Введение
1 Теоретические основы организации социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.1 Понятие и сущность государственной поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 8
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .... 16
1.3 Государственные программы социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации 20
2 Исследование системы социальной поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в муниципальном образовании 28
2.1 Характеристика отдела опеки и попечительства исполнительного
комитета города Набережные Челны 28
2.2 Исследование методов и форм социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, применяемых в городе Набережные Челны 37
2.3 Анализ программ по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, действующих на территории города Набережные Челны 43
3 Совершенствование управления системой социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 48
3.1 Проблемы системы социальной поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в городе Набережные Челны 48
3.2 Основные направления для улучшения системы социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система государственного управления невероятно многогранна и реализуется посредством деятельности различных институтов и учреждений. Одним из направлений государственного управления является социальная политика, которая проявляется через функционирование различных институций, деятельность которых направлена на перераспределение национальных благ с целью равномерного обеспечения незащищенных слоев населения. В аспекте решения основных заданий социальной политики государства интересное место занимает вопрос определения социального государства, его основных черт и специфики функционирования.
Особого внимания в социальной государственной политике заслуживают незащищенные слои населения, такие как дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения. Сиротство, как проблема всегда остро стоит перед любым обществом. Социальная защита детей в современном мире является показателем уровня развитости страны, поэтому социальная защита детей и, в частности, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно быть одной из важнейших составляющих российской социально-экономической политики.
Актуальность темы исследования связана с тем, что на территории Российской Федерации наблюдается большое количество детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. На сегодняшний день насчитывается более полумиллиона детей, оставшихся без опеки родителей, причем подавляющее большинство из них имеет живых родителей, которые по тем или иным причинам не занимаются их воспитанием. Следовательно, вопрос о социальном обеспечении таких детей стал одним из актуальнейших в рамках реализации социальной политики России. Актуализация этой проблемы вызвала необходимость пересмотра существующей системы законодательства в сфере обеспечения основных прав и свобод этих категорий детей, а также пересмотра существующей системы приоритетных направлений деятельности в рамках реализации политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Актуальность темы исследования вызвана также тем, что в России существует реальная проблема с обеспечением прав и свобод детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, по сравнению с другими государствами. Сегодня Россия нуждается в определенных реформах в области социальной политики для того, чтобы и дальше она могла позиционировать себя как социальное государство.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы сиротства носят междисциплинарный характер. Различные аспекты этой проблемной области являются предметом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, теории управления, политологии, юридической науки и других отраслей знания. Ряд таких исследователей, как Грош М. и Зыкова Н.Н. рассматривают социальную защиту детей-сирот в рамках социальной политики государства и видят основную причину сиротства в несовершенстве методов работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации. Законодательная защита прав детей рассматривается в работах Азаровой Е.Г., Габдарахманова Ф.В., Хананашвили Н.Л. Проблемы реализации жилищных прав рассматривала Мамаева А.К.. Признавая теоретическую значимость исследований указанных авторов, заметим, что ряд проблем социальной поддержки остаются до сих пор не решенными.
Цель работы - на основе изучения теоретических и практических проблем в муниципальном образовании определить пути совершенствования системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) сформулировать понятие и сущность системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) определить основы правового регулирования государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России;
3) изучить государственные программы по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации;
4) охарактеризовать деятельность отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета города Набережные Челны;
5) исследовать методы и формы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, применяемые в городе;
6) проанализировать программы социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующих на территории города Набережные Челны;
7) выявить основные проблемы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Набережные Челны;
8) сформулировать пути совершенствования системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования выступает государственная, региональная и муниципальная политика в сфере защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.
Предмет исследования: механизм управления социальной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Информационная база исследования выпускной квалификационной работы основывается на нормативно-правовые акты международного и законодательства Российской Федерации, материалы государственной статистики, научные труды российских исследователей проблем социального обеспечения населения, статьи периодических изданий, отражающих реальную картину исследуемой темы.
Теоретическая база исследования основывается на научных трудах отечественных авторов в области социальной политики, таких как Алферьева A. А., Гончарук М.С., Тепсуев М.С., Тукумцев Б.Г., Тхабисимова Л.А., Шарин B. И.
