ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСТАВОК
ТОВАРОВ ОТ ПОСТАВЩИКОВ К ЗАКАЗЧИКАМ 7
1.1 Сущность, понятия и содержание организации управления цепями
поставок 7
1.2 Виды управления процессом поставок товаров: организация
взаимоотношений между заказчиком и поставщиком на всех этапах процесса 12
1.3 Основные задачи и направления оптимизации поставок товаров.... 19
2 АНАЛИЗ ПОСТАВОК ТОВАРОВ ОТ ПОСТАВЩИКОВ К ЗАКАЗЧИКАМ НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ФИЛИАЛА ООО
«СЕЛЬТА» 27
2.1 Краткая характеристика деятельности Тольяттинского филиала ООО «Сельта» 27
2.2 Оценка выполнения договорных обязательств по поставкам товаров
от поставщиков к заказчикам в Тольяттинском филиале ООО «Сельта». 34
2.3 Проблемы в управлении цепями поставок товаров от поставщиков к заказчикам в Тольяттинском филиале ООО «Сельта» 44
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ
ПОСТАВОК ТОВАРОВ ОТ ПОСТАВЩИКОВ К ЗАКАЗЧИКАМ НА ПРИМЕРЕ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ФИЛИАЛА ООО «СЕЛЬТА» 52
3.1 Характеристика предлагаемых мероприятий 52
3.2 Расчет эффективности затрат на проведение мероприятий 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной темы заключается в том, что управление цепочками поставок рассматривается как интеграция ключевых бизнес-процессов, которые начинаются с конечного пользователя и охватывают всех поставщиков товаров, услуг и информационных ресурсов, повышая ценность для клиентов и других заинтересованных сторон. Системы управления цепочками поставок дает вам возможность убедиться, что правильный продукт в правильном месте в нужное время с минимальными затратами. В организации управления цепочками поставок происходит смещение акцента с управленческой деятельности по отношению к определенным видам ресурсов на комплексную оптимизацию бизнес-процессов, что говорит о том, что управленческая деятельность по таким важнейшим бизнес-процессам, как закупки-производство-распределение, подчиняется управленческим решениям основных задач по повышению качества обслуживания клиентов и снижению затрат по всей цепочке поставок. Система управления цепочками поставок предоставляет набор подходов, которые помогают эффективно интегрировать поставщиков, производителей, дистрибьюторов и поставщиков. Система управления цепочкой поставок отвечает требованиям обслуживания клиентов, чтобы гарантировать, что правильный продукт доступен в нужное время, в нужном месте, по самой низкой цене. Основная цель управления запасами найти уровень запасов, который обеспечивает максимальную устойчивость цепочки поставок и сократить сроки без увеличения расходов или уменьшения времени реакции на трансформации рыночного пространства.
Через управление цепочками поставок решаются вопросы координации, планирования и управления процессом поставок, производственным процессом, складским процессом и поставкой товаров и услуг. Таким образом, управление цепями поставок является не только новым воплощением традиционных идей в области кооперации и специализации, но и возможностью значительного обогащения этих идей, возникших с развитием информационных технологий для эффективной координации совместной деятельности субъектов предпринимательства и синхронизации межорганизационных и кооперативных бизнес-процессов. Основой управления цепочками поставок является сотрудничество и координация. Процесс установления Поставки материалов от поставщика к потребителю представляет собой гибкую систему, способную оперативно реагировать на потребности производственной деятельности, связанные с трансформацией рыночного пространства. При наличии конкуренции предприниматели следят за положительными тенденциями, которые происходят в рыночных условиях. На трансформацию продукции может повлиять снижение или увеличение потребительского спроса, что требует, соответственно, уменьшения или увеличения объемов производства, появления нового продукта в рыночном пространстве, который сделан из нового материала, улучшающего потребительские свойства продукта. Все это требует от предпринимателей принятия быстрых решений, которые связаны с трансформацией условий поставок сырья. В связи с этим, прежде чем устанавливать экономические отношения с поставщиками, необходимо изучить потенциал поставщика, ориентируясь на потребности обрабатывающего сектора и возможную трансформацию условий поставок.
Степень разработанности проблемы. Проблеме оптимизации поставок товаров от поставщиков к заказчикам посвятили свои работы такие авторы как Б. А. Аникин, А.М. Гаджинский, В.В. Дыбская, Ю.М. Неруш, А.В. Тебекин, М.Н. Григорьев и т.д.
Объект исследования: Тольяттинский филиал ООО «Сельта».
Предмет исследования: оптимизация поставок товаров от поставщиков к заказчикам.
Цель данной работы: разработка рекомендаций по оптимизации поставок товаров от поставщиков к заказчикам на примере Тольяттинского филиала ООО «Сельта».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Изучить теоретические аспекты оптимизации поставок товаров от поставщиков к заказчикам.
