ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Художник и общество в творчестве С. Моэма С.7
1.1. Образ творца искусства в произведении "Луна и грош" С.8
1.2. Соотношение искусства и жизни в произведении "Пироги и пиво, или
Скелет в шкафу" С. 12
1.3. Судьба актрисы в произведении "Театр" С.14
ГЛАВА 2. Тема разрушения красоты в творчестве С. Моэма С.18
2.1. Соотношение материального и духовного в произведениях С. Моэма.С.18
2.2. Стилистические приемы в произведениях С. Моэма С.24
ГЛАВА 3. Методическая разработка урока по литературе С.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С.43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С.48
Сомерсет Моэм (англ. Maugham W. Somerset, 1874 - 1965) был одним из ярчайших представителей английской литературы ХХ века. Каждый его роман - это отдельная история, связанная с разными этапами его жизненного пути.
Важное место в творчестве Сомерсета Моэма отводилось теме прекрасного. Ведущей проблемой его произведений было столкновение незаурядной творческой личности с окружающим миром, отстаивающей непререкаемость своих взглядов на жизнь и моральных оценок. В лице Сомерсета Моэма лицемерие в его английском варианте, знаменитый британский снобизм имели одного из самых непримиримых врагов. Сомерсет Моэм популярен как неподражаемый рассказчик, специалист сюжетного повествования; его нередко называли «английским Мопассаном». В своих произведениях, прозе он соединял изящество и лаконичность французской школы письма с социальной «емкостью» и психологической обстоятельностью в изображении характеров и материального окружения персонажей, что являлось свойственным для английской литературной традиции. Язык многих книг С. Моэма воспринимался как эталон классического английского литературного языка. Он всегда отличался звучанием, благородной соразмерностью между смысловым наполнением и даже графическим оформлением. Романы «Луна и грош», «Театр», «Пироги и пиво, или скелет в шкафу» образуют некую трилогию о творцах искусства, его смысле и отношении к реальной жизни, судьбе английского художника. Тем не менее тема «художник и общество» далеко не ограничивается идейно-философским содержанием всех этих произведений. Писатель постоянно размышлял над фундаментальными проблемами эстетики: о соотношении красоты и добра, о «корнях» искусства и вдохновения, о целях и поистине неисповедимых путях и парадоксах искусства, которое для воплощения гения часто отдает предпочтение личности во всех прочих отношениях заурядную, порой даже не привлекательную, а иногда и отталкивающую.
«Луна и грош» ("The Moon and Sixpence", 1919 г), произведение о живописце, было построено на одном из таких малообъяснимых парадоксов, и спрашивало о том, в чем может, а в чем не может получить моральное оправдание художник-творец. Вопрос о взаимоотношениях между этикой и эстетикой, между моралью творца и плодами его искусства являлся наиважнейшей проблемой, рассмотренной в книге. Писатель рассматривает противоречие, которому, с его точки зрения достаточно трудно найти объяснение, - противоречие между гением в творчестве и человеком в жизни.
В «Театре» ("Theatre", 1937 г.), книге об актрисе, говорилось о природе вдохновения и истинном предназначении искусства. Писатель восхищался блистательным искусством своей героини, но в то же время он не скрывал того, что и вне сцены она продолжала играть, меняя маски, активно принимая участие в создании мифа о бесподобной Джулии Ламберт.
В романе «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» ("Cakes and Ale or Skeleton in the Cupboard", 1930 г.) автор интересуется такой проблемой, как соотношение искусства и жизни. Он пытается рассмотреть ее с разных сторон: определяет, что же на самом деле есть красота, рассуждает о прекрасном в искусстве и в жизни. Вследствие этого, о степени свободы художника по отношению к жизненному материалу; пытается выяснить, что важнее.
