Использование материалов англоязычного сайта в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку
|
Введение 4
I Глава. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции
на занятиях по английскому языку 7
§1.1. Межкультурный компонент содержания обучения иностранным языкам 7
§1.2. Особенности формирования и развития межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку 17
§1.3. Использование материалов англоязычного сайта на занятиях по английскому языку 27
II Глава. Практические основы использования материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся 35
§2.1. Сравнительный анализ сайтов 35
§2.2. Сравнительный анализ двух платформ Kahoot и Learningapps 39
§2.3. Использование материалов англоязычного сайта в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку 42
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения 63
I Глава. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции
на занятиях по английскому языку 7
§1.1. Межкультурный компонент содержания обучения иностранным языкам 7
§1.2. Особенности формирования и развития межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку 17
§1.3. Использование материалов англоязычного сайта на занятиях по английскому языку 27
II Глава. Практические основы использования материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся 35
§2.1. Сравнительный анализ сайтов 35
§2.2. Сравнительный анализ двух платформ Kahoot и Learningapps 39
§2.3. Использование материалов англоязычного сайта в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку 42
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложения 63
Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у школьников межкультурной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира. В школе создаются условия для коммуникативно-психологической адаптации личности к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, закладываются основы коммуникативной компетенции за счет межкультурной компетенции, которые во многом определяют коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.
Как известно, любой язык представлен фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, а изучение языка состоит напрямую в овладении данного материала посредством освоении ключевыми типами речевой деятельности. И несмотря на то, что обучение школьников фонетическому, лексическому и грамматическому аспекту иностранного языка осуществляется в тесной взаимосвязи, отталкиваясь на физические, психологические и интеллектуальные особенности детей данного возраста, можно говорить, что процесс обучения лексике считается для них основополагающим.
Современное состояние проблемы. Вопросы преподавания в различные этапы формирования технологии обучения иностранным языкам рассматривались в трудах многих методистов, таких как Зимняя И.А., Беляев Б.В., Бухбиндер В. А.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали исследования таких ученых, методистов как Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Рогова Г.В., Верещагина И.Н, Колкова М. К., Штиглуз Л. Б., Сташкова Р. А. и др.
В немногих работах, посвященных обучению иностранному языку в основном общем образовании, вопросы обучения лексике затрагивались совместно, в русле изучения иных проблем. Но вплоть до этих времен не
существовало дополнительных теоретических исследований, предназначенных развитию межкультурной компетенции у школьников, включая использование англоязычных сайтов, которые дают возможность усилить данный процесс. Из изложенного следует, что вопрос развития межкультурной компетенции считается одним из наиболее значимых и сложных проблем при обучении иностранному языку в школе.
Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами: во-первых, необходимость формирования межкультурной компетенции как основы воспитания толерантности в наш век глобализации и активной миграции населения. Во вторых, использование материалов англоязычного сайта в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку является эффективным средством всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которой и является основной задачей обучения иностранному языку. В - третьих, лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения, а использование современных методов и приемов способствует лучшему усвоению лексического материала учащимися.
Объект исследования - формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования - использование материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся.
Материал исследования - сайты Kahoot, Learningapps и УМК Solutions Intermediate (2-nd edition), которые были апробированы в Гимназии № 4 для 8 класса.
Цель исследования - рассмотреть использование лексического материала англоязычных сайтов Kahoot и Learningapps в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку;
-осветить практические основы использования материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся.
Новизна исследования основывается на использовании материалов англоязычного сайта наряду с применением УМК "Solutions"на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся, а также на создании специфических условий для осуществления иноязычной коммуникации, на систематическом отборе теоретического материала, предоставленного известными методистами, которые приведут к положительной динамике
Теоретическая значимость состоит в том, что современная школа призвана приобщать будущее поколение к культуре собственной страны, прививать общечеловеческие ценности, развивать толерантное отношение к культуре других народов и способность к участию в межкультурном диалоге.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные материалы могут найти применение в процессе обучения лексической стороне английского языка в Средней общеобразовательной основной школе.
Методы исследования - критический анализ научной и методической литературы по проблеме, реферирование, конспектирование, анализ, обобщение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Как известно, любой язык представлен фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, а изучение языка состоит напрямую в овладении данного материала посредством освоении ключевыми типами речевой деятельности. И несмотря на то, что обучение школьников фонетическому, лексическому и грамматическому аспекту иностранного языка осуществляется в тесной взаимосвязи, отталкиваясь на физические, психологические и интеллектуальные особенности детей данного возраста, можно говорить, что процесс обучения лексике считается для них основополагающим.
Современное состояние проблемы. Вопросы преподавания в различные этапы формирования технологии обучения иностранным языкам рассматривались в трудах многих методистов, таких как Зимняя И.А., Беляев Б.В., Бухбиндер В. А.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали исследования таких ученых, методистов как Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н., Рогова Г.В., Верещагина И.Н, Колкова М. К., Штиглуз Л. Б., Сташкова Р. А. и др.
