Лингвистические особенности англоязычных и русскоязычных никнеймов (с методическими рекомендациями по их изучению на занятиях по английскому языку)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования никнеймов в
Интернет-коммуникации 7
1.1. Интернет-коммуникация как предмет лингвистического
исследования -
1.2. Особенности функционирования имени собственного в
Интернет-коммуникации 14
1.3. Лингвистический статус имени собственного в Интернет -
коммуникациях и специфика функционирования компьютерных чатов 18
Выводы: по главе 1 28
Глава II. Сопоставительное исследование структурно - функциональных и лингвистических особенностей никнеймов в англо - и русскоязычны! чат-коммуникациях 30
2.1. Структурная классификация никнеймов в англо- и
русскоязычных чатах -
2.2. Орфографические особенности никнеймов в англо - и
русскоязычных чат-коммуникациях. 34
2.3. Словообразовательные особенности никнеймов в англо- и русскоязычных чатах 37
2.4. Специфика функционирования никнеймов в современной речевой ситуации 42
Выводы: по главе 2 49
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение
Глава I. Теоретические основы исследования никнеймов в
Интернет-коммуникации 7
1.1. Интернет-коммуникация как предмет лингвистического
исследования -
1.2. Особенности функционирования имени собственного в
Интернет-коммуникации 14
1.3. Лингвистический статус имени собственного в Интернет -
коммуникациях и специфика функционирования компьютерных чатов 18
Выводы: по главе 1 28
Глава II. Сопоставительное исследование структурно - функциональных и лингвистических особенностей никнеймов в англо - и русскоязычны! чат-коммуникациях 30
2.1. Структурная классификация никнеймов в англо- и
русскоязычных чатах -
2.2. Орфографические особенности никнеймов в англо - и
русскоязычных чат-коммуникациях. 34
2.3. Словообразовательные особенности никнеймов в англо- и русскоязычных чатах 37
2.4. Специфика функционирования никнеймов в современной речевой ситуации 42
Выводы: по главе 2 49
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение
Дипломная работа посвящена сопоставительному изучению особенностей виртуального антропонимикона англоязычных и русскоязычных чатов.
Актуальность исследования. Развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к широкому распространению Интернет- коммуникации, которая воздействует на все сферы жизнедеятельности человека. Доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях дает возможность использовать Интернет не только как инструмент для поиска информации, но и как средство для общения с помощью электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, общения через систему ICQ, электронных конференций и чатов.
Известно, что имена собственные (ИС) занимают особое место в системе частей речи. Стремление за счет имени проявить себя в виртуальном пространстве приводит к свободному выражению формы личного имени. Наибольший объем информации об именах собственных в сети Интернет можно получить из так называемых никонимов (никнеймов) - имен собственных, используемых для общения в Интернет-коммуникации. В настоящее время сопоставительное исследование никнеймов в различных жанрах Интернет-коммуникации является одним из перспективных направлений современного языкознания. Англо - и русскоязычные наименования в сети Интернет не были объектом подробного специального исследования, нет комплексного лингвистического описания подобных личных названий.
Работа посвящена сопоставительному исследованию особенностей виртуального антропонимикона (совокупности личных имен) на материале определенного жанра Интернет-дискурса - чат-коммуникации. Изучение специфики данного жанра Интернет-общения представляется актуальным, так как чат-коммуникация является одной из наиболее динамично развивающихся форм виртуального общения.
Актуальность лингвистической проблематики повлияла на выбор объекта и предмета анализа научного исследования.
Объект настоящей работы - виртуальный антропонимикон англо - и русскоязычных чатов.
Предмет исследования - общие и специфические закономерности функционирования никонимов и способы их мотивации в англо- и русскоязычных чатах.
Цель исследования - выявление специфики и языковых особенностей никонимов в англо- и русскоязычных чатах, а также тенденций развития нового антропонимического класса в виртуальном пространстве Интернета.
Поставленная цель потребовала последовательного решения следующих задач:
1) охарактеризовать особенности коммуникации в Интернет- пространстве;
2) выявить статус имени собственного, функционирующего в Интернет-коммуникации (никнейма), среди других типов неофициальных имен собственных;
3) описать и сравнить структурные и орфографические особенности никнеймов, используемых в англо - и русскоязычных чатах;
4) выявить словообразовательные особенности никнеймов в англо - и русскоязычных чатах;
5) охарактеризовать специфику функционирования виртуального антропонимикона в англо - и русскоязычных чатах.
