Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - БУ «Психоневрологический интернат» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск).
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМ 7
1.1 Молодые инвалиды как объекты социальной работы 7
1.2 Характеристика основных понятий проблемы социальной работы с молодыми инвалидами 15
1.3 Технологии социальной работы с молодыми инвалидами в условиях специализированных учреждений 23
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ» 35
2.1 Анализ опыта социальной работы с молодыми инвалидами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» (пгт. Излучинск) 35
2.2 Проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах. Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан – Е.В. Тихонова [57], К.В. Хадисова [60] и др. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка – получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве. Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Потребности молодых инвалидов удивительным образом совпадают с потребностями их ровесников, не имеющих инвалидности, и касаются образования, профессионального обучения, трудоустройства и включения в социальную, культурную, религиозную и экономическую жизнь их семей и общин. Отличие молодых инвалидов связано не с их общими потребностями, а с тем обстоятельством, что эти потребности так часто остаются неудовлетворенными. Так же важное отличие молодых инвалидов от молодежи в целом – это отличие состоит в том, что молодые инвалиды продолжают остро нуждаться в систематической и непрерывной реабилитации. Особенно это касается инвалидов с детства со сложной структурой дефекта, множественной сочетанной патологией.Большинство программ в отношении инвалидов адресованы либо детям-инвалидам, либо взрослым инвалидам и, таким образом, игнорируют уникальные социальные, психологические, образовательные и экономические потребности молодых инвалидов.
Объект исследования: социальная работа с молодыми инвалидами.
Предмет исследования: организация социальной работы с молодыми инвалидами в психоневрологическом интернате.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать в БУ ХМАО-Югры «Психоневрологический интернат» проект программы по организации социальной работы с молодыми инвалидами.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1) дать характеристику молодыми инвалидам как объекту социальной работы;
2) раскрыть сущность основных понятий проблемы социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната;
3) описать технологии социальной работы с молодыми инвалидами в условиях специализированных учреждений;
4) проанализировать практический опыт организации социальной работы с молодыми инвалидами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат»;
5) разработать проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами психоневрологического интерната.
Гипотеза исследования заключается в том, что для повышения эффективности процесса социальной работы с молодыми инвалидами в специализированном учреждении необходима разработка программу по социальной работы с молодыми инвалидами.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, конституирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат».
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (октябрь 2019 г.- январь 2020 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (февраль 2020 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами в социальной работе с молодыми инвалидами предложенного проекта программы социальной работы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Критерием качества социального обслуживания для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, является формирование у них социальной субъектности, а для социально активных слоев, желающих получать социальные услуги, повышение уровня социальной субъектности, т.е. улучшение качества жизнедеятельности.
Социальная работа осуществляется с разными категориями населения, в том числе и с молодыми инвалидами. Но она всегда имеет общую черту: деятельность учреждений органов по делам молодежи в работе с конкретным клиентом ориентирована на создание качественных условий для успешной социализации личности молодых людей, помощи в адаптации к современной социально-экономической и социально-политической ситуации в стране, формировании автономности в решении возникших трудных жизненных ситуаций
В процессе проведения анкетирования важно соблюдать саму процедуру опроса, что представляется достаточно затруднительным в силу специфики изучаемой социальной группы – клиентов стационаров, часть из которых является психоневрологическими.
Было организовано и проведено исследование в БУ «Психоневрологический интернат». По результатам исследования можно сделать вывод, что молодые инвалиды довольны качеством предоставляемых им услуг, условиями их предоставления и работой специалистов. В результате исследования мы получили данные, что в доме-интернате молодые инвалиды получают необходимые услуги, в том числе и реабилитационного характера. Досуг для молодых инвалидов, проживающих в доме-интернате, организуется путем применения различных социальных технологий, которые используются в социальной работе, и позволяющие не только оказать первичную социальную поддержку и содействие, но и создать условия для продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности. Необходимо вести дальнейшую работу по улучшению качества оказания социальных услуг, развивать мероприятия группового характера.
В ходе констатирующего этапа эксперимента были выявлены следующие проблемы в социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов:
1. Отсутствие у молодых инвалидов социально-бытовых навыков, которые необходимы для реализации жизнеобеспечения, самостоятельного обслуживания.
2. Проблема доступности для молодых инвалидов социально-досуговых мероприятий.
В этой связи проектировочная часть исследования направлена на устранение указанных проблем в процессе социальной работы с молодыми инвалидами. Был разработан проекта программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем», предусматривающий реализацию в социальной работе с молодыми инвалидами таких направлений, как социально-бытовое, культурно-досуговое, методическое. Проект программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем» предусматривает проведение социальной работы в течение 1 года (1 занятие в две недели). Всего проектом программы организации социальной работы с молодыми инвалидами «Мы все сможем» предусмотрено проведение 24 занятий.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант плюс». Электрон.ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.02.2020 г.).
2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс». Электрон.ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.02.2020 г.).
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс». Электрон.ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.02.2020 г.).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс». Электрон.ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.02.2020 г.).
