Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 6
§1. Понятие и сущность социализации 6
§2. Факторы, влияющие на социализацию личности 13
§3. Значение учебного процесса в социализации школьников 19
Выводы 24
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 26
§1. Педагогический опыт школьной социализации детей 26
§2. Влияние детского коллектива на процесс социализации школьника 35
§3. Повышение эффективности социализации посредством учебно-воспитательной работы 43
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Личность человека видоизменяется и развивается на протяжении всей его жизни. Но особенно интенсивно процесс формирования личностных качеств происходит в дошкольном и школьном возрасте. Именно в эти периоды закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будут выстраиваться индивидуальные особенности человека. Реализуясь как личность, каждым человеком происходит выполнение определенных социальных ролей. При этом важным условием гармоничных отношений является отсутствие противоречий между сложившимися у человека убеждениями и обществом. Личность отдельного человека не должна вносить в общественную жизнь элементы разрушения или деструктивные отношения.
Начиная с появления младенца на свет, процесс социализации продолжается всю его жизнь. Осуществляется становление личности сначала при воспитательном воздействии на ребенка, затем – в процессе получения образования и самовоспитания. Самовоспитательная работа подразумевает самостоятельное достижение человеком поставленных целей. Социализацией личности называют поведение человека в бытовых условиях, проявление творческих способностей, преемственность культурного наследия своего народа и т.д. Развитие личностных качеств происходит при познании законов окружающего мира, доброго и злого, тех ситуаций, с которыми придется встречаться на жизненном пути.
Изменения, непрерывно происходящие в обществе, оказывают влияние на все сферы деятельности живущих в нём людей, в том числе и на образовательной системе, методах воспитания и этапах социализации.
Разнообразные воспитательные приемы охватывают процессы формирования личностей, как детей, так и педагогов. При взаимодействии учеников и учителей может происходить и противодействие, и проявление сопротивления, и возникновение авторитетов, а затем отчуждение от них.
Детское сознание развивается постепенно, в процессе роста и взросления. В связи с этим учителю для получения положительных результатов образовательного воздействия нужно применять не только принципы прямого обучения, но и косвенного, ненавязчивого приобщения детской деятельности к позитивному целеполаганию, развитию духовности и расширению сознания. Важно добиться содействия усилиям педагога самих обучаемых, когда детьми преодолеваются механизмы сопротивления и происходит осознанный выбор приобретения духовности и активного усвоения жизненных ценностей.
Поэтому неоспорима актуальность вопросов социализации личности в условиях современной школы.
Начинающему педагогу, работающему в общеобразовательных учреждениях необходимы знания, позволяющие помогать школьникам в процессе обучения развивать положительные личностные качества, конструктивно решать возникающие проблемы, находить способы эффективного разрешения коллективных споров и конфликтных ситуаций.
Проблема исследования: каковы условия педагогического воздействия на школьников, содействующие их эффективной социализации в условиях современной школы.
В соответствии с выявленной проблематикой, определена и цель исследования – выявить такие условия обучения, при которых социализация личности школьника в условиях современной школы будет наиболее результативной.
Объект исследования – социализация школьников.
Предмет исследования – педагогические условия эффективной социализации детей в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Гипотеза исследования - социализация детей в процессе учебно-воспитательного воздействия в условиях современной школы будет более эффективной при создании следующих условий:
- в процессе обучения должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности школьников;
- планирование и практическое применения в обучении мероприятий, направленных на развитие положительных качеств личности школьников.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решается ряд задач:
провести анализ литературных источников и педагогических методик, посвящённых вопросам воспитания и социализации современных школьников;
выявить причинно – следственные связи возникающих в процессе социализации противоречий;
исследовать проблемные вопросы социализации молодежи в современных школах.
Основными методами исследования являются теоретические приемы (сравнение, анализ литературных источников, сравнение, обобщение мнений различных авторов по выявленной проблематике).
Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами основной части, в которых последовательно освящаются вопросы социализации школьников, заключением, списком литературы и приложениями. Список использованных источников включает 35 наименований. Изложение материалов курсовой работы оформлено на 49 страницах.
Преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами.
Эффективность процессов социализации при педагогическом воздействии на детей может быть обеспечена при применении положительных факторов, заложенных в общественных взаимоотношениях, в образе жизни родителей, и нейтрализации тех негативных факторов, которые тормозят решение поставленных задач социализации посредством обучения и воспитания.
В процессе развития личностных качеств и духовных ценностей взрослеющего поколения рекомендуется применять накопленный позитивный социальный опыт.
