Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике (Кемеровский Государственный Университет)

Работа №49118

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы30
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
353
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты идей свободного воспитания в отечественной педагогике 5
1.1 Идеи воспитания в XVIII-XIX века (Шацкий С.Т., Пирогов Н.И., Ушинский К.Д.) 5
1.2 Л.Н. Толстой о свободе ученика как основном условии воспитания и обучения 10
1.3 Свободное воспитание в новаторской педагогике России ХХ века 13
Глава 2 Реализация идеи свободного воспитания в школе Л. Н. Толстого в Ясной поляне 18
2.1 Принципы и методы обучения 18
2.2 Преемственность педагогических идей в концепции начального образования Л. Н. Толстого 23
Заключение 27
Список использованных источников 28

На протяжении долгого времени различные теоретики и практики интересуются идеей свободного обучения. Многие из них пытались воплотить неавторитарное, ненасильственное воздействие на подростков. В истории встречалось немало примеров, где идея свободного воспитания была главной концепцией в жизнедеятельности детских учреждений. Среди них мы можем выделить Яснополянскую школу Л.Н Толстого, «Дом свободного ребенка» К.Н Вентцеля, колония «Бодрая жизнь» С.Т Шацкого в России. Несмотря на то, что почти всегда данный опыт давал непросто положительный результат, а грандиозный успех, как для школьников, так и для учителей, деятельность подобных учреждений не была длительной. Учреждения со свободным воспитанием были как эксперимент, который не нравился вышестоящим чинам. Они закрывались, но это не способствовало уменьшению энтузиазма и уверенности в своей правоте приверженцев идей свободного воспитания, которые старались реализовать их на практике.
В настоящее время идея свободного обучения получила новый всплеск интереса и внимания к себе. Все больше и больше людей встают на сторону новаторов, которые предлагают новые мысли, включающие идеи свободного воспитания, приоритет в которых отдается самоопределению ребенка, а в основу положены любовь к нему, уважение его интересов и желаний.
Данная тема очень актуальна, ведь воспитание и образование рассматривается как важнейший способ подготовки индивида к жизни, как эффективные средства, помогающие ему сформировать собственное мнение и найти свой жизненный путь.
Поэтому особенностью современной образовательной политики в России является гуманизация образования, которая предусматривает пересмотр содержания образования, что позволит ученикам успешно овладевать необходимыми знаниями. Решение проблемы создания успешного обучения играет важную роль в ее реализации в отечественной педагогической науке.
В связи с этим целью курсовой работы является изучение идей свободного воспитания, выдвигаемых и апробированных на практике отечественными педагогами.
Поставленная цель определяет задачи курсового проекта:
 изучить идеи воспитания педагогов, трудившихся в 18 – 19 веках (Шацкий С.Т., Пирогов Н.И., Ушинский К.Д.)
 проанализировать учение Л.Н. Толстого о свободе ученика;
 рассмотреть постулаты новаторской педагогики в России;
 изучить преемственность педагогических концепций Л.Н. Толстого в современных школах.
Предметом изучения в работе выступают труды известных российских педагогов о методах, формах и принципах качественного и эффективного образования для детей.
Объектом является методология обучения младших школьников, основанная на принципах идей свободного воспитания.
Структура курсовой работы представлена введением, заключением, и двумя главами основной части, в которых последовательно раскрывается суть учения о свободном воспитании, а также на практическом примере показывается его преемственность в одной из российских школ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема создания условий для успешного обучения для детей является одной из самых важных для преподавателей всех предметов. Ведь именно воспитание и образование подготавливает детей к жизни. Именно поэтому большое количество русских педагогов занимались изучением этого вопроса и разрабатывали новые методы преподавания.
Одной из распространенных идей стала идея свободного обучения и воспитания. Появилась целая плеяда педагогов, опыт работы которых заслуживает внимания в обществе. Их модель образования на практике показала эффективность.
В XIX веке Л.Н. Толстой один из первых использовал на практике не авторитарную форму обучения. Обучая учеников, он с успехом соединил принуждения, которые были необходимы для сохранения порядка во время уроков, и свободу, которая способствовала развитию личности. Благодаря реализации идей Л. Н. Толстого, у его учеников была высокая мотивация к учению. Ученики с радостью и с большим желанием посещали уроки и успешно преодолевали трудности в учении и постигая знания.
Позже, в XX веке, педагоги-новаторы также осознали, что успех и творчество тесно связаны. Многие из них считали, что сотрудничество педагога и учащихся является обязательным фактором достижения успеха. Благодаря идеям свободного обучения, которые они применяли в своих концепциях, русские педагоги-новаторы вызывали интерес у детей к учению и делая процесс обучения непринужденным, посильным и увлекательным.
И большинство из данных методов широко применяются на уроках в современных школах. Однако эта тема до сих пор является актуальной и преподаватели все еще находятся в поиске оптимальных решений, которые помогли бы справиться с данной проблемой.



1. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет / в кн. Баженова И.Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1988. – 472 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя: Ш.А.Амонашвили. - М.: Просвещение, 1987. – 208 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя:Ш.А.Амонашвили. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
4. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? А.С.Белкин. - М.: Просвещение, 1991. – 169 с.
5. Боголюбов, В. Эволюция педагогических технологий // Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С.12-21.
6. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. Для учителя / В.А.Бухвалов. – М.: Просвещение. 1993. – 96 с.
7. Волынкин, В.И. Школа в зеркале инноваций: Попытка системного анализа / В.И.Волынкин// Начальная школа. – 2000 - № 1. - С. 109-116.
8. Выготский, Л.С.Педагогическая психология; под ред. В.В.Дадывдова. - М., 1996.
9. Гельман, З. Учение с удивлением // Воспитание школьников. - 1990. - № 3. - С.17-21.
10. Гранкин, А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX – начале ХХ в.в. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. – 85 с.
11. Гузеев, В. От методик к образовательной технологии // Нар. Образование; Российский общественно-педагогический журнал. – 1988. - № 7. - С. 84-91.
12. Давыдов, В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах // Психол. Наука и образование. - 1997. - № 1.
13. Епишева, О.Б. Что такое педагогическая технология? // Школьные технологии. - 2004. - № 1. – С. 30-38.
14. Зажурило В.К. Ушинский в Петербурге.Лениздат, 1979. – 190 с.
15. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства// Сер. Учебники, учебные пособия. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 288 с.
16. Ильин, Е.Н. Путь к ученику: раздумье учителя–словесника // Кн. для учителя : Из опыта работы. – М.: Просвещение. 1998. – 224 с.
17. Ильин, Е.Н. Герой нашего урока. - М.: Педагогика, - 1991. - 228 с.
18. История педагогики в России : Хрестоматия: для студ. Гуманитарных фак. Высш. учебн. заведений; сост. С.Ф.Егоров. – 2-е изд; стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
19. Кларин, М.В. Технология обучения // Школьные технологии. – 2005. - № 1.
20. Коенов, О.Б. Воспитание духовности школьников в гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили: автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.01: защищена 02.04.2004: утв. 20.10.2004 /О.Б.Коенов; Пятигорск. ПГЛУ. – 2004. – 21 с.
21. Коменский, Я.А. Великая дидактика - М., 1989.
22. Кондраков, И.М. Знакомим малышей с техникой: Кн. Для родителей. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 128 с.
23. Коротов, В.М. Уроки Николая Петровича Гузика // Дидактические заметки. - М., 1983. – 16 с.
24. Латышина, Д.И. История педагогики: М., 2002. – 601 с.
25. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.
26. Лук, А.Н. Учить мыслить. - М.: Знание, 1975. - 96 с.
27. Макаев, В.В. Вопросы методологии историко-педагогических исследований / Под ред. Проф. А.Ю.Гранкина. – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2005. – 38 с.
28. Невский, И.А. Трудный успех. - М.: Просвещение, 1981. – 128 с.
29. Педагогический поиск. – 2-е изд. – М.: Педагогика. - 1988. – 472 с.
30. Переписка Л.Н.Толстого с А.А.Толстой 1857-1903., СПБ. 1911.
31. Петренко, П.И. К.Д.Ушинский о религиозном воспитании // Страницы истории педагогики. - Вып. 8. – Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - С. 84.
32. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 1997. – 176 с.
33. Развивающее обучение: школа Эльконина-Давыдова. Семья и школа. – 1998. - № 2.
34. Сикора, М. К проблеме развития развивающего обучения // Советская педагогика. - 1988. - № 8
35. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / В.А.Сластенин. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
36. Талызина, Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М., 1969.
37. Толстой. Л.Н. Педагогические сочинения // изд. 2-е доп. – М.: Учпедгиз, 1953. – 444 с.
38. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений: Т. 8. (Юбилейное изд.) / Л.Н.Толстой. - М., 1928-1958.
39. Толстой, Л.Н. Азбука. Новая азбука. - М., 1987. - С. 175-178.
40. Тохова, С.М. Модернизация образования и развитие профессиональных качеств педагога (На материале школ Кабардино-Балкарской Республики). – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2006. - 200с.
41. Усова, А.В. Чтобы учение стало успешным. - М.: Педагогика, - 2000. - № 4. - С.30-33.
42. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения, Вопросы обучения: В 2 т. /К.Д.Ушинский [под ред. Чл. корр АПН проф. В.Я.Струминского]. – М.: Гос. Учпед. Изд-во МП РСФСР, 1954. - Т.2 - 732 с.
43. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. /К.Д.Ушинский. – М.: АПН РСФСР, 1948-1952. - Т. 10. - 668 с.
44. Ушинский, К.Д. и русская школа. Беседы о великом педагоге // Под редакцией Е.П.Белозерова. - М.: Роман-газета, 1994.
45. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: М.: АПН РСФСР, 1948-1952. - Т. 2. - 392 c.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения К.Д.Ушинский. - М., 1968. - С. 348.
47. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – 2-е изд., стер. /B.A.Харламов. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 282 с.
48. Хуторской, А.В.Современная дидактика: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб./А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. – 639с.
49. Шкловский В.Б. Лев Толстой // ЖЗЛ, сер.биографий, вып. 1(363). - М.: «Молодая гвардия», 1967. – 657 с.
50. Щетинин, М.П. Объять необъятное: Записки педагога:М.: Педагогика. 1986. – 176 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