Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ДНЕВНИКАХ К. ЧУКОВСКОГО

Работа №48644

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДНЕВНИКА К. ЧУКОВСКОГО КАК
ДНЕВНИКА ЛИТЕРАТОРА. 15
ГЛАВА 2.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЕЙ В ДНЕВНИКЕ К. ЧУКОВСКОГО. 29
ГЛАВА 3.
СМЕНА ТИПОВ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ДНЕВНИКЕ К. ЧУКОВСКОГО В
РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕГО ВЕДЕНИЯ. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В последнее время внимание многих исследователей обращено к эго-документам. Как правило, говоря об эго-документах, подразумевают классическую триаду - письма, дневники, воспоминания.
Жанр воспоминаний подразумевает под собой, прежде всего, документальность, которая основывается «на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев описываемых событий» . Мемуаристу свойственна двойственность в повествовании - он пишет о прошлом с позиции настоящего времени. По словам А.Г. Тартаковского «в мемуаротворчестве особенно полно выражается историческое самосознание личности» .
Письма на протяжении долгого времени являлись самым распространенным средством общения между людьми. У личных писем всегда есть тот, кому адресовано это письмо. В письмах может говориться и о произошедших событиях, и о событиях, которые происходят сейчас. Личная переписка подразумевает под собой диалог, где каждая из сторон передает определенную информацию, делится впечатлениями, мнениями, наблюдениями.
Большая Российская Энциклопедия определяет дневник как «литературно-бытовой жанр, совокупность последовательно датированных записей (обычно одного лица), фиксирующих внешние события, поступки, мысли, чувства и наблюдения автора» . Дневниковые записи автор адресует в первую очередь самому себе, как правило, они выполнены в форме монолога с фиксацией недавно произошедших событий.
Сегодня внимание многих ученых направленно именно на дневниковую прозу, так как именно она содержит в себе наиболее живую и яркую информацию. Необходимо отметить, что авторы исследовательских работ изучают и анализируют дневниковые записи в разнообразных аспектах. Например, доктор философских наук К.С. Пигров рассматривает специфику ведения интимного дневника, считая, что этот процесс помогает личности в формировании и развитии собственного самосознания и свободы. Доктор филологических наук Е.М. Криволапова в своей статье «К вопросу о жанрообразующих признаках дневника», сравнивая различные жанры автодокументальной литературы, поднимает вопрос критериев дневниковости. Кандидат филологических наук И.А. Бондарь в своей работе «Эго-текст и эго-документы в литературном процессе» систематизирует термины «эго-документ», «эго-текст», «самосвидетельство» и уделяет наибольшее внимание разработке критериев, благодаря которым тот или иной текст можно отнести к эго-документу. Статья кандидата исторических наук К.Р. Кобрина «Дневники: между текстом и жизнетворчеством. Похвала дневнику» интересна тем, что в ней автор размышляет над мотивацией личных записей, при этом он учитывает не только дневники известных людей, но и современную разновидность - электронный дневник LiveJournal. Кандидат филологических наук О.А. Дубнякова в соавторстве с Т.А. Кашиной анализируют в работе писательский голос через конкретные темы и формы дневникового письма французских писателей-современников.
Многими учеными анализируется роль, значение и смысл дневника в жизни современного человека. В этом случае изучаются онлайновые дневники, размещенные в интернете и доступные для чтения любому желающему. Исследуется роль блога, которую он играет в формировании личности и в ее внутреннем мире. Анализируется языковой материал, который используют блогеры, при создании записей. Современный сетевой дневник предполагает активное участие в общении как автора, так и адресата или адресатов. В этом случае автором создается благоприятная для общения коммуникативная среда. Все общение в сетевом дневнике пронизано стратегией диалогизации. Форма сообщений в блогах делает её наиболее удобной, так как она не предполагает обязательной взаимности и других ограничений общения «один на один».
Дневники могут создаваться в определенных экстремальных условиях. Сюда можно отнести дневники, написанные в период ссылки или в условиях тюрьмы. В дневниках путешествий на первом плане выступают научно-исследовательские и познавательные цели. Существуют дневники-летописи, которые создаются для описания жизни конкретного лица, к которой автор испытывает определенную симпатию.
