МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МОНОГОРОДАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы создания территорий опережающего социально-экономического
развития 7
1.1 Понятия и критерии монопрофильного муниципального образования 7
1.2 Особенности формирования территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях 11
1.3 Нормативно-правовые аспекты формирования территорий со специальным
правовым режимом ведения предпринимательской деятельности 15
2 Практика создания территорий опережающего социально-экономического развития в
монопрофильных муниципальных образованиях 26
2.1 Потенциал территорий опережающего социально-экономического развития
монопрофильных муниципальных образований 26
2.2 Создание территорий опережающего социально-экономического развития в
моногороде Набережные Челны 30
2.3 Действующая система оценки эффективности территорий опережающего
социально-экономического развития. 34
3 Проблемы и перспективы создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях 38
3.1 Проблемы формирования территорий опережающего социально-экономического
развития «Набережные Челны» 38
3.2 Предложения по улучшению механизма формирования территорий
опережающего социально-экономического развития в моногородах 42
3.3 Предложения по системе оценки эффективности создаваемых территорий
опережающего социально-экономического развития в моногородах 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретические основы создания территорий опережающего социально-экономического
развития 7
1.1 Понятия и критерии монопрофильного муниципального образования 7
1.2 Особенности формирования территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях 11
1.3 Нормативно-правовые аспекты формирования территорий со специальным
правовым режимом ведения предпринимательской деятельности 15
2 Практика создания территорий опережающего социально-экономического развития в
монопрофильных муниципальных образованиях 26
2.1 Потенциал территорий опережающего социально-экономического развития
монопрофильных муниципальных образований 26
2.2 Создание территорий опережающего социально-экономического развития в
моногороде Набережные Челны 30
2.3 Действующая система оценки эффективности территорий опережающего
социально-экономического развития. 34
3 Проблемы и перспективы создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях 38
3.1 Проблемы формирования территорий опережающего социально-экономического
развития «Набережные Челны» 38
3.2 Предложения по улучшению механизма формирования территорий
опережающего социально-экономического развития в моногородах 42
3.3 Предложения по системе оценки эффективности создаваемых территорий
опережающего социально-экономического развития в моногородах 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Территория опережающего социально-экономического развития - это территория с особым правовым режимом ведения деятельности, предлагающая ряд налоговых льгот и административных преференций для инвесторов. Создание территории опережающего социально-экономического развития (далее ТОСЭР) регулируется Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Особенности их открытия в монопрофильных муниципальных образованиях описаны в главе 9 закона 473-ФЗ.
Цель создания ТОСЭР - формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Современное состояние экономики РФ предполагает необходимость использования инновационных факторов развития. Одним из путей реализации инновационной стратегии РФ является создание ТОСЭР.
Актуальность темы исследования заключается в том, что ТОСЭР отводится роль эффективного инструмента государственной политики территориального развития на ближайший период. Современные условия развития, требующие углубления рыночных принципов хозяйствования, обостряют проблемы дальнейшей структурной перестройки экономики регионов. В связи с этим становится очевидной необходимость трансформации экономики каждого из регионов путем внедрения различного рода организационно-экономических механизмов, видоизменяющих и повышающих эффективность их экономической структуры. Одним из таких организационно-экономических механизмов является механизм ТОСЭР.
В настоящее время согласно федеральному законодательству создание ТОСЭР возможно на территориях:
1) Дальнего Востока;
2) Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);
3) Монопрофильных муниципальных образований (моногородов).
Целью выпускной квалификационной работы является изучение системы создания нового института развития, каким по факту являются территории опережающего развития, анализ первого опыта формирования ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) и выработка рекомендаций по совершенствованию механизма его формирования.
Для решения поставленной цели, в ходе работы необходимо исследовать следующие задачи:
1) исследовать теоретико-методологические основы создания территорий опережающего социально-экономического развития;
2) выделить особенности создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях;
3) проанализировать первый опыт создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях и выявить проблемы их формирования;
4) сформулировать предложения по усовершенствованию механизма формирования территорий опережающего социально-экономического развития.
Объектом выпускной квалификационной работы являются ТОСЭР, создаваемые в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах).
Предметом выпускной квалификационной работы является организационно-экономические отношения, возникающие при формировании территорий опережающего развития социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах).
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы представляют фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных авторов в области стратегического управления территориями с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности, по проблемам развития монопрофильных муниципальных образований. В данной области выполнены исследования И.С. Антоновой, С.В. Александровой, Ю.В. Щербаковой, В.И. Ишаевым, С.В. Кумаковой, В.К. Заусаевым, Г.Ф. Галиуллиной, Б.Л. Кузнецовым, А.В. Татуйко. Обоснованные научные результаты исследования получены с применением общенаучных методов управления и организации, методов экспертных оценок, методов организационно-структурного моделирования и сравнительного анализа.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили нормативно-правовые акты, материалы производственной и преддипломной практики, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Цель создания ТОСЭР - формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Современное состояние экономики РФ предполагает необходимость использования инновационных факторов развития. Одним из путей реализации инновационной стратегии РФ является создание ТОСЭР.
