Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования никнеймов в
Интернет-коммуникации 7
1.1. Интернет-коммуникация как предмет лингвистического
исследования -
1.2. Особенности функционирования имени собственного в
Интернет-коммуникации 14
1.3. Лингвистический статус имени собственного в Интернет -
коммуникациях и специфика функционирования компьютерных чатов 18
Выводы: по главе 1 28
Глава II. Сопоставительное исследование структурно - функциональных и лингвистических особенностей никнеймов в англо - и русскоязычны! чат-коммуникациях 30
2.1. Структурная классификация никнеймов в англо- и
русскоязычных чатах -
2.2. Орфографические особенности никнеймов в англо - и
русскоязычных чат-коммуникациях. 34
2.3. Словообразовательные особенности никнеймов в англо- и русскоязычных чатах 37
2.4. Специфика функционирования никнеймов в современной речевой ситуации 42
Выводы: по главе 2 49
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение
Дипломная работа посвящена сопоставительному изучению особенностей виртуального антропонимикона англоязычных и русскоязычных чатов.
Актуальность исследования. Развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к широкому распространению Интернет- коммуникации, которая воздействует на все сферы жизнедеятельности человека. Доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях дает возможность использовать Интернет не только как инструмент для поиска информации, но и как средство для общения с помощью электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, общения через систему ICQ, электронных конференций и чатов.
Известно, что имена собственные (ИС) занимают особое место в системе частей речи. Стремление за счет имени проявить себя в виртуальном пространстве приводит к свободному выражению формы личного имени. Наибольший объем информации об именах собственных в сети Интернет можно получить из так называемых никонимов (никнеймов) - имен собственных, используемых для общения в Интернет-коммуникации. В настоящее время сопоставительное исследование никнеймов в различных жанрах Интернет-коммуникации является одним из перспективных направлений современного языкознания. Англо - и русскоязычные наименования в сети Интернет не были объектом подробного специального исследования, нет комплексного лингвистического описания подобных личных названий.
Работа посвящена сопоставительному исследованию особенностей виртуального антропонимикона (совокупности личных имен) на материале определенного жанра Интернет-дискурса - чат-коммуникации. Изучение специфики данного жанра Интернет-общения представляется актуальным, так как чат-коммуникация является одной из наиболее динамично развивающихся форм виртуального общения.
Актуальность лингвистической проблематики повлияла на выбор объекта и предмета анализа научного исследования.
Объект настоящей работы - виртуальный антропонимикон англо - и русскоязычных чатов.
Предмет исследования - общие и специфические закономерности функционирования никонимов и способы их мотивации в англо- и русскоязычных чатах.
Цель исследования - выявление специфики и языковых особенностей никонимов в англо- и русскоязычных чатах, а также тенденций развития нового антропонимического класса в виртуальном пространстве Интернета.
Поставленная цель потребовала последовательного решения следующих задач:
1) охарактеризовать особенности коммуникации в Интернет- пространстве;
2) выявить статус имени собственного, функционирующего в Интернет-коммуникации (никнейма), среди других типов неофициальных имен собственных;
3) описать и сравнить структурные и орфографические особенности никнеймов, используемых в англо - и русскоязычных чатах;
4) выявить словообразовательные особенности никнеймов в англо - и русскоязычных чатах;
5) охарактеризовать специфику функционирования виртуального антропонимикона в англо - и русскоязычных чатах.