Классическому дневнику свойственна последовательная фиксация подневных событий, которые ограничены прожитым днем. Но существуют и другие дневники, в них авторы стремятся к максимальному охвату событий, описывая порой то, чему свидетелями не являются. Для некоторых характерно ведение дневника для изложения событий духовной жизни. Дневник одного автора может сочетать в себе все формы записей.
Любой дневник автор наполняет образами других людей. Одних из них автор может идеализировать, стремясь увековечить изображаемое лицо. В противоположность этому типу выступает деструктивный образ, который характеризуется лишь негативной оценкой. Иногда дневниковед может воспроизводить образы, основываясь на впечатлениях других лиц. Пожалуй, самым распространенным для дневников является конструктивный образ. Этот образ постоянно меняется, обрастает новыми чертами, описаниями. Данный тип отличают целостность и объективность автора. Ценность дневниковых образов заключается в том, что через них автор передает собственные впечатления о конкретных людях. Так, например, анализируя дневниковые записи нескольких авторов об одном и том же человеке можно составить наиболее достоверный портрет последнего.
Личные дневники, вследствие документальности и подлинности изображаемого, занимают в ряду художественно-документальных произведений наиболее значимое место. Именно поэтому они представляют особый интерес для исследователей и рядовых читателей, так как являются записями, прошедшими через творческое сознание писателя. Одним из важнейших достоинств художественно-документальной прозы является совмещение реальности, истории факта с богатством литературных возможностей его отражения. Художественно-документальные произведения заключают в себе реальные обстоятельства, переживания и ситуации, пропущенные через призму сознания авторов. Один и тот же календарный день, исторический факт будет выглядеть у каждого творца по-своему. В своем исследовании О.Г. Егоров (автор более 40 научных трудов в области филологии, культурологии, педагогики) говорит о том, что на протяжении многих лет к писательскому дневнику относились как к «вспомогательному» средству. Дневниковые записи использовались лишь «для составления биографий писателей, исследования частных историко-литературных проблем».
Тема дневниковой прозы является актуальной для литературоведческого сообщества, так как при изучении личности и творчества писателя несомненную ценность несут в себе документы личного происхождения. К таким документам относятся письменные источники, включающие в себя дневники, автобиографии, мемуары, письма, исповеди. Источники личного происхождения имеют ряд отличительных черт, как в области подачи информации, так и в области способов исследования. Работа с такими документами сложна в силу того, что они в той или иной степени приближены к литературным произведениям.
Среди исследователей существует достаточно распространенное мнение, что личный дневник склонны вести люди рефлексивные, чрезмерно чувствительные, неудовлетворенные собственной жизнью, фрустрированные. Многие писатели вели свои дневники преследуя определенные цели. Например, Л.Н. Толстой вел свои дневниковые записи в первую очередь для того, что разобраться в самом себе. М.И. Цветаева в личных записях фиксировала переживаемые эмоции, состояния. З.Н. Гиппиус в своих дневниках детально отслеживала и описывала все изменения происходящие в истории России. А.А. Блок через личные дневники отслеживал изменения, происходящие в собственном сознании. Но существует и определенный тип людей, которые принципиально никогда не ведут дневниковых записей и испытывают к этому явлению абсолютно негативное отношение.
Многие крупные писатели создавали свою дневниковую прозу: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.И. Герцен, М.М. Пришвин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, З. Гиппиус, К. Симонов. Именно через дневниковую прозу у исследователя появляется возможность составить более целостную картину об его авторе, об окружающей его действительности. Именно личные записи дают более тонкую и разностороннюю характеристику психологическому портрету писателя, ведь они написаны «здесь и сейчас».
Рассматривая процесс развития документальной литературы Н.Б. Банк дневники относит к автобиографическим произведениям, «где первостепенна роль жизненного опыта писателя, где и общеизвестные факты тоже лично осмыслены, события и лица, ставшие историческими, показаны в особом, очень личностном освещении» . Для писательских дневников характерна интеллектуальная напряженность, критический анализ, обдумывание и размышление над серьезнейшими современными, вечными проблемами. Как пишет Н.Б. Банк, автобиографическим произведениям не свойственна шаблонность, они «ценны для нас прежде всего работой мысли» , которая может быть «строго аналитической или ярко эмоциональной, - это зависит от человеческой, творческой натуры автора»6.
