1. История как наука. Основные понятия. Проблемы хронологии и типологии.__3
2. Образование древнерусского государства. Киевская Русь._________________4
3. Принятие христианства на Руси.______________________________________5
4. Раздробление Древней Руси и татаро-монгольское нашествие._____________5
5. Объединение русских земель и формирование централизованного государства.________________________________________________________6
6. Реформы и контрреформы Ивана Грозного.____________________________7
7. Причины, этапы и последствия Смутного времени.______________________8
8. Россия в эпоху царствования первых Романовых.________________________9
9. Преобразования Петра I.____________________________________________10
10. «Эпоха дворцовых переворотов» и «просвещенный абсолютизм» в России.___________________________________________________________13
11. Правление Александра I. Отечественная война 1812 г._________________14
12. Движение декабристов. Правление Николая I: консервативный курс и его последствия.______________________________________________________15
13. Царствование Александра II. Буржуазные реформы 60-70-х гг.__________16
14. Россия накануне и в годы первой революции 1905-1907 гг._____________18
15. Государственная Дума и политические партии начала XX в.____________19
16. Социально-экономическое развитие России в 1907-1914 гг. Реформы П.А. Столыпина.______________________________________________________20
17. Первая мировая война. Февральская революция 1917 г.________________21
18. Политическое развитие страны в период двоевластия. Октябрьская революция 1917 г._________________________________________________22
19. Гражданская война и политика «военного коммунизма»._______________23
20. Новая экономическая политика 20-х гг. XX в.________________________24
21. Советское государство в 30-е годы XX в.: форсированная индустриализация, насильственная коллективизация, становление культа личности И.В. Сталина._________________________________________________________25
22. СССР в годы Великой Отечественной войны.________________________26
23. Послевоенное развитие СССР. Политическая и культурная «оттепель» конца 50-х – начала 60-х гг.______________________________________________27
24. Нарастание кризисных явлений в социально-экономическом развитии страны (70-80-е гг. XX в.). Политика перестройки._____________________________28
25. Переломный период в истории России (90-е годы XX в.). Распад СССР и рождение новой России.____________________________________________29
Список используемой литературы_____________________________________31
Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний. История не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.
История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistravitae" (наставница жизни).
История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему.
К настоящему времени в результате работы нескольких поколений хронологов XVI—XIX веков, среди которых были, в частности, математики и астрономы, сложилась глобальная хронология, в рамках которой всем основным событиям древней истории приписаны даты в юлианском календаре.В основу хронологии было положено толкование числовых сведений, собранных в Библии, и календарно-астрономические вычисления.
В XV—XVI веках хронология рассматривалась как раздел математики, а затем перешла в ведение лишь историков и стала рассматриваться как некая вспомогательная дисциплина.Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.
1.Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства: историко-географическоеисследование. — М., 1951.
2.ВернадскийГ. В. Золотой век Киевской Руси. — М.: Алгоритм, 2012.
3. Мусин А. Е. О распространении христианства в древней Руси IX—XIV веков на основе данных археологии и письменных источников—М. 2010.
4. Назаренко А. В. Древнерусское политическое старейшинство по «ряду» Ярослава Мудрого и его типологические параллели — реальные и мнимые // Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне. — М.,2009.
5. Бушков А. Иван Грозный: Кровавый портрет. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
6. Коняев Н.В.Подлинная история Дома Романовых. — Вече, 2009
7.Богословский М. М. Детство. Юность, Азовские походы // Пётр Великий: материалы для биографии / отв. ред. С. О. Шмидт. — М.: Наука, 2005.
8. Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках: Пути политического развития. М.,1996.
9. Тарасов А.Н. Этапы революционного процесса // Россия-XXI. — 1995.
10. Столыпин П.А. Программа реформ. Документы и материалы / в 2х тт.. — М.: РОССПЭН, 2003.
11. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. — М.: Международные отношения, 1991
12. Колпакиди А. И. ГРУ в Великой Отечественной войне. — М.: Яуза: Эксмо, 2010.
13. Безбородов А. Б., Елисеева Н. В., Шестаков В. А. Перестройка и крах СССР. 1985—1993. — СПб.: Норма, 2010.