Применяемые методы исследования: системный и логический анализ, сравнение, обобщение, синтез, систематизация.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении дается общая характеристика работы, обосновывается ее актуальность, рассматривается состояние данной проблемы, выделяется объект и предмет исследования, формулируется цель и задачи исследования.
В первой главе изучаются теоретические основы организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дается понятие и раскрывается сущность государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассматриваются нормативно-правовые основы управления и государственные программы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во второй главе проводится исследование системы социальной поддержки детей-сирот в городе Набережные Челны, для этого изучается характеристика Отдела опеки и попечительства города Набережные Челны; рассматривается нормативно-правовая база всех уровней управления; исследуются методы и формы социальной поддержки, применяемые в городе.
В третьей главе выявляются проблемы социальной поддержки в муниципальном образовании; выносятся рекомендации по совершенствованию управления системой социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения и рекомендации.
На сегодняшний день проблема социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - один из актуальных вопросов в рамках реализации социальной политики Российской Федерации.
В исследовании автор раскрыл понятие и сущность государственной социальной поддержки. Итак, это система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, оказавшимся в тяжелой ситуации, путем предоставления им необходимой информации, льгот, пособий, защиты их прав. Также были раскрыты такие понятия, как «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».
Была определена нормативно-правовая основа исследования. На международном уровне права детей закреплены в документах международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций, ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения. Дети, как существа, нуждающиеся в постоянной заботе и охране, выделены в Декларации прав ребенка, принятой в 1959 году и которая ссылается на Декларацию прав человека. Также следует отметить Конвенцию о правах ребенка 1992 года, где указаны права ребенка.
На федеральном уровне документами, регулирующими сферу поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются Конституция РФ, Семейный кодекс, федеральные законы и постановления, а также государственные программы. Государственные программы по поддержке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из основных направлений социальной политики государства.
Как показало исследование, вопросы охраны детей-сирот, осуществление контроля над их содержание, воспитанием и образованием находятся в ведении Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны. На территории города эти обязанности выполняет отдел опеки и попечительства.
На март 2018 года численность сирот, стоящих на учете в отделе, составляла 708 человек - это на 10,31% меньше, чем в конце 2017 (781 человек). Из общего количества преобладают дети, оставшиеся без попечения родителей. Несмотря на активную работу отдела опеки и других служб, их количество постоянно растет: с 2015 года по 2017 число детей, оставшихся без попечения родителей, выросло на 19,05%.
На семейные формы устройства на 2017 год было передано 1130 детей, из них 349 - на усыновление, 117 детей - в приемные семьи, 664 - под опекунство и попечительство.
Как в городе, так и в Татарстане в целом, активно ведется работа по обеспечению социальной поддержкой детей-сирот. Главной задачей этой работы является создание благоприятных условий для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью. Основным видом социальной поддержки является материальная поддержка, а именно осуществление денежных выплат за счет бюджетов РФ и Республики Татарстан, как самим сиротам, так и их приемным родителям.
На территории муниципального образования реализуются такие программы как государственная программа «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014-2020 годы и программа улучшения жилищных условий «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Если при реализации первой программы достигаются плановые показатели, то с реализацией второй программ возникают трудности. С 2013 года только 69 жителей Набережных Челнов, из числа детей-сирот, получили жилье. Всего в очереди на получение квартиры стоит более 300 горожан.
В работе выявлен ряд проблем системы социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Набережные Челны: проблема, сложившаяся в части обеспечения жильем детей-сирот, недостаточное материально-техническое обеспечение отдела опеки и попечительства, нехватка кадров в отделе, недостаточный уровень психологической поддержки потенциальных родителей и опекунов, недостаточная квалификация кадров, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В рамках исследования были разработаны и предложены следующие мероприятия и рекомендации по улучшению системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предложены мероприятия по психологической поддержке замещающих семей, а именно введение курсов повышения квалификации для родителей. Также необходимо применение особых механизмов подбора родителей и детей, предполагающих оценку их потребностей, возможностей и психологическую совместимость. Данное мероприятие позволит повысить уровень психологической поддержки семьи.
