Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМАНТИКА И СИМВОЛИКА КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Работа №49035

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Творчество Ф.М. Достоевского и его особенности 7
1.1. Художественный мир Ф.М. Достоевского 7
1.2. Стилистические особенности и методы Ф.М. Достоевского в романе
«Преступление и наказание» и употребление колоративной лексики 17
Глава 2. Значение и употребление колоративной лексики в русском языке 25
2.1. Понятие колоративной лексики 25
2.2. Особенности употребления колоративной лексики в русском языке (на
примере прилагательных «чёрный», «белый», «серый» и «жёлтый») 27
Глава 3. Особенности употребления колоративной лексики» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (на примере прилагательных «чёрный», «белый», «серый» и «жёлтый») 37
Заключение 45
Литература

Одним из актуальных аспектов в изучении лингвистики, в плане изучения лексического запаса, является изучение отдельных лексических единиц как элементов единой системы в целом. Подобный подход объясняет необходимость раскрытия внутренней структуры семантики, и это для исследователя чрезвычайно значимо и важно. Однако изучение лексики, как таково, всегда связано с рядом объяснимых вопросов. Важнейший этап глубокого и всестороннего решения обозначенных проблем - предварительное и доскональное изучение крупных исследований соответствующего материала. В центре такого рода исследований находится само слово, так как оно представляет собой отдельный небольшой мир, через призму которого отражается реальная действительность.
С давних времён люди, независимо от языка, на котором они говорят, придавали особое значение «языку красок». Предпочтения различных цветов во многом определяют настроение человека, его отношение к действительности, характер. Всё это зависит от многих причин: культурного уровня человека, возраста, пола, образования, особенностей темперамента и характера, степе ни эмоциональности и прочее.
Для грамматики языка цветовая лексика имеет своё особое значение. Образование новых слов часто происходит с использованием однокоренных морфем какого-либо цвета. Таким образом язык развивается.
По мнению С.М. Соловьёва [Соловьев 1979], существует два типа художников:
1) колористов (таких как, Г.Р. Державин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев и др.), для которые считали, что цвет необходимо использовать, как можно больше, и что он является одним из основных средств выражения в речи;
2) художники слова и писатели, которые мало дают характеристику с помощью цветовой лексики, не считают нужным использовать большое количество цвета. Обратим внимание на то, что в книге «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского» учёный отдельную главу посвятил воздействию цвета на читателя. Таким образом, отмечено широкое использование таких колористических прилагательных, как желтый, красный, зелёный в романах Ф.М. Достоевского. С точки зрения С.М. Соловьёва, «цветовая насыщенность произведений писателей 60-х годов XIX века, в том числе Ф.М. Достоевского является весьма низкой» [Соловьев 1979]
Приведём ещё одно мнение - Л. Дмитриева же в статье «Символика цвета в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» [Дмитриева, с.26] отмечает, что роман «очень цветовой» и обилие в нём всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие произведения». Л.Н. Миронова в книге «Семантика цвета в эволюции психики человека, Проблема цвет а в психологии» пишет, что Фёдор Михайлович Достоевский не принадлежит к числу писателей-колористов , но при чтении его романа открывается насыщенная цветовая гамма [Миронова, с. 172-188]. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предмет ом особого изучения психологов. Ф.М. Достоевский использует индивидуальные цвета при описании различных предметов, героев , передачи их глубинного внутреннего мира.
Появление романа Достоевского «Преступления и наказания» можно воспринимать, как следствие обобщения писателем самых важных противоречий 60-х годов. Систематизация художественного текста автором романа подчинена основной мысли - подтвердить, что идея Родиона Раскольникова о делении всего человечества в целом на две неравнозначные части носит бесчеловечный характер, она напрямую связана с условиями жизни людей, с миром петербургских переулков и углов, в одном из которых поселился сам герой. Многие исследователи уделяли огромное внимание символической особенности описания литературных характеров, заданных Достоевским, но тем не менее обособленную роль в произведении играет именно цвет. Цветовые определения обладают символическим значением и служат инструментом для раскрытия душевных мук героев.
