Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексических навыков посредством современных средств графической и иллюстративной наглядности на уроках иностранного языка на средней ступени обучения в средней образовательной школе

Работа №48979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
465
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
Глава 1. Теоретические и исторические предпосылки использования визуальной наглядности в обучении иностранного языка 7-41
§1.1 Историко-теоретические основания принципа наглядности в обучении иностранного языка и современная проблематика использования средств наглядности 7-25
§1.2 Классификация современных средств наглядности и организация педагогических условий эффективного применения современных средств наглядности 26- 39
Выводы по I главе 40¬
Глава 2. Реализация средств графической и иллюстративной наглядности на уроках на среднем этапе общеобразовательной школы 42-58
§2.1 Специфика применения средств визуальной наглядности в обучении лексике 42¬
§2.2 Методические рекомендации по использованию современных средств графической и иллюстративной наглядности на уроке иностранного языка 54-57
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы 62-67
Приложение


За последние годы благодаря достижениям современного научно-технического прогресса значительно преобразился не только учебный процесс, но, и согласно многочисленным исследованиям, широкое распространение и влияние Интернета сыграли значительную роль в особенностях восприятия информации современными школьниками. На сегодняшний день уже принято говорить о таких понятиях, как «клиповое мышление» и «визуальная культура», что демонстрирует сложившуюся тенденцию к смещению в сторону визуального восприятия информации у поколений Y и Z. Наблюдается и значительное расширение спектра средств наглядности от картинок, иллюстраций, учебных плакатов, игрушек, моделей - до презентаций, видеоподкастов, компьютерных программ, приложений, инфографиков и т.п. Такая широкая вариативность предлагает не только новые возможности их реализации, но и выдвигает новые требования к учителям для эффективного внедрения ее в процесс обучения английскому языку. Не остаются же неизменными и государственные стандарты основного общего образования. На данный момент переосмысливаются не только роль предмета иностранный язык (ИЯ), но и многие его аспекты. Однако решение задачи практического владения языком было и остается приоритетным.
Исходя из этого мы определили актуальность исследования. Согласно требованиям ФГОС второго поколения, изучение иностранного языка нацелено на формирование и развитие коммуникативной компетенции. Таким образом, эффективное обучение лексике на среднем этапе является одной из важнейших задач для учителя, поскольку степень лексической вариативности, которая наравне с грамматическими навыками позволяет обучающимся не только формулировать собственные мысли в доступном виде, позволяя осуществлять иноязычное общение, но и значительно расширяет круг тем для общения на иностранном языке, повышает качество понимания текстов во время чтения и аудирования. На данном этапе перед учителями стоит задача результативного формирования лексических навыков у обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, широкой вариативности методов и средств обучения. При анализе актуальности темы исследования было выявлено противоречие между потенциально эффективным применением средств наглядности и низкой мотивацией и подготовкой учителей.
Отсюда можно вычленить проблему данного исследования: «является ли использование принципа наглядности на уроке ИЯ самым продуктивным способом формирования лексических навыков»
Исходя из актуальности данной проблемы, мы определили тему исследования следующим образом: «Формирование лексических навыков посредством графической и иллюстративной наглядности на уроках иностранного языка на средней ступени обучения».
Объектом исследования является процесс формирование лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку в средней образовательной школе.
Предмет исследования: система средств графической и иллюстративной наглядности при формировании лексических навыков при обучении иностранному языку в средней образовательной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать методические преимущества использования системы современных средств графической и иллюстративной наглядности при обучении английскому языку на среднем этапе.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать научную и методическую литературу по теме;
2) рассмотреть преимущества современных средств наглядности с точки зрения формирования лексических навыков;
3) выявить классификацию современных средств графической и иллюстративной наглядности с точки зрения их использования на уроке иностранного языка;
4) разработать методические рекомендации по использованию инновационных средств графической и иллюстративной наглядности в процессе формирования лексических навыков для средней ступени обучения.
Гипотеза исследования: использование современных средств иллюстративной и графической наглядности на уроке английского языка в средней школе является наиболее эффективным способом оптимизации обучения иностранному языку в рамках ФГОС второго поколения.
