Введение 5
1 Теоретические основы определения спроса на грузовые перевозки 9
1.1 Сущность и задачи транспортной логистики 9
1.2 Характеристика автомобильного транспорта и его инфраструктуры .... 16
1.3 Причины определения спроса на грузовые перевозки 18
1.4 Существующие подходы к прогнозированию спроса на перевозки 26
1.5 Общие проблемы определения спроса, планирования и
прогнозирования грузоперевозок 31
2 Анализ финансово-хозяйственной и логистической деятельности АТП ИП
Кашапова 37
2.1 Общая характеристика компании АТП ИП Кашапова и анализ ее
логистической деятельности 37
2.2 Анализ финансовых потоков АТП ИП Кашапова 42
2.3 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия 54
2.4 Управление транспортной логистикой компании АТП ИП Кашапова .. 65
3 Разработка мероприятий по совершенствованию и организации спроса на
грузовые перевозки на АТП ИП Кашапова 68
3.1 Разработка управленческих решений по оптимизации спроса на
грузоперевозки 70
3.1.1 Разработка рационального маршрута движения транспортных средств 70
3.1.2 Разработка предложений по управлению составом (численностью)
транспортного парка 78
3.2 Оценка эффективности диспетчерской службы ИП Кашапова и
мероприятия по совершенствованию работы 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Приложение А 96
Приложение Б
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей.
Основной задачей транспорта является своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Становление и развитие рыночных отношений предъявляют новые требования к организации перевозок, систем управления предприятием и к оценке результатов его деятельности.
Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.
Большая часть логистических операций при перемещении от источника до потребителя осуществляется при помощи разных транспортных средств. Работа транспортных предприятий, как и любых других участников товародвижения, должна быть нацелена на получение единого экономического результата в логистической цепи. В этой цепи основная функция транспорта заключается в перевозке, т. е. в изменении местонахождения товаров при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат), причем значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. «связывают» капитал.
Транспортная логистика играет главную роль, которая связана не только с большой долей транспортных издержек в общей структуре логистических расходов, но и по причине того, что продвижение материального потока невозможно без транспортировки. С формированием и развитием рыночных отношений сущность транспортировки грузов в нашем государстве значительно изменилось. Появилось новое понятие «транспортный сервис».
Исторически грузовые перевозки всегда являлись связующим мостом между производителями и потребителями, а также вносили значительный вклад в расширение международной торговли и совершение сделок, специализации производства, в технологический, экономический и социальный рост, повышение жизненного уровня людей.
Совершенствование технологии и организации грузовых перевозок способствует развитию национальной и международной торговли, коммерческих сделок, технического, делового и экономического сотрудничества, росту жизненного уровня, специализации, созданию рабочих мест и культурных связей.
Транспорт относится к одному из главных элементов логистики. Он обеспечивает нормальное, юридически обоснованное, эффективное и безвредное для окружающей среды продвижение потока материалов и пассажиров из пункта отправления в пункты назначения. Проблема планирования и организации грузовых перевозок должна рассматриваться в нескольких плоскостях: с точки зрения транспортабельности груза, скорости и стоимости транспортировки. Транспорт выполняет связующую функцию по переносу сырья и готовой продукции между узлами каналов распределения (склады сырья предприятия-производители склады готовой продукции) согласно спроектированному каналу распределения.
Потребители транспортных услуг из различных способов транспортировки выбирают такие виды транспорта, которые могут обеспечить высокое качество логистического обслуживания с наименьшими затратами [11, с. 70 - 71]. В настоящее время становятся актуальными задачи повышения объемов перевозок, роста экономической эффективности работы многочисленных отечественных пассажирских и грузовых экспедиторов и перевозчиков. И не только на внутренних направлениях. Как говорит зарубежный опыт, качественного «прыжка» в области транспорта можно добиться только за счет применения новых технологий организации процессов перевозок, которые отвечают высоким современным требованиям и международным стандартам, например, за счет расширения логистического мышления и принципов логистической науки, так как по своей сущности транспортная логистика в качестве новой методологии организации и оптимизации рациональных грузопотоков, их обработки в специальных логистических центрах дает возможность обеспечивать рост эффективности этих потоков, уменьшение непроизводительных затрат и издержек, а работникам транспорта - быть современными, предельно соответствовать запросам клиентов, которые становятся все более требовательными, и рынка [18].
