ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятия «народ», «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы» в науке конституционного права 5
1.2 Значение и роль отечественных и международных нормативно-правовых актов, закрепляющих права национальных меньшинств в правовой системе России 10
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РОССИИ 15
2.1 Политическое участие как форма реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств 15
2.2 Гарантии и механизмы обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Актуальность темы исследования конституционно-правового статуса национальных меньшинств обусловлена следующим. На международном уровне и на уровне нашего государства признано, что национальные меньшинства нуждаются в предоставлении им дополнительных мер охраны и защиты вследствие того, что они являются малочисленными. Сохранение культуры и самобытности национальных меньшинств определено как цель государства, что особенно актуально для многонациональной России, на территории которой проживает множество национальных меньшинств. Однако сам факт признания необходимости предоставления защиты не повлек за собой детальную проработку данного вопроса на уровне национального законодательства. До настоящего времени в России нет специального закона, регламентирующего права национальных меньшинств, статус которых отличается от статуса коренных малочисленных народов, чье правовое положение более детально проработано. Соответственно сохраняется потребность в проведении исследований для определения специфики конституционно-правового статуса национальных меньшинств, что в конечном итоге позволит осуществить разработку законодательства в данной сфере.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования, что и стало причиной для ее выбора для изучения в рамках курсовой работы.
Цель исследования – анализ конституционно-правового статуса национальных меньшинств.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятия «народ», «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы» с позиции науки конституционного права;
определить значение и роль отечественных и международных нормативно-правовых актов, закрепляющих права национальных меньшинств в правовой системе России;
рассмотреть политическое участие как форму реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств;
провести анализ гарантий и механизмов обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств.
Объектом исследования является конституционно-правовой статус национальных меньшинств.
Предмет исследования – законодательство Российской Федерации, регламентирующее конституционно-правовой статус национальных меньшинств и теоретические воззрения в данной сфере.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и список используемых источников и литературы.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
В теории конституционного права понятие народ рассматривается в аспекте принадлежности к определенному государству, то есть как население, проживающее на территории определенного государства и подчиняющееся его законам. Понятия «национальное меньшинство» и «коренной малочисленный народ» близки. Теоретики сходятся во мнении, что как коренные малочисленные народы, так и национальные меньшинства объединяются и выделяются из иной общности по этническому типу. Как различие для отграничения коренного малочисленного народа от национального меньшинства выделяет признак проживания на исторической территории предков и ведение образа жизни с учетом обычаев, традиций и культуры соответствующей народности. Коренные малочисленные народы проживают компактно, на территории предков, в то время как понятие национального меньшинства не предполагает проживание на определенной территории.
В международном законодательстве предусмотрено, что права и интересы национальных меньшинств следует защищать, предоставляя им государственные гарантии сохранения собственной самобытности. Культура национальных меньшинств определяется как культурное наследие, которое надлежит сохранять.
Законодательство России, в котором во многом имплементированы положения международных договоров, также ориентировано на сохранение самобытности национальных меньшинств. Однако изучение законодательства России позволило сделать вывод, что охрана предоставляется преимущественно коренным малочисленным народам, а интересы национальных меньшинств на нормативном уровне менее проработаны.
Проанализировав законодательство России в части права на участие политической жизни государства, можно сделать вывод, что оно претерпело определенные изменения за период своего существования и не в пользу национальных меньшинств. Данный вывод основывается на том, что ранее закрепленное в законе положения о необходимости предоставления квоты национальным меньшинствам в органах государственного управления субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления были исключены. Взамен никаких специальных положений об участии национальных меньшинств в управлении государством не было разработано, что было определено как негативный и нуждающийся в изменении момент.
Культурным и социальным правам национальных меньшинств в законодательстве России уделено гораздо больше внимания, потому что их культура и языки народов России определена как национальное достояние, которое надлежит сохранять.
1. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О библиотечном деле : федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 1. – Ст. 2.
3. О международных договорах Российской Федерации : федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. 27.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
5. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : федеральный закон от 22.08.2002 № 122-ФЗ (ред. 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 35. – Ст. 3607.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
7. О государственном языке Российской Федерации : федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199.
8. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
9. О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации : указ Президента РФ от 26.10.2018 № 611 // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 44. – Ст. 6717.
Международно-правовые акты и нормативно-правовые акты зарубежных стран
10. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.
11. Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 04.11.1950 (ред. от 13.5.2004) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
12. Международный пакт о гражданских и политических правах : принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12.
14. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам : принята 18.12.1992 Резолюцией 47/135 на 92-ом пленарном заседании 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Московский журнал международного права. – 1993. – № 2. – С. 170-173.
Юридическая практика
15. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 23.05.2016 № 33А-6198/2016 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электр. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru – Загл. с экрана.
Специальная литература
16. Авакьян, С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. – М.: Юстицинформ, 2015. – 640 с.
17. Алехин, А.Е. Об объединительной природе Совета Федерации / А.Е. Алехин, И.А. Ромайкин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 1. – С. 24-28.
18. Андриченко, Л.В. Проблемы правового обеспечения сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов: международный и национальный аспекты / Л.В. Андриченко // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 4. – С. 17-32.
19. Будаева, А.О. Новые тенденции развития законодательства и правоприменительной практики по защите прав национальных меньшинств в РФ / А.О. Будаева // Конституция Российской Федерации: первые 25 лет Сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и Международному дню прав человека. Под редакцией С.А. Глотова, М.Ф. Гацко. – 2019. – С. 99-103.
20. Доронина, О.Н. Федеральные и региональные гарантии обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина (на примере прав коренных малочисленных народов и иных национальных меньшинств в Дальневосточном федеральном округе) / О.Н. Доронина, О.А. Бражников // Современное право. – 2019. – № 3. – С. 19-26.
21. Зайнитдинов, Н.А. Указание национальности в паспорте гражданина Российской Федерации как форма реализации права на национальную принадлежность / Н.А. Зайнитдинов // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 1. – С. 46-53.
22. Ильин, И.М. Конституционные основы экономического, социального и культурного развития национальных меньшинств в Российской Федерации / И.М. Ильин // Вестник Волжского университета им В.Н. Татищева. – 2019. – Т. 1. – № 3. – С. 49-59.
23. Силантьева, Н.А. К вопросу о понятии «коренные малочисленные народы» / Н.А. Силантьева, А.П. Сунцов // Образование и наука: современные тренды. Коллективная монография. Серия «Научно-методическая библиотека. – Чебоксары, 2016. – С. 29-42.
24. Федоров, П.Р. Международно-правовое регулирование и защита прав национальных меньшинств / П.Р. Федоров // Академическая публицистика. – 2020. – № 1. – С. 144-152.
25. Харакчиева, Э.Э. Проблемы закрепления и реализации прав национальных меньшинств в Российской Федерации / Э.Э. Харакчиева // Актуальные проблемы сравнительного правоведения Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. – 2019. – С. 346-349.
26. Юсубов, Э.С. Конституционное право России: учебное пособие / Э.С. Юсубов, АА. Макарцев. – Т. 1: Общая часть. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. – 336 с.