Материалом исследования послужили личные имена пользователей, представленные в американских, английских и российских Интернет-чатах (chat.mail.ru, besedka.ru, worlofchat.co.uk, netfriends.be, cnn.com, talkcity.com, meetic.fr, anvari.org/nicknames/page-1423и др.). Всего было проанализировано около 4000 никнеймов (1671 - англоязычные чаты, 1668 - русскоязычные чаты).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования: структурный анализ; описательный метод, включающий приемы лингвистического наблюдения, сопоставления, обобщения, систематизации и интерпретации выбранных единиц; сопоставительный метод, позволяющий выявить общие и специфические особенности конструирования рассматриваемых единиц; метод количественной обработки экспериментальных данных; метод сплошной выборки.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе охарактеризованы структурно-функциональные и лингвистические особенности личных имен в Интернет-пространстве на примере чат- коммуникации; выявлены способы мотивации общающихся в сети Интернет, что позволяет сопоставить национальное сознание представителей разных сообществ в лингвокультурном аспекте.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование вносит известный вклад в развитие теории имени собственного в новом коммуникативном пространстве Интернета, вводится понятие никонима как особого вида компьютерного имени, описаны его отличительные черты в рамках чат-коммуникации.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены при разработке учебных курсов по ономастике, лингвострановедению, межкультурной коммуникации, риторике. Отдельные наблюдения и положения заинтересуют специалистов в области информатики и психологии при изучении особенностей языковой личности на разных уровнях (синтаксическом, лексическом и т.д.).
Некоторые данные могут быть полезны при разработке рекомендаций по оптимизации коммуникативного взаимодействия в Интернет -пространстве, а также при выборе собственного виртуального имени.
Композиция дипломной работы отражает ключевые этапы и логику исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе раскрываются основные теоретические положения и обосновывается методика исследования, выявляются специфические свойства Интернет-коммуникации, а также рассматривается лингвистический статус имени собственного.
Во второй главе работы представлена структурная классификация, орфографические и словообразовательные особенности никнеймов, а также описывается специфика функционирования никнеймов в современной речевой ситуации.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложении представлены методические рекомендации по изучению языковых особенностей чат-коммуникации на практических занятиях по английскому языку.
В последнее десятилетие общество оказалось под влиянием массовой компьютеризации и стремительного развития форм компьютерно - опосредованной коммуникации (КОК), в том числе Интернета. Проведенное нами исследование показало, что среди исследователей нет единого мнения относительно номинации и выделения отличительных черт этой новой формы коммуникации. В научной литературе используются такие понятия, как сетевая коммуникация, Интернет-коммуникация, виртуальная коммуникация, электронная коммуникация и др.
Выбор термина для обозначения КОК определяется, с нашей точки зрения, дисциплинарными рамками, целями проводимых исследований, а также различными сторонами общения в новой коммуникативной среде. В целях данной работы основным является понятие Интернет-коммуникация, под которой нами понимается дистанционное общение в сети Интернет.
В процессе анализа Интернет-коммуникации выявлены следующие ее центральные признаки: опосредованность, гипертекстуальность, анонимность и креативность участник неймов, дистанционность, наличие этикетных условностей, глобальность, статусное равноправие участник неймов, демократичность, неограниченность в выборе языковых средств, толерантность по отношения к мнению другого, жанровая неоднородность.
Одним из самых популярных жанров Интернет-коммуникации является чат. Чат-коммуникация обладает следующими особенностями, которые позволяют говорить об уникальности данного явления: а) это фатическая форма коммуникации, в которой главной задачей является установление контакта, поэтому беседа, ее тематика, языковое оформление ничем не ограничивается; б) устно -письменный характер коммуникации; в) недостаточность средств общения, имеющихся в распоряжении чаттеров; г) общение в чате - это не что иное, как «карнавал», в котором чаттеры живут по своим законам и правилам, декларирующим игровой, развлекательный характер данного жанра Интернет-коммуникации.
Всемирное развитие Интернет-коммуникации потребовало изменения исторически сложившихся антропонимических систем языков. Именно поэтому, в англо- и русскоязычное культурное пространство внедряется такая реалия, как никоним (никнейм, ник).
Сопоставительное исследование никнеймов в англо - и русскоязычных чатах свидетельствует о том, что виртуальное имя собственное - никоним - это особый класс антропонимов, который пока находится в стадии становления. Интернет-коммуникация определяет особенности функционирования никонимов. Это имена собственные, которые в настоящее время могут функционировать короткое время и не требуют официального закрепления. Любое слово или символ в Интернет- коммуникации могут стать личным именем, при этом они не обладают ни одной из известных грамматических категорий имен собственных, за исключением рода.