Опираясь на предшествующие исследования и опубликованные личные дневники, М.В. Архипова в своей статье приводит следующий перечень мотивов, которые побуждают человека к ведению записей: «потребность в реализации литературных способностей; потребность «зафиксировать ускользающую жизнь» вследствие осознания важности исторического момента или момента в жизни человека (например, детство своего ребенка); необходимость осмысления (рефлексии) своей жизни на поворотном этапе или в ситуации психологического кризиса; освобождение от эмоциональных переживаний, желание «излить душу»; желание оставить своим потомкам «послание о себе»; назидание потомкам, урок нравственности; желание спастись от забвения; вынужденное времяпрепровождение; собственный научный или профессиональный интерес; потребность в самовыражении, самореализации; по чьему-либо заданию, например исследователя, консультанта или терапевта; желание учитывать текущие дела, события; техника самоанализа, ведущая к самосовершенствованию; желание сохранить и передать «правду из первых рук» о своем внутреннем состоянии или о внешних событиях; потребность в собеседнике, в диалоге; потребность объясниться с другими людьми в ситуации невозможности сделать это лично открыть им свой внутренний мир, свои переживания (может быть оправданием, исповедью или назиданием); полнота мироощущения, требующая воплощения, овеществления» . Человек, ведущий свой дневник на протяжении длительного времени, на разных этапах написания руководствуется разными мотивами.
В данный момент личный дневник начинает рассматриваться как самостоятельный объект литературы: исследуются дневниковые жанры, художественность текстов, проявления личного «Я» писателя. Ряд исследовательских работ на тему дневниковых записей помогает лучше понять и осмыслить атмосферу отраженной эпохи, особенности мышления человека того времени. На основе личных дневников пишутся диссертации и научные статьи. Подтверждением этому являются статьи И.А. Бондаря, К.Д. Гордович, А.Ю. Кубайдуловой, Е.М. Криволаповой. К.С. Пигрова, H.A. Богомолова, Е.В. Пономаревой, В.В. Колобова, Л.М. Пивоваровой, Н.А. Петровой, К.Р. Кобрина, В.И. Габдуллиной, И.А. Бондаря, К.Д. Гордович, Ф.И. Джаубаевой, О.А. Дубняковой, Т.А. Кашиной, И.Л. Савкиной.
Характерной особенностью личных дневников является открытость автора, композиция, достоверность, достаточная информативность. Дневник может быть завершен автором, как по объективным причинам, так и в силу определенных жизненных обстоятельств. Основным стремлением и стимулом для автора в создании дневника являются самопознание и самосовершенствование. В дневниковом тексте всегда содержится авторское «Я», которое можно увидеть даже через изображение, казалось бы, сторонних событий и образов.
Художественная сторона дневниковой прозы тесно связана также с ее жанровым многообразием. Личные дневниковые записи могут включать такие разножанровые структуры, как письма, воспоминания, стихи, вставные рассказы, портретные зарисовки, цитаты из газет и произведений писателей и поэтов. На страницах дневников писателей можно обнаружить множество литературных портретных эскизов современников - ярких, живых и необычных образов. В такого рода дневниковых зарисовках человек предстает в его биологической, исторической и социальной реальности, во всём многообразии своих связей с окружающим миром. У исследователя появляется возможность получить не вырванное из контекста представление о человеке, а практически исчерпывающую репрезентацию характера, взглядов, привычек, освещённых в разных измерениях и масштабах.
Изучая и анализируя дневниковую прозу как самостоятельный объект литературы особое внимание стоит обратить на представленные в ней литературные портреты современников. Личные дневниковые записи, обращенные к образу реального исторического человека, позволяют исследователю взглянуть на последнего глазами автора. В своей книге Л.Я. Гинзбург пишет о том, что «литература воспоминаний, автобиографий, исповедей и «мыслей» ведет прямой разговор о человеке» . Л.Я. Гинзбург говорит о дневниках, как о динамичных «человеческих документах», где житейская психология и «образ человека строится в самой жизни» .
