Введение 4
I Глава. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции
на занятиях по английскому языку 7
§1.1. Межкультурный компонент содержания обучения иностранным языкам 7
§1.2. Особенности формирования и развития межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку 17
§1.3. Использование материалов англоязычного сайта на занятиях по английскому языку 27
II Глава. Практические основы использования материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся 35
§2.1. Сравнительный анализ сайтов 35
§2.2. Сравнительный анализ двух платформ Kahoot и Learningapps 39
§2.3. Использование материалов англоязычного сайта в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку 42
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения 63
Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у школьников межкультурной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира. В школе создаются условия для коммуникативно-психологической адаптации личности к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, закладываются основы коммуникативной компетенции за счет межкультурной компетенции, которые во многом определяют коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.
Как известно, любой язык представлен фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, а изучение языка состоит напрямую в овладении данного материала посредством освоении ключевыми типами речевой деятельности. И несмотря на то, что обучение школьников фонетическому, лексическому и грамматическому аспекту иностранного языка осуществляется в тесной взаимосвязи, отталкиваясь на физические, психологические и интеллектуальные особенности детей данного возраста, можно говорить, что процесс обучения лексике считается для них основополагающим.
Современное состояние проблемы. Вопросы преподавания в различные этапы формирования технологии обучения иностранным языкам рассматривались в трудах многих методистов, таких как Зимняя И.А., Беляев Б.В., Бухбиндер В. А.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали исследования таких ученых, методистов как Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Рогова Г.В., Верещагина И.Н, Колкова М. К., Штиглуз Л. Б., Сташкова Р. А. и др.
В немногих работах, посвященных обучению иностранному языку в основном общем образовании, вопросы обучения лексике затрагивались совместно, в русле изучения иных проблем. Но вплоть до этих времен не
существовало дополнительных теоретических исследований, предназначенных развитию межкультурной компетенции у школьников, включая использование англоязычных сайтов, которые дают возможность усилить данный процесс. Из изложенного следует, что вопрос развития межкультурной компетенции считается одним из наиболее значимых и сложных проблем при обучении иностранному языку в школе.
Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами: во-первых, необходимость формирования межкультурной компетенции как основы воспитания толерантности в наш век глобализации и активной миграции населения. Во вторых, использование материалов англоязычного сайта в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку является эффективным средством всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которой и является основной задачей обучения иностранному языку. В - третьих, лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения, а использование современных методов и приемов способствует лучшему усвоению лексического материала учащимися.
Объект исследования - формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования - использование материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся.
Материал исследования - сайты Kahoot, Learningapps и УМК Solutions Intermediate (2-nd edition), которые были апробированы в Гимназии № 4 для 8 класса.
Цель исследования - рассмотреть использование лексического материала англоязычных сайтов Kahoot и Learningapps в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку;
-осветить практические основы использования материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся.
Новизна исследования основывается на использовании материалов англоязычного сайта наряду с применением УМК "Solutions"на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся, а также на создании специфических условий для осуществления иноязычной коммуникации, на систематическом отборе теоретического материала, предоставленного известными методистами, которые приведут к положительной динамике
Теоретическая значимость состоит в том, что современная школа призвана приобщать будущее поколение к культуре собственной страны, прививать общечеловеческие ценности, развивать толерантное отношение к культуре других народов и способность к участию в межкультурном диалоге.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные материалы могут найти применение в процессе обучения лексической стороне английского языка в Средней общеобразовательной основной школе.
Методы исследования - критический анализ научной и методической литературы по проблеме, реферирование, конспектирование, анализ, обобщение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Изучив теоретические аспекты данной темы, и проведя практический анализ, автор пришел к следующим выводам.
Одной из самых актуальных проблем продолжает оставаться - проблема содержания в методике обучения иностранным языкам. Важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире меняются и цели, и содержание обучения в целом.
В настоящее дни растёт роль английского языка как школьного предмета в обучении не только самому языку, но также иноязычной культуре носителей этого языка. Современные отечественные и зарубежные исследователи продолжают интересоваться содержанием обучения как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражаются предметный и процессуальный аспекты. Первый аспект, как правило, соотносится с разнообразными знаниями, вовлекаемыми в процесс обучения лексическим навыкам. Второй аспект - это собственно умение использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной или письменной коммуникации. Данные компоненты (знания, навыки и умения) наиболее часто встречаются у разных авторов. В то же время в теории обучения иностранным языкам до настоящего времени нет единой точки зрения на проблему компонентного состава содержания обучения иностранным языкам.