Чтобы получить ответы на вышеперечисленные вопросы, были изучены первоисточники различных авторов, а также ресурсы сети «Интернет» по данной тематике.
Цель исследования: провести анализ семантической составляющей и символики колоративной лексики (в нашем случае - прилагательных, называющих цвета), в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Для достижения поставленной цели необходимо будет рассмотреть и решить следующие задачи :
1) Проанализировать критический и литературный материал по выбранной теме дипломной работы;
2) Произвести текстовый анализ романа «Преступление и наказание» как объекта исследования;
3) Провести анализ обозначения определённых цветов в романе в связи с изменением внутреннего состояния главного героя Родиона Раскольникова и его окружения на основе частотности употребления цвета .
Актуальность нашего исследования обусловливается тем, что тонкий психологический анализ особенного внутреннего мира героев романа глубже раскрывается через призму символики цвета, а изучение романа посредством анализа прилагательных, обозначающих цвет, помогает лучше понять качественную характеристику героев, идею произведения, а также дух эпохи, описанной в романе. Всё это может повысить интерес к творчеству Ф.М. Достоевского даже в наше время.
Таким образом, следует выдвинуть такую гипотезу: цветовая гамма в романе «Преступление и наказание» связана с психологическим и душевным состоянием героев. Предположим, что для великого русского писателя - Фёдора Михайловича Достоевского - цвет был необходим для создания особого мира вокруг героев, благодаря описанию которого раскрывается внутреннее состояние главного героя.
Структура данного исследования такова: выпускная квалификационная работа, которая состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, после проведённого исследования мы можем сделать вывод, что использование определенной колоративной лексики в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет одну из ключевых ролей в раскрытии содержания, продолжения повествования всего произведения, а также характеристики героев романа. Автор произведения применяет в описании всю гамму цветовых обозначений (черный, коричневый, розовый, голубой, синий, и другие цвета). Однако преобладают темные, блёклые, грязные цвета, которые пародоксально отражают насыщенность и яркость данного произведения. В этом заложено определённое противоречие, характерное для творчества писателя.
Темный колорит Петербурга зарождает черные мысли в головах людей и побуждает совершить преступление, как это и случилось с главным героем романа Федора Михайловича - Родиона Раскольникова.
В развитии истории тенденций реализма Х1Х века творческая деятельность Фёдора Михайловича Достоевского является одним из важнейших этапов, которые в XX веке стали предопределяющим для всей истории русской и мировой культуры.
Писатель в своём творчестве разработал особый тип психологически углубленного реализма, который насыщен философской, и существенная определяющая черта, которого «найти человека в человеке».
В понимании Ф.М.Достоевского это значит, что в любом человеке заложены источники внутреннего самодвижения, различения добра и зла, а потому он в любых , даже самых трудных и неблагоприятных обстоятельствах всегда в итоге сам делает для себя вводы и отвечает за свои поступки.
Яркой особенностью художественного мира Достоевского является его предрасположенность к отражению трагических сторон действительности . Целостность художественной реальности строится на противоположностях, поляризации, переплетении разнозначного. Данные аспекты создают предельно подходящие условия для раскрытия образа личности, отчужденной от других людей и сомневающейся в существовании Бога.
Точка зрения героя романа - это способ для писателя выразить свою собственную точку зрения на те или иные вещи и события в зависимости от реальности. В «Преступлении и наказании» таким человеком показан главный герой, который отображён нам ни положительным, ни отрицательным в своих взглядах, но глубоко в душе, которого запрятана амбициозная и самолюбивая, гордая мечта которой - это господство над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником».
Стилистические особенности творческого подхода и стиля автора произведения Ф.М. Достоевского становятся доступны читателю через его словесно -изобразительные средства, в том числе и в колористической лексике .
Лексика со значением цвета в романе «Преступление и наказание» занимает важное место среди стилистико-языковых средств автора. Она служит для описания ярких и художественных образов и во многом поддерживает раскрыть идейность смысла произведения.
Цвет и его сочетания для данного произведения понимаются как световой поток, который ведёт своё собственное повествование и «подсвечивает» положительные и отрицательные стороны, события и образы. В течение всей жизни человек пребывает в мире цвета, который несет значительную информацию и оказывает огромное психологическое воздействие.