Актуальность данной работы заключается в том, что творчество Сомерсета Моэма привлекает интерес исследователей. В. Скороденко в своей работе «Моэм Сомерсет. Узорный покров. Острие бритвы: Романы» (1991) исследует художественное своеобразие произведений. В статье Д. Жантиевой «Некоторые итоги и точки зрения» обсуждается такая тема, как эстетика Сомерсета Моэма. Н. Михальская в предисловии к сборнику рассказов «Нечто человеческое» отмечает трагизм в работах С. Моэма. В диссертации З. П. Решетовой «Рассказы Сомерсета Уильяма Моэма (проблематика и поэтика жанра)» (1994) автор определяет вклад С. Моэма в развитие жанра рассказа. Также эстетика С. Моэма раскрывается диссертации М.А. Комовой «Вопросы эстетики художественной прозы С. Моэма» (1984). В своей диссертации «Буржуазная драма в Англии 1930¬1960 гг.» (1969) М. М. Гринберг дает характеристику драматургии С. Моэма. А Е.А. Чивильгина в своей работе «Жанрово-тематическое своеобразие малой прозы Сомерсета Моэма» (2003) акцентирует внимание на жанровых преобразованиях в произведениях С. Моэма.
Несмотря на пристальный интерес современного литературоведения к творчеству Сомерсета Моэма, категория прекрасного и форма его существования в исследуемых нами романах требует более детального прояснения с точки зрения того, как в данных романах, рассматриваемых нами в единстве, трансформируется и осмысляется прекрасное не только посредством произведений искусства, но и в непосредственно художественном мире данных произведений. Это и составляет научную новизну представленной работы.
Таким образом, целью нашего исследования стало изучение темы прекрасного в творчестве Сомерсета Моэма. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Рассмотреть образ творца искусства в творчестве писателя.
2. Определить синтез искусства и жизни на примере произведений автора.
3. Раскрыть тему прекрасного творчестве писателя.
4. Составить конспект урока для 11 класса по теме: «Развитие темы прекрасного в романе Сомерсета Моэма «Театр». Судьба художника».
Объектом данной дипломной работы являются художественные романы Сомерсета Моэма, в которых ведущей является тема прекрасного («Луна и грош», «Театр», «Пироги и пиво, или скелет в шкафу»).
Предметом исследования выступает сама тема прекрасного в творчестве Сомерсета Моэма.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список. Во введении определены цели и основные задачи исследования, дается общая характеристика методов исследования, раскрывается научная новизна и практическое значение работы. В первой главе «Художник и общество» в разных аспектах рассматривается тема прекрасного на примере произведений писателя. Во второй главе поднимается проблема разрушения красоты в творчестве С. Моэма. Третья глава содержит конспект урока для 11 класса по теме: «Развитие темы прекрасного в романе Сомерсета Моэма «Театр». Судьба художника». В заключении обобщаются результаты исследования, приводятся основные выводы и подводится общий итог работы.
Для исследования были применены следующие методы: сравнительный метод и метод системного анализа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал, изложенный в нем, может быть использован преподавателями вузов, учителями литературы и МХК в школе.
Сомерсет Моэм - это удивительный человек с поразительной судьбой, уникальный писатель. Он оставил колоссальный след в истории мировой литературы, в первую очередь, как неповторимый мастер прозы, как автор, обладавший уникальным даром романиста и овладевший в идеале тончайшим искусством рассказчика.
Скептики и эмпирик, писатель на собственном опыте подходит к вечным истинам, предпочитая ничего не принимать на веру. Сомерсет Моэм умел раскрывать исключительно индивидуальные, невообразимые, прямо-таки невероятные обличья, живущие в реальном мире.
В художественных произведениях писатель значителен в первую очередь как художник - важна самобытность метода его художественного мышления, то, как именно он, приходит к открытию известных истин о человеке на своем материале и во всеоружии собственного стиля. В разных романах это происходит по-разному.
В своих произведениях он широко раскрывает волновавшую его тему прекрасного. Многие из его романов - это отдельные истории о творцах искусства, о «корнях» искусства и вдохновения, о соотношении красоты и добра, о целях и поистине неисповедимых путях и парадоксах искусства. Природа творчества, его тайны неотступно занимали С. Моэма. В искусстве он видел особый мир, противостоящий буржуазной обыденности и благопристойной пошлости. Его интересовало, какова связь между моралью творца и плодами его деятельности, между гением и злодейством. Писатель не раз повторял, что значимость художественного произведения зависит от масштаба личности его создателя. «Чем больше его талант, чем ярче выражена его индивидуальность, тем более фантастична нарисованная им картина жизни». Личность художника реализуется в его искусстве, по нему о ней и судить.