В методике обучения иностранным языкам отсутствует единый подход к выделению компонентов содержания обучения лексическим навыкам. Это можно объяснить спецификой английского языка как учебного предмета, который долгое время не находил себе места в общей системе содержания образования и рассматривался в дидактике в основном в связи с предметами, изучающими основы наук.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка. Поэтому формирование и совершенствование межкультурной компетенции должно постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.
В результате проведенного исследования удалось:
- изучить психолого-педагогические особенности обучающихся 8 класса основной школы;
- рассмотреть теоретические основы межкультурной компетенции - его определение, продуктивный и рецептивный навык, его значение;
- изучить предлагаемые методистами приемы по формированию и совершенствованию межкультурной компетенции;
- проанализировать учебно-методический комплект Solutions. Tim Falla, Paul A Davies. Oxford University Press. Intermediate;
- разработать дополнительные приемы по формированию и совершенствованию межкультурной компетенции, созданные с учетом психолого-педагогических особенностей подростков-восьмиклассников и их интересов и апробировать их в 8 классе МАОУ «Гимназии №4» во время педагогической практики.
Практическим достижением данной выпускной квалификационной работы можно считать создание дополнительных приемов работы, которые нацелены на формирование и совершенствование межкультурной компетенции учащихся основной школы, в том числе и при подготовке к сдаче ОГЭ (в 8 и 9 классах) и ЕГЭ (в 11 кл.) по английскому языку, что и являлось целью нашей ВКР.
Данные упражнения были созданы по заказу учителей английского языка МАОУ «Гимназии №4», где они и были апробированы и одобрены учителем английского языка 1 категории начальной и основной общеобразовательной школы. Упражнения подтверждаются заверенным документом с печатью школы.
Материал, представленный в данном исследовании, несомненно, поможет как самому учащемуся, так и учителю английского языка при выполнении упражнений, направленных на формирование и совершенствование межкультурной компетенции учащихся 8 класса.
Данные приемы могут быть использован как для развития речевых умений, так и для совершенствования других навыков на уроках английского языка в 8 классе, а также в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, что можно рассматривать в качестве перспективы дальнейшего исследования методики подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по иностранному языку, который должен стать обязательным для всех выпускников к 2022 году.
Как показывает анализ, у учащихся экспериментальной группы при организации тестового контроля уровня формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы с использованием Kahoot и Learning apps успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, лексическая правильность, правильное произношение. Положительная динамика наблюдается по всем показателям.
Подводя итог изложенного, можно с уверенностью сказать, что, организация тестового контроля уровня формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы с использованием Kahoot и Learning apps раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делает учебный процесс овладения английским языком привлекательным для учащихся на всех этапах обучения.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.
2. ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики
3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский -Учебное пособие.
- М.: ТетраСистемс.- 2005. - 288 с.
4. Бьюзен, Тони. Карты памяти: используй свою память на 100% / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот/пер. с англ. У. В. Сапциной. - М: Росмэн, 2007. - 192 с.
5. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания (Том 1). М.: Смысл; Академия, 2013. - 448 с.
6. Вокуева, О.Д. О параметрах учебного текста при обучении лексической стороне устной речи /О.Д Вокуева //Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам: межвузовский сборник / Под ред. Г.А. Баева, Н.В. Баграмова.- СПб: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2001. - С. 141-144.
7. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингвистика и методика - М.: Академия, 2004. - 336 с.
8. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва: Гардарики, 2003. - 480 с.
9. Дмитренко Т.А., Методика преподавания английского языка в ВУЗе - учебное пособие. - М.: МЭЛИ, 2009. - 92 с.
10. Елухина Н. В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // Иностранные языки в школе. - 2005. - №2. - 25 с.
11. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании// Иностранные языки в школе. - 2012. - №6. - С. 2-12.
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в
школе. М.: Просвещение, 2011 г. - 248 с.
13. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в
школе. М.: Просвещение, 1991 г. - 222 с.
14. Кирилл и Мефодий. Полное собрание «Репетиторов», New Media Generation. 2004-2007.
