ИЗУЧЕНИЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” В ШКОЛЕ: ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ
|
Введение 3
Глава 1. Традиционные варианты изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе 7
1.1. Роман «Мастер и Маргарита» в рабочих программах
муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Елабуги 7
1.2. Традиционный путь изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» в литературоведении 13
1.3. Анализ традиционной системы изучения романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» в школе 17
Глава 2. Методологическая и идейная новизна в современном преподавании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 33
2.1. Интеллект-карта как современный метод и технология анализа
романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 33
2.2. Анализ романа «Мастер и Маргарита» в аспекте отработки
навыков аргументирования в итоговом сочинении 38
2.3. Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по
обучающим структурам сингапурской методики 50
2.4. Денотатный граф как прием герменевтического анализа романа
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложение
Глава 1. Традиционные варианты изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе 7
1.1. Роман «Мастер и Маргарита» в рабочих программах
муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Елабуги 7
1.2. Традиционный путь изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» в литературоведении 13
1.3. Анализ традиционной системы изучения романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» в школе 17
Глава 2. Методологическая и идейная новизна в современном преподавании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 33
2.1. Интеллект-карта как современный метод и технология анализа
романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 33
2.2. Анализ романа «Мастер и Маргарита» в аспекте отработки
навыков аргументирования в итоговом сочинении 38
2.3. Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по
обучающим структурам сингапурской методики 50
2.4. Денотатный граф как прием герменевтического анализа романа
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложение
Литература как искусство слова призвана учить прекрасному, доброму, формировать нравственные принципы, идеалы поведения. Поэтому так важно во время обучения в школе - в период становления личности - обращаться к книгам, которые дадут верные ориентиры.
В связи с этим возникает серьезная необходимость выбора методов и средств изучения художественных произведений русских писателей, которые, используя различные художественные приемы, зашифровали содержание своих книг, противоречивших государственной доктрине в период их создания, однако продолживших лучшие традиции русской и мировой литературы.
К тому же, учителю-словеснику необходимо обеспечить для учащихся в классах условия, связанные с развитием читательского восприятия, литературных и лингвистических способностей, формированием читательских и речевых умений и навыков.
Значителен педагогический потенциал книг М.А. Булгакова. Они востребованы широким кругом читателей и содержат в себе проблемы, актуальные почти столетие.
Роман «Мастер и Маргарита» - одно из самых своеобразных и сложных произведений М.А. Булгакова, что подтверждает огромное количество исследований отечественных и зарубежных литературоведов:
А.Н. Барков [4], А. Диалло [20], А.П. Казаркин [25], Г.А. Лесскис [38], Л.М. Сорокина [55], Е.В. Синцов [53], И.С. Урюпин [57], А-К. Райт [64], Т.Р.Н. Эдвардс [63].
Изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является непростой задачей для учителя-словесника, поскольку текст произведения отличается философской глубиной, содержит множество символов, аллюзий, реминисценций, позволивших писателю выразить собственное мировидение.
Проблеме изучения творчества писателя в школе посвящены диссертационные исследования Т.А. Баранниковой [3], Т.В. Рыжковой [50], К.С. Саввиной [51], труды В.Г. Боборыкина [8], О.Ю. Богдановой [9], И.В. Великановой [16], Е.В. Карсаловой [26], А.К. Киселева [27],
В.И. Лобовой [40], В.Г. Маранцмана [41], Т.Н. Статьина [56] и др.
Все вышеназванные авторы едины во мнении: изучение произведений Булгакова требует системности в характеристике мировосприятия писателя и его роли в развитии русской и мировой литературы. Булгаковское творчество нужно рассматривать как продолжение традиций классической литературы, как поединок между атеизмом и верой в сознании писателя, которому выпало жить в трагическую эпоху социальных потрясений [39, с.7].
Введение новых стандартов диктует необходимость обращения к новым, нетрадиционным подходам и методам изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», так как часто многие хорошо зарекомендовавшие себя традиционные методы и приемы теряют для учителя свою привлекательность и эффективность. Но, несмотря на это, они являются основой для изучения романа в современной школе. Именно это и обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.
В связи с этим возникает необходимость провести сравнительный анализ традиционных и новых подходов к изучению романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе.
Объект исследования - ряд научных и методических работ исследователей, отражающих процесс изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе.
Предмет исследования - традиционные и новые формы и методы изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе средней общеобразовательной школы.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение и сопоставление традиционных и новых методических вариантов изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе.
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
- обобщить и систематизировать теоретический материал по данной проблеме;
- рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» в рабочих программах муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Елабуги;
- выявить традиционные пути изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении;
- проанализировать традиционную систему изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе;
- рассмотреть методологическую и идейную новизну в современном преподавании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
- проверить эффективность новых форм и методов изучения произведения на практике.
