Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) уже более двухсот лет является неотъемлемой частью производственной и повседневной деятельности человека. Потребность в ДВС делает чрезвычайно актуальной задачу его модернизации, совершенствования, создания альтернативных источников механической энергии. Одним из актуальных направлений в совершенствовании ДВС является устранение необходимости преобразования поступательного движения поршней во вращательное движение вала. Такую возможность дают роторные двигатели внутреннего сгорания, наиболее известным представителем таковых является РПД Ванкеля. Однако РПД Ванкеля имеет ряд принципиальных (неустранимых) недостатков, связанных с конструктивными особенностями двигателя, которые приводят к низкому моторесурсу, повышенному расходу топлива, токсичности отработанных газов.
Решить проблемы экологичности, топливной экономичности, надежности, моторесурса теоретически позволяет двухблочный роторный двигатель внутреннего сгорания новой конструкции (далее РД, пат. №2242624, РФ F01C19/02, 2004, автор О.Г. Тайц). При этом новый РД теоретически имеет значительный потенциал для дальнейшего совершенствования. Однако оценить технические характеристики не представляется возможным в силу отсутствия физической и математической модели, учитывающей конструктивные особенности и новизну исследуемого РД. Поэтому неизученность РД как новой сложной технической системы выявляет потребность в проведении его комплексного исследования.
В диссертационной работе решена задача комплексного исследования двухблочного роторного двигателя внутреннего сгорания новой конструкции с применением современных технологий математического моделирования и вычислительного эксперимента, имеющая существенное значение для исследуемого РД, как альтернативного источника механической энергии. Проведенная научно–исследовательская работа основана на эвристическом моделировании структурно-семантического типа.
По результатам работы:
1. Разработана информационная модель изучаемого РД, отражающая его новизну и конструктивные особенности (исключены большие знакопеременные силы инерции при возвратно-поступательном движении поршней, как в поршневых ДВС, и устранены недостатки герметичности рабочих камер, надежности, моторесурса, как в РПД Ванкеля).
2. Предложена новая математическая модель определения основных техниче-ских параметров РД, которая учитывает 165 теоретических параметров и все про-цессы, проходящие в изучаемом двигателе.
3. Разработан алгоритм и математическая модель, позволяющая выполнить оценочный расчет технических параметров РД (Vраб, Dст, Ne, ре, gе, Gт, Мmax , Ме, [s] и др.), которые можно сопоставить с основными техническими параметрами аналогичных двигателей внутреннего сгорания.
4. Разработан объектно-ориентированный программный комплекс «RD-1.0» для определения основных технических параметров изучаемого РД.
5. Проведен численный эксперимент. В результате исследования математиче-ской модели определены основные технические параметры (Vраб, Dст, Ne, ре, gе, Gт, Мmax , Ме, [s] и др.).
6. Проведен эмпирический анализ области рациональных значений техни-ческих параметров, определяющих возможность и целесообразность конструктивного исполнения РД.
7. Разработаны: эскизный проект, виртуальная геометрическая модель и макет РД.
Проведенная научно-исследовательская работа является основой для разработки физической опытной модели и дальнейшей эволюции математической модели РД.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Симуков, И.В. Методика работы Брянской государственной инженерно-технологической академии по реализации программы «Энергосбережения Минобразования России» / И.В. Симуков, С.А. Погонышев // Информационно-технический сборник ФГУ «УГЭН по Западному региону»: Западэнергонадзор-информ. – 2003. - №2. – C.11-12.
2. Симуков, И.В. Роторный двигатель внутреннего сгорания: реальность и перспективы / И.В.Симуков // Вестн. БГТУ. - 2006. - №4. – С.49-52.
3. Тайц, О.Г. Двухвершинный роторный двигатель внутреннего сгорания как альтернативный источник механической энергии / О.Г.Тайц, И.В.Симуков // Вклад ученых и специалистов в национальную экономику: сб. науч. тр.: в 2 т. – Брянск: БГИТА, 2008. – Т.2. – С. 198-202.
4. Симуков И.В. Эффективность уплотняющих элементов в усовершенствованном роторном двигателе внутреннего сгорания / Симуков И.В. // Вклад ученых и специалистов в национальную экономику: сб. науч. тр.: в 2 т. – Брянск: БГИТА, 2008. – Т.2. – С. 226-232.
5. Симуков И.В. Окружность как оптимальная форма рабочей поверхности в роторном двигателе внутреннего сгорания / Симуков И.В. // Вклад ученых и специалистов в национальную экономику: сб. науч. тр.: в 2 т. – Брянск: БГИТА, 2008. – Т.2. – С. 232-238.
6. Симуков И.В. Математическое моделирование основных технических пара-метров двухвершинного роторного двигателя внутреннего сгорания новой конструкции / Симуков И.В. // Высокие технологии, фундаментальные исследования, образование: сб. науч. тр.: в 2 т. – Санкт-Петербург: Политехн. ун-т, 2009. – Т.2. – С. 211-214.
7. Симуков И.В. Математическая модель для определения основных техниче-ских параметров двухвершинного роторного двигателя внутреннего сгорания новой конструкции / Симуков И.В. // Информатизация процессов формирования открытых систем на основе САПР, АСНИ, СУБД и систем искусственного интеллекта (ИНФОС-2009): Материалы 5-й межд. научно-техн. конф. – Вологда: ВоГТУ, 2009. – С. 297-301.
8. *Симуков, И.В. Сопоставление математических моделей расчета эффектив-ной мощности поршневых ДВС, роторнопоршневого двигателя Ванкеля и нового двухвершинного роторного двигателя внутреннего сгорания / И.В.Симуков // Вестн. БГТУ. - 2009. - №1. – С.95-99.
* – работа опубликована в журнале, входящем в перечень ВАК России для публикации результатов научных исследований для кандидатов наук.