В немногих работах, посвященных обучению иностранному языку в основном общем образовании, вопросы обучения лексике затрагивались совместно, в русле изучения иных проблем. Но вплоть до этих времен не
существовало дополнительных теоретических исследований, предназначенных развитию межкультурной компетенции у школьников, включая использование англоязычных сайтов, которые дают возможность усилить данный процесс. Из изложенного следует, что вопрос развития межкультурной компетенции считается одним из наиболее значимых и сложных проблем при обучении иностранному языку в школе.
Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами: во-первых, необходимость формирования межкультурной компетенции как основы воспитания толерантности в наш век глобализации и активной миграции населения. Во вторых, использование материалов англоязычного сайта в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку является эффективным средством всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которой и является основной задачей обучения иностранному языку. В - третьих, лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения, а использование современных методов и приемов способствует лучшему усвоению лексического материала учащимися.
Объект исследования - формирование межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования - использование материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся.
Материал исследования - сайты Kahoot, Learningapps и УМК Solutions Intermediate (2-nd edition), которые были апробированы в Гимназии № 4 для 8 класса.
Цель исследования - рассмотреть использование лексического материала англоязычных сайтов Kahoot и Learningapps в формировании межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования межкультурной компетенции на занятиях по английскому языку;
-осветить практические основы использования материалов англоязычного сайта на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся.
Новизна исследования основывается на использовании материалов англоязычного сайта наряду с применением УМК "Solutions"на уроке иностранного языка с целью формирования межкультурной компетенции учащихся, а также на создании специфических условий для осуществления иноязычной коммуникации, на систематическом отборе теоретического материала, предоставленного известными методистами, которые приведут к положительной динамике
Теоретическая значимость состоит в том, что современная школа призвана приобщать будущее поколение к культуре собственной страны, прививать общечеловеческие ценности, развивать толерантное отношение к культуре других народов и способность к участию в межкультурном диалоге.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные материалы могут найти применение в процессе обучения лексической стороне английского языка в Средней общеобразовательной основной школе.
Методы исследования - критический анализ научной и методической литературы по проблеме, реферирование, конспектирование, анализ, обобщение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Изучив теоретические аспекты данной темы, и проведя практический анализ, автор пришел к следующим выводам.
Одной из самых актуальных проблем продолжает оставаться - проблема содержания в методике обучения иностранным языкам. Важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире меняются и цели, и содержание обучения в целом.
В настоящее дни растёт роль английского языка как школьного предмета в обучении не только самому языку, но также иноязычной культуре носителей этого языка. Современные отечественные и зарубежные исследователи продолжают интересоваться содержанием обучения как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражаются предметный и процессуальный аспекты. Первый аспект, как правило, соотносится с разнообразными знаниями, вовлекаемыми в процесс обучения лексическим навыкам. Второй аспект - это собственно умение использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной или письменной коммуникации. Данные компоненты (знания, навыки и умения) наиболее часто встречаются у разных авторов. В то же время в теории обучения иностранным языкам до настоящего времени нет единой точки зрения на проблему компонентного состава содержания обучения иностранным языкам.
В методике обучения иностранным языкам отсутствует единый подход к выделению компонентов содержания обучения лексическим навыкам. Это можно объяснить спецификой английского языка как учебного предмета, который долгое время не находил себе места в общей системе содержания образования и рассматривался в дидактике в основном в связи с предметами, изучающими основы наук.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка. Поэтому формирование и совершенствование межкультурной компетенции должно постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.
В результате проведенного исследования удалось:
- изучить психолого-педагогические особенности обучающихся 8 класса основной школы;
- рассмотреть теоретические основы межкультурной компетенции - его определение, продуктивный и рецептивный навык, его значение;
- изучить предлагаемые методистами приемы по формированию и совершенствованию межкультурной компетенции;
- проанализировать учебно-методический комплект Solutions. Tim Falla, Paul A Davies. Oxford University Press. Intermediate;
- разработать дополнительные приемы по формированию и совершенствованию межкультурной компетенции, созданные с учетом психолого-педагогических особенностей подростков-восьмиклассников и их интересов и апробировать их в 8 классе МАОУ «Гимназии №4» во время педагогической практики.
Практическим достижением данной выпускной квалификационной работы можно считать создание дополнительных приемов работы, которые нацелены на формирование и совершенствование межкультурной компетенции учащихся основной школы, в том числе и при подготовке к сдаче ОГЭ (в 8 и 9 классах) и ЕГЭ (в 11 кл.) по английскому языку, что и являлось целью нашей ВКР.
Данные упражнения были созданы по заказу учителей английского языка МАОУ «Гимназии №4», где они и были апробированы и одобрены учителем английского языка 1 категории начальной и основной общеобразовательной школы. Упражнения подтверждаются заверенным документом с печатью школы.
Материал, представленный в данном исследовании, несомненно, поможет как самому учащемуся, так и учителю английского языка при выполнении упражнений, направленных на формирование и совершенствование межкультурной компетенции учащихся 8 класса.
Данные приемы могут быть использован как для развития речевых умений, так и для совершенствования других навыков на уроках английского языка в 8 классе, а также в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, что можно рассматривать в качестве перспективы дальнейшего исследования методики подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по иностранному языку, который должен стать обязательным для всех выпускников к 2022 году.