Актуальность темы исследования заключается в том, что ТОСЭР отводится роль эффективного инструмента государственной политики территориального развития на ближайший период. Современные условия развития, требующие углубления рыночных принципов хозяйствования, обостряют проблемы дальнейшей структурной перестройки экономики регионов. В связи с этим становится очевидной необходимость трансформации экономики каждого из регионов путем внедрения различного рода организационно-экономических механизмов, видоизменяющих и повышающих эффективность их экономической структуры. Одним из таких организационно-экономических механизмов является механизм ТОСЭР.
В настоящее время согласно федеральному законодательству создание ТОСЭР возможно на территориях:
1) Дальнего Востока;
2) Закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО);
3) Монопрофильных муниципальных образований (моногородов).
Целью выпускной квалификационной работы является изучение системы создания нового института развития, каким по факту являются территории опережающего развития, анализ первого опыта формирования ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) и выработка рекомендаций по совершенствованию механизма его формирования.
Для решения поставленной цели, в ходе работы необходимо исследовать следующие задачи:
1) исследовать теоретико-методологические основы создания территорий опережающего социально-экономического развития;
2) выделить особенности создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях;
3) проанализировать первый опыт создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях и выявить проблемы их формирования;
4) сформулировать предложения по усовершенствованию механизма формирования территорий опережающего социально-экономического развития.
Объектом выпускной квалификационной работы являются ТОСЭР, создаваемые в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах).
Предметом выпускной квалификационной работы является организационно-экономические отношения, возникающие при формировании территорий опережающего развития социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах).
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы представляют фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных авторов в области стратегического управления территориями с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности, по проблемам развития монопрофильных муниципальных образований. В данной области выполнены исследования И.С. Антоновой, С.В. Александровой, Ю.В. Щербаковой, В.И. Ишаевым, С.В. Кумаковой, В.К. Заусаевым, Г.Ф. Галиуллиной, Б.Л. Кузнецовым, А.В. Татуйко. Обоснованные научные результаты исследования получены с применением общенаучных методов управления и организации, методов экспертных оценок, методов организационно-структурного моделирования и сравнительного анализа.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили нормативно-правовые акты, материалы производственной и преддипломной практики, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Территорию опережающего социально-экономического развития понимают как часть территории государства, в рамках которой отечественные и иностранные предприниматели пользуются особыми льготными условиями для организации хозяйственной деятельности. Предполагается, что ТОСЭР в силу этого становятся территориальными «точками» промышленного и инновационного развития, что влечет за собой процессы трансформации структуры экономики того территориального образования, в котором создается ТОСЭР. Эти процессы актуальны для современной российской экономики.
Исходя из анализа опыта многих стран, в которых создавались и функционировали различного рода экономические зоны с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, в работе выделен ряд важнейших факторов, обусловливающих их создание и развитие, при игнорировании которых может быть полный провал проекта ТОСЭР, или результаты деятельности ТОСЭР становятся неудовлетворительными.
Следует выделить пять главных групп интересов: социальные, экономические, экологические, институциональные (в том числе организационно-правовые), технологические (в том числе научные, научно-технические, технические). Ключевым критерием, условием развития в этом случае является баланс интересов, который обеспечивает определенную траекторию и темпы развития ТОСЭР.
Территории опережающего социально-экономического развития - это новая форма специализированных экономических зон, предложенная федеральными органами власти Российской Федерации. Прежде, чем был принят Федеральный Закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», идея территорий опережающего развития рассматривалась на различных уровнях власти и в экспертной среде. В некоторых случаях еще до принятия Федерального Закона территории опережающего развития рассматривались как зоны опережающего развития.
На сегодняшний день Правительство заявляет о четком намерении довести начатое до конца, несмотря на предыдущие неудачи в создании инвестиционных территорий. Закон о новых территориях еще требует доработок, однако он уже определяет основные аспекты, касающиеся формирования и последующего развития этих районов. Немаловажное значение имеет и деятельность аппарата управления непосредственно в самом регионе и должна быть направлена на содействие и поддержку государственных мер.
В настоящее время запуск предприятий с рентабельным производством в городах и в сельской местности (ТОСЭР создаются и в монопрофильных муниципальных поселениях с численностью населения менее 10 тысяч человек) может вызвать более быстрое стирание граней между городом и деревней, возрождение заброшенных и депрессивных территорий, сглаживание в культурных различиях. Но самое главное - это наряду с привлечением инвестиций, возможность более равномерного территориального расселения населения и размещения промышленности, что для России является особо актуальным. Для реализации этой задачи необходимо создать оптимальные условия труда на новых и уже действующих предприятиях.