Цветовая лексика имеет свою систему и образует лексико - семантическое поле цвета, общую структуру которого можно представить в виде концентрического круга, покрытого словами, дающими наименование цветов спектра.
В каждой группе выделяются слова, обозначающие основной цвет и слова, обозначающие оттенки основного цвета. Но тем не менее цветовая принадлежность остаётся неизменной.
Наиболее многочисленными являются группы со значением «белого», «черного», «серого» и «жёлтого».
Цвет в художественной системе Фёдора Михайловича Достоевского - это полифункциональная и полисемантичная категория. Цветовая лексика в романе «Преступление и наказание» выполняет несколько функций: изобразительную, характерологическую и функцию символизации.
Изобразительная функция цветовой лексики наблюдается в описании предметов, а также в портретных характеристиках героев.
Характерологическая функция отмечается в тех случаях, когда цветовая лексика используется для изображения психических состояний героев, их настроения, переживаний, и полного спектра чувств , на которые они способны. Многие колористические прилагательные выполняют в романах функцию символизации, приобретая общее значение. Например, желтый цвет у Ф.М.Достоевского в «Преступлении и наказании» становится символом нищеты, казенщины , безысходной тоски, болезненности и убогости.
Полисемантизм цвета у Достоевского проявляется и в ассоциативно-символической нагрузке художественного образа : например , «драдедамовая зеленая шаль» в обиходе семьи Мармеладовых несет в себе знак христианской цветовой символики (зеленый цвет - цвет Богородицы, Заступницы перед Богом).
С морфологической точки зрения колористическая лексика представлена в романе слова ми разных частей речи: именами существительными, именами прилагательными, глаголами и глагольными форма ми, наречиями , но в данной работе подробно исследовано употребление таких прилагательных, так как они составляют самую многочисленную группу. Прилагательные позволяют представить цвет как яркую качественную характеристику предмета.
Как видим, для передачи цвета Достоевский отдаёт предпочтение именам прилагательным , для которых обозначение цвет а является наиболее типичным, следовательно, более понятными.
В целом неповторимый язык и стиль Достоевского характеризуется широким привлечением средств усиления выразительности, и средства эти чрезвычайно разнообразны. Все подчинено стремлению автора выразить предельную степень жизненного отчаяния, потрясти читателя чрезмерностью людского горя , которое близко знакомо всем героям творчества писателя. В качестве одного из средств усиления в романе Ф.М. Достоевский использует колоративную лексику, которая, как одно из важнейших языковых средств, служит для создания ярких художественных образов и способствует раскрытию идейного смысла произведений .
Писатель использует в «Преступлении и наказании» весь спектр существующих цветов, но основными являются - белый, чёрный, серый и жёлтый цвета. Несмотря на их кажущуюся невыразительность и бледность, автору удаётся создать исключительно цветной , насыщенный и яркий образ всего мира в целом. С помощью этих цветов описаны дома, улицы, люди, их сложные характеры, их внешность, их манеры. Цветовая лексика передаёт и отношение самого автора к своим персонажам , его сочувствие , переживания или даже презрение.
В заключение можно сказать , что сами цвета являются скрытыми героями романа Достоевского. Им отведена особая роль.
Цветовые прилагательные редко представляют собой чистый цвет какого-либо предмета, чаще цвета разбавлены или смешаны между собой на палитре художественной мысли Фёдора Михайловича. Часто использованы однокоренные слова для создания более точного описания определенного предмета.
Колоративная лексика играет большую роль в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Цвета лексически и грамматически вписаны в ткань произведения таким образом , что они в нём растворены и служат инструментом для создания общей картины в целом .



1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 1983.
2. Достоевский Ф.М. Полн.собр.соч.: В 30 т. - Л., 1972-1985.
Словари
1. БТС - Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, М.: Цитадель, 1998.
3. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. - М.: Прогресс, 1986.
4. Фед. - Федоров А.И. Фразеологический словарь русского
литературного языка. - М.: Астрель: АСТ, 2008. - 828 с.