В ряде черт никнейм похож на такие классы имен собственных как, кличка, псевдоним и прозвище. Тем не менее, имя пользователя в чат - коммуникации представляет собой особенную форму личного имени - псевдопрозвище, так как сам пользователь берет себе имя с целью скрыть свои настоящие качества и наделить желаемыми. Причины скрытия реального имени объясняются условиями общения в виртуальном сообществе: анонимность и желание попробовать себя в роли другого обуславливают неограниченные возможности в выборе языковых средств и безответственность за созданное имя. Подобная свобода помогает самоутвердиться среди окружающих.
Имя пользователя чат-коммуникации представляет собой необычный лингвистический феномен. Никоном имеет значительные как структурные, так и семантические отличия от традиционного личного имени. Антропоним состоит из одного или нескольких закрепленных традицией компонентов, тогда как никоном со структурной точки зрения гораздо более разнообразный: он может быть словом, словосочетанием, предложением. Проведенное исследование показало, что в зависимости от состава следует говорить о трех группах никнеймов:
- антропонимические, состоящие только из антропонимического элемента (19,2 % - англоязычные чаты; 18,2 % - русскоязычные чаты);
- смешанные, состоящие из антропонимического и нарицательного элементов (6,8 %; 3,1 % соответственно);
- апеллятивные, состоящие из неограниченного числа всевозможных частей речи и графических элементов (63,7 %; 69,7 % соответственно).
Самую большую группу в англо - и русскоязычных чатах составляют апеллятивные ники, так как использование несуществующих имен собственных намного привлекательнее для чаттеров. Выбирая подобное имя, чаттер имеет возможность предстать в любом образе, подчеркивая при этом свои положительные черты и маскируя отрицательные.
Характерной особенностью никонимов является орфография. В чат - коммуникации любое несоответствие норм орфографии наполняются особым смыслом.
При создании виртуальных имен чаттеры больше всего применяют следующие способы словообразования: усечение, аббревиация, аффиксация и словосложение.
Значение никнеймов невероятно велико, что подтверждается разнообразием и креативностью исследуемого материала. Благодаря проведенному анализу, выявлены основные тенденции создания и выбора личных имен в одном из жанров Интернет-коммуникации. В дальнейших исследованиях актуальным представляется изучение логинов и доменных имен, в таких жанрах Интернета, как форум, социальная сеть, блог и электронная почта. Кроме этого, комплексный анализ имен собственных, функционирующих в Интернет-коммуникации, позволит обозначить самые существенные тенденции в развитии современного молодежного языка представителей англо- и русскоязычного сообществ.
1. Аврамова, А. Г. Лингвистические особенности электронного общения (на материале французского, английского и русского языков): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.02.20) / Аврамова Анастасия Георгиевна. - М., 2005. - 27 с.
2. Аврамова, А.Г. Электронный дискурс в зеркале оппозиции «устный / письменный» / А. Г. Аврамова // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2004. — №3. — С. 119—129.
3. Агеева, Р. А. Гидронимия русского северо -запада как источник культур - но-исторической информации / Р. А. Агеева. — М.: Едиториал УРСС,2004. -256 с.
4. Алексеев, Д. И. Сокращенные слова в русском языке / Д. И. Алексеев. —
2- е изд., доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 346 с.
5. Алефиренко, Н. Ф. О природе ономастической семантики / Н. Ф. Алефиренко // Ономастика Поволжья: Тезисы докладов 8-й международной конф., Волгоград, 8-11 сент. 1998 г. / Отв. ред. В. И. Супрун. - Волгоград: Перемена, 1998. - С. 165-168.
6. Асмус, Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук: (10.02.19) / Асмус Нина Геннадьевна. - Челябинск, 2005. - 265 с.
7. Ахренова, Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. на соиск. учен. степ, д -ра филол. наук: (10.02.19) / Ахренова Наталья Александровна. — М., 2009. — 35 с.
8. Бойко, Л. Н. Компьютерные наименования. Номинативный и стилистический аспекты / Л. Н. Бойко // Некоторые проблемы грамматических категорий и семантики единиц языка. — Пятигорск, 2003. — С. 146—148.
9. Брунова, Е. Г. Этимология онлайн: о происхождении сетевых имен / Е. Г. Брунова // Естественный и виртуальный дискурс: когнитивный, категориальный и семиолингвистический аспекты: материалы межд. научн. конф., Тюмень, 16-17 окт. 2009г. / ТГУ. - Тюмень, 2009. - С. 43-47.