В настоящее время научное сообщество активно изучает в различных аспектах личные записи К.И. Чуковского, на материале дневников написано множество журнальных статей, диссертаций, исследовательских работ. Так, например, у аспиранта Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева А.Ю. Кубайдуловой есть работа на тему стилевой многослойности дневника, научная статья о художественном своеобразии. На материале личных записей К.И. Чуковского, посвященных Первой мировой войне, А.Ю. Кубайдулова рассматривает проблему «Человек и война» - собственное отношение к исторической действительности автора дневника, через зафиксированные последним мнения и взгляды современников. Доцент, кандидат исторических наук Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена О.Н. Ерошкина использовала личные записи литератора при написании научной статьи «Дневник К.И. Чуковского как источник изучения истории интеллигенции Петрограда-Ленинграда 1920-х гг.». Для автора статьи дневник литератора представляет собой важный исторический документ, который позволяет воссоздать неофициальное отношение интеллигенции к советской действительности. Научная статья доктора филологических наук, профессора кафедры современного русского языка Новосибирского государственного педагогического университета Т.А. Трипольской «Языковая личность К.И. Чуковского: моделирование эмоционально-оценочной картины мира» направлена на освещение лексической организации дневникового текста. Кандидатом филологических наук О.Б. Бобровой написана диссертация на тему «Дневник К.И. Чуковского в историко-литературном контексте». Боброва при помощи системного анализа функциональных принципов, специфики образов, пространственно-временной структуры повествования раскрывает в научной работе историко-литературное значение личных записей К.И. Чуковского.
Исследование дневниковой прозы писателя представляется важнейшей задачей современной литературоведческой науки, поскольку осознается роль реалистичного изображения автором исторических событий, быта, личностей, а также его непосредственное обращение к собственному «Я». Все отражаемые моменты в дневниковой прозе пропущены через сознание автора, что представляет собой несомненный интерес для исследователя. Дневник, который ведется человеком на протяжении всей жизни, позволяет понять и оценить во всем многообразии эволюцию личности составителя текста. Все вышеперечисленные мотивы несомненно имеются в дневниковых записях К.И. Чуковского и именно по этой причине изучение оставленного наследия вызывает огромных интерес современников.
При написании своих научных работ большинство исследователей опирались на историко-литературную составляющую дневников К.И. Чуковского. Новизна данного исследования заключается в рассмотрении материала дневников как документально-художественного текста при помощи выявления особенностей психологического анализа К.И. Чуковского.
Методологическую базу составляют работы, которые посвящены анализу поэтики дневниковой прозы, жанровой специфике дневника, образу автора, литературному портрету, анализу психологических характеристик, воздействию внешних обстоятельств на личное впечатление автора.
Целью данной работы является определение влияния дневниковых записей на становление молодого литератора, репрезентация словесных портретов современников и их особенность в дневниковых записях, отслеживание процесса эволюции и авторефлексии в личных записях К.И. Чуковского как литературного критика, писателя, переводчика.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать принцип создания дневников, их существующие виды, жанры;
• выявить процесс становления автора личной документальной литературы и рассмотреть личные записи писателя как работу над собой, отследить проявление внутреннего «Я»;
• исследовать некоторые литературные портреты современников, представленные автором дневника;
• раскрыть способ подачи К.И. Чуковским окружающей исторической действительности;
• рассмотреть процесс смены типов повествования дневниковых текстов.
Структура работы определяется поставленной целью, задачами, характером исследуемого материала. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников.
Материалом при разработке данной темы являются дневники и прозаические тексты критика, журналиста, писателя, поэта, переводчика и литературоведа К.И. Чуковского, воспоминания современников об авторе дневника.
В 1991 году в издательстве «Советский писатель» выходит первая книга личных записей Чуковского - «Дневник» (1901-1929). В таком виде читатели увидели дневник впервые. До этого момента дневниковые записи появлялись в журналах, но лишь в виде фрагментов, которые касались каких- либо современников автора дневника. Как правило публикации шли в печать под популярными именными блоками: «Корней Чуковский о Борисе Пастернаке», «Корней Чуковский. Из дневника о Максиме Горьком», «Зощенко в дневниках Чуковского.
