Потенциал романа Дж. Фаулза «Коллекционер» для развития межкультурной компетенции учащихся старших классов во внеаудиторной работе по английскому языку
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции обучающихся старших классов во внеаудиторной работе по английскому языку 7
1.1. Требования Федерального образовательного стандарта к обучению
иностранному языку в современной школе и «Общеевропейская система языковой компетенции (CEFR): изучение, преподавание, оценка» 7
1.2. Понятие межкультурной компетенции в психолого-педагогической
литературе и особенности формирования межкультурной компетенции школьников в процессе обучения иностранному языку 12
1.3. Внеклассная работа на уроках английского языка как способ
формирования межкультурной компетенции 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с использованием романа Дж.Фаулза "Коллекционер" для развития межкультурной компетенции обучающихся старших классов 33
2.1. Характеристика романа Дж.Фаулза "Коллекционер" 33
2.2. Организация внеуадиторной работы с романом Дж.Фаулза
«Коллекционер» 39
2.3. Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции
старшеклассников и проведение опытно-экспериментальной работы 54
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Необходимость знания, по крайней мере, одного иностранного языка в наши дни очевидна, внеурочная деятельность позволяет включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. В связи с этим происходит переосмысление и переоценка того места, которое в учебном процессе отведено учебному предмету «Английский язык», возрастает его значимость.
Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования. Программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
При организации внеурочной деятельности необходимо максимально использовать знания и умения обучающихся, приобретенные ими в процессе учебы, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления, больший упор делать на наличие на занятии лингвокультуроведческой информации.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения возможностей внеурочной деятельности при обучении иностранному языку школьников; накопления знаний об особенностях работы в данной области, что впоследствии обеспечит эффективность их применения; построение системы интеграции урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку на начальном этапе его изучения.
Каждая организационная форма внеурочной деятельности (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования) должна быть многофункциональной, оказывать воздействие на многие стороны личности.
Лингвострановедческий материал, в частности произведения художественной литературы, обеспечивают обучение иностранному языку в практическом плане: иноязычное общение формируется параллельно речевому поведению и наличию определенных компетенций. Это определяет важность и актуальность вопросов, связанных с формированием иноязычной межкультурной компетенции обучающихся на старшем этапе обучения.
В качестве средства формирования межкультурной компетенции обучающихся старших классов мы выбрали роман Дж. Фаулза
«Коллекционер». Особое признание писатель получил после выхода романа «Коллекционер» (1963) - истории о человеке, который, восхищенный красотой девушки, похитил ее и держал взаперти, пока она не умерла.
Актуальность работы определяется интересом к творчеству английского писателя Дж. Фаулза и его философским произведениям. Сложившаяся на сегодняшний день общественная ситуация требует поиска нового понимания гуманистических и социальных ценностей. Данной проблематике посвящены многие работы Фаулза, в частности роман «Коллекционер».
Цель исследования - изучить потенциал романа Дж. Фаулза «Коллекционер» для развития межкультурной компетенции обучающихся старших классов во внеаудиторной работе по английскому языку.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
- изучить требования Федерального образовательного стандарта к обучению иностранному языку в современной школе;
- определить понятие межкультурной компетенции в психолого-педагогической литературе и особенности формирования межкультурной компетенции школьников в процессе обучения иностранному языку;
- рассмотреть внеклассную работу на уроках английского языка как способ формирования межкультурной компетенции;
- провести опытно-экспериментальную работу с использованием романа Дж. Фаулза "Коллекционер" для развития межкультурной компетенции обучающихся старших классов.
Предмет исследования - методика формирования межкультурной компетенции у старшеклассников.
Объект исследования - процесс формирования межкультурной компетенции у старшеклассников.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили труды таких ученых как И. А. Зимняя, А. П. Садохин, В. В. Сафонова, О. А. Леонтович, Н. Д. Гальскова, О. С. Казачкова и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, методы, цели и задачи, определяются предмет и объект исследования. Первая глава содержит требования к обучению иностранным языкам и формированию межкультурной компетенции, изложенные в ФГОС и CEFR, а также теоретические положения о сущности межкультурной компетенции, способах её формирования, роли внеклассной работы по иностранному языку, её преимуществах и разнообразии её видов. Вторая глава рассматривает сюжетные и композиционные особенности романа Дж. Фаулза «Коллекционер» и описывает его проблематику и языковой материал. Предлагается вариант использования текста романа в качестве основы внеаудиторных семинарских занятий для развития межкультурной компетенции старшеклассников, описывается структура занятий и система возможных упражнений. Приводятся результаты диагностики уровня сформированности межкультурной компетенции старшеклассников и разработанного нами семинарского занятия, апробированных в условиях школы. Каждая глава снабжена выводами.