10. Васильева, Н. В. Собственное имя в мире текста: монография: 2-е изд., испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.
11. Васюков, И. Село Компьютерово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры) / И. Васюков //
www.flo giston/articles/netpsy/vasukovЗ(б).
12. Ведина, Т. Ф. Тайны псевдонимов / Т. Ф. Ведина, Н. В. Лебедева. - М.: Флинта, 2003.-232 с.
13. Виноградова, Н. В. Компьютерный жаргон в аспекте гендер - лингвистических исследований / Н. В. Виноградова // Исследования по славянским языкам. — 2002. — № 7. — С. 111—124.
14. Виноградова, Т. Ю. Специфика общения в Интернете / Т. Ю. Виноградо - ва //www.philology.ru/linguistics l/vinogradova t-04.htm.
15. Галичкина, Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): авто - реф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.20) / Галичкина Елена Николаевна. - Астрахань, 2001. — 27 с.
16. Галичкина, Е. Н. Имена самопрезентации в онлайновом интернет - общении / Е. Н. Галичкина // Дискуссионные вопросы современной лингвистики. Вып. 1. - Калуга, 2005. - С. 37-44.
17. Галкина-Федорчук, Е. М. Современный русский язык: Синтаксис: учеб. пособие, 2-е изд. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 200 с.
18. Гарагуля, С. И. Антропонимия в лингвокультурном и историческом аспектах: на материале английских личных имен: монография. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.-136 с.
19. Голев, Н. Д. Антиномии русской орфографии / Н. Д. Голев. 2-е изд, испр. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 160 с.
20. Голомидова, М. В. Искусственная номинация в русской ономастике: монография / М. В. Голомидова; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 1998. — 232 с.
21. Голомидова, М. В. Русская антропонимическая система на рубеже / М. В. Голомидова // Вопросы ономастики. — 2005. — № 2. — С. 11—22.
22. Горошко, Е. И. К уточнению понятия «Компьютерно-опосредованная коммуникация»: проблемы терминоведения / Е. И. Горошко // Образова - тельные технологии и общество. - 2009. — № 2. - С. 445-454.
23. Горбаневский, М. В. В мире имен и названий / М. В. Горбаневский.
— М.: Знание, 1987.-208 с.
24. Горошко, Е. И. Тендерная проблематика в языкознании / Е. И. Горошко // Введение в тендерные исследования. Часть I: Уч. пособие / Подред. И. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб: Алетейя, 2001. - С. 508-543.
25. Горошко, Е. И. Тендерный анализ электронной коммуникации / Е. И. Горошко // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. — 2005. — № 1. — С. 82-90.
26. Горошко, Е. И. Интернет-коммуникация в тендерном измерении / Е. И. Горошко // www. textolo gy. ru/article. aspx?aId=88.
27. Горошко, Е. И. К уточнению понятия «Компьютерно-опосредованная коммуникация»: проблемы терминоведения / Е. И. Горошко // Образовательные технологии и общество. - 2009. — № 2. - С. 445-454.
28. Горошко, Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной
парадигмы / Е. И. Горошко // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межеуз. сб. науч. тр. — Вып. 5. — Орел: ОГИИК, ПФ
«Картуш», 2007. -С. 223-237.
29. Гридина, Т. А. Языковая игра как проявление лингвистической креатив-ности в онтогенезе / Т. А. Гридина // www.language.psu.ru/bin/view/cgi.
30. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В. Гумбольдт. — М.: Прогресс, 1984.-400 с.
31. Дедова, О. В. Графическая неоднородность как категория гипертекста / О. В. Дедова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. - 2002. - № 6. - С. 91-103.
32. Дедова, О. В. О языке Интернета / О. В. Дедова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология.- 2010. -№ 3. - С. 25-38.
33. 33. Денисова, Т. Т. Прозвища как вид антропонимов и их функционирование в современной речевой коммуникации (на материале прозвищ Шумячского и Ершичского районов Смоленской области): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Денисова Татьяна Тимофеевна. - Смоленск, 2007. — 26 с.