Методы исследования:
- анализ информации научно-методической литературы и интернет источников по теме;
- анализ и обобщение предшествующего педагогического опыта;
- метаанализ;
- индукция;
- моделирование;
- анкетирования;
Научная новизна исследования заключается в выявлении преимуществ и целесообразности использования инновационных технологий, основанных на принципе наглядности, при обучении лексике английского языка на среднем этапе, а также в разработанном комплексе методических рекомендаций по применению средств графической и иллюстративной наглядности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были обобщены теоретические положения об этапах и видах формирования лексических навыков, а также функциях и видах наглядности, выявлена специфика ее реализации на уроках иностранного языка.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны как для студентов направления педагогического образования, так и для практикующих преподавателей в процессе подготовки и организации уроков, семинаров. Также, методический комплекс рекомендаций по теме может быть непосредственно внедрен в образовательный процесс средней образовательной школе
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Потребность в наглядности обусловлена в первую очередь возрастными и психофизическими особенностями современных школьников, в силу того, что в первую очередь дети учатся анализировать реальные вещи, предметы и явления в жизни, а уже от них переходят к развитию абстрактного мышления. Отсюда же вытекает факт, что через визуальный канал человеком воспринимается более 80% процентов все информации, поступающей из внешнего мира. Несколько лет назад это процентный показатель колебался в зависимости от типа восприятия индивидуума - у аудиалов и кинестетиков этот показатель был куда ниже, чем у визуалов - однако в современном коммуникационном пространстве превалирующим типом восприятия стал визуальный. С появлением новых медиа таких как телевидение и сеть Интернет, а также с распространением мессенджеров произошел так называемый визуальный переход, в котором прежний фокус с текста перешел на визуальный образ. Данное явление повлекло за собой ряд изменений в психофизических особенностях современного человека; мы перешли к хаотичному и эмотивному клиповому мышлению, а наше внимание перестало концентрироваться на длинных текстах, что подтверждает актуальность принципа наглядности и его необходимость на уроке. Все эти изменения значительно затрудняют образовательный процесс, и представляют собой главную причину недопонимания между современными учениками и учителями, особенно тех придерживающихся традиционного подхода, в виде низкой мотивации двух сторон, что пагубно сказывается на общем уровне знаний и успеваемости по предмету.
Важным фактором в сложившейся ситуации являются современные федеральные государственные стандарты обучения, которые учитывая данные особенности, выдвигают новые требования к образовательному процессу в виде применения инновационных технологий и подходов. Если же мы говорим об обучении английскому языку, то это не просто достижение практической цели, но формирование коммуникативной компетенции у учеников. В связи с этим растет и роль развития лексических навыков у обучающихся. На данный момент в педагогике известны различные методики, которые обращаются к применению средств зрительной наглядности при формировании лексических навыков, как правило она несет семантизирующую функцию слов иностранного языка в методиках, основанных на прямом методе. Однако, помимо способа семантизации, зрительная наглядность несет в себе огромный потенциал применения в рамках урока английского языка. Так она может иллюстрировать и служить опорой не только для лексического, но и грамматического и страноведческого материала. Нередко средства графической и иллюстративной наглядности представляют собой стимул для применения, закрепления изученной лексики, создавая условия речевой ситуации или являясь основой условно-речевого задания. Зрительная наглядность помогает реализовать воспитательные и развивающие цели урока иностранного языка; с ее помощью воспитывается чувство прекрасного, развиваются эстетические восприятие и вкус, формируется визуальная компетенция. Помимо этого, использование яркого красочного релевантного иллюстративного материала, повышает интерес к предмету, снимает напряжение, поднимает настроение.
В рамках ФГОС нового поколения, наглядность помогает формированию помимо предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий (УУД). В виду того, что в отличие от текста, визуальный материал не обладает широкой вариативностью своей интерпретацией, это позволяет мягким непрямым воздействием формировать моральные и нравственные ориентиры личности индивидуума. А прямая связь зрительной наглядности с другими областями и предметами формирует метапредметные УУД. В случае использования инновационных средств наглядности, которые предполагают самостоятельную работу обучающихся над их созданием вроде конспектов с инфографикой или mindmaps, реализуются умения научения, появляется опыт работы и преобразования информации, что также развивает в обучающихся самостоятельность.
Особую роль играет зрительная наглядность в повышении мотивации школьников изучать иностранный язык. В ходе нашего исследования, было выявлено, что современные средства визуальной наглядности значительно влияют на отношение учеников к английскому языка как к школьному предмету, так и как к средству коммуникации. Так использование мемов может стать мостиком между низко мотивированным на изучение второго языка учеником и, собственно, иностранным языком, т.к. в данном случае он будет видеть смысл и ощущать потребность в нем как в медиуме социокультурных явлений, которых нет ни в учебнике, ни в рабочей тетради. Отсутствие реакции на изменения, происходящие в социуме и мейнстримной культуре, а также монументальность УМК английского языка не раскрывают потенциал средств графической и иллюстративной наглядности в обучении лексическим единицам. Мы проанализировали ряд отечественных УМК и выявили другую проблему УМК - в них много визуального материала, однако структурированных лексических упражнений с ним небольшое количество. Однако восполнить данный пробел УМК, может системное использование дополнительных упражнений с участием современных средств зрительной наглядности таких как интеллектуальные карты, мемы, облака слов, инфографика, комиксы, цифровое рисование и другие. Важным уточнением в данном случае будет то, что эффективность данных средств требует от учителя дополнительного времени на их поиск и подготовку, профессиональной компетенции, гибкости и открытости к новому и нестандартному.



1) Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
2) Антипов, М. А. Клиповое мышление как атрибут техногенного общества / М. А. Антипов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. — 2015. — т. 26 (28). — с. 20-28.
3) Алексеева И.В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 6. 2001 — с. 29-31.
4) Бабкина А. Е. Анализ УМК «Звездный Английский» [Электронный
ресурс]. - URL: https://videouroki.net/razrabotki/vystuplenie-na-seminare-
soveshchanii-na-temu-osobennosti-uglublennogo-obucheniya-angliyskomu-yazyku-po-umk-starlight.html(дата обращения: 2.06.18)
5) Баранова К.С., Дули Д., Копылова В.В. Английский язык 8 класс: для общеобразоват. организациий и шк. с углубл. изучением англ.яз. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. — 216с.
6) Баранова К.С., Дули Д., Копылова В.В. Английский язык 7 класс: для общеобразоват. организациий и шк. с углубл. изучением англ.яз. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. — 184с.
7) Барри Дж. Питер Пэн [пересказ Эванс В. и др.] Английский в фокусе 7 класс: книга для чтения. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 62с.
8) Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога.— Екатеринбург, 2000. — 937 с.
9) Белинский В. Г. Избранные философские сочинения. — М.:
Государственное издательство политической литературы, 1941—591 с.
10) Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 34 с.
11) Бьюзен Т., Бьюзен Б., Супермышление. — Мн.:Попурри, 2003 — с. 100-110.
12) Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоялко О.Е., Эванс В. Английский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 216 с.
13) Вербицкая М.В., Маккинли С. Английский язык. Forward:8 класс. — М.: Вентана-Граф, 2018. — 144 с.
14) Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999 — 538 с.
15) Глинчева Н.М. Анализ УМК «Forward» [Электронный ресурс]. - URL: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/probliemy vniedrieniia fgos vnachal noi shkolie na primierie umk forward 1(дата обращения: 2.06.18)
16) Докука, С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества/ С. В. Докука // Общественные науки и современность. — 2013. — №2. 2013 — с. 169-176.
17) Дистервег. А. Избранные педагогические сочинения. —М.: Учпедгиз, 1956. — с. 136-203
18) Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. — 2014. — №11.2014— с. 26-30.
19) Запекина М.Л. Анализ УМК «Английский в фокусе» [Электронный ресурс]. - URL:https://muttiurok.ru/files/analiz-umk-anghliiskii-v-fokusie.html(дата обращения: 3.07.18)
20) Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2000. — 384 с.
21) Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1985. — 324 с.
22) Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки: Теория образования. — Пг.: Кн. склад «Земля», 1915. — 434 с.
23) Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие.
— СПб.: Питер, 2005. — 250 с.
24) Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1982.— с. 302- 303.
25) Кондратенко О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О. А. Кондратенко // Научный диалог. — 2013. — № 9, 2013 — с. 92-99.
26) Крылова Л.С., Садыкова Л.Т. Анализ УМК «Английский в фокусе». [Электронный ресурс]. - URL:http://docus.me/d/948077/(дата обращения: 3.06.18)
27) Мещерякова В.Н. Я люблю английский. Развивающая методика преподавания английского языка. Учебное пособие. — М.: Чистые пруды, 2006. — 32 с.
28) Мокшанцев Р. И. Психология цвета в рекламе [Электронный ресурс]. - URL:http://www.adbusmess.ru/content/document_r_7A22D1D6-C202-4A7B- AE80-A1519A28795B.html(дата обращения 23.04.2018)
29) Овечкина К.К. Анализ УМК «Английский в фокусе» Электронный ресурс]. - URL:http://pandia.ru/text/78/589/8812.php(дата обращения: 3.06.18)
30) Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Формирование лексических навыков. Учебное пособие. — М.: Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с.
31) Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе обучения. - М.: Просвещение, 2012. — 224 с.
32) Рождественская Е.Ю. Визуальный поворот: анализ интерпретация изображений / Е.Ю. Рождественская // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. — Саратов: Научная книга, 2007. — с. 28-42.
33) Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.
34) Тихомирова Елена. 800 слов про педагогический дизайн [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=11059(дата обращения 23.04.2018)
35) Тончева А. В. Причины неуспеваемости современных школьников /А.В. Тончева//Вестник ЧГУ. — 2012. — №1, 2012 — с.181-186
36) Уайльд О. Кентервильское приведение [пересказ Ю.Е. Ваулиной и др.] Английский в фокусе 8 класс: книга для чтения. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 48с.