Через три года вышел второй завершающий том - «Дневник» (1930-1969). Данный дневниковый двухтомник дважды переиздавался. Издательство «Советский писатель» давало текст дневника с некоторым сокращением, так, например, «в начале 900-х годов пропущены многочисленные конспекты читаемых статей по философии, наброски собственных критических сочинений и т.п.» . Из дневника были исключены записи, имеющие частный характер. Так же в издание не вошли заметки о младшей дочери Мурочке. С выходом дневниковых записей Чуковского читатели смогли увидеть подлинное лицо писателя, который был свидетелем и участником прошедших событий, являющихся достоянием истории.
В 2001 году выходит «Собрание сочинений» К.И. Чуковского в 15 томах от издательства «Терра - Книжный клуб». Дневниковые записи были включены в 11-й, 12-й и 13-й тома. Издательство «Терра» предоставило своему читателю наиболее полный, расширенный дневник писателя.
Так в 11-й том вошли записи за 1901-1921 годы, в которых рассказывалось о встречах Чуковского с Шаляпиным и Репиным, Куприным и Леонидом Андреевым, Александром Блоком и Николаем Гумилевым, Максимом Горьким и Дмитрием Мережковским, Владимиром Короленко и Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским и Михаилом Зощенко, Юрием Тыняновым и Евгением Тарле, А.Ф. Кони и А.В. Луначарским. Тогда же издательство впервые опубликовало конспекты по философии молодого Чуковского. Впервые были собраны его корреспонденции из Лондона, которые печатались в «Одесских новостях».
В 12-й том были включены записи Чуковского за 1922-1935 годы. В них отразились литературные события новой исторической и литературной эпохи, той эпохи, которая впоследствии получила название советской.
В 13-й том вошел «Дневник» за 1936-1969 годы. В записях этих лет отразились не только личные беды автора, но тяготы, которые проживало общество в 30 - 40-е годы. В личных тетрадях появляется множество вырванных страниц, пробелов. Записи сохранили отзвуки трагедии Зощенко, Пастернака, Фадеева, Ахматовой.
Помимо двух вышеназваных наиболее значимых изданий дневников Чуковского, были и промежуточные. Так, например, в разные годы дневники писателя выпускались издательствами «Олма-Пресс», «Современный писатель».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовав и проанализировав дневниковые записи Корнея Ивановича Чуковского, мы находим в них необычайное множество литературных портретов современников, описание действительности происходящего вокруг, личные переживания автора, творческий рост. Современники представлены автором дневника в той исторической реальности, при тех обстоятельствах, с теми характеристиками, какими их увидел Корней Иванович. Многие дневниковые литературные портреты помогали в дальнейшем Чуковскому в написании статей, воспоминаний об их обладателях. Так, например, многие зарисовки вошли в его книгу «Современники». В личных записях Чуковского отразились не только собственные взгляды на исторические процессы, но и отлично прослеживаются взгляды общества на происходящее в стране. Дневник литератора в первую очередь отражает поток мыслей писателя, его первые и живые впечатления, рассуждения. В дальнейшем он возвращается к своим дневниковым записям при написании статей, чтоб собрать в целостный образ все накопившиеся впечатления. Чуковский много и старательно записывает, любую мелочь, ведь все рано или поздно способно пригодиться в работе.
Создавая портретные зарисовки Чуковский исходит из личного впечатления о современниках, он включает в записи рассуждения о них, об обстоятельствах жизни. Чуковский рассматривает героев своих дневников через призму сознания критика. Он всегда возвращается к своим дневниковым записям. Еще в юности, будучи начинающим литератором, Корней Иванович определил для себя ценность и необходимость своих поденных записей. Для него ведение дневника - это каждодневный и необходимый труд, который способен разрастись в нечто большее, что будет интересно и востребовано у большего числа читателей, а не только у автора 55
дневниковых записей. В личные тетради Чуковский старательно вносит, обрисовывает любую, порой кажущуюся незначительной, мелочь, иногда использует полунамеки, ведь когда-то именно эта деталь сможет пригодиться автору дневника, а он всегда сможет расшифровать написанное.
Дневниковые записи показывают, что Чуковский имел, на мой взгляд, в первую очередь аналитический склад ума. Он подвергает анализу прочитанные художественные произведения, статьи; людей, с которыми его сталкивает жизнь; свои личные по этому поводу чувства и переживания. С юности он старательно и целенаправлено развивает в себе критическое суждение, рассматривая, изучая, сравнивая и оценивая свои впечатления с разных сторон.