Необходимо обеспечить отдел опеки и попечительства материально-техническими средствами. Нехватка оборудования и плохое техническое обслуживание сказывается на работе специалистов не лучшим образом. Автором предложено организовать муниципальную закупку для приобретения техники. Второй рекомендацией стала компенсация затрат сотрудников отдела, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей. Данные рекомендации автором, повлекут за собой повышение производительности труда сотрудников отдела, эффективности и качества работы.
Для решения проблемы с обеспечением жилыми помещениями детей- сирот в г. Набережные Челны, было предложено усовершенствовать идею с переселением их в другие города. Для того, чтобы привлечь граждан города, из числа детей сирот в непривлекательные для них города, было предложено заключить договора с крупными предприятиями о трудоустройстве этих граждан. Это мероприятие позволит повысить интерес детей-сирот к населенным пунктам.
Предложена рекомендация по увеличению кадрового состава отдела опеки и попечительства выпускниками вузов. Следование данной рекомендации поможет решить проблему с переработками сотрудников и решит проблему с трудоустройством нескольких выпускников.
Выполнение всех предложенных рекомендаций поможет усовершенствовать систему социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, цель достигнута - определены пути совершенствования системы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальном образовании.
1. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года).
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г., №31, ст. 4398.
4. Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995
(в ред. от 29.12.2017) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения
09.03.2018).
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения 23.05.2018).
6. Федеральный закон № 315-ФЗ от 17.12.2009 "О внесении
изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_94982/ (дата обращения 09.03.2018).
7. Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 07.03.2018) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/(дата обращения 09.03.2018).
8. Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной
социальной помощи" // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения
09.03.2018).
9. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018) // Консультант Плюс
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 10.03.2018).
10. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения 10.03.2018).
11. Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
12. Закон Республики Татарстан от 27.02.2004г. № 8-ЗРТ «Об
организации деятельности органов Опеки и попечительства в Республике Татарстан» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/424031906(дата обращения 10.03.2018).
13. Закон Республики Татарстан от 12.01.2013 г. № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 закона Республики Татарстан «об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (с изменениями на: 23.12.2017) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/423904142 (дата обращения 23.05.2018).
14. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
23.12.2013 г. № 1023 «Об утверждении государственной программы
«Социальная поддержка граждан Республики Татарстан» на 2014 - 2020 годы (с
изменениями на: 04.05.2018) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - URL:
http://docs.cntd.ru/document/463306680 (дата обращения 23.05.2018).
15. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 664 от 21.09.2016 № 664 от 21.09.2016 г. «О ежемесячных денежных и иных видах выплат на 2017 год».
16. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.10.2016 г. № 747 «Об утверждении размеров выплат по видам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей- инвалидов, обучающихся по основным образовательным программам в государственных профессиональных образовательных организациях и государственных образовательных организациях высшего образования, на 2017 год».
17. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
8.09.2017 № 641 «О ежемесячных денежных и иных видах выплат на 2018 год» // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/file/npa/2017-
09/159781/npa_159782.pdf (дата обращения 23.05.2018).
II Статистические материалы
18. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
19. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. -
Р76 М., 2017 - 686 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.gks .ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения
06.04.2018).
III Материалы организации
попечительства при Исполнительном комитете муниципального образования город Набережные Челны от 01.12.2017 г.
22. Статистический отчет 103-РИК отдела опеки и попечительства г. Набережные Челны.
IV Научные статьи
23. Алферьева А.А. Меры государственной поддержки детей-сирот // Вестник научных конференций. - 2017. - №2-4(18). - С. 16-18.
24. Гончарук М. С. Лишение родительских прав как мера ответственности в семейном праве // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 97-99. — URL https://moluch.ru/archive/181/46744/(дата обращения 06.04.2018).
25. Тхабисимова Л.А., Тепсуев М.С. Гарантии жилищных прав детей- сирот в Российской Федерации: закон и практика // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - №12. - С. 158-166.
V Учебники и учебные пособия
26. Медведева Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы // Методическое пособие. - 2010. - 12 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.studmed.ru/view/medvedeva-es-slovar-terminov-po-teorii-socialnoy- raboty_13a3b6648fd.html(дата обращения 06.04.2018).
