Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения старших дошкольников посредствам сказкотерапии

Работа №48895

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2014
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……… ……………………………………………………………..…...3
Глава I . Психолого-педагогические подходы к исследованию развития воображения……………………………………………………………………...8
1.1 Воображение как психический процесс……………………………………..8
1.2 Структура воображения……………………………………………………..13
1.3 Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17
1.4 Этапы и методы развития воображения дошкольников…………………..20
1.5 Краткие выводы по главе I………………………………………………….24
Глава II. Возможности сказкотерапии для развития воображения старших дошкольников……………….………………………………………27
2.1 Сказкотерапия как метод психологической работы………………………27
2.2 Сказка – источник творчества детей дошкольного возраста…………..…32
2.3 Роль сказки в развитии воображения детей………………………………..35
2.4 Краткие выводы по главе II…………………………………………………36
Глава III. Экспериментальное исследование развития воображения старших дошкольников посредствам сказкотерапии……………………..38
3.1 Организация констатирующего этапа исследования……………………...38
3.2 Проведение занятий по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………..46
3.3 Итоговый этап………………………………………………………………..58
Заключение……………………………………………………………………...66
Список использованной литературы……………………………...………...69
Приложение……………………………………………………………………..72




Актуальность исследования. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребенка, так как этот период времени называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития воображения.
Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Р.С.Немов, А.В.Запорожец, А.В.Петровский, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др.
Весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало до недавнего времени. Однако Л.С.Выготскому удалось доказать, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. И доказал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать “все со всем” по случайным основаниям [5, с. 8].
О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда происходит зарождение знаковой функции сознания, а зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка (Л.С.Выготский, Р.С.Немов, Л.А Венгер, В.С.Мухина и др.). Следовательно, воображение надо развивать с раннего детства. А наиболее чувствительным периодом является старший дошкольный возраст, как указывают ученые-психологи, так как воображение ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, так и самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления, то есть воображение у ребенка компенсирует недостаток жизненного опыта имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка, слушая сказку.
В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.
Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.
Со сказкой ребенок встречается в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Он забывает обо всем и целиком погружается в жизнь героев. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, и ее чудесный вымысел. И дети их любят. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло [11, с.137].
Вопросами влияния сказки на воображение, творческие способности занимались: О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е.Кравцова и другие.
Исходя из актуальности данной проблемы, нами была определена тема выпускной квалификационной работы и параметры исследования.
Объект исследования – личность старшего дошкольника.
Предметом исследования является воображение дошкольников.
Целью исследования является развитие воображения старших дошкольников посредствам сказкотерапии.
Цель работы определила следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения старших дошкольников посредством сказкотерапии.
2. Провести психодиагностику воображения старших дошкольников. Апробировать различные методы сказкотерапии, позволяющие развить творческое воображение детей. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
3. На основе проделанной работы составить ряд методических рекомендаций по развитию воображения дошкольников с помощью сказкотерапии.
Выбранная тема и сформулированные параметры исследования позволили нам выдвинуть гипотезу о том, что использование различных методов сказкотерапии будет способствовать развитию творческого воображения старших дошкольников при соблюдении следующих условий:
1. учет возрастных особенностей дошкольников;
2. систематическое применение методов сказкотерапии.
Методы исследования:
- беседа;
- диагностика уровня творческого воображения – методика «Нарисуй что-нибудь»;
- непараметрический метод математической статистики U – критерий Манна-Уитни;
- алгоритм определения нормального распределения признака Н.А.Плохинского;
- параметрический метод математической статистики t – критерия Стьюдента (для зависимых выборок);
- непараметрический метод математической статистики Т – критерий Вилкоксон.
Новизна исследования заключается в проведении психологической работы, направленной на развитие воображения дошкольников посредством сказкотерапии на определенной выборке детей.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с октября 2013 по апрель 2014г., на базе МБОУ СОШ № 1 (дошкольные группы) и МБДОУ № 1 им. Гагарина г. Анива в ходе которого были подобраны психодиагностические методики, определена база для проведения экспериментальной работы. Была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Проанализированы результаты и проверена степень подтверждения гипотезы. На первом этапе нами была определены группы детей, а именно контрольная и экспериментальная. Констатирующий этап включал в себя проведение беседы, также был проведен психодиагностический тест, направленный на определение уровня развития творческого воображения в двух группах. На втором этапе была проведена работа с экспериментальной группой, в течение двух месяцев с воспитанниками проводились развивающие занятия. На третьем этапе были проанализированы результаты, составлены числовые ряды, затем подтвердили гипотезу.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении представлена актуальность изучаемой проблемы, определены параметры и сформулирована гипотеза исследовательской работы.
В главе I «Психолого-педагогические подходы к исследованию развития воображения» раскрыто основное понятие воображение, а так же особенности воображения детей старшего дошкольного возраста.
Глава II «Возможности сказкотерапии для развития воображения старших дошкольников» раскрыто понятие и описаны различные методы сказкотерапии.
В главе III «Эмпирическое исследование развития воображения старших дошкольников посредствам сказкотерапии» дана характеристика групп испытуемых, проведен анализ психодиагностической методики и интерпретированы результаты исследовательской работы. Определена степень подтверждения гипотезы.
В заключении представлены основные выводы, описана степень подтверждения гипотезы проведенного исследования.
Список использованной литературы составил 34 источника. Общее количество страниц без приложений – 71.