Особенность его художественного взгляда на мир - восприятие происходящего в трагикомическом ключе. Осмеянию подвергаются и общественные установления, и житейская суета, и собственные убеждения. Свои взгляды на мир автор высказывает откровенно, порой шокируя общепринятую мораль. При этом Сомерсет Моэм очень строг к форме: стройность сюжета, выверенность диалога, чистота интонации повествования, экономность и емкость описаний, неизменная суховатая ирония - все то, что сложилось в понятие «моэмовский стиль», характерный для лучших его романов и рассказов, одновременно раскованный и открытый - и по-английски сдержанный: каждое слово точно, взвешенно, употреблено абсолютно к месту. В этом суть феномена успеха Моэма.
Тема искусства проходит красной нитью через творчество писателя. В следствии чего он обращается и к проблеме личности художника- творца. Эстетические взгляды писателя отражены в его «трилогии о творцах искусства», куда входят такие романы, как «Луна и грош», «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу» и «Театр». В центре данной трилогии - творческая личность, ее судьба. Данные произведения создают совокупность, в которой на первом месте значится творец искусства, да и судьба художника в Англии.
Именно через призму этих произведений мы рассмотрели такие проблемы, как "Образ творца искусства", "Соотношение искусства и жизни", "Судьба художника", "Разрушение красоты".
"Образ творца искусства" наиболее ярко прослеживается в романе «Луна и грош», где образ творца в лице Чарльза Стрикленда сочетает в себе невероятную телесную, материальную нищету и вершины духовных инстинктов. Он представляет собой разрыв с человеческим бытом и полное внедрение в искусство. Герой полностью поглощён искусством, одержим тем, что открывается его личному творческому зрению, и который, к тому же, абсолютно отделён от воздействия неудач и провалов. Чарльз Стрикленд эмоционально равнодушен к радостям и горю, безразличен к проблемам и успехам, не задумывается о совершенстве произведения и степени его гениальности, безучастен по отношению ко всему, что не касается творческого процесса. В романе «Луна и грош» Моэм поднимает такие проблемы, как природа искусства и гениальности, сравнительная ценность подлинного.
"Соотношение искусства и жизни" мы проследили на примере романа "Пироги и пиво, или Скелет в шкафу". С. Моэма больше всего занимает вопрос о взаимоотношении искусства и жизни. Он раскрывает это с разных сторон:
1. Пытается понять, что такое красота, размышляет о прекрасном в искусстве и в жизни.
2. Размышляет о степени свободы художника.
"Судьба художника" прослеживается в романе "Театр". На примере судьбы Джулии Роджер. Роман «Театр» является совокупностью личностных переживаний главной героини, ее средневозрастного кризиса и жизненных треволнений. Показана судьба художника со всеми его взлетами и падениями.
"Разрушение красоты" также является одной из проблем рассматриваемых в работе. Красота, по мнению Моэма, заключается в простоте. На протяжении всего творчества тема разрушения красоты не теряет своей актуальности. Данная тема раскрывается через 2 аспекта.
Интерес к искусству обусловлен личной страстью С. Моэма к этой области, в особенности к живописи. На взгляд Моэма, абсолютизация любой мнимости, порождающая нетерпимость, и всякие, пусть самые искренние, вошедшие в плоть и кровь формы фанатизма, включая религиозный, противны человеческой натуре, суть насилие над человеком. Жизнь, не устаёт напоминать писатель, рано или поздно их сокрушает, избирая своим орудием самого человека, и расплата бывает жестокой. Рассмотрим данные произведения на выявление зависимости художника и общества.
За взаимоотношениями персонажей, столкновениями их устремлений, страстей и натур у Моэма отчетливо проступает художественно-философский анализ некоторых «вечных» тем мировой литературы: смысл жизни, любовь, смерть, сущность красоты, назначение искусства. Постоянно возвращаясь к волновавшей его проблеме сравнительной ценности нравственного и прекрасного, Моэм в каждом случае, хотя и по-разному, отдавал предпочтение первому, как то явствует из логики созданных образов. Жизни главных персонажей моэмовских романов, и есть художественное воплощение этой высшей формы красоты.
Сложно определить «место» С. Моэма в литературе XX века. Одни критики называют его «малым классиком», другие — писателем, «поступающимся тем, что дорого подлинным представителям английской реалистической литературы — служением правде» (Д. Г. Жантиева).