Заключение подводит итоги всей работы. Приложение включает 2 конспекта внеаудиторных занятий по темам «Английские клише и коллоквиализмы в романе как средство формирования современного разговорного стиля речи обучающихся» и «Ролевая игра по сюжету романа «Коллекционер» на тему «Встреча юных ценителей изобразительного искусства» и анкету уровня сформированности межкультурной компетенции.
Результаты исследования были апробированы на Ежегодной студенческой научно-практической конференции Казанского федерального университета. По итогам конференции будут опубликованы тезисы в сборнике КФУ за 2018 год.
В результате проведенного исследования мы можем прийти к следующему заключению.
В первой главе мы рассмотрели общие понятия, необходимые для понимания нашей темы и обоснования её актуальности. На основании полученной теоретической базы мы решили, что под формированием иноязычной межкультурной компетенции обучающихся на старшем этапе обучения будем понимать определенную область осознания человеком общих и специфических особенностей своей и другой лингвокультуры. Сегодня при изучении иностранного языка расширяется и углубляется как социокультурный кругозор обучающегося, так и осознание, понимание и принятие им чужеродных элементов других лингвокультур. Но только межкультурная коммуникация позволяет личности обладать межкультурной компетенцией.
Нами также были выделены и описаны все составные части межкультурной компетенции, причем следует обратить особое внимание на то, что зарубежные и отечественные исследователи по-разному рассматривают данные термины, анализируют и апробируют с разных точек зрения.
Использование лингвострановедческого подхода на внеаудиторных занятиях предполагает включение страноведческой информации, изучение тем, формирующих представления о духовных ценностях нации, и задания творческого характера, которые направлены на создание условий возникновения у обучающихся речевой интенции, позволяющей приблизить их речевую деятельность к реальным условиям.
Все это позволяет воспитать человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию, способного и готового осуществлять межличностное общение. С точки зрения педагогического процесса мы изучили взаимодействие педагога и обучающихся: их место и роль в обучении иностранному языку.
Проанализировав роман Джона Фаулза «Коллекционер», мы столкнулись с психологической проблемой, которую изобразил писатель - «калибанизм». Она действительно заслуживает внимания. Учитывая жестокость современного мира, автор выбрал правильный материал для описания, хоть и не с привычной для нас стороны. Джон Фаулз - писатель реалист. Важнейший признак реализма - эмансипация личности, индивидуализм и интерес к человеческой личности.
Мы представили возможности использования материала романа на внеаудиторных занятиях как средства формирования межкультурной компетенции и предложили организацию работы над книгой в виде цикла тематических семинарских занятий, как один из наиболее эффективных способов. Мы разработали собственную систему упражнений с пояснениями на основе текста романа и 2 плана-сценария занятий по развитию межкультурной компетенции. Работа над романом предполагает предварительное прочтение книги и строится на изучении детьми наиболее важных и доступных для их понимания смысловых и лингвистических сторон романа. Мы апробировали практическую часть исследования на студенческой научной конференции и в средней образовательной школе, где осуществили диагностику уровня сформированности межкультурной компетенции одиннадцатиклассников с помощью разработанной нами анкеты и провели занятие по изучению романа.
Итак, мы считаем, что с поставленной задачей справились. Мы выявили недостаточный уровень сформированности межкультурной компетенции школьников и проанализировали роль учителя и его взаимоотношения с учениками. Мы считаем, что если проводить подобные занятия в школе, то сможем заинтересовать учеников не только изучением иностранного языка, но и привить интерес к зарубежной литературе.
Практическая часть обосновала выбранные нами приемы и методы, составленные конспекты, использование материалов психолого-педагогической исследовательской деятельности.
В целом, проделанная работа выявила важность проблемы формирования межкультурной компетенции для осуществления межъязыковой и межкультурной коммуникации в соответствии с требованиями ФГОС к преподаванию английского языка и международным классификатором «Общеевропейская система языковой компетенции (CEFR): изучение,
преподавание, оценка». Помимо этого, наглядно продемонстрированы возможности факультативных занятий и дидактического потенциала аутентичной художественной литературы в этом процессе.
Разработанный комплекс упражнений может послужить примером использования в процессе формирования иноязычной межкультурной компетенции и придать новый импульс творческому потенциалу учителя.
1. Антипенко, Е. О. Интертекстуальный характер романов Д. Фаулза [Текст] / Е. О. Антипенко // Балтийский филологический курьер. - Изд-во РГУ им. И. Канта. - Вып. №2, 2003 - С. 227-236.
2. Босова, Л. М. Социолингводидактические аспекты формирования межкультурной компетенции [Электронный ресурс] - URL: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2000_4/pages/39/Pap39.html (дата обращения: 22.04.2018).
3. Вербицкий, А. А. Активное обучения в высшей школе [Текст]: контекстный подход / А. А. Вербицкий - М.: Высшая школа, 1991 - 206 с.