34. Дергилева, Ж. В. Имя собственное как феномен этнокультурной идентичности / Ж. В. Дергилева // Гуманитарные исследования. — 2008. — № 3 (27). - С. 30-34.
35. Диасамидзе, Л. Р. Способы конструирования тендерной идентичности в Интернет-дискурсе (на материале англоязычных и русскоязычных текстов политических сетевых дневникнеймов (блогов): дис. ... канд. филол. наук: (10.02.20) / Диасамидзе Любовь Романовна. — Тюмень, 2010. - 224 с. (б).
36. Дмитриев, В. Г. Скрывшие свое имя (из истории анонимов и псевдонимов) / В. Г. Дмитриев. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
37. Дьяченко В. В. Субстандартные антропонимы в английском и русском языках (контрастивно -социолексикологический аспект): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.20) / Дьяченко Виктория Валерьевна. - Пятигорск, 2007. — 26 с.
38. Ермакова, О. И. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка / О. И. Ермакова // www.dialog-21.ru.
39. Ермолович, Д. И. Имена собственные: теория и практика межъязыковой передачи / Д. И. Ермолович. - М.: Р.Валент, 2005. — 416 с.
40. Жичкина, А. Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью / А. Е. Жичкина, Е. Н. Белинская // www. flo giston.ru/articles/netpsy/strategy(б).
41. Иванов, JI. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста / JI. Ю. Иванов*// Словарь и культура русской речи. — www. faq- www. ru/lingv. htm.
42. Капанадзе, Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров / Л. А. Капанадзе // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». - 2002. - № 21. -www.rus. 1 September.ru/2002/21/7.htm.
43. Кирилина, А. В. Семантика личных имен: тендерный аспект / А. В. Кирилина // Аксиологическая лингвистика: проблемы изучения культурных концептов и этноспецифики / Под ред. Н. А. Красавского. — Волгоград, 2002.-С. 153-141.
44. Компанцева, Л. Ф. Тендерные основы Интернет-коммуникации в пост-советском пространстве / Л. Ф. Компанцева. — Луганск, 2004. — 197 с.
45. Кондрашов, П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический ас - пект: дис. ... канд. филол. наук: (10.02.19) / Кондрашов Павел Евгеньевич. -Краснодар, 2004. - 156 с.
46. Котик, О. В. Особенности проявления тендерного аспекта в текстах печатной рекламы в английском и русском языках: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.02.19) / Котик Ольга Васильевна. — Краснодар, 2008. - 27 с.
47. Лахно, А. В. Имя собственное как объект сопоставительного исследования. Системообразующие свойства имени литературного персонажа в художественном тексте и его переводе: дис. ... канд. филол. наук: (10.02.20) / Лахно Анна Викторовна. - М, 2006. — 219 с.
48. Леонтович, О. А. Введение в межкультурную коммуникацию: учеб. пособие. - М.: Гнозис, 2007. - 368 с.
49. Литневская, Е. И. Психолингвистические особенности Интернета и не-которые языковые особенности чата как исконно сетевого жанра / Е. И. Литневская, А. Л. Бакланова // Вестник МГУ. Сер. 9, Лингвистика. —2005. № 6 - С. 46-61.
50. Лосев, А. Ф. Философия имени / А. Ф. Лосев. М.: МГУ, 1990. - 269 с.
51. Луговая, Е. А. Топоним виртуального пространства как культурно - историческая категория (на материале эпопеи Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин Колец»): дис. канд. филол. наук: (10.02.19) / Луговая Екатерина Александровна. — Ставрополь, 2006. — 215 с.
52. Лутовинова, О. В. Виртуальный дискурс как одно из направлений в исследовании киберпространства / О. В. Лутовинова // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Лингвистика. - 2009. — № 1. - С. 26-32 (а).
53. Масанов, Ю. И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок / Ю. М. Масанов. - М.: Всесоюзная книжная палата, 1963. - 319 с.
54. Маслова, В. А. Современные направления в лингвистике / В. А. Маслова. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
55. Мочалкина, К. С. Псевдонимы в системе современной русской антропонимии: дис. канд. филол. наук: (10.02.01) / Мочалкина Карина Сергеевна. - Волгоград, 2004. - 184 с.