Относительно отсутствия «жизненной правды» в художественной прозе С. Моэма хочется возразить. «Жизненная правда не терпит равнодушия и верхоглядства». Для того чтобы наблюдения над явлениями действительности стали жизненной правдой, необходим не только отбор фактов, но и определенный взгляд на процессы, происходящие в
окружающем нас мире, то или иное отношение к ним. В этом Моэму- писателю нельзя отказать.
1. Моэм С.У. Пироги и пиво, или Скелет в шкафу. - М.: Прогресс, 1973. - 240с.
2. Моэм С.У. Луна и грош. - М.: Прогресс, 1973. - 240с.
3. Моэм С.У. Театр. - М.: Менеджер, 1999. - 304с.
4. Моэм С.У. Избранные произведения в 2-х томах. Т.1. - М.: Радуга, 1985. - 556с.
5. Моэм У.С. Избранные произведения в 2-ч томах. Том I. Романы. - М.: Радуга. 1985. - 671с.
6. Моэм С.У. Искусство слова. - М.: Высшая школа, 1990. - 570с.
7. Моэм У.С. Пироги и пиво, или Скелет в шкафу: Романы, эссе, рассказы. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -720 с.
8. Моэм У.С. Луна и грош. Записные книжки: Роман, эссе. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 544 с.
Научно-критическая литература
9. Аллен А. Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х до сегодняшнего дня. - М., 1970.
10. Аникин Г.В. Трагическое в романах Сомерсета Моэма «Луна и грош» и «Раскрашенная вуаль»// Ученые записки Пермского университета. - Пермь., 1966 - №145. - С. 34.
11. Бурцев А.А. Проблема характера в рассказах С. Моэма // Филологические науки. 1991.- №3. - С. 48.
12. Гусева Е.И. Жизнь и творчество С. Моэма.//Вопросы литературы. - 1969.-№7. - С. 35-37.
13. Жантиева Д.Г. Некоторые «итоги» и «точки зрения»// Иностр. Лит. 1960. - №2. - С. 17.
14. Коупи Д. Сомерсэт Моэм: на закате.// За рубежом. - 1997. - №12. - С. 27.
15. Михальская Н.И. Сомерсет Моэм: Взгляды и творчество.// Моэм С. Рассказы. - М., 1989. - С. 167.
16. Михальская Н.И. Пути развития английского романа. - М.: Высшая школа, 1966. - 271с.
17. Михальская Н.И. Творчество С.Моэма в контексте литературного процесса Англии новейшего времени// Филологические науки. - 1976. - №4. - С.37-39.
18. Морган Т. Биография Сомерсета Моэма. - М., 2002. - 186с.
19. Решетова З.П. Рассказы Уильяма Сомерсета Моэма: (Проблематика и поэтика жанра): Дис. канд. филол. наук. Киров, 1994. - С. 54.
20. Романов А. Мир человека. - М.: 1986. - 312с.
21. Скороденко В.А. С. Моэм и его творчество.//Вопросы литературы.- 1967. - №4. - С. 49-54.
22. Скороденко В.А. Предисловие в кн.: Maugham W. Somerset. The moon and Sixpence. - М.: Прогресс, 1973. - 240с.
23. Скороденко В.А. Предисловие в кн.: Maugham W. Somerset. Cakes and Ale or Skeleton in the Cupboard . - М.: Прогресс, 1973.- 240с.
24. Скороденко В.А. Писатель нашего времени // W.S. Maugham. Cakes and Ale. - М., 1980. - 257с.
25. Трикозенко И.В. Способы изображения характера в романе Сомерсета Моэма «Театр» // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. VI Державинские чтения: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Молодые ученые и аспиранты. Февраль 2001г. - Тамбов: Изд-во Тамбовского университета, 2001. - С. 85 - 86.
26. Трикозенко И.В. Странный человек в прозе С. Моэма // XIV
Пуришевские чтения. Всемирная литература в контексте культуры:
Сборник статей и материалов. - М.: МПГУ, 2002. - С. 376 - 378.
27.Чивильгина Е.А. Жанрово-тематическое своеобразие малой прозы
Сомерсета Моэма: Дис. канд. филол. наук. Самара, 2003. - С. 49.
28.Шагинян М.С. Зарубежные письма. - М.: Радуга, 1964.- 213с.