В данной работе использовались такие методы, как анализ художественной и научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования определяется его методической направленностью. Материалы исследования, обобщения, выводы могут быть использованы в работе школ по вопросам повышения эффективности уроков литературы, а в частности - в разработке уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» или элективных курсов по подготовке к написанию эссе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе изучаются рабочие программы школ города Елабуга и анализируются традиционные варианты изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе. Во второй главе рассматриваются новые методы и идеи в преподавании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», такие как интеллект карты, денотатные графы, структуры сингапурской методики, а также работа в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья «Интеллект-карта как современный метод и технология анализа художественного произведения (на примере романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)» в сборнике материалов XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2018 г.) [67].
В связи с этим возникает серьезная необходимость выбора методов и средств изучения художественных произведений русских писателей, которые, используя различные художественные приемы, зашифровали содержание своих книг, противоречивших государственной доктрине в период их создания, однако продолживших лучшие традиции русской и мировой литературы.
К тому же, учителю-словеснику необходимо обеспечить для учащихся в классах условия, связанные с развитием читательского восприятия, литературных и лингвистических способностей, формированием читательских и речевых умений и навыков.
Значителен педагогический потенциал книг М.А. Булгакова. Они востребованы широким кругом читателей и содержат в себе проблемы, актуальные почти столетие.
Роман «Мастер и Маргарита» - одно из самых своеобразных и сложных произведений М.А. Булгакова, что подтверждает огромное количество исследований отечественных и зарубежных литературоведов:
А.Н. Барков [4], А. Диалло [20], А.П. Казаркин [25], Г.А. Лесскис [38], Л.М. Сорокина [55], Е.В. Синцов [53], И.С. Урюпин [57], А-К. Райт [64], Т.Р.Н. Эдвардс [63].
Изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является непростой задачей для учителя-словесника, поскольку текст произведения отличается философской глубиной, содержит множество символов, аллюзий, реминисценций, позволивших писателю выразить собственное мировидение.
Проблеме изучения творчества писателя в школе посвящены диссертационные исследования Т.А. Баранниковой [3], Т.В. Рыжковой [50], К.С. Саввиной [51], труды В.Г. Боборыкина [8], О.Ю. Богдановой [9], И.В. Великановой [16], Е.В. Карсаловой [26], А.К. Киселева [27],
В.И. Лобовой [40], В.Г. Маранцмана [41], Т.Н. Статьина [56] и др.
Все вышеназванные авторы едины во мнении: изучение произведений Булгакова требует системности в характеристике мировосприятия писателя и его роли в развитии русской и мировой литературы. Булгаковское творчество нужно рассматривать как продолжение традиций классической литературы, как поединок между атеизмом и верой в сознании писателя, которому выпало жить в трагическую эпоху социальных потрясений [39, с.7].
Введение новых стандартов диктует необходимость обращения к новым, нетрадиционным подходам и методам изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», так как часто многие хорошо зарекомендовавшие себя традиционные методы и приемы теряют для учителя свою привлекательность и эффективность. Но, несмотря на это, они являются основой для изучения романа в современной школе. Именно это и обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.
В связи с этим возникает необходимость провести сравнительный анализ традиционных и новых подходов к изучению романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе.
Объект исследования - ряд научных и методических работ исследователей, отражающих процесс изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе.
Предмет исследования - традиционные и новые формы и методы изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе средней общеобразовательной школы.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение и сопоставление традиционных и новых методических вариантов изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе.
Поставленная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
- обобщить и систематизировать теоретический материал по данной проблеме;
- рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» в рабочих программах муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Елабуги;
- выявить традиционные пути изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в литературоведении;
- проанализировать традиционную систему изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе;
- рассмотреть методологическую и идейную новизну в современном преподавании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
- проверить эффективность новых форм и методов изучения произведения на практике.
В данной работе использовались такие методы, как анализ художественной и научно-методической литературы, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования определяется его методической направленностью. Материалы исследования, обобщения, выводы могут быть использованы в работе школ по вопросам повышения эффективности уроков литературы, а в частности - в разработке уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» или элективных курсов по подготовке к написанию эссе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе изучаются рабочие программы школ города Елабуга и анализируются традиционные варианты изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе. Во второй главе рассматриваются новые методы и идеи в преподавании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», такие как интеллект карты, денотатные графы, структуры сингапурской методики, а также работа в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья «Интеллект-карта как современный метод и технология анализа художественного произведения (на примере романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)» в сборнике материалов XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2018 г.) [67].