5. Закон от 26.09.2014 №76-оз «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно вХанты-Мансийском автономном округе – Югре Устав БУ «Психоневрологический интернат». (Дата обращения: 23.02.2020 г.).
6. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.08.2014 №306 – п. «О нормах питания получателей социальных услуг в стационарной форме в организациях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». (Дата обращения: 23.02.2020 г.)
7. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.10.2014 №393-п «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг, порядка ее взимания и определении иных категорий граждан, которым социальные услуги в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре предоставляются бесплатно, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». (Дата обращения: 23.02.2020 г.).
8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 06 сентября 2014 года № 326-п «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг вХанты-Мансийском автономном округе – Югре». (Дата обращения: 23.02.2020 г.).
Основная литература
9. Абдуллаева, Э.С. Специфика социальной защиты молодежи и детей в России: монография. / Э.С. Абдулаева, К.В. Хадисова. – М.: Русайнс, 2016. - 89 с.
10. Авцинова, Г.И. Государственная политика в области социальной интеграции инвалидов: российский и зарубежный опыт: монография / Г.И. Авцинова, В.И. Жуков, С.А. Фурсов. – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 275 с
11. Агафонов, В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ / В.А. Агафонов. – М.: Наука. 2009. – 249 с.
12. Албегова, И.Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии / И.Ф. Албекова // Вестник социально‐ политических наук. – 2016. – № 11. – С. 23-26.
13. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2016. – 637 с.
14. Благодир, А. . Комментарий к Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный) / А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. – М.: Деловой двор, 2011. – 478 с.
15. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учеб, пособие / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, 3.А. Кондратьева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРС, 2013. – 358 с.
16. Веричева, О.Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество / О.Н. Веричева // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 1. – С. 76‐82.
17. Волкова, Г.Н. Конвенция ООН «О правах инвалидов» и эволюция российского законодательства / Г.Н. Волкова // Народонаселение. – 2014. – № 1. – С. 19-30.
18. Гасанзаде, С.Б. Проблемы совершенствования правового регулирования социальной защиты инвалидов / С.Б. Гасанзаде // Юридические науки. – 2009. – № 2. – С. 63-66.
19. Гришина, Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации / Л.П. Гришина. – М.: Академия, 2010. – 369 с.
20. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов / М.Н. Гуслова. – М.: Academia, 2010. – 412 с.
21. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов / И.Ф. Девятко. – 6-е изд. – М.: КДУ, 2015. – 295 с.
22. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 523 с.
23. Зарецкий, А.Д. Менеджмент социальной работы / А.Д. Зарецкий. – Москва: Огни, 2017. – 192 c.
24. Захарова, Н.А. Инвалидность: порядок признания, социальная защита и поддержка / Н.А. Захарова, О.В. Шашкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 189 с.
25. Зборовский, Г.Е. Прикладная социология: учебное пособие для гуманитарных (несоциологических) специальностей / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2016. – 175 с.
26. Жигарева, Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов / Н.П. Жигарева. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 216 c.
27. Ковкова, Т.Г. Специфика социальной работы с молодыми инвалидами в стационарном учреждении / Т.Г. Ковкова, Ю.Н. Рюмина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 192‐196.
28. Копылов, А.В. Инновационные формы нестационарного социального обслуживания населения на примере г. Москвы / А.В. Копылов // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2012. – №4. – С. 158 – 165.
29. Косенкова, Т.В. Эволюция формирования института реабилитации инвалидов / Т.В. Косенкова // Социально-гуманитарные знания, 2015. –№5. – С. 333-339.
30. Кузнецова, Л.А. Основы научных исследований: учебное пособие / Л.А. Кузнецова, Е.Н. Елисеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Челябинск: Челяб. гос. ун- т, 2013. – 105 с.
31. Кузьмин, В. Льготы и квоты: [проблемы трудоустройства инвалидов] / В. Кузьмин // Российская газета. – 2017. – 10 марта. – С. 3.
32. Куркина, М.П. Мониторинговые исследования в оценке качества социальных услуг в регионе / М.П. Куркина // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. – 2015. – № 15 (1). – С. 194–204.
33. Липский, И.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие /под ред. И.А. Липского. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. – 384 с
34. Лапин, Н.И. Проблемы социологического анализа организационных систем / Н.И. Лапин // Социус. – 2015. – № 2. – С. 89
35. Лукина, М.М. Технология интервью: учебное пособие для вузов / М. М. Лукина. – 2-е изд., доп. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 192 с.
36. Мацукевич, О.Ю. Творчество в социально-культурнойресоциализации молодых инвалидов / О.Ю. Мацукевич // Культура и образование. – 2014. – № 3 (14). – С. 87–92.
37. Международные аспекты гармонизации российского законодательства о правах инвалидов на труд и занятость / В. П. Шестаков и др. // Российская юстиция. – 2015. – № 3. – С. 54-56.
38. Миндель, А.Я. Инновации в социализации молодых инвалидов / А.Я. Миндель // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 9. – С. 20– 22.
39. Миронов В.С. Методика оценки эффективности программно-целевого подхода в управлении экономикой региона / В.С. Миронов // Проблемы современной экономики. – №4 (28). – 2008. – С. 85-88.