37) Уваров А.Ю. Педагогический дизайн. — М.: Университет Российской академии образования. — 102 с.
38) Чубарова Е. В. Метод Dogme: обучение без учебника / Е.В. Чубарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 3. — с. 253-257.
39) Шереметова В.С. Интернет-мем как лингвистический феномен // Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ.
конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]
- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 97-101.
40) Шоу Б. Пигмалион [пересказ Ю.Е. Ваулиной и др.] Английский в фокусе 9 класс: книга для чтения. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 64 с.
41) Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. — М.:
Филоматис, 2006. — 480с.
42) Электронное приложение к учебно-методическому комплекту по
английскому языку с аудиокурсом («Просвещение» - ABBYY® ). Советы и рекомендации по использованию диска в классе и для самостоятельной работы дома [Электронный ресурс]. - URL: http://www.school-
russia.prosv.ru/Maxim/ABBYY manual.pdf(дата обращения: 30.05.2018)
43) Akram, S., Sufiana, Malik, K. Use of audio visual aids for effective teaching of biology at secondary schools level // Elixir Leadership Management International Journal. — 2012. — Vol.50, 10597-10605.
44) Barnard M. Approaches to Understanding Visual Culture. — Houndmills: Palgrave, 2001. — p. 2
45) British Council. Teaching English [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teachingenglish.org.uk/article/powerpoint-teachers(дата обращения: 6.05.2018)
46) British Council. Teaching English. Methodology: A task-based approach [Электронный ресурс]. - URL:http://www.teachingenglish.org.uk/article/a-task-based-approach(дата обращения: 25.04.2018)
47) British Council. Teaching English. Powerpoint for teachers [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.teachingenglish.org.uk/comment/44718(дата
обращения: 6.05.2018)
48) British Council. Teaching English Using cartoons and comic strips
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.teachingenglish.org.uk/article/using-cartoons-comic-strips (дата
обращения: 12.05.2018)
49) Clare A., Wilson JJ. Speakout. — Pearson Education Ltd, 2015. — 175 p. CLIL: An interview with Professor David Marsh // International House Journal of Higher Education, Issue 26. — Spring №22,2009 [Электронный ресурс]. - URL: http: //ihjournal .com/ content-and-language-integrated-learning
50) Comics in Education. History of comics in Educations. [Электронный ресурс]. - URL:http://www. geneyang. com/comicsedu/history.html(дата обращения: 12.05.2018)
51) Marsh D. Uncovering CLIL: Content and Language Integrated Learning in Bilingual and Multilingual Education. — Oxford: Macmillan, 2008. — 240p.
52) Dara Tafazoli, Sebastian Chirimbu. WEB 2.0 in English language teaching: using word clouds // Professional communication and translation studies. — 2014. —№7, 2014 - p.167 -172
53) Donaghy Kieran, Xerri Danie. The Image in English Language Teaching. — Gutenberg Press, 2017. — 213 p.
54) Harmer, J. The Practice of Language Teaching. — London: Longman Group UK Ltd, 2001. — 384 p.
55) Iheanacho, C. C. Effects of two multimedia computer-assisted language learning programs on vocabulary acquisition of intermediate level ESL students: Ph.D. thesis. — The Virginia Polytechnic Institute and State University,1997.
56) Meddings Luke, Scott Thornbury. Teaching Unplugged. Dogme in English Language Teaching. — Delta Publishing, 2009. — 103 p.
57) Mansourzadeh N. A Comparative Study of Teaching Vocabulary through Pictures and Audio-visual Aids to Young Iranian EFL Learners // Journal of Elementary Education. — 2014. — Vol.24, №1, 2014. — p. 47-59.
58) Redstone Chris, Cunningham Gillie, Clark Rachel. Face2Face. — Cambridge University Press, 2012. — 181 p.
59) Sanocki Thomas, Sulman Noah. Color relations increase the capacity of visual short-term memory// Perception. — 2011. — Vol. 40. — p. 635 - 648.
60) Shtyrov Y., Butorina A., Nikolaeva A., Stroganova T. Motor cortex activation in word comprehension // Proceeding of National Academy of Sciences(PNAS) .
— 2014. — 111, 18, p. E1918-23,
61) Willis J. A framework for task-based learning. — Harlow: Longman, 1996. — p. 160.
62) Whiting James. Using Comics in the English Language Classroom // Idiom. — 2016. — Vol.46 Issue 4, 2016. — p. 15-16.
63) Wright Andrew. Pictures for Language Learning. — Cambridge University Press, 1990. — 218 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