Для написания данной работы были использованы монографии авторов таких, как Аникин Б.А., Гаджинский А.М., Еремеева Л.Э., Жигалова В.Н., Ивуть Р.Б., Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А., Маргунова В.И., Мельников В.П., Неруш Ю.М., Павлюченко И.В. и другие.
Были использованы нормативные документы предприятия АТП ИП Кашапова, а также Интернет- ресурсы.
Объект исследования: АТП ИП Кашапова.
Предмет исследования: организация транспортной логистики АТП ИП Кашапова.
Цель выпускной квалификационной работы: определить спрос на грузовые перевозки и эффективная его организация на предприятии транспортной логистики АТП ИП Кашапова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 .Рассмотреть теоретические основы транспортной логистики;
2. Проанализировать систему организации транспортной логистики компании АТП ИП Кашапова;
3. Определить спрос на грузовые перевозки
4. Эффективно организовать спрос на грузовые перевозки на АТП ИП Кашапова.
5.Определить основные направления улучшения организации транспортной логистики АТП ИП Кашапова.
Целью данной выпускной квалификационной определение спроса на грузовые перевозки и эффективная его организация на АТП ИП Кашапова.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, полученные при решении основных задач исследования. Транспортная логистика является видом логистики, которая управляет комплексом операций, осуществляющих физическое перемещение товарно¬материальных ценностей (ТМЦ) между участниками логистической цепи с наименьшими затратами, т.е. перемещение необходимого количества товара в требуемую точку, наилучшим маршрутом за нужное время и с минимальными издержками.
Предмет транспортной логистики - это рациональная организация процессов движения грузов. Современная логистика основана на двенадцати ключевых принципов. Одной из ключевых задач транспортной логистики считается организация технологии перевозки.
Транспортно-технологическим процессом называется перемещение груза (товара) от места его изготовления до места потребления. каждый транспортно-технологический процесс включает в себя процесс перевозки грузов (товара) каким-либо видом транспорта и транспортно¬экспедиционные операции, которые предшествуют перевозке и завершают ее. Различаются такие этапы процесса перевозки, как:
- доставка подвижного состава на погрузку;
- подготовка груза к отправке;
- хранение груза в месте производства и на промежуточных пунктах;
- складирование;
- экспедиторские операции и т.п.
Автомобильный транспорт имеет ряд технико-экономических специфических черт, которые определяют его достоинства и широкое применение во всех отраслях народного хозяйства.
Автомобильный подвижной состав можно разделить на пассажирский, грузовой и специальный. В зависимости от рода потребляемого топлива и вида двигателя автомобили делятся на дизельные, карбюраторные, газогенераторные, газобаллонные, газотурбинные, электрические и паровые. существуют также другие признаки классификации автомобильного транспорта.
Расчеты за услуги, которые оказывают транспортные предприятия, реализовываются при помощи транспортных тарифов. Транспортными тарифами называются механизмы формирования оплаты предприятиям- перевозчикам за транспортные и им сопутствующие услуги. Документальное оформление перевозки грузов является важнейшей частью организации транспортной логистики.
Договор перевозки грузов - это основной транспортный договор, согласно которому перевозчик обязан доставить груз, вверенный ему, в пункт назначения и передать его получателю, а отправитель обязан осуществить установленную плату за перевозку груза. Сегодня качество транспортных услуг не оценивается согласно единой общепринятой методике, поскольку в настоящее время она еще не разработана, при этом существуют различные виды используемых показателей. Провозные возможности перевозочной системы оцениваются тонно-километрами или тоннами.
Основными измерителями материального потока являются транспортная масса (M), транспортный путь (L) и транспортное время (T). Максимально полно отображает все стороны производственной деятельности предприятия рентабельность, рассчитанная как отношение полученной прибыли к стоимости основных производственных фондов.
Прибыль зависит как от экономических и технико-эксплуатационных показателей работы предприятия, так и от тарифов за перевозку грузов. Во второй главе дипломной работы проведен анализ организации транспортной логистики компании АТП ИП Кашапова.
Основными видами деятельности компании являются: продажа авиаперевозок, железнодорожных и автомобильных перевозок, грузовых и пассажирских; организация доставки и доставка грузов заказчикам (клиентам); организация и использование контейнерных площадок для перевалки (перегрузки) и хранения грузов; перевозочная деятельность.
