 2000 года в диахроническом аспекте 18
Заключение 30
Список использованной литературы и источников 32
В настоящее время не вызывает сомнения ведущая роль средств массовой информации (далее СМИ) в формировании восприятия событий и фактов широкой общественностью. Большое количество исследований, как в области лингвистики, так и в области журналистики было посвящено рассмотрению особенностей отражения факта в материалах СМИ и влиянию этих особенностей на формирование общественного мнения.
С развитием электронных СМИ, особенно интернет-СМИ и сетевого текста как нового феномена журналистики, у журналистов появилась возможность освещать развивающиеся события максимально оперативно, а читатели – сравнивать ранее опубликованные тексты между собой.
Тем не менее, до сих пор не было проведено серьезные исследований диахронического аспекта интерпретации события в материалах СМИ, что и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Объект исследования – специфика интерпретации события в СМИ.
Предмет исследования – диахронический аспект интерпретации события в материалах СМИ о гибели подводной лодки «Курск».
Цель исследования – проанализировать изменения в интерпретации события в материалах СМИ о гибели подводной лодки «Курск» с течением времени (диахронический аспект).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать событие как объект освещения СМИ .
2. Проанализировать варианты интерпретации события в СМИ.
3. В ходе эмпирического исследования выявить и проанализировать особенности интерпретации события 12 августа 2000 года (гибель подводной лодки «Курск») в диахроническом аспекте.
Теоретической основой исследования послужили работы В. З. Демьянкова, С. В. Инешиной, А. Д. Казун, А. А. Негрышева,
Н. В. Обелюнас, Ю. А. Сорокина, И. Г. Ясавеева и других российских исследователей.
Методы, применявшиеся в ходе работы: метод анализа, синтеза, формально-логический, а также сравнительный. Метод контент-анализа был применен для изучения и анализа материалов эмпирического исследования.
Структура настоящей курсовой работы имеет традиционный характер и состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованной литературы и источников.
Средства массовой информации выполняют важные социальные функции, репрезентируя важные с их точки зрения события и интенции в медийном речевом произведении – в медиасобытии. Характер готового информационного продукта задается объективными характеристиками проблемы, взаимосвязью различных вопросов между собой, типом СМИ, ориентацией СМИ на конкретную целевую аудиторию, официальной позицией власти и т.д.
Любое событие через описание его в материалах СМИ интерпретируется. Смыслообразующим центром материалов СМИ является интерпретационно-когнитивная модель события и ее смысловые версии, в которых проявляется информационно-содержательный потенциал реального события благодаря интерпретирующим факторам.
Для проведения эмпирического исследования особенностей интерпретации события в СМИ с диахроническом аспекте нами были выбраны статьи из архивов изданий «Аргументы и Факты», «Коммерсантъ Деньги», «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Комсомольская правда» за 2000-2019 год.
Проанализированные нами интерпретации события в диахроническом аспекте на материале СМИ с 2000 по 2019 год позволили сделать следующие выводы.
В публикациях, максимально приближенных к дате трагедии, событие интерпретируется как преступная халатность государственных деятелей и должностных лиц, повлекшая смерть 118 моряков-подводников, так как спасательная операция не удалась. В публикациях присутствует интерпретация события через мотивы ожидания и горя, а также мотивы лжи и «упущенного времени».
Через несколько месяцев после трагедии ситуация несколько успокаивается, эмоциональное напряжение спадает. В публикациях событие 12 августа 2000 года интерпретируется уже как то, что необходимо пережить вместе и людям, и власти.
В публикациях 2002-2009 года гибель АПЛ «Курск» интерпретируется через анализ причин, которые не признаны официально. В зависимости от описываемых возможных причин трагедии само событие интерпретируется как атака иностранных государств, преступная халатность, как часть конспирологических теорий в отношениях государства и общества.
В 2015-2018 годах публикуются материалы о том, как живут близкие погибших. Журналисты интерпретируют событие 12 августа 2000 года как трагический эпизод отдельной жизни, который людям удалось пережить. Отдельно подчеркивается государственная поддержка вдов и сирот погибших моряков-подводников.
В проанализированных материалах 2019 года о событии говорится сухим языком в рамках установленных фактов. Интерес общества к событию в этот период уже значительно снизился. Гибель 14 моряков 1 июля 2019 года дала основание журналистам проводить параллели между двумя трагедиями, однако в основном это происходило в политическом ключе, когда событие 12 августа 2000 года стало символом бездействия должностных лиц.
Таким образом, очевидно, что за период с августа 2000 г. по август 2019 года в СМИ интерпретация события 12 августа 2000 г. неоднократно претерпевала изменения в зависимости от настроений в обществе и политической ситуации.
1. Байдина В. С. «Прошлое», «настоящее» и «будущее» россиян в структуре телевизионного образа социального времени // Медиаскоп Электронный научный журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1236.
2. Баташева А.А. Лингвистические способы интерпретации медиасобытия (на примере конфликта в Сирии) //В сборнике: Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе Межвузовский сборник научных трудов. Ответственный редактор А.Г. Пастухов. 2016. С. 63-74.
3. Баташева А.А.Лингвостилистические методы интерпретации коммуникативных событий в СМИ России и Германии// В сборнике: Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе сборник научных трудов. 2018. С. 93-106.
4. Волкова О.С. Репрезентативность диахронических изменений в содержательной структуре новостного сообщения // Теоретические и прикладные аспекты корпусных методов изучения текста. – Волгоград: Изд-во ВолГУ 2015. – С. 42-47.