2. Провести анализ поставок товаров от поставщиков к заказчикам на примере Тольяттинского филиала ООО «Сельта».
3. Разработать рекомендации по оптимизации поставок товаров от поставщиков к заказчикам на примере Тольяттинского филиала ООО «Сельта».
Методы исследования: анализ литературы, анализ деятельности предприятия, сравнение и обобщение.
Структура работы состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка используемых источников, приложений
В первом разделе выявлены сущность, понятия и содержание организации управления цепями поставок, рассмотрены виды управления процессом поставок товаров: организация взаимоотношений
между заказчиком и поставщиком на всех этапах процесса, определены основные задачи и направления оптимизации поставок товаров. Во втором разделе дана краткая характеристика деятельности Тольяттинского филиала ООО «Сельта», проведена оценка выполнения договорных обязательств по поставкам товаров от поставщиков к заказчикам в Тольяттинском филиале ООО «Сельта», выявлены проблемы в управлении цепями поставок товаров от поставщиков к заказчикам в Тольяттинском филиале ООО «Сельта». В третьем разделе представлена характеристика предлагаемых мероприятий и проведен расчет эффективности затрат на проведение мероприятий.
В работе использованы труды таких авторов как Г.Д. Биранов, С.А Витрабов, О.В. Лаврова, Я. Монден, И.А. Пузанова, Н.В. Федоркова и др., а также источники периодической печати и текущий архив Тольяттинского филиала ООО «Сельта».
Система управления цепями поставок представляет комплекс подходов, который помогает эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. В системе управления цепями поставок учитываются сервисные требования клиентов, что дает возможность обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными расходами. Основной целью управления запасами считается нахождение такого уровня запасов, который бы дал возможность максимально увеличить уровень устойчивости цепи поставок и уменьшить объем времени на выполнение заказа без роста издержек или снижения времени реакции на преобразования рыночного пространства. Процесс налаживания доставки продукции, сырья и материалов от поставщика до потребителя предусматривает достаточно гибкую систему, которая способна оперативно реагировать на запрос производственной сферы, который связан с преобразованиями конъюнктуры рыночного пространства. Поставка нужного сырья или материала может выполняться напрямую от производителя к потребителям и через посредника. Поставка от производителя к потребителю называется транзитной поставкой, а через посредника складской поставкой. Более оптимальной системой управления поставками считается использование логистической системы «точно в срок». Применение соответствующей системы дает возможность добиться существенных успехов при неустойчивости рыночного пространства конечной продукции, а также при освоении новых видов продукции. Повышение эффективности цепочек поставок считается залогом последующего развития и конкурентоспособности субъектов хозяйствования, и использование современных технологий управления интегрированной логистикой имеет важнейшее значение в построении надежной цепи поставок, которая дает возможность обеспечить максимальное удовлетворение потребностей клиентуры. Логистика обязана рассматриваться в виде комплексной системы, а не отдельными бизнес-процессами субъекта хозяйствования, как хранение или перевозка. Оптимизация цепи поставок представляет в основном снижение различных потерь, для которого необходимо быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства, обеспечивая тем самым быстрое переместить товар, быть прозрачными со стороны информационных ресурсов и способствуя тесной интеграции субъекта хозяйствования с его партнерами и контрагентами.
Основным видом деятельности тольяттинского филиала ООО «Сельта» считается: «Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта». Организационная структура ООО «Сельта» организована по линейно-функциональному принципу. С каждым годом увеличивается выручка субъекта хозяйствования, что свидетельствует об эффективности деятельности тольяттинского филиала ООО «Сельта» и повышении спроса на продукцию субъекта хозяйствования. Так, в 2015 году выручка составляла 1338882 тыс. руб., в 2016 году она повысилась на 287732 тыс. руб. или примерно на 22% и составила 1626614 тыс. руб., а в 2017 году на 197454 тыс. руб. или примерно на 12% и составила 1824068 тыс. руб. На увеличение выручки субъекта хозяйствования повлиял рост себестоимости тольяттинского филиала ООО «Сельта», которая в 2015 году составила 786084 тыс. руб., в 2016 году она повысилась на 150101 тыс. руб. или примерно на 19% и составила 936185 тыс. руб., а в 2017 году на 197893 тыс. руб. или примерно на 21% и составила 1134078 тыс. руб. При этом прибыль тольяттинского филиала ООО «Сельта» сначала увеличилась, а в 2017 году резко снизилась и имела отрицательное значение. Так, в 2015 году прибыль тольяттинского филиала ООО «Сельта» составляла 219300 тыс. руб., в 2016 году она повысилась на 80814 тыс. руб. или примерно на 37% и составила 300114 тыс. руб., а в 2017 году она снизилась на 60904 тыс. руб. или примерно на 20% и составила 239210 тыс. руб. Оформлением различной сопроводительной документации на грузы зависимо от схем доставки занимаются производители продукции, если доставка производится за счет производителей, или посреднические транспортные субъекты хозяйствования с которыми тольяттинский филиал
ООО «Сельта» заключает договора. Условия доставки оговариваются в заключаемом с поставщиками договоре. После комплектовки заказа в маршрут, водители получают задания от диспетчерского отдела субъекта хозяйствования в качестве погрузочной ведомости. На основании погрузочной ведомости водители получают соответствующие заказы на складе, грузит их в автомобили на основании заказов, указанных в погрузочных ведомостях. После погрузки водители получают комплект документации, которая включает пропуск на выезд с территории складского комплекса, комплект накладных документов, сертификаты качества товаров и продукции, путевая документация, а именно путевой, маршрутный и контрольный листы.