Иной тенденцией, обусловливающей формирование и функционирование ТОСЭР, является потребность к успешному ведению конкурентной борьбы с другими территориальными образованиями за инвестиции, бизнес и кадры. Это является главным, но не единственным направлением деятельности. Во-вторых, конкретность территории характеризуется способностью территории на протяжении длительного времени к противостоянию воздействия внешних и внутренних факторов (в том числе различного рода кризисов, стихийных бедствий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций).
Наряду с положительными сторонами стоит рассмотреть и риски создания ТОСЭР. Наиболее простой риск, что инвесторы не будут найдены, а деньги на развитие территорий уже потратят. Конечно уже заключены первые соглашения между государством и бизнесом, но об успехе можно будет говорить после первых налоговых поступлений в бюджет. Так же при заключении договоров о создании ТОСЭР стоит обязательно учитывать тот факт, что пользуясь всеми преимуществами правового статуса и налогового режима, создаваемые зарубежные предприятия будут обладать конкурентными преимуществами перед местными предприятиями. В результате наш сегодня еще слабый бизнес может разориться. А самое опасное, что предприятия могут после окончания льготного налогового режима, демонтировать заводы и уехать в поисках новых благоприятных для них территорий, а мы останемся на выжженной земле, с использованными природными ресурсами, с фактом безработицы и экономическим спадом, так как такое уже бывало в других странах.
Стратегическое управление ТОСЭР в экономике региона является комплексом ответственных управленческих решений и действий, которые могут минимизировать возможные риски. В процессе стратегического управления ТОСЭР в экономике региона должна производиться оценка (при ее возможности) различных рисков, которые могут быть связаны с выполнением ТОСЭР в экономике региона тех или иных приоритетных функций в будущем. Характерные параметры прогнозируемых рисков должны учитываться при проведении сравнительного анализа вариантов выбора стратегических целей ТОСЭР в экономике региона. С минимизацией рисков тесно связан учет факторов положительного воздействия, содействующих устойчивому развитию ТОСЭР и экономики региона.
В рамках совершенствования института ТОСЭР и обеспечения безболезненного встраивания в проектируемую систему действующих предприятий малого и среднего бизнеса региона предлагаем на федеральном уровне:
1) продолжить работу над законопроектом «О ТОСЭР в Российской Федерации», предусмотрев в его содержании механизмы, отвечающие требованиям новой модели развития субъектов, а также положения, учитывающие региональные особенности создаваемых площадок;
2) усилить социальную составляющую ТОСЭР для предпринимателей - потенциальных резидентов, предусмотрев для них компенсацию затрат на развитие социально-бытовой инфраструктуры.
На уровне региона совместно с федеральными органами исполнительной власти разработать план мероприятий по недопущению ослабления социально-кадрового потенциала и ухудшения демографической ситуации на территориях, находящихся в зоне влияния ТОСЭР. На уровне муниципального образования провести инвентаризацию действующих предприятий малого и среднего бизнеса на предмет соответствия их деятельности планируемой специализации создаваемых в крае ТОСЭР. На уровне отдельных субъектов хозяйствования оказывать содействие муниципальным образованиям в их работе по создаваемым в крае ТОСЭР.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы изучение системы создания нового института развития, каким по факту являются территории опережающего развития, анализ первого опыта формирования ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) и выработка рекомендаций по совершенствованию механизма его формирования - можно считать достигнутой.
Исходя из анализа опыта многих стран, в которых создавались и функционировали различного рода экономические зоны с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, в работе выделен ряд важнейших факторов, обусловливающих их создание и развитие, при игнорировании которых может быть полный провал проекта ТОСЭР, или результаты деятельности ТОСЭР становятся неудовлетворительными.
Следует выделить пять главных групп интересов: социальные, экономические, экологические, институциональные (в том числе организационно-правовые), технологические (в том числе научные, научно-технические, технические). Ключевым критерием, условием развития в этом случае является баланс интересов, который обеспечивает определенную траекторию и темпы развития ТОСЭР.
Территории опережающего социально-экономического развития - это новая форма специализированных экономических зон, предложенная федеральными органами власти Российской Федерации. Прежде, чем был принят Федеральный Закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», идея территорий опережающего развития рассматривалась на различных уровнях власти и в экспертной среде. В некоторых случаях еще до принятия Федерального Закона территории опережающего развития рассматривались как зоны опережающего развития.