Материалом исследования послужили личные имена пользователей, представленные в американских, английских и российских Интернет-чатах (chat.mail.ru, besedka.ru, worlofchat.co.uk, netfriends.be, cnn.com, talkcity.com, meetic.fr, anvari.org/nicknames/page-1423и др.). Всего было проанализировано около 4000 никнеймов (1671 - англоязычные чаты, 1668 - русскоязычные чаты).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: структурный анализ; описательный метод, включающий приемы лингвистического наблюдения, сопоставления, обобщения, систематизации и интерпретации выбранных единиц; сопоставительный метод, позволяющий выявить общие и специфические особенности конструирования рассматриваемых единиц; метод количественной обработки экспериментальных данных; метод сплошной выборки.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе охарактеризованы структурно-функциональные и лингвистические особенности личных имен в Интернет-пространстве на примере чат- коммуникации; выявлены способы мотивации общающихся в сети Интернет, что позволяет сопоставить национальное сознание представителей разных сообществ в лингвокультурном аспекте.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование вносит известный вклад в развитие теории имени собственного в новом коммуникативном пространстве Интернета, вводится понятие никонима как особого вида компьютерного имени, описаны его отличительные черты в рамках чат-коммуникации.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены при разработке учебных курсов по ономастике, лингвострановедению, межкультурной коммуникации, риторике. Отдельные наблюдения и положения заинтересуют специалистов в области информатики и психологии при изучении особенностей языковой личности на разных уровнях (синтаксическом, лексическом и т.д.).
Некоторые данные могут быть полезны при разработке рекомендаций по оптимизации коммуникативного взаимодействия в Интернет -пространстве, а также при выборе собственного виртуального имени.
Композиция дипломной работы отражает ключевые этапы и логику исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе раскрываются основные теоретические положения и обосновывается методика исследования, выявляются специфические свойства Интернет-коммуникации, а также рассматривается лингвистический статус имени собственного.
Во второй главе работы представлена структурная классификация, орфографические и словообразовательные особенности никнеймов, а также описывается специфика функционирования никнеймов в современной речевой ситуации.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложении представлены методические рекомендации по изучению языковых особенностей чат-коммуникации на практических занятиях по английскому языку.
Актуальность исследования. Развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к широкому распространению Интернет- коммуникации, которая воздействует на все сферы жизнедеятельности человека. Доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях дает возможность использовать Интернет не только как инструмент для поиска информации, но и как средство для общения с помощью электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, общения через систему ICQ, электронных конференций и чатов.
Известно, что имена собственные (ИС) занимают особое место в системе частей речи. Стремление за счет имени проявить себя в виртуальном пространстве приводит к свободному выражению формы личного имени. Наибольший объем информации об именах собственных в сети Интернет можно получить из так называемых никонимов (никнеймов) - имен собственных, используемых для общения в Интернет-коммуникации. В настоящее время сопоставительное исследование никнеймов в различных жанрах Интернет-коммуникации является одним из перспективных направлений современного языкознания. Англо - и русскоязычные наименования в сети Интернет не были объектом подробного специального исследования, нет комплексного лингвистического описания подобных личных названий.
Работа посвящена сопоставительному исследованию особенностей виртуального антропонимикона (совокупности личных имен) на материале определенного жанра Интернет-дискурса - чат-коммуникации. Изучение специфики данного жанра Интернет-общения представляется актуальным, так как чат-коммуникация является одной из наиболее динамично развивающихся форм виртуального общения.
Актуальность лингвистической проблематики повлияла на выбор объекта и предмета анализа научного исследования.
Объект настоящей работы - виртуальный антропонимикон англо - и русскоязычных чатов.
Предмет исследования - общие и специфические закономерности функционирования никонимов и способы их мотивации в англо- и русскоязычных чатах.
Цель исследования - выявление специфики и языковых особенностей никонимов в англо- и русскоязычных чатах, а также тенденций развития нового антропонимического класса в виртуальном пространстве Интернета.