5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-т. Т.1. - М.: Русский язык, 2002. - 624 с.
Библиография
1. Базыма Б.А. К вопросу о природе психики / Б.А.Базыма // Вестник ХГУ. Серия Психология. - №432. - 2000. - С.9-18.
2. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография / Б.А.Базыма. - Харьков: ХГАК, 2001. - 172 с.
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин // Бахтин М. М. Собрание сочинений. М., 2002. - Т. 6. - С. 7-300.
4. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского / Н.А.Бердяев. - Paris: YMCA-Press, 1968. - 238 с.
5. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая. - М., 1997.
6. Гак В. Г. Метафора : универсальное и специфическое / В. Г. Гак // Гак
B. Г. Метафора в языке и тексте. - М., 1986.
7. Гете И. К учению о цвете. Хроматика / И.Гете. Пер. с нем. Изд. 3-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 200 с.
8. Гроссман Л. П. Достоевский - художник / Л.П.Гроссман // Творчество Ф. М. Достоевского: Сборник статей. // М.: Издательство Академии наук СССР, 1959.-С. 330-416.
9. Дмитриева Л. Симв олика цвет а в рома не Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» / Л.Дмитриева. - М.: Литература. № 32, 2001. -
C. 40-51.
10. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Вступ . ст. Г. Фридлендера; Прим. Г. Коган. - М.: Художественная литература, 1978
11. Достоевский Ф.М. Письма M. M. Достоевскому. 22 декабря 1849. Петербург. Петропавловская крепость // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. С. 81—85.
12. Дубровина Н.В. Психология / Н.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожа н. - М., 1999.
13. Дудина Л.Н. Цветопись в прозе Евгения Носова / Л.Н.Дудина // Русская речь. - М. - 1985. - №3.
14. Журавлев А.П. Звук и смысл / А.П.Журавлев. - М., 1981.
15. Западенко Л. Семь цветов радуги / Л.Западенко. URL:
http://www.sandronic.rU/e/2442033-sem-tsvetov-radugi-leonid-zapadenko
16. Иванов В. Религиозно -этическое значение Достоевского / В.Иванов. - 1922.
17. Кирсанова Р. М. Сценич еский костюм и театральная публика в России XIX века / Р.М.Кирсанова. - 1997.
18. Колесов В.В. История русского языка в рассказах / В.В.Колесов. - СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2005.
19. Люшер Макс. http://www.luscher-color.com/
20. Мейер Г.А. Свет в ночи. (О «Преступлении и наказании»): Опыт медленного чтения Г.А.Мейер. - Frankfurt / Main.: «Посев», 1967. - 517 с.
21. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека / Л.Н.Миронова // Проблема цвета в психологии. - М., 1993. - С. 172-188.
22. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1999. - 368 с.
23. Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета / В.Ф.Петренко, В.В.Кучеренко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. - 1988. - №3.
24. Полное собрание сочинений: в 30 т./ Ф. М. Достоевский. Т. 4: Записки из Мертвого дома, Л.: Наука, 1972
25. Серия литературных мемуаров / под общей редакцией В. В. Григоренко, Н. К. Гудзия, С. А. Макашина, С. И. Машинского, Б. С. Рюрикова. - М.: Художественная литература, 1964.
26. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / под общ. ред. Н.И. Толстого. - Т. 3. К (Круг) - П (Перепелка). - М.: Междуна род. отношения , 2004. - 704 с.
27. Словарь языка Достоевского . Лексический строй идиолекта / Главный редактор чл.-корр. Ю. Н. Караулов. М.: Азбуковник, 2001-2003. - Вып. 13.
28. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве
Ф.М.Достоевского / С.М.Соловьев. - М.: 1979.
29. Тарасов Б.Н. Художественное завещание Достоевского / Б.Н.Тарасов. - М., 1990.
30. Тимофеева В. В. (О. Починковская). Год работы со знаменитым писателем / В.В.Тимофеева // Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников . - М.: Худ. лит., 1964. Т. 2. С. 122-185.
31. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л.В.Щерба. - М.: Учпедгиз, 1957.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