Актуальность исследования. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребенка, так как этот период времени называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития воображения.
Изучением и развитием сущности воображения как психического процесса занимались: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Р.С.Немов, А.В.Запорожец, А.В.Петровский, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева и др.
Весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало до недавнего времени. Однако Л.С. Выготскому удалось доказать, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. И доказал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать “все со всем” по случайным основаниям [5, с. 8].
О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда происходит зарождение знаковой функции сознания, а зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка (Л.С.Выготский, Р.С.Немов, Л.А Венгер, В.С.Мухина и др.). Следовательно, воображение надо развивать с раннего детства. А наиболее чувствительным периодом является старший дошкольный возраст, как указывают ученые-психологи, так как воображение ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, так и самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления, то есть воображение у ребенка компенсирует недостаток жизненного опыта имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь. Именно поэтому он легко верит в то, что наряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка, слушая сказку.
В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Сказкотерапия». С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.
Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.
Со сказкой ребенок встречается в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Он забывает обо всем и целиком погружается в жизнь героев. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, и ее чудесный вымысел. И дети их любят. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло [11, с.137].
Вопросами влияния сказки на воображение, творческие способности занимались: О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.Е.Кравцова и другие.
Исходя из актуальности данной проблемы, нами была определена тема выпускной квалификационной работы и параметры исследования.
Объект исследования – личность старшего дошкольника.
Предметом исследования является воображение дошкольников.
Целью исследования является развитие воображения старших дошкольников посредствам сказкотерапии.
Цель работы определила следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения старших дошкольников посредством сказкотерапии.
2. Провести психодиагностику воображения старших дошкольников. Апробировать различные методы сказкотерапии, позволяющие развить творческое воображение детей. Проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
3. На основе проделанной работы составить ряд методических рекомендаций по развитию воображения дошкольников с помощью сказкотерапии.
Выбранная тема и сформулированные параметры исследования позволили нам выдвинуть гипотезу о том, что использование различных методов сказкотерапии будет способствовать развитию творческого воображения старших дошкольников при соблюдении следующих условий:
1. учет возрастных особенностей дошкольников;
2. систематическое применение методов сказкотерапии.
Методы исследования:
- беседа;
- диагностика уровня творческого воображения – методика «Нарисуй что-нибудь»;
- непараметрический метод математической статистики U – критерий Манна-Уитни;
- алгоритм определения нормального распределения признака Н.А.Плохинского;
- параметрический метод математической статистики t – критерия Стьюдента (для зависимых выборок);
- непараметрический метод математической статистики Т – критерий Вилкоксон.
Новизна исследования заключается в проведении психологической работы, направленной на развитие воображения дошкольников посредством сказкотерапии на определенной выборке детей.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов и педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с октября 2013 по апрель 2014г., на базе МБОУ СОШ № 1 (дошкольные группы) и МБДОУ № 1 им. Гагарина г. Анива в ходе которого были подобраны психодиагностические методики, определена база для проведения экспериментальной работы. Была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Проанализированы результаты и проверена степень подтверждения гипотезы. На первом этапе нами была определены группы детей, а именно контрольная и экспериментальная. Констатирующий этап включал в себя проведение беседы, также был проведен психодиагностический тест, направленный на определение уровня развития творческого воображения в двух группах. На втором этапе была проведена работа с экспериментальной группой, в течение двух месяцев с воспитанниками проводились развивающие занятия. На третьем этапе были проанализированы результаты, составлены числовые ряды, затем подтвердили гипотезу.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении представлена актуальность изучаемой проблемы, определены параметры и сформулирована гипотеза исследовательской работы.
В главе I «Психолого-педагогические подходы к исследованию развития воображения» раскрыто основное понятие воображение, а так же особенности воображения детей старшего дошкольного возраста.
Глава II «Возможности сказкотерапии для развития воображения старших дошкольников» раскрыто понятие и описаны различные методы сказкотерапии.
В главе III «Эмпирическое исследование развития воображения старших дошкольников посредствам сказкотерапии» дана характеристика групп испытуемых, проведен анализ психодиагностической методики и интерпретированы результаты исследовательской работы. Определена степень подтверждения гипотезы.
В заключении представлены основные выводы, описана степень подтверждения гипотезы проведенного исследования.









Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале нашего исследования мы поставили следующую цель: исследование развития воображения старших дошкольников посредствам сказкотерапии. Цель исследования достигнута нами благодаря последовательному решению задач.
Во-первых, мы изучили и систематизировали психолого-педагогическую литературу по проблеме развития воображения старших дошкольников посредством сказкотерапии.
Воображение – это мысленный отход от прошлого опыта, это преобразование данного и создание на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее. Необходимо расширять опыт ребенка, т.к. чем больше он видел, слышал и пережил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
В старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения – фантазирование, ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов. Воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию; переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Сказкотерапия способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Дети расширяют свой кругозор, черпают множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира. В сказках дети впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.
Во-вторых, провели психодиагностику воображения старших дошкольников, апробировали различные методы сказкотерапии, позволяющие развить творческое воображение детей, проверили гипотезу с помощью методов математической статистики.
Проведенная работа позволила доказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно: использование различных методов сказкотерапии будет способствовать развитию творческого воображения старших дошкольников при соблюдении следующих условий:
1.учет возрастных особенностей дошкольников;
2.систематическое применение методов сказкотерапии, была эффективна.
Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сказкотерапия привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Также способствует развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность способствует сплочению детей, учит их работать вместе.
«Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение». Сказкотерапия в данном случае стала очень продуктивным опытом для детей.
В-третьих, на основе проделанной работы составили рекомендации для психологов и педагогов: данная разработанная программа по развитию творческого воображения хорошо подходит для практического применения в дошкольных образовательных учреждениях. Для эффективности программы занятия нужно проводить не реже одного раза в неделю, по количеству не менее пяти и по времени не более 35 минут за одно занятие.







1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001. 144 с.
2. Вачков И. В. Сочиняем сказки. Школьный психолог. 2003, № 19. с. 16.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. М.: Педагог. об-во России, 2002, 198 с.
4. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991, 126 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 92 с.
6. Гавриченко О. В. К проблеме применения метода сказкотерапии в психолого-педагогической работе с детьми. Журнал прикладной психологии. № 6. 2003. с. 21-25.
7. Давлетярова Е. Психологические занятия с элементами сказкотерапии. Школьный психолог. № 10. 2010. с. 28.
8. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов. М., Изд. центр «Академия», 1999. 464 с.
9. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. Вопросы психологии. № 2. 1988. с. 30.
10. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. СПб.: Изд-во ДНК, 2001. 174 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2007. 170 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. (Мастерская психологии и психотерапии). СПб.: Речь, 2006. 320 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003. 208 с.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2004. 152 с.
15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. (Мастерская психологии и психотерапии). СПб.: Речь, 2008. 208 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2010. 176 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2006. 240 с.
18. Капская А. Ю. Подарки фей: Развивающая сказкотерапия для детей. СПб.: Речь, 2006. 96 с.
19. Короткова Л.Д. Сказка для светлого ума закваска. М., 2001. 58 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка до 17 лет)5-е изд. М.: УРАО, 1999. 176с.
21. Ли А. В. О чём рассказывает сказка? Игра и дети. 2009. № 7. с. 35.
22. Лыкова И. А. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. М.: Карапуз, 2009. 144 с.
23. Немов Р.С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. 640с.
24. Немов Р.С. Психология. Кн.1.Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1999. 688 с.
25. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы. СПб.: Речь, 2006. 208 с.
26. Пронина С. Н. В гостях у сказки. Открытый урок: методики, сценарии и примеры. № 5. 2011. с. 82.
27. Пятаков Е. Сказкотерапия в экспресс-режиме. Школьный психолог. № 10. 2011. с. 18.
28. Радионова М. Воспитание сказкой. Аргументы и факты. Здоровье. № 19. 2009. с. 28.
29. Середненко П.В. Психолого-педагогическое исследование: методология и методы. Южно-Сахалинск, 2010. 188 с.
30. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 203 с.
31. Тулина Л. Салат из сказок. Обруч. № 4. 1997. с. 41.
32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике. М., 1998. 94 с.
33. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков: Фолио. 1996. 193 с.
34. Фесюкова Л.Б.Воспитываем сказкой: беседы по картинкам. Харьков: Ранок. 2008. 12 с.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