40. Неволина, Ю. На равных, но с учетом ситуации: [проблемы трудоустройства инвалидов в Алтайском крае] / Ю. Неволина // Вечерний Барнаул. – 2017. – 25 окт. – С. 3.
41. Нестерова, Г.Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова. – М.: Речь, 2015. – 128 c.
42. Новикова, И.А. Совершенствование системы социальной реабилитации инвалидов в учреждениях медико-социальной реабилитации / И.А. Новикова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9, Исследования молодых ученых. – 2011. – № 9. – С. 128–129.
43. Новикова, К.Н. Реабилитация инвалидов – критерий социальной безопасности государства / К.Н. Новикова // Право и безопасность. – Москва, 2010. – № 2. – С. 70–73.
44. Осухова, Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации [Текст] / Н. Г. Осухова // Психологический журнал. – 2013. – № 31. – С. 2 - 17.
45. Пьянкова, Н.А. Правовая и социальная политика в отношении инвалидов. Необходимость ее развития / Н.А. Пьянкова, Е.Н. Лобачева // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения :VМеждунар. науч.-практ. конф. (24 марта 2015 г.): к 25-летию С.-Петерб. ун-та упр. и экономики: сб. науч. ст.: в 2 ч. - Барнаул; Санкт-Петербург, 2015. – Ч. 2. – С. 77-83.
46. Реабилитация, социализация и интеграция инвалидов в общество: учеб.пособие : аннотация / С.Т. Кохан, Ю. Ю. Шурыгина, А.В. Патеюк [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – Пенза, 2013. – № 2. – С. 66-67.
47. Родионова, В.И. Профессионализм социального работника в контексте теории социальных практик / В.И. Родионова, Е.Е. Писаренко // Российская цивилизация: прошлое, настоящее и будущее: труды межрегиональной научно–практической конференции. – Часть 2, Ставрополь: ООО «Мир данных», 2016. – С. 98-101.
48. Савинов, А.Н. Организация работы социальной защиты / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
49. Салимгараева, А.Р. Положение молодых инвалидов в РФ и технологии поддержки молодых инвалидов в деятельности социальных служб РФ / А.Р. Салимгараева // Электронный научный журнал. – Люберцы, 2016. – № 10-2 (13). – С. 241–244.
50. Синельщикова, Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации / Е.Ю. Синельщикова // Российская юстиция. – 2015. – № 3. – С. 57-59.
51. Сиюткина, А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства / А.Л. Сиюткина // Современные научные исследования. – Кисловодск, 2012. – № 5 (2). – С. 8
52. Смычек, В.Б. Реабилитация больных и инвалидов / В.Б. Смычек. – М.: Медицинская литература, 2017. – 542 c.
53. Соловьева, Н.А. Социальная поддержка молодых инвалидов как одно из направлений современной социальной политики / Н.А. Соловьева, И. С. Корешкова // Вестник социально-политических наук. –2015. – № 14. – С. 70–74
54. Социология: тексты лекций / сост. Ф.Н. Садриева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. – 95 с
55. Сухих, В.Г. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов / В.Г. Сухих, И.М. Терюханова // Социологические исследования. – 2013. – №10. – С. 143–146.
56. Татаренко, Н.Е. Проблемы формирования и реализации социальной политики Российского государства / Н.Е. Татаренко, А.И. Левин // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. – 2015. – № 14 (1). – С. 136–143.
57. Тихонова, Е.В. Методология и методы социологического исследования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Тихонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
58. Ткаченко, В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов / В.С. Ткаченко. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 382 c.
59. Чепурной, А.Г. Правовые основы социальной защиты инвалидов боевых действий: монография / А.Г. Чепурной. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 159 с.
60. Хадисова, К.В. Социальная работа как социокультурное явление в современном мире / К.В. Хадисова //Вестник Чеченского государственного университета. – 2017. – № 3 (27). – С. 68-71.
61. Хадисова, К.В. Специфика комплексных подходов в организации социальной работы с молодежью / К.В. Хадисова // В сборнике: инновационное развитие: потенциал современной науки и образования. – Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Ч.1 - Пенза, 2017. – С. 223-226.
62. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. – Москва: АСТ, 2014. – 309 с.
63. Фирсов, М.В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Академия, 2017. – 192 c.
64. Фокин, В.А. Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом: учебное пособие/ В.А. Фокин. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 272 с.
65. Шашкова, О.В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка / О.В. Шашкова. – М.: Эксмо, 2017. – 128 c.
66. Циткилов, П. Я. Технология социальной работы. / П.Я. Циткилов. – Москва: Наука-Спектр, 2015. – 448 с.
67. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – СПб.: Питер, 2013. – 455 с.
68. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е.Р. Ярская-Смирнова. – СПб.: Питер, 2005. – 225 с.
Электронные ресурсы
69. Официальный сайт БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат» (п.г.т. Излучинск).. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://internat-hmao.ru/kontakty (дата обращения: 21.02.2020 г.).
70. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 21.02.2020 г.).