27. Тукумцев Б.Г. (ред.) Словарь-справочник по социальной геронтологии. - Самара, 2003. - 208 с.
28. Шарин В.И. Основы социальной политики и социальной защиты. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2016. - 384 с.
VI Электронные ресурсы
29. Бесплатного жилья для детей-сирот в Набережных Челнах пока нет // Челнинские известия [Электронный ресурс]. -URL:http://chelny-izvest.ru/news/city/55067-besplatnogo-zhilya-dlya-detey-sirot-v-naberezhnykh-chelnakh-poka-net (дата обращения 23.05.2018).
30. Величина МРОТ в 2012-2018 годах в России (таблица) // Налоговые новости и статьи [Электронный ресурс]. - http://nalog- nalog.ru/posobiya/posobie_po_vremennoj_netrudosposobnosti_bolnichnyj/velichina_ mrot_v_2002_2017_godah_v_rossii_tablica/ (дата обращения 23.05.2018).
31. Выплаты и материальная помощь детям сиротам в 2018 году // Subsived.ru. URL: https://subsived.ru/posobiya/vyplaty-detyam-sirotam (дата обращения 23.05.2018).
32. Выплаты опекунам в 2017-2018 годах: сколько платят за опекунство? // Юридический и налоговый портал «Народный СоветникЪ» [Электронный ресурс]. - URL: http://nsovetnik.ru/opekunstvo/vyplaty_opekunam_ skol_ko_platyat_za_opekunstvo/ (дата обращения 25.05.2018).
33. Государственная программа «Социальная поддержка граждан» //
Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]. - URL:
https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/3 (дата обращения 15.04.2018).
34. Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей в 2017 году // Министерство образования и науки Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL:
http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_893061.doc (дата обращения 23.05.2018).
35. Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей в 2018 году // Министерство образования и науки Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL:
http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_893061.doc (дата обращения 23.05.2018).
36. Новости Минобрнауки // Усыновление в России [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.usynovite.ru/documents/federal/ (дата обращения
16.04.2018).
37. Об учреждении // Электронное образование в Республике Татарстан // [Электронный ресурс]. - URL: https://edu.tatar.ru/n_chelny/page2925978.htm/ page3255282.htm (дата обращения 25.05.2018).
38. Отдел опеки и попечительства // Исполнительный комитет // Официальный сайт города Набережные Челны [Электронный ресурс]. - URL: http://nabchelny.ru (дата обращения 25.05.2018).
39. Президентская программа «Дети России». [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/366795 (дата обращения
06.04.2018).
40. Проект Закона Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2015 год» // Министерство финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.tatarstan.ru/godovoy-otchet-ob-ispolnenii-byudzheta.htm?page=2&pub_id=590869 (дата обращения 15.05.2018).
41. Проект Закона Республики Татарстан "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2016 год" // Министерство финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.tatarstan.ru/rus/godovoy-otchet-ob-ispolnenii-byudzheta.htm?pub_id=982484 (дата обращения 15.05.2018).
42. Проект Закона Республики Татарстан "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2017 год" // Министерство финансов Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.tatarstan.ru/rus/proekti-normativnih-pravovih-aktov-respubliki.htm?pub_id=1371825 (дата обращения 15.05.2018).
43. Путин призвал активнее поддерживать семьи с усыновленными детьми // Информационное агентство России ТАСС [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/obschestvo/4682396 (дата обращения 23.05.2018).
44. Размер пенсии по случаю потери кормильца в 2017 году //
Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.pfrf.ru/branches/ingush/news~2017/07/14/139095 (дата обращения 15.05.2018).
45. Семейные формы устройства // Усыновление в России
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.usynovite.ru/adoption_/(дата
обращения 06.04.2018).
46. Стипендии студентам в 2018 году // Журнал ПрофиКоммент [Электронный ресурс]. - URL: https://proficomment.ru/stipendii-studentam-v- 2018-godu/(дата обращения 23.05.2018).
47. Трудности получения: челнинским сиротам не хватает квартир // Kazanfirst [Электронный ресурс]. - URL: https://kazanfirst.ru/articles/452131 (дата обращения 23.05.2018).