Организация социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната (Нижневартовский государственный университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - БУ «Психоневрологический интернат» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск).
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМ 7
1.1 Молодые инвалиды как объекты социальной работы 7
1.2 Характеристика основных понятий проблемы социальной работы с молодыми инвалидами 15
1.3 Технологии социальной работы с молодыми инвалидами в условиях специализированных учреждений 23
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ» 35
2.1 Анализ опыта социальной работы с молодыми инвалидами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» (пгт. Излучинск) 35
2.2 Проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Объект исследования - БУ «Психоневрологический интернат» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск).
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМ 7
1.1 Молодые инвалиды как объекты социальной работы 7
1.2 Характеристика основных понятий проблемы социальной работы с молодыми инвалидами 15
1.3 Технологии социальной работы с молодыми инвалидами в условиях специализированных учреждений 23
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ» 35
2.1 Анализ опыта социальной работы с молодыми инвалидами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» (пгт. Излучинск) 35
2.2 Проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах. Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан – Е.В. Тихонова [57], К.В. Хадисова [60] и др. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка – получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве. Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Потребности молодых инвалидов удивительным образом совпадают с потребностями их ровесников, не имеющих инвалидности, и касаются образования, профессионального обучения, трудоустройства и включения в социальную, культурную, религиозную и экономическую жизнь их семей и общин. Отличие молодых инвалидов связано не с их общими потребностями, а с тем обстоятельством, что эти потребности так часто остаются неудовлетворенными. Так же важное отличие молодых инвалидов от молодежи в целом – это отличие состоит в том, что молодые инвалиды продолжают остро нуждаться в систематической и непрерывной реабилитации. Особенно это касается инвалидов с детства со сложной структурой дефекта, множественной сочетанной патологией.Большинство программ в отношении инвалидов адресованы либо детям-инвалидам, либо взрослым инвалидам и, таким образом, игнорируют уникальные социальные, психологические, образовательные и экономические потребности молодых инвалидов.
Объект исследования: социальная работа с молодыми инвалидами.
Предмет исследования: организация социальной работы с молодыми инвалидами в психоневрологическом интернате.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать в БУ ХМАО-Югры «Психоневрологический интернат» проект программы по организации социальной работы с молодыми инвалидами.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1) дать характеристику молодыми инвалидам как объекту социальной работы;
2) раскрыть сущность основных понятий проблемы социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната;
3) описать технологии социальной работы с молодыми инвалидами в условиях специализированных учреждений;
4) проанализировать практический опыт организации социальной работы с молодыми инвалидами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат»;
5) разработать проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната.
Гипотеза исследования заключается в том, что для повышения эффективности процесса социальной работы с молодыми инвалидами в специализированном учреждении необходима разработка программу по социальной работы с молодыми инвалидами.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, конституирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат».
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (октябрь 2019 г.- январь 2020 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (февраль 2020 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами в социальной работе с молодыми инвалидами предложенного проекта программы социальной работы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений
Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах. Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан – Е.В. Тихонова [57], К.В. Хадисова [60] и др. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка – получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве. Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Потребности молодых инвалидов удивительным образом совпадают с потребностями их ровесников, не имеющих инвалидности, и касаются образования, профессионального обучения, трудоустройства и включения в социальную, культурную, религиозную и экономическую жизнь их семей и общин. Отличие молодых инвалидов связано не с их общими потребностями, а с тем обстоятельством, что эти потребности так часто остаются неудовлетворенными. Так же важное отличие молодых инвалидов от молодежи в целом – это отличие состоит в том, что молодые инвалиды продолжают остро нуждаться в систематической и непрерывной реабилитации. Особенно это касается инвалидов с детства со сложной структурой дефекта, множественной сочетанной патологией.Большинство программ в отношении инвалидов адресованы либо детям-инвалидам, либо взрослым инвалидам и, таким образом, игнорируют уникальные социальные, психологические, образовательные и экономические потребности молодых инвалидов.
Объект исследования: социальная работа с молодыми инвалидами.
Предмет исследования: организация социальной работы с молодыми инвалидами в психоневрологическом интернате.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать в БУ ХМАО-Югры «Психоневрологический интернат» проект программы по организации социальной работы с молодыми инвалидами.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1) дать характеристику молодыми инвалидам как объекту социальной работы;
2) раскрыть сущность основных понятий проблемы социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната;
3) описать технологии социальной работы с молодыми инвалидами в условиях специализированных учреждений;
4) проанализировать практический опыт организации социальной работы с молодыми инвалидами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат»;
5) разработать проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната.
Гипотеза исследования заключается в том, что для повышения эффективности процесса социальной работы с молодыми инвалидами в специализированном учреждении необходима разработка программу по социальной работы с молодыми инвалидами.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, конституирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат».