15. Колкова М. К. Современная методика изучения иностранных языков и культур. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
16. Колядко С. В. Система упражнений, направленная на овладение специальной лексикой французского языка учениками неязыковых вузов (на примере подъязыка «Реклама») [Текст] / С. В. Колядко // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. с. 231-234.
17. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С.Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 111-114.
18. Мали Л. Д. Урок - лингвистическое исследование // Начальная школа + до и после. М., 2004 - № 6.
19. Марган, Н.Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики / Н. Б. Морган // Иностранные языки в школе. - 2009. - №5. - с. 77
20. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». - Мн.: Народная асвета, 1999.- 368 с.
21. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / Филатов В. М. [и др.] - Ростов-на- Дону. - 2004. - 416 с.
22. Мухина В.С. Детская психология Мухина В. С. Детская психология: Учебник для учеников педагогических институтов. -М., 1985. - 260 с.
23. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник. -М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
24. Ожегов С. И. Словарь русского языка. -М.: Советская
энциклопедия, 1973. - с. 271-272.
25. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.:. Вопросы порождения речи и обучения языку, 1997. - с. 136.
26. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М.: Интуит.ру, 2006, 64 с.
27. Пахомова, А.М. Динамика развития творческого мышления младших подростков в условиях направленного формирования// Вестник МГОУ «Психологические науки». - 2011. - №4. - С. 82-87.
28. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учебное пособие / Бабинская П. К.[и др.] - Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 288 с.
29. Профессор Хиггинс. Английский без акцента CD-R. ЗАО ИстраСофт 1993-2002/
30. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 1988. - С. 50.
31. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - С. 82 - 85.
32. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2005. - 315 с.
33. Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем. М.: Генезис, 2012. - 319 с.
34. Старков А.П., Диксон Р.Р. Книга для учителя к учебнику английского языка для 9-10 кл. ср. школы. - М.: Просвещение. 1977.-153 с.
35. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: 2012. - 288 с.
36. Тормошева В.С. Использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам. М.: Просвещение. 2004. - 214 с.
37. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для учеников педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
38. Штиглуз Л. Б., Сташкова Р. А. Совершенствование межкультурной компетенции учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Курс «Современные средства оценивания результатов обучения» - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 33 с.
39. Щербатых Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых.- СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
40. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика:
Учебное пособие для преподавателей и учеников. 2-е издание. - М.: Филоматис, 2006. - 480 с.
Интернет источники:
41. English Platinum DeLuxe 1С:Образовательная коллекция [Электронный ресурс] URL: http://obr.1c.ru/educational/uchenikam/english- platinum-deluxe/
42. Oxford Platinum DeLuxe. Самоучитель английского языка
[Электронный ресурс] URL: Подробнее:
https://www.labirint.ru/software/86658/
43. Scott Thombury. How to Teach Vocabulary. Pearson Longman. - 2002. - p.191.
44. Tim Falla, Paul A. Davies. Solutions Intermediate Student’s Book. - Oxford University Press, 2012. - p. 140.
45. Tim Falla, Paul A. Davies. Solutions Intermediate Workbook. - Oxford University Press, 2012. - p. 121.
46. Tim Falla, Paul A. Davies. Solutions Intermediate Teacher’s Book. -
47. Лексические игры на уроке английского языка в начальной школе [Электронный ресурс] URL.: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/05/15/leksicheskie-igry-na-uroke- angliyskogo
48. Педагогическая психология: издание второе, дополненное, исправленное и переработанное [Электронный ресурс] URL.:http://www.eti-deti.ru/shkolnik/104.html
49. Справки.net справочная Рунета! [Электронный ресурс] URL.: http://spravki.net
50. «Tell me more» [Электронный ресурс] URL
http://englishwell.org/59-tell-me-more-premium-english-80.html
51. «Английский: путь к совершенству» [Электронный ресурс] URL: http: //englishcd.ru/ozon_audio3. php?page=2
52. «Воображение правит миром»[Электронный ресурс] URL: https://predanie.ru/makdonald-dzhordzh-george-macdonald/book/178884-dva-esse-o-voobrazhenii/
53. «Охрана природы-наш долг» Электронный ресурс] URL: https://iloveenglish.ru/topics/zashchita_okryzhayushchej_sredi/kak_spasti_okryzha yushchyyu_sredy