5. Воронцова Т. А. Новостной заголовок как репрезентант события // Политическая лингвистика. – 2017. – №6. – С.87-90.
6. Гарбузняк А.Ю. Повестка Дня СМИ как технология интерпретации// Медиаскоп. 2015. № 1. С. 6.
7. Гибель атомной подводной лодки «Курск». Справка, РИА-Новости, 12.08.2010 [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://ria.ru/20100812/264217073.html
8. Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ//В книге: Язык средств массовой информации учебное пособие для вузов. Москва, 2008. С. 71-85.
9. Доронина С.В. Сведение и мнение: проблемы экспертной оценки переносных и экспрессивных значений // Юрислингвистика – 9: истина в языке и праве / под ред. Н.Д. Голева. – Кемерово, Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – С. 269.
10. Дунаев А.В. Интерпретационный компонент в структуре интенционального содержания высказывания // Проблемы интерпретационной лингвистики: Автор – текст – адресат. – Новосибирск, 2001. – С. 312-328.
11. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. Политические исследования. 2003. № 3. С. 109-119.
12. Инешина С.В. Модели интерпретации события в дискурсе Российской прессы// Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2 (74). С. 176-182.
13. Инешина С.В. Событие и модели его интерпретации (на материале российских печатных СМИ)// Дискурсология и медиакритика средств массовой информации. Сборник научных работ по материалам международной научно-практической конференции. Под ред. А.В. Полонского, М.Ю. Казак, С.В. Ушаковой. - Белгород, 2017
- С. 68-73.
14. Казун А.Д., Казун А.П. Когда беда приходит не одна: освещение трех трагедий в российских СМИ// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 3 (139). С. 128-146.
15. Котенков М.С. Информационное событие: сущность, специфика, функционирование//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8. № 1 (26). С. 36-41.
16. Матвеева Т. В. Риторический практикум журналиста. М.: «Наука», «Флинта», 2007. 312 с.
17. Мохирева С. В. Вариативность репрезентаций вербального события в СМИ// Вестник Томского государственного университета. 2013. № 373. С. 19-22.
18. Негрышев А. А. Интерпретация действительности в новостях СМИ: некоторые приемы на уровне композиции текста// Медиаскоп Электронный научный журнал «Медиаскоп» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1071
19. Негрышев А. А. Референтное событие и референтная база новостного медиатекста // Медиалингвистика. 2015. - № 2 (8). - С. 23-26.
20. Обелюнас Н. В. Конфликт интерпретаций в сфере массовой коммуникации // Юрислингвистика. 2010. № 10 (10). С. 416-420.
21. Петренко, О.А. СМИ и журналисты в условиях терактов : учебное пособие / О.А. Петренко, А.М. Горбачев. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 251 с.
22. Печетова Н.Ю. Интерпретация событийного концепта в медиатексте // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2010. Т. 7. № 2. С. 144-149.
23. Сорокин Ю. А. Статус факта (события) и оценки в текстах массовой коммуникации [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://gendocs.ru/v17315/юрислингвистика_2000__02?page=10.
24. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – Москва: Аспект Пресс, 2000. – 312 с.
25. Чепурная А.И. Образ события: интерпретация действительности в медиадискурсе (на материале американских СМИ)// Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10. № 4-1. С. 86-95.
26. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций // Журнал социологии и социальной антропологии. Том IX. № 1. 2006. С. 91—102.
Источники эмпирического материала
1. Алексин В. «Курск»: взрыв торпед в результате столкновения// Независимая газета. – № 180. – 29.11.2000.
2. Ворсобин В. «Курск» все-таки потопили американцы?// Комсомольская правда. – № 163. – 29.07.2005.
3. Гудков В. «Курск» потопила собственная торпеда. Весь подводный флот России под угрозой взрыва// Коммерсантъ –№29. –19.02.2002.
4. Гудков Г. Спасатели «Курска» не сошлись в цене. Подъем экипажа откладывается //Коммерсантъ. – №180. – 27.09.2000.
5. Данилевич Е. Незарастающая рана. Что скрывает затонувшая подводная лодка «Курск»? // Аргументы и факты. – №184. – 12.08.2018.
6. Данилевич Е. Путин: трагедия с подлодкой «Курск» была вызвана плохим состоянием армии// Коммерсантъ – №45. – 11.03.2018.
7. Капитан 1 ранга Александр Лесков: «Во время взрыва подлодка «Курск» была над водой»// Комсомольская правда. – №146. – 13.08.2009.
8. Климов М. Запрограммированная трагедия в Баренцевом море// Независимая газета. – № 113. – 03.07.2019.
9. Козырев М. Хроника одного погружения//Коммерсантъ Деньги. – №188. – 23.08.2000.
10. Кондрашов А. Нас может защитить только икона// Аргументы и Факты. – № 34. – 23.08.2000.
11. «Курск»: история одной трагедии// Коммерсантъ. – № 123. – 12.08.2019.
12. Милашина Е. «Операция списания// Новая газета. – № 86.– 16.07.2001
13. Сафронов И. Путин дал команду «Подъем». // Коммерсантъ. – №175. – 20.09.2000.
14. Соловьев В. Трагедия, умноженная ложью// Независимая газета. – № 144. – 23.08.2000.
15. Хватова Я. Вдова мичмана с «Курска»: «Наш сын хотел стать моряком»// Аргументы и факты. – № 168. – 12.08.2015.