Организация в отделении комплексной реабилитации и абилитации в учреждении социального обслуживания социальной работы с молодыми инвалидами (Нижневартовский государственный университет)
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - БУ «Психоневрологический интернат» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск).
Есть много приложений.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ 7
1.1 Молоды инвалиды как объекты социальной работы 7
1.2 Сущность и содержания понятий «реабилитация», «социальная реабилитация», «абилитация», «инвалид», «молодой инвалид» 13
1.3 Технологии социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в условиях специализированных учреждений 20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ БУ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ» 32
2.1 Процедура и методика исследования специфики социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов 32
2.2 Анализ опыта социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате» 36
2.3 Разработка проекта технологии социальной работы по реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Основная литература 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Объект исследования - БУ «Психоневрологический интернат» (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск).
Есть много приложений.
Также есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ 7
1.1 Молоды инвалиды как объекты социальной работы 7
1.2 Сущность и содержания понятий «реабилитация», «социальная реабилитация», «абилитация», «инвалид», «молодой инвалид» 13
1.3 Технологии социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в условиях специализированных учреждений 20
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ БУ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ» 32
2.1 Процедура и методика исследования специфики социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов 32
2.2 Анализ опыта социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате» 36
2.3 Разработка проекта технологии социальной работы по реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Основная литература 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования. Проблема реабилитации инвалидов остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Реабилитация является не только лечением и улучшением состояния здоровья, но и процессом, направленным на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах. Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан – Е.В. Тихонова [57], К.В. Хадисова [60] и др. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка – получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве. Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Основные проблемы социальной реабилитации инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социализации, анализировались в работах Н.П. Жигаревой [26], Н.Г. Осуховой [44], В.Г. Сухих [55], Е.И. Холостовой [62], Е.Р. Ярской-Смирновой [68] и др. В научных трудах М.Н. Гусловой [20], И.А. Новиковой [42], Е.Ю. Синельщикова [50], В.С. Ткаченко [58] и др. рассматривалось понятие социальной реабилитации инвалидов, была предложена развернутая схема системы социальной реабилитации и определены функции социальных учреждений. Широким спектром проблем инвалидности занималось и занимается большое количество отечественных ученых.
Анализ литературы позволил выявить существующее противоречие, которое заключается в высокой потребности социальной реабилитации и абилитации в специализированных учреждениях и не достаточной обоснованностью в теории и практике содержания этой работы. На основании представленного противоречия сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как проходит процесс социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате».
Объект исследования: социальная работа с молодыми инвалидами.
Предмет исследования: организация социальной работы с молодыми инвалидами в «Психоневрологическом интернате».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект программы по организации социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате».
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику молодыми инвалидам как объекту социальной работы.
2. Раскрыть сущность и содержания понятий «реабилитация», «социальная реабилитация», «абилитация», «инвалид», «молодой инвалид».
3. Описать нормативно-правовые основы социальной работы с молодыми инвалидами.
4. Проанализировать практический опыт организации работы по социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в России.
5. Разработать технологию социальной работы по реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате».
Гипотеза исследования: предположим, что эффективным условием для эффективной организации социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате» будет являться такая социальная технология, как технология «Тренировочной комнаты».
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, конституирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат».
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (октябрь 2019 г.- январь 2020 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (февраль 2020 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами по социальной работе в работе по социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов апробированного проекта технологии «Тренировочная комната».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Реализация индивидуального плана реабилитации основана на семейно-центрированном и междисциплинарных подходах. Для государства решение вопросов социальной реабилитации инвалидов позволяет реализовать принцип социальной направленности, уменьшить социальную напряженность среди этой категории граждан – Е.В. Тихонова [57], К.В. Хадисова [60] и др. В связи с этим представляется необходимым, чтобы различным категориям инвалидов при выборе форм социальной защиты ориентиром было удовлетворение потребностей высшего порядка – получение образования, профессиональной подготовки, содействие в трудовом устройстве. Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определить свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Основные проблемы социальной реабилитации инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социализации, анализировались в работах Н.П. Жигаревой [26], Н.Г. Осуховой [44], В.Г. Сухих [55], Е.И. Холостовой [62], Е.Р. Ярской-Смирновой [68] и др. В научных трудах М.Н. Гусловой [20], И.А. Новиковой [42], Е.Ю. Синельщикова [50], В.С. Ткаченко [58] и др. рассматривалось понятие социальной реабилитации инвалидов, была предложена развернутая схема системы социальной реабилитации и определены функции социальных учреждений. Широким спектром проблем инвалидности занималось и занимается большое количество отечественных ученых.
Анализ литературы позволил выявить существующее противоречие, которое заключается в высокой потребности социальной реабилитации и абилитации в специализированных учреждениях и не достаточной обоснованностью в теории и практике содержания этой работы. На основании представленного противоречия сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: как проходит процесс социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате».
Объект исследования: социальная работа с молодыми инвалидами.
Предмет исследования: организация социальной работы с молодыми инвалидами в «Психоневрологическом интернате».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект программы по организации социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате».