Поставленная цель потребовала последовательного решения следующих задач:
1) охарактеризовать особенности коммуникации в Интернет- пространстве;
2) выявить статус имени собственного, функционирующего в Интернет-коммуникации (никнейма), среди других типов неофициальных имен собственных;
3) описать и сравнить структурные и орфографические особенности никнеймов, используемых в англо - и русскоязычных чатах;
4) выявить словообразовательные особенности никнеймов в англо - и русскоязычных чатах;
5) охарактеризовать специфику функционирования виртуального антропонимикона в англо - и русскоязычных чатах.
Материалом исследования послужили личные имена пользователей, представленные в американских, английских и российских Интернет-чатах (chat.mail.ru, besedka.ru, worlofchat.co.uk, netfriends.be, cnn.com, talkcity.com, meetic.fr, anvari.org/nicknames/page-1423и др.). Всего было проанализировано около 4000 никнеймов (1671 - англоязычные чаты, 1668 - русскоязычные чаты).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: структурный анализ; описательный метод, включающий приемы лингвистического наблюдения, сопоставления, обобщения, систематизации и интерпретации выбранных единиц; сопоставительный метод, позволяющий выявить общие и специфические особенности конструирования рассматриваемых единиц; метод количественной обработки экспериментальных данных; метод сплошной выборки.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе охарактеризованы структурно-функциональные и лингвистические особенности личных имен в Интернет-пространстве на примере чат- коммуникации; выявлены способы мотивации общающихся в сети Интернет, что позволяет сопоставить национальное сознание представителей разных сообществ в лингвокультурном аспекте.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование вносит известный вклад в развитие теории имени собственного в новом коммуникативном пространстве Интернета, вводится понятие никонима как особого вида компьютерного имени, описаны его отличительные черты в рамках чат-коммуникации.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены при разработке учебных курсов по ономастике, лингвострановедению, межкультурной коммуникации, риторике. Отдельные наблюдения и положения заинтересуют специалистов в области информатики и психологии при изучении особенностей языковой личности на разных уровнях (синтаксическом, лексическом и т.д.).
Некоторые данные могут быть полезны при разработке рекомендаций по оптимизации коммуникативного взаимодействия в Интернет -пространстве, а также при выборе собственного виртуального имени.
Композиция дипломной работы отражает ключевые этапы и логику исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе раскрываются основные теоретические положения и обосновывается методика исследования, выявляются специфические свойства Интернет-коммуникации, а также рассматривается лингвистический статус имени собственного.
Во второй главе работы представлена структурная классификация, орфографические и словообразовательные особенности никнеймов, а также описывается специфика функционирования никнеймов в современной речевой ситуации.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложении представлены методические рекомендации по изучению языковых особенностей чат-коммуникации на практических занятиях по английскому языку.
В последнее десятилетие общество оказалось под влиянием массовой компьютеризации и стремительного развития форм компьютерно - опосредованной коммуникации (КОК), в том числе Интернета. Проведенное нами исследование показало, что среди исследователей нет единого мнения относительно номинации и выделения отличительных черт этой новой формы коммуникации. В научной литературе используются такие понятия, как сетевая коммуникация, Интернет-коммуникация, виртуальная коммуникация, электронная коммуникация и др.
Выбор термина для обозначения КОК определяется, с нашей точки зрения, дисциплинарными рамками, целями проводимых исследований, а также различными сторонами общения в новой коммуникативной среде. В целях данной работы основным является понятие Интернет-коммуникация, под которой нами понимается дистанционное общение в сети Интернет.
В процессе анализа Интернет-коммуникации выявлены следующие ее центральные признаки: опосредованность, гипертекстуальность, анонимность и креативность участник неймов, дистанционность, наличие этикетных условностей, глобальность, статусное равноправие участник неймов, демократичность, неограниченность в выборе языковых средств, толерантность по отношения к мнению другого, жанровая неоднородность.