Личные записи позволяют отследить сознательное и бессознательное их авторов. На примере дневников Чуковского видно, как меняется автор с годами, виден его литературный рост, перемены в осознании собственного «Я». Чуковский сумел стать основой для собственного рода, его дети, внуки и правнуки давали ему силы, понимание и уверенность в достойно прожитой жизни.
Дневниковыми записями Чуковский создавал свою историю для будущих поколений, свое видение современников, передавая не только собственные впечатления, но и фиксируя происходящее через прямые диалоги, озвученные мнения окружающих.
Мышление критика позволяло ему оценивать и рассматривать собственные впечатления от окружающей действительности с разных сторон. Он не бывает категоричен в своих суждениях о людях, с которыми сталкивает жизнь; его мнение способно изменяться, оно пластично. Он старается все сохранить не только в недрах своей памяти, но и в дневниковых зарисовках. Чуковский создал в дневниках собственную портретную галерею, собственное видение исторических процессов.
О том, насколько Чуковский ответственно и аккуратно относился к написанию своих критических работ, как тщательно и пытливо старался отбирать лишь достоверную информацию, можно узнать из его личных дневниковых записей. Так, например, начиная в 1919 г. писать книгу о Блоке, каждую встречу литератор использует для получения и уточнения деталей о том или ином стихотворении поэта. Во время одной из таких бесед в январе 1921 г. Блок, за въедливость и дотошность, сравнил Чуковского со следователем из ЧК.
Анализируя дневники Чуковского можно прочувствовать всю сложность характера литератора, некоторую закрытость для окружающих; постичь, что в обществе ему чаще приходилось играть определенную роль, которая бы соответствовала определенному случаю.
Дневник Корнея Ивановича это не просто констатация произошедших за день событий. Дневник необходим автору в первую очередь для того, чтобы фиксировать в нем свои мысли, рассуждения, работать над ними. Наблюдая эволюцию дневниковых записей Чуковского важно понять то, что именно через него он пытается найти свое слово, чтоб в дальнейшем сказать его в русской литературе. Именно дневник помогает Чуковскому развить и закрепить в себе таланты критика, поэта, писателя, литературоведа, переводчика.
Каждая личность сознательно или бессознательно стремиться найти того, кто смог бы выслушать, понять, поддержать, утешить, успокоить, с уважением отнестись к высказываемому, но не все можно озвучить даже близкому человеку. В этом случае на помощь приходит дневник, где можно излагать свои истинные чувства и мысли, и, возможно, они будут услышаны, поняты и приняты пусть даже незнакомым тебе человеком. Учитывая разноплановость сюжетных линий дневника литератора, многообразие озвученных им мотивов, необычайное количество портретов современников, отличие объема поденных записей можно сказать, что личные тетради для Чуковского выполняли функцию психотерапевтического сеанса. Дневниковые записи как никто и ничто давали возможность автору лучше узнать и проанализировать себя, начать думать по-иному, воспринимать по- другому себя и окружающих, иначе смотреть на мир. То, как литератор фиксирует свои поденные записи, как уникально и универсально смешивает дневниковые жанры, позволяет увидеть в них самостоятельное литературное произведение, которое наполненно искренностью и документальностью.



1. Блок А.А. Дневник / А. Блок; [Подгот. текста, вступ. ст., с. 5-20, и примеч. А. Л. Гришунина]. - М.: Сов. Россия, 1989. - 508 с.
2. Блок А.А. Памяти Леонида Андреева / А.А. Блок // Записки мечтателей.
- Петербург: Алконост, 1922. - № 5. - 139 с. - С. 17-22.
3. Воспоминания о Корнее Чуковском / [Сост. К.И. Лозовская и др.]. - Издание 2-е. - Москва: Советский писатель, 1983. - 479 с.
4. Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом / Лидия Яковлевна Гинзбург. - Москва: Советский писатель, 1989. - 608 с.
5. Чуковская Е.Ц. Письма Блока к К.И. Чуковскому и отрывки из дневника К.И. Чуковского / Е.Ц. Чуковская // Литературное наследство / Акад. наук СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. - Москва: Наука, 1981. - Т. 92. - С. 232-272.