Списочная численность на 01.01.2018 г. составила 120 человек, из них водители - 40 чел, РММ - 20 чел, ИТР - 12 чел, вспомогательные рабочие - 8 чел.
Транспортная компания АТП ИП Кашапова имеет опыт работы по всей Республике Татарстан, так же сотрудничает с большим количеством компаний по добыче, производству и переработке строительных материалов.
Ключевых клиентов АТП ИП Кашапова можно разделить на три группы:
- строительные организации,
- государственные учреждения,
- промышленные организации.
Количество автомашин компании АТП ИП Кашапова на 01.01.2018 равно 57 единиц, из них грузовые автомашины 17 ед., спецтехника - 40 ед. Анализ тарифов на перевозку грузов и другие услуги компании АТП ИП Кашапова показал, что компания АТП ИП Кашапова имеет наибольшие тарифы на услуги манипуляторов грузоподъемностью 10 тонн и 20 тонн, самосвалов всех типов, тралов грузоподъемностью до 20 и 40 тонн.
Тарифы на услуги фургонов, фур, полуприцепов и борта длинномера являются средними среди ТК г. Набережные Челны. Стоимость транспортных услуг по межгороду компании АТП ИП Кашапова является средним значением среди тарифов ТК г. Набережные Челны для маршрутов на небольшие расстояния. На дальние расстояния (Нижний Новгород, Санкт- Петербург, Москва, Тюмень) стоимость услуг компании АТП ИП Кашапова выше по причине больших затрат.
Помимо предоставления услуг грузовой и спецтехники компания АТП ИП Кашапова предоставляет услуги по доставке продукции (щебень, гравий, песок, уголь).
Анализ грузовых перевозок автомобильным транспортом компании АТП ИП Кашапова показал, что наибольшее количество грузов было перевезено компанией в 2015 году (217 тыс. т), наименьшее - в 2017 году (131,56 тыс. т). Рост перевозок грузов наблюдался в период 2013 - 2015 гг. на 64,28 тыс. т, затем до 2017 года - спад на 85,44 тыс. т.
Общее снижение перевозки грузов за рассматриваемый период составило 23,16 тыс. т или 20,7%. Уменьшение количества грузов и грузооборота компании за последние два года можно объяснить снижением промышленного производства, спадом экспорта и импорта, уменьшением потребительского спроса по причине экономического кризиса в России.
Средняя рентабельность предприятия за услуги междугородних перевозок составляет 32,7%, что в настоящее время приемлемо для работы компании. Процесс управления транспортной логистикой на предприятии АТП ИП Кашапова находится в значительной зависимости от работы транспортного цеха. Менеджеры по перевозкам отвечают за организацию перевозок.
Одной из тенденций в сфере управления транспортной логистикой считается анализ транспортировки грузов, который необходим для оптимизации маршрутов, формирования графиков перевозок, улучшения парка транспортных средств или исследования деятельности привлекаемых перевозчиков.
Несмотря на существующую систему управления транспортной логистикой компании, она имеет существенные недостатки:
- частые и резкие изменения структуры спроса на транспортно-экспедиторские услуги;
- недостаточное техническое оснащение;
- отсутствие развитой нормативной базы, игнорирование существующих норм и стандартов;
- недостаточная специализация транспортно-экспедиционных предприятий; отсутствие или необоснованность оперативных и перспективных планов.
Помимо этого и повышенные тарифы на некоторые виды услуг также не оказывают хорошего влияния на работу компании. Поэтому в дипломной работе приведены основные направления улучшения организации транспортной логистики компании АТП ИП Кашапова, среди которых можно назвать:
- пересмотр системы ценообразования тарифов на оказание услуг клиентам;
- оптимизация затрат на перевозки за счет привлечения постоянных поставщиков;
- оптимизация работы с клиентами за счет повышения качества обслуживания.
Анализ эффективности предложенных мероприятий показал, что при реализации предложенных мероприятий эффективность организации транспортной логистики компании АТП ИП Кашапова повысится. Таким образом, можно сделать вывод, что исследование выполнило поставленные задачи и внесло свой вклад в решение проблемы формирования основных направлений улучшения организации транспортной логистики компании АТП ИП Кашапова.
1. Акоф Р. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2015.
2. Арутюнова Г.И. Введение в экономику транспорта. М.: Экономика, 2014.