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (октябрь 2019 г.- январь 2020 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (февраль 2020 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами в социальной работе с молодыми инвалидами предложенного проекта программы социальной работы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Критерием качества социального обслуживания для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, является формирование у них социальной субъектности, а для социально активных слоев, желающих получать социальные услуги, повышение уровня социальной субъектности, т.е. улучшение качества жизнедеятельности.
Социальная работа осуществляется с разными категориями населения, в том числе и с молодыми инвалидами. Но она всегда имеет общую черту: деятельность учреждений органов по делам молодежи в работе с конкретным клиентом ориентирована на создание качественных условий для успешной социализации личности молодых людей, помощи в адаптации к современной социально-экономической и социально-политической ситуации в стране, формировании автономности в решении возникших трудных жизненных ситуаций
В процессе проведения анкетирования важно соблюдать саму процедуру опроса, что представляется достаточно затруднительным в силу специфики изучаемой социальной группы – клиентов стационаров, часть из которых является психоневрологическими.
Было организовано и проведено исследование в БУ «Психоневрологический интернат». По результатам исследования можно сделать вывод, что молодые инвалиды довольны качеством предоставляемых им услуг, условиями их предоставления и работой специалистов. В результате исследования мы получили данные, что в доме-интернате молодые инвалиды получают необходимые услуги, в том числе и реабилитационного характера. Досуг для молодых инвалидов, проживающих в доме-интернате, организуется путем применения различных социальных технологий, которые используются в социальной работе, и позволяющие не только оказать первичную социальную поддержку и содействие, но и создать условия для продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности. Необходимо вести дальнейшую работу по улучшению качества оказания социальных услуг, развивать мероприятия группового характера.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были выявлены следующие проблемы в социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов:
1. Отсутствие у молодых инвалидов социально-бытовых навыков, которые необходимы для реализации жизнеобеспечения, самостоятельного обслуживания.
2. Проблема доступности для молодых инвалидов социально-досуговых мероприятий.
В этой связи проектировочная часть исследования направлена на устранение указанных проблем в процессе социальной работы с молодыми инвалидами. Был разработан проекта программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем», предусматривающий реализацию в социальной работе с молодыми инвалидами таких направлений, как социально-бытовое, культурно-досуговое, методическое. Проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем» предусматривает проведение социальной работы в течение 1 года (1 занятие в две недели). Всего проектом программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем» предусмотрено проведение 24 занятий.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Социальная работа осуществляется с разными категориями населения, в том числе и с молодыми инвалидами. Но она всегда имеет общую черту: деятельность учреждений органов по делам молодежи в работе с конкретным клиентом ориентирована на создание качественных условий для успешной социализации личности молодых людей, помощи в адаптации к современной социально-экономической и социально-политической ситуации в стране, формировании автономности в решении возникших трудных жизненных ситуаций
В процессе проведения анкетирования важно соблюдать саму процедуру опроса, что представляется достаточно затруднительным в силу специфики изучаемой социальной группы – клиентов стационаров, часть из которых является психоневрологическими.
Было организовано и проведено исследование в БУ «Психоневрологический интернат». По результатам исследования можно сделать вывод, что молодые инвалиды довольны качеством предоставляемых им услуг, условиями их предоставления и работой специалистов. В результате исследования мы получили данные, что в доме-интернате молодые инвалиды получают необходимые услуги, в том числе и реабилитационного характера. Досуг для молодых инвалидов, проживающих в доме-интернате, организуется путем применения различных социальных технологий, которые используются в социальной работе, и позволяющие не только оказать первичную социальную поддержку и содействие, но и создать условия для продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности. Необходимо вести дальнейшую работу по улучшению качества оказания социальных услуг, развивать мероприятия группового характера.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были выявлены следующие проблемы в социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов:
1. Отсутствие у молодых инвалидов социально-бытовых навыков, которые необходимы для реализации жизнеобеспечения, самостоятельного обслуживания.
2. Проблема доступности для молодых инвалидов социально-досуговых мероприятий.
В этой связи проектировочная часть исследования направлена на устранение указанных проблем в процессе социальной работы с молодыми инвалидами. Был разработан проекта программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем», предусматривающий реализацию в социальной работе с молодыми инвалидами таких направлений, как социально-бытовое, культурно-досуговое, методическое. Проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем» предусматривает проведение социальной работы в течение 1 года (1 занятие в две недели). Всего проектом программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем» предусмотрено проведение 24 занятий.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Использование метода анкетирования в изучении практики социальной работы с молодыми инвалидами (Методы исследования в социальной работе, Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Организация в отделении комплексной реабилитации и абилитации в учреждении социального обслуживания социальной работы с молодыми инвалидами (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020