56. Нахимова, Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации: моно-графия. — Екатеринбург, 2007. — 207 с.
57. Нестеров, В. Карнавальная составляющая как один из факторов комму-никативного феномена чатов / В. Нестеров, Е. Нестерова // www. flo giston. ru/articles/netpsy/nesterov
58. Овчарова, К. В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования: дис. ... канд. филол. наук: (10.02.19) / Овчарова Ксения Владимировна. - Краснодар, 2008. — 240 с.
59. Пак, С. М. Личное имя в лингвокогнитивном освещении / С. М. Пак // Вестник МГУ. Сер. 9, Филология. - 2004. - № 1. - С. 161-171.
60. Розина, И. Н. Технологии исследования и продвижения компьютерно - опосредованной коммуникации / И. Н. Розина // Educational technology and Society. - 2007. - С. 230-245.
61. Самойленко, Л. В. Фатические средства в речи пользователей
компьютерной сетью (на примере жанра чата): автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук: (10.02.01) / Самойленко Лариса
Викторовна. — Астрахань, 2010. -17 с.
62. Суслова, А. В. О русских именах / А. В. Суслова, А. В. Суперанская. - 4-е изд. - СПб: Лениздат, 1997. - 203 с.
63. Суперанская, А. В. Имя — через века и страны / А. В. Суперанская. — 2-е изд., испр.-М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 192 с. (а).
64. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская.-М.: Наука, 2007. - 366 с. (б).
65. Супрун, В. И. Развитие ономастического пространства Интернета / В. И. Супрун // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. — М., 2004. — С. 53—58.
66. Фоменко, О. А. Неофициальные имена собственные в современном
американском английском языке (лингвокультурологический аспект): дис. ... канд. филол. наук: (10.02.04) / Фоменко Ольга Алексеевна. —
Краснодар, 2003.-196 с.
67. Herring, S. C. Gender differences in CMC: findings and implications / S. C. Herring //www. cpsr. org/issues/womenintech/herring(a).
68. Herring, S. Computer-mediated Discourse / S. Herring. - Oxford : Blackwell Publishing, 2001 (6).
69. Herring, S. A Faceted Classification Scheme for Computer-Mediated Dis¬course / S. Herring //www.languageatinternet. de/articles/2007/761 (в).
70. Morgan, O. Nicknames. Their origins and social consequences / O. Morgan, K. Harre, Ch. O'Neil. - London, 1979.
71. Reid, E. Communication and Community on Internet Relay Chat / E. Reid // www. irchelp. org/irchelp/misc/electropolis. html.
72. Simpson, J. Meaning-making online: discourse and CMC in a language¬learning community / J. Simpson //www. formatex. org/micte2005.
73. Wallace, P. The psychology of the Internet / P. Wallace. - Cambridge : Cambridge University press, 1999. - 264 c.
СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
74. Вальтер, X. Большой словарь русских прозвищ / X. Вальтер, В. М. Мокиенко. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. - 704 с.
75. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под общ. рук-вом Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникнеймова, Е. Н. Ширяева. — М.: Изд-во «Флинта» : Изд-во «Наука», 2007. — 83 8 с.
76. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н.Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 683 с.
77. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.
В. Подольская. - М.: Наука, 1978. - 198 с.
78. Рыбакин, А. И. Словарь английских фамилий / А. И. Рыбакин. — М.: Астрель, 2000. - 575 с.
79. Свободная Интернет-энциклопедия Wikipedia //en.wikipedia.org.
80. Свободная Интернет-энциклопедия Википедия //ru.wikipedia.org.
81. Суперанская, А. В. Словарь русских личных имен / А. В. Суперанская. - М.: Эксмо, 2005. - 544 с.
82. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Сов. энциклопедия, 1939. — Т. 3. - 983 с.
83. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. - М.: ЭКСМО, 2006. - 574 с.
84. Электронная энциклопедия «Кругосвет» // www. krugo svet. ru.
85. Encyclopedia Britannica 2004: Ultimate Reference CD-ROM.