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику молодыми инвалидам как объекту социальной работы.
2. Раскрыть сущность и содержания понятий «реабилитация», «социальная реабилитация», «абилитация», «инвалид», «молодой инвалид».
3. Описать нормативно-правовые основы социальной работы с молодыми инвалидами.
4. Проанализировать практический опыт организации работы по социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в России.
5. Разработать технологию социальной работы по реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате».
Гипотеза исследования: предположим, что эффективным условием для эффективной организации социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов в БУ «Психоневрологическом интернате» будет являться такая социальная технология, как технология «Тренировочной комнаты».
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых документов, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, конституирующий эксперимент).
Экспериментальная база исследования: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологический интернат».
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь 2019 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (октябрь 2019 г.- январь 2020 г.) этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (февраль 2020 г.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами по социальной работе в работе по социальной реабилитации и абилитации молодых инвалидов апробированного проекта технологии «Тренировочная комната».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Критерием качества социального обслуживания для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, является формирование у них социальной субъектности, а для социально активных слоев, желающих получать социальные услуги, повышение уровня социальной субъектности, т.е. улучшение качества жизнедеятельности.
Социальная работа осуществляется с разными категориями населения, в том числе и с молодыми инвалидами. Но она всегда имеет общую черту: деятельность учреждений органов по делам молодежи в работе с конкретным клиентом ориентирована на создание качественных условий для успешной социализации личности молодых людей, помощи в адаптации к современной социально-экономической и социально-политической ситуации в стране, формировании автономности в решении возникших трудных жизненных ситуаций
В процессе проведения анкетирования важно соблюдать саму процедуру опроса, что представляется достаточно затруднительным в силу специфики изучаемой социальной группы – клиентов стационаров, часть из которых является психоневрологическими.
Было организовано и проведено исследование в БУ «Психоневрологический интернат». По результатам исследования можно сделать вывод, что молодые инвалиды довольны качеством предоставляемых им услуг, условиями их предоставления и работой специалистов. В результате исследования мы получили данные, что в доме-интернате молодые инвалиды получают необходимые услуги, в том числе и реабилитационного характера. Досуг для молодых инвалидов, проживающих в доме-интернате, организуется путем применения различных социальных технологий, которые используются в социальной работе, и позволяющие не только оказать первичную социальную поддержку и содействие, но и создать условия для продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности. Необходимо вести дальнейшую работу по улучшению качества оказания социальных услуг, развивать мероприятия группового характера.
При этом, в силу того, что молодые инвалиды изолированы от внешнего мира, необходимо разнообразить процесс из реабилитации инновационными социальными технологиями. В данном исследовании предлагается проект социальной технологии «Тренировочная комната». Тренировочная комната, являясь специально организованным эргономичным пространством, с одной стороны, максимально приближенным к реальному жилью, с другой – насыщенным приспособлениями и оборудованием, делающими жизнь человека с ограниченными возможностями комфортной, расширила спектр предоставляемых инвалидам социально-реабилитационных и абилитационных услуг средствами проведения в ней мероприятий социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Социальная работа осуществляется с разными категориями населения, в том числе и с молодыми инвалидами. Но она всегда имеет общую черту: деятельность учреждений органов по делам молодежи в работе с конкретным клиентом ориентирована на создание качественных условий для успешной социализации личности молодых людей, помощи в адаптации к современной социально-экономической и социально-политической ситуации в стране, формировании автономности в решении возникших трудных жизненных ситуаций
В процессе проведения анкетирования важно соблюдать саму процедуру опроса, что представляется достаточно затруднительным в силу специфики изучаемой социальной группы – клиентов стационаров, часть из которых является психоневрологическими.
Было организовано и проведено исследование в БУ «Психоневрологический интернат». По результатам исследования можно сделать вывод, что молодые инвалиды довольны качеством предоставляемых им услуг, условиями их предоставления и работой специалистов. В результате исследования мы получили данные, что в доме-интернате молодые инвалиды получают необходимые услуги, в том числе и реабилитационного характера. Досуг для молодых инвалидов, проживающих в доме-интернате, организуется путем применения различных социальных технологий, которые используются в социальной работе, и позволяющие не только оказать первичную социальную поддержку и содействие, но и создать условия для продуктивной адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности. Необходимо вести дальнейшую работу по улучшению качества оказания социальных услуг, развивать мероприятия группового характера.
При этом, в силу того, что молодые инвалиды изолированы от внешнего мира, необходимо разнообразить процесс из реабилитации инновационными социальными технологиями. В данном исследовании предлагается проект социальной технологии «Тренировочная комната». Тренировочная комната, являясь специально организованным эргономичным пространством, с одной стороны, максимально приближенным к реальному жилью, с другой – насыщенным приспособлениями и оборудованием, делающими жизнь человека с ограниченными возможностями комфортной, расширила спектр предоставляемых инвалидам социально-реабилитационных и абилитационных услуг средствами проведения в ней мероприятий социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