4. Верещагин, Е. М., Костомаров В. Г. Литература и страноведение [Текст]: Страноведение и преподавание русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Русский язык, 1990. - 246 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : Психологические исследования / Л. С. Выготский - 2 изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 362 с.
6. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] : Пособие для учителя / Н. Д. Гальскова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
7. Ермолин, Е. По направлению к Фаулзу [Текст] / Е. Ермолин // Дружба народов. - №11, 2003 - С. 192-196.
8. Жлуктенко, Н. Ю. Английский психологический роман XX века [Текст] / Н. Ю. Жлуктенко. - К.: Высшая Школа, 1998. - 163 с.
9. Занина, Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства [Текст] : серия учебники, учебные пособия / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова- Ростов н /Д : Феникс, 2003. - 288 с.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - Вып. №5, 2003. - С. 34-42.
11. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов /
И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2012. - 135 с.
12. Зорина, А. В. Страноведение на уроках иностранного языка в школе [Текст] / Лингвострановедческие основы межкультурной коммуникации // Сборник трудов по материалам V международной научно-практической студенческой конференции (10 апреля 2015 г.). - Смоленск : Маджента, 2015. - 322 с.
13. Ивашева, В.В. Литература Великобритании [Текст] / В. В. Ивашева // История зарубежной литературы XX в. (1945-1980) / под ред. Л.Г. Андреева. - 2 изд. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 416 с.
14. Каган, М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 319 с.
15. Казачкова, О.С. Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС II поколения [Электронный ресурс] - URL: Кйр://частная школа1.рфЭо_еа^еге/0э1_^гк/аг11с1е4 (дата обращения:
02.05.2018) .
16. Комогоров, П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения [Текст] : дис. ...канд. пед. наук / П. Ф. Комогоров - Курган, 2000. - С. 42-43.
17. Красавченко, Т. Н. Коллекционеры и художники [Текст] // Фаулз Дж. Коллекционер: роман. - М. : Известия, 1991. - С. 5-15.
18. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина - М. : Высш. шк., 1990. - 119 с.
19. Леонтович, О.А. Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования [Текст] / О.А. Леонтович // Тезисы докладов II региональной научно-практической конференции 17 — 18 января 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 32-33.
20. Леонтьев, А. А. Образовательная система «Школа 2100» [Текст]: сб. программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / А. А. Леонтьев. - М.: Баласс, изд. дом РАО, 2004. - 184 с.
21. Матюхина, М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин- тов. по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под ред. М. В. Гамезо и др. - М. : Просвещение, 1994. - 256 с.
22. Мокроусова, Г. И. Организация внеклассной работы по немецкому языку [Текст] / Г. И. Мокроусова, Н. Е. Кузовлева. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
23. Орлова, С. В. Компетентностный подход: особенности, проблемы реализации // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике» [Электронный ресурс] - URL:http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =562 (дата обращения: 07.05.2018)
24. Плужник, И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореферат дисс... доктора пед. наук. / И.Л. Плужник. - Тюмень, 2003 - 29 с.
25. Садохин, А.П. Компетентность или компетенция в межкультурной коммуникации [Текст] / А.П. Садохин // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Вып. № 3, 2007. - С. 3956
26. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук. / В.В. Сафонова - М., 1992. - 528 с.
27. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур [Текст] / В. В. Сафонова - Воронеж: Истоки, 1996. - 239 с.
28. Седова, Е. А. Место предмета иностранный язык в традиционной классификации учебных предметов // Научно - информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук" - 2017 [Электронный ресурс] - URL: https: // elibrary.ru / item.asp?id=28960874 (дата обращения: 19.04.2018)
29. Сыромясов, О.В. Формирование межкультурной профессиональной компетенции специалиста на основе иноязычного текста: Немецкий язык, неязыковой вуз [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / О.В. Сыромясов - М., 2000. - 160 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации - М.: Просвещение, 2013.
31. Халеева. И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста [Текст] / И.И. Халеева // Язык-система. Язык-текст. Язык- способность сб. статей / Институт русского языка РАН. - М., 1995 - С.280-287.
32. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст]: учебное пособие / С.Ф. Шатилов. - М. : Просвещение, 1996. - 223 с.
33. Шишов, С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? [Текст] / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - 62 с.
34. Common European framework of reference for languages: learning, teaching, assessment // Language Policy Unit, Strasbourg - 2001 [Electronic source] - URL: http://www.coe.int/lang-CEFR (дата обращения: 12.05.2018).
35. Samovar, L., Porter, R. Intercultural Communication [Text] / L. Samovar, R. Porter - An Introduction. - Belmont, California, 1991 - 437 p. Иллюстративный источник:
36. John Fowles, The Collector [Text] / John Fowles. - London: Jonathan Cape, 1963 - 513 p.