За 2015 - 2017 гг. тольяттинский филиал ООО «Сельта» при управлении поставками и закупками испытывало трудности в основном в связи с дефицитом инвестиций - 40% и высоким уровнем издержек - 35%. Так, в 2015 году было приобретено программное обеспечение «Система на базе 1С:Предприятие 8», которое комплексно автоматизирует все бизнес-процессы управления автотранспортом тольяттинского филиала ООО «Сельта». В 2016 и в 2017 гг. инвестиций в развитие тольяттинского филиала ООО «Сельта» не осуществлялось в связи с возросшей себестоимостью, которая в 2016 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 19,1%, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом - на 21,14%. При этом в начале анализируемого периода, имели место и такие проблемы как трудности сбыта услуг - 15% в связи с возросшей конкуренцией и необходимость обновления кадрового состава - 10%.
Необходимость обновления кадрового состава было связано с переходом на автоматизированную систему по базе 1С:Предприятие 8».
При рассмотрении деятельности всех подразделений тольяттинского филиала ООО «Сельта» выделяются следующие преимущества:
4. Применяется реальная возможность контроля и координирования деятельности по линиям и функциям, что дает возможность эффективно взаимодействовать всем отделам тольяттинского филиала ООО «Сельта».
5. Взаимосвязанность отделов тольяттинского филиала ООО «Сельта» обеспечивает создание квалифицированного кадрового резерва для стратегического уровня тольяттинского филиала ООО «Сельта».
6. Рациональное применение кадровых ресурсов субъекта хозяйствования, а именно эффективность деятельности специалистов тольяттинского филиала ООО «Сельта», находится на должном уровне и заслуживает высокой оценки.
В целом существующее управление цепями поставок товаров от поставщиков к заказчикам в тольяттинском филиале ООО «Сельта» считается эффективной, но не идеальной. Имеются недостатки, которые требуют немедленного разбирательства на уровне подразделений тольяттинского филиала ООО «Сельта», если субъект хозяйствования планирует в будущем повышение своих позиций на рынке, а именно:
1. Дефицит инвестиций.
2. Рост себестоимости, повышение издержек
3. Снижение профессиональных качеств персонала, нежелание обучаться новым технологиям.
Рекомендации:
1. Осуществление инвестиционной деятельности - Создание программы «TransTrade».
2. Сокращение расходов и расширение аналитики.
3. Снижение трудозатрат по новой программе (Объединение документов и информации о перевозках в общей системе упростит коммуникацию между логистами, складом и отделами продаж и снабжения).
Предлагается внедрить программу TransTrade , представляющую комплексную систему для управления цепями поставок, которая позволит осуществлять взаимодействие всех филиалов ООО «Сельта».
Преимущества данной программы:
1. Автоматическое распределение грузов между транспортными компаниями ООО «Сельта» сэкономит до 8-12% бюджета на транспортную логистику.
2. Объединение документов и информации о перевозках в общей системе упростит коммуникацию между логистами, складом и отделами продаж и снабжения всех филиалов ООО «Сельта».
3. Расширение аналитики, а именно доступ к широкому спектру аналитических отчетов для полноценного анализа логистических процессов ООО «Сельта».
4. Интуитивный интерфейс. Удобный и сразу понятный интерфейс: минимум кликов и ничего лишнего.
5. Облегченный документооборот. Формирование всей необходимой документации по транспортным перевозкам.
6. Разграниченный доступ. Одновременная работа сотрудников в единой базе данных с разными правами доступа.
Решение предлагаемого проекта позволит ООО «Сельта» улучшить процесс поставок товаров от поставщиков к заказчикам, что непосредственно улучшит финансово-хозяйственное состояние хозяйствующего субъекта и укрепить его позиции на рынке. Показатели эффективности инвестиционных затрат, расчитанные по методике оценки экономической эффективности инвестиций свидетельствуют о высокой эффективности предлагаемого проекта. Чистый дисконтированный доход составляет 1 614,9 тыс. руб.