Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №48517

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры 8
1.1. Особенности формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Своеобразие организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте 15
1.3. Дидактическая игра как средство формирования познавательных
процессов у старших дошкольников 22
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр 28
2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы 28
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
2.3. Методические рекомендации педагогам, родителям по формированию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр 53
Выводы по Главе 2 56
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение

Актуальность исследования. Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сегодня, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Поддьяков Н.Н. так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие познавательных процессов ребенка осуществляется под влиянием таких ведущих факторов, как употребление орудий (материальных средств организации познания мира в виде счетного материала, картинок, книг, мозаики и т.п.), овладение знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, средств буквенной и визуальной символики), включение в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых). По мнению Л.С. Выготского, новообразованием дошкольного периода развития является воображение ребенка. С этих позиций необходимы учет всех форм игры дошкольника и соответствующее построение периодизации игры в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Использование игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. Поскольку в ситуации игры ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет. Вопросам игры и игрушки посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Д.В. Эльконин, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и многие другие.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.
Именно поэтому психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Несмотря на изученность данной темы исследования, актуальным остается вопрос подбора дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов старших дошкольников.
На основании анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольного образовательного учреждения была сформулирована проблема исследования, которая определяется необходимостью преодоления противоречия между значительным потенциалом дидактической игры как средства формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения.
Объект исследования: процесс формирования познавательных процессов у старших дошкольников средствами дидактической игры.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования познавательных процессов.
Цель исследования: изучить процесс формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выделить особенности формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
2. Представить своеобразие организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.
3. Обосновать роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.
4. Провести экспериментальное исследование, выявить и представить возможности игры как средства развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации педагогам, родителям по использованию игры как средства развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр дидактических игр может стать эффективным, если организовать систематическую, планомерную и целенаправленную работу.
Теоретико-методологической основой исследования яляются: ведущие теоретические исследования, посвященные психолого-педагогическим аспектам теории игровой деятельности (А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин); исследования по теории и методике дидактической игры (Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков и др.); идея Ш.А. Амонашвили о назначении дидактической игры в разрешении противоречия между игрой и обучением; теория классификации дидактических игр М. В. Кларина; педагогические исследования и методические разработки различных типов игр дидактами и учителями; учение Н.А. Половниковой об уровнях развития познавательной самостоятельности; положение Т.И. Шамовой о трех компонентах познавательной самостоятельности; характеристика творческой деятельности учащихся, данная М. А. Даниловым, П. И. Пидкасистым, И.Я. Лернером, И. К. Журавлевым.
Методы исследования:
1) теоретический метод (анализ психолого-педагогических и научно-методических источников с целью создания методологической основы исследования);
2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников для ДОО, беседы с воспитателями и обобщение опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);
3) наблюдение за процессом формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;
4) опытно-экспериментальная работа (апробация).
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад № 161
комбинированного вида» Приволжского района г. Казани. В исследовании принимало участие 20 детей детского сада, возраст детей на момент исследования 5-6 лет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике образовательной работы ДОО по формированию познавательных процессов средствами дидактической игры.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольное учреждение, являясь государственным институтом, создается обществом для решения конкретных целей, отраженных в Законе Российской Федерации «Об образовании», и поэтому выполняет его социальный заказ, направленный развитие и образование грамотного, социально активного, умелого, трудолюбивого, интеллектуально зрелого человека. Так, одной из задач работы дошкольного образовательного учреждения является умственное воспитание подрастающего поколения.
Умственное воспитание предполагает формирование у дошкольников познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Следует помнить, что формирование познавательных способностей, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.
Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.
Психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
В свою очередь, теоретико-методологические основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства умственного развития дошкольников работали Тихеева Е.И., Леонтьев А.Н, Эльконин Д.Б, Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М., Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Короткова Н.С. и др., каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.
Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.
В формировании познавательных способностей дошкольника игровая деятельность является приоритетной. Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления y дошкольников - одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения - рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.