Перестройка системы российского образования и общественного воздействия на процесс воспитания может быть результативна только тогда, когда она станет задачей всего общества. Важно провести переориентацию всей жизни общества, социально – культурной сферы, педагогической системы воспитания и воздействия на растущее поколение.
Над этой проблемой работали многие известные ученые: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и многие другие.
В данной курсовой работе уделено внимание проблеме социализации школьников в условиях современной школы.
В ходе работы над курсовым проектом был проведен анализ теоретических подходов к обоснованию выявленной проблемы, в результате которых было обнаружено, что социализация детей в условиях современной школы – длительный и очень непростой процесс. Каждый общественный строй ориентирован на то, чтобы подрастающее поколение, переняв основные законы и догмы нравственных и социальных установок, смогло продолжать процессы развития и взаимодействия, став полноправным его членом.
Необходимо систематически проводить конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания школьников.
Что касается принципов педагогического процесса (принципов воспитания), то это общие исходные положения, в которых выражены главные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются учителя при решении воспитательных задач.
Таким образом, решение поставленных во введении курсовой работы задач, подтверждение гипотезы позволяет говорить о достижении цели.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учеб. для вузов. - 2-е издание / В. А. Аверин. - СПб, 2008. – 465 с.
2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. Заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 400 с.
3. Алексеенко Т.Ф. Социализация личности: возможности и риски (социально-Педагогический аспект). / Т.Ф. Алексеенко. – Киев, 2017. – 151 с.
4. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания. Социальная психология. / Г.М. Андреева – М.: Издательский дом «Панорама», 2003. – 344 с.
5. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова 2007. -287 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский, В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1991. - 568 с.
7. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособ. для студ. высш. учебн. заведений / Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяков Б - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
8. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Н.В. Голованова – СПб.: Речь, 2016. – 272 с.
9. Гордон Ш. Социальное развитие ребёнка. / Ш. Гордон – М. СПб., 2018. – 206 с.
10. Данилов М.А. Индивидуализация обучения учащихся на уроке/ процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.
11. Дубровина И.В. Психология: Популярный словарик / А.Д. Андреева Т.В. Вахмянина, Н.И. Гуткина и др. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 96 с.
12. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломенский – Минск: ТетраСистемс, 2016. – 392 с.
13. Кон И.С. Ребенок и общество. / И.С. Кон- М.: Издательский центр «Бактапа», 1988. - 424 с.
14. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов Педагогика. - М. Издательский центр «МИРОС» 2013. - 342 с.
15. Кригиной С.Н. Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / С.Н. Крыгиной, Н.Н. Крыгиной, О.А. Копцевой. - Магнитогорск, Издательский центр «Лабиринт», 2001. - 215 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев – М., Издательский центр «Академкнига», 1975. – 207 с.
17. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Т.В. Лодкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с.
18. Мясищев В.Н. Психология отношений и педагогика. Вопросы психологии воспитания: Учёные записки Тамбовского гос. пед. Института. Вып. 3 / В.Н. Мясищев - Тамбов. 1973. С. 345.
19. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - с. 274 - 276.
20. Маркова Т.А. Воспитание школьника в семье / Т.А. Маркова. – М., 1979. – 179 с.
21. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. / А.В. Мудрик - М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997. – 96 с.
22. Мудрик А.В. Социальная педагогика. / А.В. Мудрик - М., Издательский центр «Литкон», 1999. – 156 с.
23. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. - М., 2010. – 258 с.
24. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / В.С. Нерсесянц, В.Н. Кудрявцева. - М., 1997. - 200 с.
25. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова. – М., 2000. – 321 с.
26. Пешкова В.О. «Работа с детьми по социализации» [электронный ресурс] /Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/516779 (дата обращения 18.06.2020).
27. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. / Т.А. Репина - Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2016. – 115 с.
28. Славина, С. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисци-плинированным школьникам / С. С. Славина, М., 2019. – 214 с.
29. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. ISBN 5-8297-0060-3
30. Соловейчик С.Л. Воспитание школы / С.Л. Соловейчик – М., Издательский центр «Академия», 2002. – 380 с.
31. Станоев Л. Методы воспитания в социальной работе. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. / Л. Станоев - М., Издательский центр «Когито-Центр» 1993. – 460 с.
32. Фридман Л.М. Социальная ситуация развития. Социальная педагогика. Хрестоматия. / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина, М.Д. Горячев - Самарский институт управления. - Самара: СМУ, 1996. – 246 с.
33. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве. / В.И. Чупров – М., Издательский центр «Лада», 1993. – 221 с.
34. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. / А.М. Щетинина – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. – 132 с.
35. Яковлев И.П. Социология. / И.П. Яковлев - спб.: ИКА «ТАЙМ-АУТ», 1993. - 655 с.