Одним из самых популярных жанров Интернет-коммуникации является чат. Чат-коммуникация обладает следующими особенностями, которые позволяют говорить об уникальности данного явления: а) это фатическая форма коммуникации, в которой главной задачей является установление контакта, поэтому беседа, ее тематика, языковое оформление ничем не ограничивается; б) устно -письменный характер коммуникации; в) недостаточность средств общения, имеющихся в распоряжении чаттеров; г) общение в чате - это не что иное, как «карнавал», в котором чаттеры живут по своим законам и правилам, декларирующим игровой, развлекательный характер данного жанра Интернет-коммуникации.
Всемирное развитие Интернет-коммуникации потребовало изменения исторически сложившихся антропонимических систем языков. Именно поэтому, в англо- и русскоязычное культурное пространство внедряется такая реалия, как никоним (никнейм, ник).
Сопоставительное исследование никнеймов в англо - и русскоязычных чатах свидетельствует о том, что виртуальное имя собственное - никоним - это особый класс антропонимов, который пока находится в стадии становления. Интернет-коммуникация определяет особенности функционирования никонимов. Это имена собственные, которые в настоящее время могут функционировать короткое время и не требуют официального закрепления. Любое слово или символ в Интернет- коммуникации могут стать личным именем, при этом они не обладают ни одной из известных грамматических категорий имен собственных, за исключением рода.
В ряде черт никнейм похож на такие классы имен собственных как, кличка, псевдоним и прозвище. Тем не менее, имя пользователя в чат - коммуникации представляет собой особенную форму личного имени - псевдопрозвище, так как сам пользователь берет себе имя с целью скрыть свои настоящие качества и наделить желаемыми. Причины скрытия реального имени объясняются условиями общения в виртуальном сообществе: анонимность и желание попробовать себя в роли другого обуславливают неограниченные возможности в выборе языковых средств и безответственность за созданное имя. Подобная свобода помогает самоутвердиться среди окружающих.
Имя пользователя чат-коммуникации представляет собой необычный лингвистический феномен. Никоном имеет значительные как структурные, так и семантические отличия от традиционного личного имени. Антропоним состоит из одного или нескольких закрепленных традицией компонентов, тогда как никоном со структурной точки зрения гораздо более разнообразный: он может быть словом, словосочетанием, предложением. Проведенное исследование показало, что в зависимости от состава следует говорить о трех группах никнеймов:
- антропонимические, состоящие только из антропонимического элемента (19,2 % - англоязычные чаты; 18,2 % - русскоязычные чаты);
- смешанные, состоящие из антропонимического и нарицательного элементов (6,8 %; 3,1 % соответственно);
- апеллятивные, состоящие из неограниченного числа всевозможных частей речи и графических элементов (63,7 %; 69,7 % соответственно).
Самую большую группу в англо - и русскоязычных чатах составляют апеллятивные ники, так как использование несуществующих имен собственных намного привлекательнее для чаттеров. Выбирая подобное имя, чаттер имеет возможность предстать в любом образе, подчеркивая при этом свои положительные черты и маскируя отрицательные.
Характерной особенностью никонимов является орфография. В чат - коммуникации любое несоответствие норм орфографии наполняются особым смыслом.
При создании виртуальных имен чаттеры больше всего применяют следующие способы словообразования: усечение, аббревиация, аффиксация и словосложение.
Значение никнеймов невероятно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала. Благодаря проведенному анализу, выявлены основные тенденции создания и выбора личных имен в одном из жанров Интернет-коммуникации. В дальнейших исследованиях актуальным представляется изучение логинов и доменных имен, в таких жанрах Интернета, как форум, социальная сеть, блог и электронная почта. Кроме этого, комплексный анализ имен собственных, функционирующих в Интернет-коммуникации, позволит обозначить самые существенные тенденции в развитии современного молодежного языка представителей англо- и русскоязычного сообществ.
Выбор термина для обозначения КОК определяется, с нашей точки зрения, дисциплинарными рамками, целями проводимых исследований, а также различными сторонами общения в новой коммуникативной среде. В целях данной работы основным является понятие Интернет-коммуникация, под которой нами понимается дистанционное общение в сети Интернет.
В процессе анализа Интернет-коммуникации выявлены следующие ее центральные признаки: опосредованность, гипертекстуальность, анонимность и креативность участник неймов, дистанционность, наличие этикетных условностей, глобальность, статусное равноправие участник неймов, демократичность, неограниченность в выборе языковых средств, толерантность по отношения к мнению другого, жанровая неоднородность.