Педагог должен стимулировать активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль o том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в ДОО по формированию познавательных процессов при помощи дидактических игр.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php
2. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] // https://edu.tatar.ru/
3. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов и ссузов. Гриф УМО МО РФ: учебник - М.: Прометей, 2017 - 445 с.
4. Аминов, И. И. Юридическая психология: учебное пособие / И. И. Аминов. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 270 с.
5. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. - 262 с.
6. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Юрайт, 2014. - 445 с.
7. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. - М.: Юрайт, 2014. - 512 с.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2013 - 351 с.
9. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2014. - 478 с.
10. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. - М.: Инфра-М, 2015. - 330 с.
11. Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. -Дашков и К°, 2014. - Москва - 263 с.
12. Коленда, А. Н. Основы психологии и педагогики: учебнометодическое пособие / А. Н. Коленда. - Гомель: ГомГМУ, 2013. - 66 с.
13. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии: учебник для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - М.: Юрайт, 2013. - 490 с.
14. Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика: учебник / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. - М.: Юрайт, 2014. - 491 с.
15. Кузмицкая, Ю. Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учебно-методическое пособие / Ю. Л. Кузмицкая, Е. Д. Мишина. - Гродно: ГрГМУ, 2013. - 149 с.
16. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер Пресс, 2014. - 582 с.
17. Медведская, Е. И. Дипломные работы по психологии: подготовка, оформление, защита: учебно-методическое пособие / Е. И. Медведская. - Брест: БрГУ, 2014. - 76 с.
18. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта: МПСУ, 2015. - 280 с.
19. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М.: КноРус, 2014. - 718 с.
20. Образцова, Л. Самоучитель по психологии / Л. Образцова. - М.: АСТ: Сова, 2013. - 319 с.
21. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. - М.: Юрайт, 2016. - 303 с.
22. Станиславская, И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. - М.: Человек, 2014. - 322 с.
23. Чиркова, Т. И. Методологические основы психологии: учебное пособие / Т. И. Чиркова. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 404 с.
24. Шабельников, В. К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система. Формирование быстрой мысли. Социо-биосферная детерминация личности: учебник / В. К. Шабельников. - М.: Культура: Академический проект, 2013. - 590 с.
25. Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. - Казань: Казанский университет, 2013. - 143 с.
26. Артемов В. А. Детская экспериментальная психология / В. А. Артемов. - М.: Юрайт, 2014. - 446 с.
27. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. -
м.: кнорус, 2013. - 280 с.
28. Колычева, Н.Ф., Формирование (доброжелательных отношений и позитивного настроя ребенка к миру в процессе игровой деятельности / Н.Ф. Колычева // Дошкольная педагогика: - 2015- № - С. 17-20.
29. Пидкасистый, П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 724 с.
30. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2015. - 431 с.
31. Психология развития и возрастная психология: учебник, и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., пе- рераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 745 с.
32. Воспитание детей в игре /Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2008. - 136 с.
33. Буранова Н.П. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников // Методический журнал «Культура и образование: от теории к практике» - 2015- Т. 1 - С. 36 - 42
34. Вахрушева Л.Н.: Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. - М.: Форум, 2011- с.43
35. Мухина В. С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2015. - 272 c
36. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования / А.С. Микерина // - 2013 - №12 - С. 60-63.
37. Трифонова, Е.В. Роль игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста / Е.В. Трифонова // Детский сад от А до Я : журнал, 2013, №3 .С. 4-15.
38. Жидкова, Н.Ю., Развитие интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Н.Ю. Жидкова, М.Е. Лебедева // Дошкольная педагогика : журнал , 2016, №9. С. 17-21.
39. Трифонова, Е.В. Развитие игры детей 5-7 лет. ФГОС / Е.В. Трифонова, Е.М. Волкова, Р.А. Иванкова и др. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 с.
40. Д.Б. Эльконин, Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с
41. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Электронный ресурс]// https://nsportal.ru/
42. Книжный архив. Р.С. Немов «Диагностика познавательных процессов детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс]//
http://www.klex.ru/e8n
43. Методические рекомендации по формированию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр [Электронный ресурс] // http: //www. maam.ru/
44. Игры для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // http://ped-kopilka.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