Одним из наиболее трудных и в то же время актуальных и интересных в современном естествознании является вопрос о происхождении жизни.
Жизнь – одно из сложнейших, если не самое сложное явление природы. Для нее особенно характерны обмен веществ и самовоспроизведение, а особенности более высоких уровней ее организации обусловлены строением более низких уровней.
Живые существа – это естественные информационные системы, т. е. системы, существующие сами по себе, а не в результате построения или составленной кем-то программы.
Отличие живого от неживого заключается в нескольких фундаментальных направлениях: вещественном, структурном и функциональном планах его изучения.
В вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения, называемые биополимерами, – белки, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением. В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя, вернее самовоспроизводство.
Живые тела отличаются от неживых также наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т. д. Однако имеются переходные формы от не жизни к жизни.
Например, вирусы вне клеток другого организма не обладают ни одним из атрибутов живого, хотя у них есть наследственный аппарат. Они могут расти и размножаться лишь в клетке организма-хозяина, используя его ферментные системы.
Целью данной работы является изучение концепции возникновения жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
– рассмотреть определение жизни;
– проанализировать основные концепции происхождения жизни.
Объектом работы выступает жизнь. Предметом – основные концепции ее происхождения.
За последние десять лет понимание происхождения жизни сделало огромные успехи. Остается надеяться, что следующее десятилетие принесет еще больше: новые исследования очень активно ведутся во многих областях.
Но, именно, теория эволюции дает возможность понять оптимальную стратегию взаимоотношения человека и окружающей живой природы, позволяет ставить вопрос о разработке принципов управляемой эволюции. Отдельные элементы такой управляемой эволюции уже сегодня просматриваются, например, в попытках не простого промыслового использования, а хозяйственного управления эволюцией отдельных видов животных и растений.
Изучение процессов эволюции важно для охраны окружающей среды. Человек, вторгаясь в природу, еще не научился предвидеть и предупреждать нежелательные последствия своего вмешательства. Человек использует для борьбы с вредителями гексахлоран, ртутные препараты и многие другие ядовитые вещества. Это немедленно ведет к эволюционному «ответу» природы – возникновению устойчивых к пестицидам рас насекомых, «суперкрыс», устойчивых к антикоагулянтам и т. п.
Часто таким же катастрофическим становится промышленное загрязнение. Миллионы тонн стиральных порошков, попадая в сточные воды, убивают высшие организмы и вызывают невиданное прежде развитие цианей и некоторых микроорганизмов. Эволюция в этих случаях приобретает уродливые формы, и не исключено, что в будущем человечество столкнется с неожиданной «эволюционной угрозой» со стороны каких-нибудь суперустойчивых к промышленным загрязнениям микроорганизмов, бактерии и цианей, которые смогут изменить облик нашей планеты в нежелательном направлении.
1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие, практикум, хрестоматия / А.А. Горелов. – М.: Владос, 2012. – 341 с.
2. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. акад. Жукова М. Ф. 2-е изд. / Т.Я. Дубнищева. – М.: Маркетинг, 2011. – 832 с.: ил.
3. Кабардин О. Ф. Физика: Справочные материалы: Учеб. пособие. – 3-е изд. / О.Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 2010. – 367 с.: ил.
4. Краткий справочник естественных наук. Авт. – сост. Алтынов П. И., Андреев П. А., Балжи А. Б и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2012. – 624 с.: ил.
5. Плотников М.Н. Концепции современного естествознания / М.Н. Плотников. – М.: МГУ, 2012. – 680 с.
6. Полани М. Личностное познание / М. Полани. – М.: Наука, 2011. – 136 с.