Как показывает анализ, у учащихся экспериментальной группы при организации тестового контроля уровня формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы с использованием Kahoot и Learning apps успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, лексическая правильность, правильное произношение. Положительная динамика наблюдается по всем показателям.
Подводя итог изложенного, можно с уверенностью сказать, что, организация тестового контроля уровня формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы с использованием Kahoot и Learning apps раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делает учебный процесс овладения английским языком привлекательным для учащихся на всех этапах обучения.
Одной из самых актуальных проблем продолжает оставаться - проблема содержания в методике обучения иностранным языкам. Важное значение имеет взаимосвязь содержания обучения с социальным заказом общества. С его развитием, а также в связи с историческими преобразованиями в мире меняются и цели, и содержание обучения в целом.
В настоящее дни растёт роль английского языка как школьного предмета в обучении не только самому языку, но также иноязычной культуре носителей этого языка. Современные отечественные и зарубежные исследователи продолжают интересоваться содержанием обучения как постоянно развивающуюся категорию, в которой отражаются предметный и процессуальный аспекты. Первый аспект, как правило, соотносится с разнообразными знаниями, вовлекаемыми в процесс обучения лексическим навыкам. Второй аспект - это собственно умение использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной или письменной коммуникации. Данные компоненты (знания, навыки и умения) наиболее часто встречаются у разных авторов. В то же время в теории обучения иностранным языкам до настоящего времени нет единой точки зрения на проблему компонентного состава содержания обучения иностранным языкам.
В методике обучения иностранным языкам отсутствует единый подход к выделению компонентов содержания обучения лексическим навыкам. Это можно объяснить спецификой английского языка как учебного предмета, который долгое время не находил себе места в общей системе содержания образования и рассматривался в дидактике в основном в связи с предметами, изучающими основы наук.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка. Поэтому формирование и совершенствование межкультурной компетенции должно постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и поэтому составляют один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.
В результате проведенного исследования удалось:
- изучить психолого-педагогические особенности обучающихся 8 класса основной школы;
- рассмотреть теоретические основы межкультурной компетенции - его определение, продуктивный и рецептивный навык, его значение;
- изучить предлагаемые методистами приемы по формированию и совершенствованию межкультурной компетенции;
- проанализировать учебно-методический комплект Solutions. Tim Falla, Paul A Davies. Oxford University Press. Intermediate;
- разработать дополнительные приемы по формированию и совершенствованию межкультурной компетенции, созданные с учетом психолого-педагогических особенностей подростков-восьмиклассников и их интересов и апробировать их в 8 классе МАОУ «Гимназии №4» во время педагогической практики.
Практическим достижением данной выпускной квалификационной работы можно считать создание дополнительных приемов работы, которые нацелены на формирование и совершенствование межкультурной компетенции учащихся основной школы, в том числе и при подготовке к сдаче ОГЭ (в 8 и 9 классах) и ЕГЭ (в 11 кл.) по английскому языку, что и являлось целью нашей ВКР.
Данные упражнения были созданы по заказу учителей английского языка МАОУ «Гимназии №4», где они и были апробированы и одобрены учителем английского языка 1 категории начальной и основной общеобразовательной школы. Упражнения подтверждаются заверенным документом с печатью школы.
Материал, представленный в данном исследовании, несомненно, поможет как самому учащемуся, так и учителю английского языка при выполнении упражнений, направленных на формирование и совершенствование межкультурной компетенции учащихся 8 класса.
Данные приемы могут быть использован как для развития речевых умений, так и для совершенствования других навыков на уроках английского языка в 8 классе, а также в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, что можно рассматривать в качестве перспективы дальнейшего исследования методики подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по иностранному языку, который должен стать обязательным для всех выпускников к 2022 году.
Как показывает анализ, у учащихся экспериментальной группы при организации тестового контроля уровня формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы с использованием Kahoot и Learning apps успеваемость повысилась. Оценивание проходило по нескольким критериям, а именно: логичность высказывания, беглость речи, смысловая связь, развитие темы, лексическая правильность, правильное произношение. Положительная динамика наблюдается по всем показателям.
Подводя итог изложенного, можно с уверенностью сказать, что, организация тестового контроля уровня формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы с использованием Kahoot и Learning apps раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делает учебный процесс овладения английским языком привлекательным для учащихся на всех этапах обучения.
Подобные работы
- Сравнительно - сопоставительный анализ учебных программ
по английскому языку на правовом и филологическом
отделении
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Использование электронных образовательных ресурсов с целью развития социокультурной компетенции обучающихся па уроках английского языка в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Развитие лингвистической компетенции на уроке иностранного языка в СОШ (на примере бинарной оппозиции «Reichtum — Armut» в публицистическом дискурсе)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Обучение английскому языку для научной коммуникации
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Единицы малого поэтического жанра и их применение в школе (на материале лимериков и клерихью)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Опора на ономатопею в процессе экстенсивного чтения при обучении английскому языку студентов-лингвистов из КНР
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2023 - ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2025 - Использование Интернет-технологий при обучении говорению на английском языке в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