6. Чуковская Л.К. Памяти детства: Воспоминания о Корнее Чуковском / Лидия Чуковская. - СПб.: Лимбус Пресс, 2000. - 206с.
7. Чуковский К.И. Дневник, 1901-1969: [В 2т.] / Корней Чуковский;
[Сост., подгот. текста, коммент. и подбор ил. Е.Ц. Чуковской]. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - (Эпохи и судьбы). Т. 2: 1930-1969. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 671 с.
8. Чуковский К.И. Дневник, 1901-1929 / К. Чуковский; [Подгот. текста и коммент. Е.Ц. Чуковской; Вступ. ст. В.А. Каверина]. - М.: Советский писатель, 1991. - 543 с.
9. Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 11: Дневник 1901-1921 [Предисл. В. Каверина; Коммент. Е. Чуковской]. - М.: Агентство ФТМ, Лтд, 2013. - 592 с.
10.Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 12: Дневник 1922-1935 [Коммент. Е. Чуковской]. - М.: Агентство ФТМ, Лтд, 2013. - 656 с.
11.Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 13: Дневник 1936-1969 [Коммент. Е. Чуковской]. - М.: Агентство ФТМ, Лтд, 2013. - 640 с.
12.Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 3: Высокое искусство; Из англо-американских тетрадей / Сост. Е. Чуковской и П. Крючкова. - 2-е изд., электронное, испр. и дополн. - М.: Агентство ФТМ, Лтд, 2012.
- 640 с.
II. Научно-теоретическая литература
13. Андроникова М.И. Портрет: от наскальных рисунков до звукового фильма / М.И. Андроникова; авт. предисл. Р. Юренев. - Москва: Искусство, 1980. - 423 с.
14. Архипова М.В. Психологические свойства и представления, связанные с практикой ведения личного дневника / М.В. Архипова // Вестник РХГА. Выпуск 3. - СПб.: Издательство РХГА, 2012. - Том 13.
15. Банк Н.Б. Соавтор - жизнь / Н.Б. Банк. - Л.: Знание, 1982. - 32 с.
16. Барахов В.С. Литературный портрет: (Истоки, поэтика, жанр) / В.С. Барахов; Отв. ред. А.Н. Иезуитов. - Ленинград: Наука, 1985. - 312 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - 2-е изд.
- М.: Искусство, 1986. - 445 с.
18. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы / А.И. Белецкий; Под ред. Н.К. Гудзия; [Сост. и примеч. А.А. Гозенпуда]. - Москва: Просвещение, 1964. - 487 с.
19. Бондарь И.А. Эго-текст и эго-документ в литературном процессе. / И.А. Бондарь // Известия высших учебных высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. М.: Издательство: Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, 2013. - № 6 - с. 107-115.
20. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург; Подгот. текста С.В. Путилов. - М.: INTRADA, 1999. - 415 с.
21. Джаубаева Ф.И. Влияние первой дневниковой записи на формирование речевого поведения русского писателя Л.Н. Толстого. / Ф.И. Джаубаева. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2009. - № 3.
22. Егоров О.Г. Дневники русских писателей XIX века: Исследование / О.Г. Егоров - М.: Флинта: Наука, 2002. - 287 с.
23. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века: история и теория жанра: исследование / О.Г. Егоров. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 279 с.
24. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века: история и теория жанра: исследование / О.Г. Егоров. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 279 с.
25. Кобрин К.Р. Дневники: между текстом и жизнетворчеством. Похвала дневнику. / К.Р. Кобрин // Новое литературное обозрение: Теория и история литературы, критика и библиография / ТОО «Новое литературное обозрение». 2003. - № 61. - С. 288-295.
26. Криволапова Е.М. Жанр дневника в наследии писателей круга В.В. Розанова на рубеже XIX - XX веков: Автореф. . дис. д-ра. филол. наук. - М., 2013. - 49 с.
27. Криволапова Е.М. К вопросу о жанрообразующих признаках
дневника. / Е.М. Криволапова. // Ученые записки Орловского
государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 5. - с. 198-203.
28. Кубайдулова А.Ю. Дневник как форма творческой самореализации (на примере дневника К. Чуковского 1901-1909 гг.). / А.Ю. Кубайдулова. // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. - Самара, 2013. - № 3. - С. 59-66.
29. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера
- история / Ю.М. Лотман. - М.: Шк. «Языки русской культуры», 1999. - 447 с.
30. Михеев М. Дневник в России XIX-XX веков - эго-текст, или пред- текст [Электронный ресурс] / М. Михеев - М., 2006. - URL: http://uni- persona.srcc.msu.ru/site/research/miheev/kniga.htm#_ftn2- 06.05.2016
31. Петрова Н.А. Проблемы самоидентификации в романе-воспоминании об Одессе начала ХХ века. / Н.А. Петрова // Вестник Пермского университета. - Пермь, 2009. - Вып. 3. - С. 85-94.
32. Петровский М.С. Книга о Корнее Чуковском / М.С. Петровский. - Москва: Советский писатель, 1966. - 415 с.
33. Пивоварова Л.М. Дневник как литературная форма. / Л.М. Пивоварова // Ученые записки Казанского государственного университета. Казанский государственный университет. Т.149: Гуманитарные науки. Кн.2. - Казань, 2007. - С. 144-150.
34. Пигров К.С. Просто вещи (как они есть). / К.С. Пигров. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - Самара, 2008. - № 1. - С. 64-78.
35. Пономарева Е.В. Литературный портрет в дневниковой прозе. / Е.В. Пономарева // Концепт и культура. Сборник статей VI международной научной конференции. Кемеровский государственный университет; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. Изд.: Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2016. - С. 391-396.
36. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика: опыт
источниковедческого изучения / А.Г. Тартаковский; Академия наук СССР, Институт истории СССР; [отв. ред. Л.Г. Бескровный]. - М.: Наука, 1980. - 312 с.
37. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: от рукописи к книге / А.Г. Тартаковский; АН СССР, Институт истории СССР. - М.: Наука, 1991. - 288 с.
38. Чудакова М.О. Беседы об архивах / М.О. Чудакова - 2-е изд., испр. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 224 с.
39. Daenniki pisarzy rosyjskich. Studia Rossica XVII / Red. naukowa A. Wolodzko-Butkiewicz, L. Lucewicz. - Warszawa. 2006. - 589 с.
III. Научно-критическая литература
40. Боброва О.Б. Дневник К.И. Чуковского в историко-литературном контексте: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.филол.н.: специальность 10.01.01. / О. Б. Боброва; [Юж. федер. ун-т]. - Волгоград, 2007. - 24 с.
41. Крючков П. Большой Чуковский / П.М. Крючков [Электронный
ресурс] // Новый Мир. 2007, № 12. -
http: //magazines.russ. ru/novyi_mi/2007/12/kr 12 -pr.html
42. Крючков П. Вся «Чукоккала» и «Весь Чуковский» / П.М. Крючков
[Электронный ресурс] // Новый Мир. 2000, № 7. -
http: //magazines.russ. ru/novyi_mi/2000/7/ch.html
43. Кубайдулова А.Ю. Стилевая многослойность дневника
К.И. Чуковского / А.Ю. Кубайдулова // Вестник Самарского
Университета. История, педагогика, филология. - Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева. - 2016, № 2. - с. 147-151.
44. Кубайдулова А.Ю. Танатологическая проблематика в дневнике
К.И. Чуковского / А.Ю. Кубайдулова // Филологические науки.
Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). - Тамбов: Грамота, 2017. № 4. Ч. 2. - С. 23-25.
45. Лукьянова И.В. Корней Чуковский / Ирина Лукьянова. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 992 с.
46. Яковлева Е.П. Корней Чуковский и Аркадий Руманов: к истории взаимоотношений. / Е.П. Яковлева // ЗВЕЗДА: Ежемесячный литературно-художественный и общественно- политический независимый журнал / Учредитель: ЗАО Журнал «Звезда». - СПб, 2008. - № 3.
IV. Справочная, энциклопедическая литература
47. Большая Российская Энциклопедия: В 30 т. - М. 2007. - Т. 9. - 766 с.
48. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской
истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов,
О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М.: Российск. гос. гуманит. ун¬т, 1998. - 702 с.
49. Литературная энциклопедия терминов и понятий / РАН. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1596 с.
50. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.
51. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 750 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