На сегодняшний день Правительство заявляет о четком намерении довести начатое до конца, несмотря на предыдущие неудачи в создании инвестиционных территорий. Закон о новых территориях еще требует доработок, однако он уже определяет основные аспекты, касающиеся формирования и последующего развития этих районов. Немаловажное значение имеет и деятельность аппарата управления непосредственно в самом регионе и должна быть направлена на содействие и поддержку государственных мер.
В настоящее время запуск предприятий с рентабельным производством в городах и в сельской местности (ТОСЭР создаются и в монопрофильных муниципальных поселениях с численностью населения менее 10 тысяч человек) может вызвать более быстрое стирание граней между городом и деревней, возрождение заброшенных и депрессивных территорий, сглаживание в культурных различиях. Но самое главное - это наряду с привлечением инвестиций, возможность более равномерного территориального расселения населения и размещения промышленности, что для России является особо актуальным. Для реализации этой задачи необходимо создать оптимальные условия труда на новых и уже действующих предприятиях.
Иной тенденцией, обусловливающей формирование и функционирование ТОСЭР, является потребность к успешному ведению конкурентной борьбы с другими территориальными образованиями за инвестиции, бизнес и кадры. Это является главным, но не единственным направлением деятельности. Во-вторых, конкретность территории характеризуется способностью территории на протяжении длительного времени к противостоянию воздействия внешних и внутренних факторов (в том числе различного рода кризисов, стихийных бедствий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций).
Наряду с положительными сторонами стоит рассмотреть и риски создания ТОСЭР. Наиболее простой риск, что инвесторы не будут найдены, а деньги на развитие территорий уже потратят. Конечно уже заключены первые соглашения между государством и бизнесом, но об успехе можно будет говорить после первых налоговых поступлений в бюджет. Так же при заключении договоров о создании ТОСЭР стоит обязательно учитывать тот факт, что пользуясь всеми преимуществами правового статуса и налогового режима, создаваемые зарубежные предприятия будут обладать конкурентными преимуществами перед местными предприятиями. В результате наш сегодня еще слабый бизнес может разориться. А самое опасное, что предприятия могут после окончания льготного налогового режима, демонтировать заводы и уехать в поисках новых благоприятных для них территорий, а мы останемся на выжженной земле, с использованными природными ресурсами, с фактом безработицы и экономическим спадом, так как такое уже бывало в других странах.
Стратегическое управление ТОСЭР в экономике региона является комплексом ответственных управленческих решений и действий, которые могут минимизировать возможные риски. В процессе стратегического управления ТОСЭР в экономике региона должна производиться оценка (при ее возможности) различных рисков, которые могут быть связаны с выполнением ТОСЭР в экономике региона тех или иных приоритетных функций в будущем. Характерные параметры прогнозируемых рисков должны учитываться при проведении сравнительного анализа вариантов выбора стратегических целей ТОСЭР в экономике региона. С минимизацией рисков тесно связан учет факторов положительного воздействия, содействующих устойчивому развитию ТОСЭР и экономики региона.
В рамках совершенствования института ТОСЭР и обеспечения безболезненного встраивания в проектируемую систему действующих предприятий малого и среднего бизнеса региона предлагаем на федеральном уровне:
1) продолжить работу над законопроектом «О ТОСЭР в Российской Федерации», предусмотрев в его содержании механизмы, отвечающие требованиям новой модели развития субъектов, а также положения, учитывающие региональные особенности создаваемых площадок;
2) усилить социальную составляющую ТОСЭР для предпринимателей - потенциальных резидентов, предусмотрев для них компенсацию затрат на развитие социально-бытовой инфраструктуры.
На уровне региона совместно с федеральными органами исполнительной власти разработать план мероприятий по недопущению ослабления социально-кадрового потенциала и ухудшения демографической ситуации на территориях, находящихся в зоне влияния ТОСЭР. На уровне муниципального образования провести инвентаризацию действующих предприятий малого и среднего бизнеса на предмет соответствия их деятельности планируемой специализации создаваемых в крае ТОСЭР. На уровне отдельных субъектов хозяйствования оказывать содействие муниципальным образованиям в их работе по создаваемым в крае ТОСЭР.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы изучение системы создания нового института развития, каким по факту являются территории опережающего развития, анализ первого опыта формирования ТОСЭР в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) и выработка рекомендаций по совершенствованию механизма его формирования - можно считать достигнутой.
Подобные работы
- Совершенствование подхода к оценке влияния территории опережающего социально-экономического развития на экономику региона
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Территория опережающего социально-экономического развития в моногороде как инструмент регионального развития
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Управление формированием территории опережающего социально-экономического развития как фактор экономического роста города Набережные Челны
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Разработка предложений по функционированию территории опережающего социально-экономического развития Набережные Челны на принципах зеленой экономики
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ТЕРРИТОРИИ ОСОБОГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Внешнеторговые аспекты в деятельности свободных экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