Одним из самых популярных жанров Интернет-коммуникации является чат. Чат-коммуникация обладает следующими особенностями, которые позволяют говорить об уникальности данного явления: а) это фатическая форма коммуникации, в которой главной задачей является установление контакта, поэтому беседа, ее тематика, языковое оформление ничем не ограничивается; б) устно -письменный характер коммуникации; в) недостаточность средств общения, имеющихся в распоряжении чаттеров; г) общение в чате - это не что иное, как «карнавал», в котором чаттеры живут по своим законам и правилам, декларирующим игровой, развлекательный характер данного жанра Интернет-коммуникации.
Всемирное развитие Интернет-коммуникации потребовало изменения исторически сложившихся антропонимических систем языков. Именно поэтому, в англо- и русскоязычное культурное пространство внедряется такая реалия, как никоним (никнейм, ник).
Сопоставительное исследование никнеймов в англо - и русскоязычных чатах свидетельствует о том, что виртуальное имя собственное - никоним - это особый класс антропонимов, который пока находится в стадии становления. Интернет-коммуникация определяет особенности функционирования никонимов. Это имена собственные, которые в настоящее время могут функционировать короткое время и не требуют официального закрепления. Любое слово или символ в Интернет- коммуникации могут стать личным именем, при этом они не обладают ни одной из известных грамматических категорий имен собственных, за исключением рода.
В ряде черт никнейм похож на такие классы имен собственных как, кличка, псевдоним и прозвище. Тем не менее, имя пользователя в чат - коммуникации представляет собой особенную форму личного имени - псевдопрозвище, так как сам пользователь берет себе имя с целью скрыть свои настоящие качества и наделить желаемыми. Причины скрытия реального имени объясняются условиями общения в виртуальном сообществе: анонимность и желание попробовать себя в роли другого обуславливают неограниченные возможности в выборе языковых средств и безответственность за созданное имя. Подобная свобода помогает самоутвердиться среди окружающих.
Имя пользователя чат-коммуникации представляет собой необычный лингвистический феномен. Никоном имеет значительные как структурные, так и семантические отличия от традиционного личного имени. Антропоним состоит из одного или нескольких закрепленных традицией компонентов, тогда как никоном со структурной точки зрения гораздо более разнообразный: он может быть словом, словосочетанием, предложением. Проведенное исследование показало, что в зависимости от состава следует говорить о трех группах никнеймов:
- антропонимические, состоящие только из антропонимического элемента (19,2 % - англоязычные чаты; 18,2 % - русскоязычные чаты);
- смешанные, состоящие из антропонимического и нарицательного элементов (6,8 %; 3,1 % соответственно);
- апеллятивные, состоящие из неограниченного числа всевозможных частей речи и графических элементов (63,7 %; 69,7 % соответственно).
Самую большую группу в англо - и русскоязычных чатах составляют апеллятивные ники, так как использование несуществующих имен собственных намного привлекательнее для чаттеров. Выбирая подобное имя, чаттер имеет возможность предстать в любом образе, подчеркивая при этом свои положительные черты и маскируя отрицательные.
Характерной особенностью никонимов является орфография. В чат - коммуникации любое несоответствие норм орфографии наполняются особым смыслом.
При создании виртуальных имен чаттеры больше всего применяют следующие способы словообразования: усечение, аббревиация, аффиксация и словосложение.
Значение никнеймов невероятно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала. Благодаря проведенному анализу, выявлены основные тенденции создания и выбора личных имен в одном из жанров Интернет-коммуникации. В дальнейших исследованиях актуальным представляется изучение логинов и доменных имен, в таких жанрах Интернета, как форум, социальная сеть, блог и электронная почта. Кроме этого, комплексный анализ имен собственных, функционирующих в Интернет-коммуникации, позволит обозначить самые существенные тенденции в развитии современного молодежного языка представителей англо- и русскоязычного сообществ.
Подобные работы
- Структурно-функциональные и лингвистические особенности англоязычных и
русскоязычных никнеймов (с методическими рекомендациями по изучению
языковых особенностей чат-коммуникации на практических занятиях по
английскому языку)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННЫЙ АНГЛИЙСКИЕ АНТРОПОНИМЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