3. Афанасьева П.В. Логистические системы и российские реформы. - СПб: СПБУЭиФ, 2016.
4. Ахполов И.К. Грузовой транспорт России. Вопросы формирования и регулирования тарифов на продукцию грузового транспорта. М.: Экономика, 2017.
5. Баканов МП., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика, 2015.
6. Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов: Пер. с англ. - М.: Транспорт, 2016.
7. Бол г Г.Д. Практическое руководство по управлению сбытом: Пер. с англ. М.: Экономика, 2013.
8. Борисова Л.А. Вопросы регулирования транспортных тарифов в странах с развитой экономикой. М., сб. Теория и практика ценообразования, вып. № 2, 2014.
9. Будрина Е.В., Божук С.Г. Маркетинг транспортных услуг: Учебное пособие / СП6ГИЭА СПб., 2016.
10. Васильев Г.А., Ибрагимов Л.А., Нагапетьянц Н.А., Каменева Н.Г. Логистика: Учебное пособие. М.: ВЗФИ, Экономическое образование, 2013.
11. Ветлугин М.Д. Основы логистики производства. М.: ППК147Госснаба СССР, 2017.
12. Битте С. Принципы железнодорожных тарифов о перевозке грузов., С-Петербург, 2016.
13. Волков Б.Д., Муджири Т.М. Методика
формирования укрупненных показателей стоимости строительства
железнодорожных объектов с учетом инфляционных процессов. М.: Транспорт, 2014.
14. Волков Б.А. Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. М.: Транспорт, 2016.
15. Гаджпнскпй Д.М. Основы логистики: Учебное пособие. М.: ИВЦ "Маркетинг", 2015.
16. Глоссарий по статистике транспорта. М.: АСМАП, 2014.
17. Голиков Г.Д., Пурлик В.М. Основы логистики и бизпес-логистики. - М.: РЗД. 2013.
18. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 2015.
19. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения,- М.: Центр экономики и маркетинга, 2017.
20. Гордон М.П., Тишкин Е.М., Усков И.С. Как осуществлять экономичную доставку товара, отечественному и зарубежному покупателю. - М.: Транспорт, 2013.
21. Грачев Ю Н. Транспортировка товаров при импортно-экспортных операциях: Практическое пособие / АО "Мострансэкспедиция". М., 2015.
22. Громов П.П., Персианов В.А. Управление на транспорте. М.: Транспорт, 2016.
23. Грунтов П.С. Автоматизированные диспетчерские центры управления эксплуатационной, работой железных дорог. М.: Транспорт, 2016.
24. Давыдов Г.Е. Правовое регулирование и экономическая эффективность перевозок грузов в арендованных и собственных вагонах грузовладельцев. М.: ГРАСОО, 2016.
25. Дегтярен ко В.П. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие/ ГАС. Ростов, 2017.
26. Домнина С. В. и др. Опыт работы транспортно-
экепедиционных фирм за рубежом, их роль в
организации логистических систем. М.: АСМАП, 2014.
27. Домнина С. В. Приобретение подвижною состава на условиях лизинга. М.: АСМАП, 2015.
28. Единая транспортная система. Учебник для вузов: Под ред. В Г. Галабурды. М.: Транспорт, 2017.
29. Зайцев Г.И. Транспортная логистика. Логистика и бизнес: сб. материалов конференции "Логистика в современных условиях развития экономики РФ". М.: МГАДИ (ТУ), Брандес, 2017.
30. Залманова М.Е. Проектирование организации и технологии
транспорто-складских рабог. Саратов: Саратовский политехнический
институт, 2010.
31. Залманова М.Е. Управление системами переработки, хранения и доставки продукции (Логистическая концепция). Саратов: CI 111, 2010.
32. Инструктивно-методические указания по взиманию плазы за загрязнение окружающей среды / Минприроды РФ. М., 2013.
33. Исследование рынка: Выбор главного направления. М.: Дело, 2016.
34. Кабаков B.C., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства. -СПб.: СПбГИЭА, 2016.
35. Киллен К. Вопросы управления.: Пер. с англ. М.: Экономика, 2011.
36. Коглер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2010.
37. Коуз Р. Фирмы, рынок и право. М.: "Дело ЛТД", 2013.
38. Левшин ПК., Шапкии И.П., Щелоков А.И. Прогрессивная технология на железных дорогах. М.: Транспорт, 2013.