С введением в образование новых стандартов преподавание литературы в школе вышло на новый уровень. Школьное литературное образование ставит перед собой задачи художественного и общекультурного развития учащихся, формирование читателей, подготовленных к глубокому восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры общества. Создаются программы с включением новых авторов и произведений. Кардинальному изменению подверглась программа 11 класса, включающая в себя курс русской литературы XX века. Круг чтения учащихся пополнился произведениями М.Булгакова, Б.Пастернака А.Ахматовой и других авторов.
Педагогический и методический потенциал романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» безграничен. Его нелегко изучать в школе, несмотря на увлеченность старшеклассников романом. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, яркие персонажи - все это способствует повышению читательского интереса в среде школьников. Но учащимся бывает трудно связать в одно целое сюжетные линии произведения, осознать представления автора о жизни и смерти, о добре и зле, о преступлении и расплате, милосердии и равнодушии.
При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман Михаила Булгакова, целесообразно соединять на уроках индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.
В данной выпускной квалификационной работе нами было проведено исследование, целью которого было изучение и сопоставление традиционных и новых форм и методов изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе.
В первой главе нами представлены результаты анализа рабочих программ по литературе муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Елабуги, в которых для изучения в XI классе предлагается роман «Мастер и Маргарита». Мы пришли к выводу, что в школьных программах изучению романа, как правило, отводится шесть уроков. На первых уроках анализируется эпиграф к произведению, жанровое своеобразие романа, соотношение реального и фантастического. Постепенно учитель подводит учащихся к анализу композиции и характеристике героев романа. Далее на уроках обсуждается проблематика романа, школьники начинают готовиться к сочинению по изученному произведению.
Также нами была изучена статья И.С. Лепатова в журнале «Литература в школе». Мы отметили, что автором предлагаются три традиционные методики анализа произведения: развернутые выступления учащихся и обсуждение проблем, обсуждение рефератов или докладов учащихся, а также диспуты.
Все изученные методы работы позволяют утверждать, что эта тема активно развивается в методике преподавания. В целом традиционные варианты изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» включают в себя подробное исследование произведения, соотнесение его с общепринятыми литературными традициями, раскрытие содержания, изучение сложности проблематики. Данные элементы являются стандартными при изучении прозаических произведений большого объема.
Во второй главе нами была рассмотрена методологическая и идейная новизна в современном преподавании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В практической работе была проверена эффективность новых форм и методов изучения произведения, а именно: анализ романа при помощи интеллект карты, анализ романа в аспекте отработки навыков аргументирования в итоговом сочинении, изучение произведения по обучающим структурам сингапурской методики, герменевтический анализ романа с использованием денотатного графа.
Изучив данные варианты работы, мы пришли к выводу, что они эффективны при изучении литературного материала, включенного в курс литературы 11 класса, имеют методическую ценность для учителя словесности.
В процессе сопоставления традиционных и новых форм и методов изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе, мы выявили, что все они учат понимать текст художественного произведения в единстве формы и содержания, способствуют совершенствованию умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого. Отличие традиционных вариантов изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» от новых заключается в том, что новые методики направлены на реализацию требований ФГОС.
Новые методы направлены на развитие таких навыков, как общение и успешная коммуникация, самоконтроль и рефлексия, умение ориентироваться в материале. Занятия по новым методам изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» призваны помочь школьникам использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений и поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
При использовании как традиционных, так и новых методов и технологий, значение имеет профессиональная компетентность учителя, включающая в себя единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Именно педагог, владеющий педагогической и преподавательской компетенцией, мотивирует обучающихся к успешному освоению знаний и практическому их применению.
Педагогический и методический потенциал романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» безграничен. Его нелегко изучать в школе, несмотря на увлеченность старшеклассников романом. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, яркие персонажи - все это способствует повышению читательского интереса в среде школьников. Но учащимся бывает трудно связать в одно целое сюжетные линии произведения, осознать представления автора о жизни и смерти, о добре и зле, о преступлении и расплате, милосердии и равнодушии.
При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман Михаила Булгакова, целесообразно соединять на уроках индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.
В данной выпускной квалификационной работе нами было проведено исследование, целью которого было изучение и сопоставление традиционных и новых форм и методов изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе.
В первой главе нами представлены результаты анализа рабочих программ по литературе муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Елабуги, в которых для изучения в XI классе предлагается роман «Мастер и Маргарита». Мы пришли к выводу, что в школьных программах изучению романа, как правило, отводится шесть уроков. На первых уроках анализируется эпиграф к произведению, жанровое своеобразие романа, соотношение реального и фантастического. Постепенно учитель подводит учащихся к анализу композиции и характеристике героев романа. Далее на уроках обсуждается проблематика романа, школьники начинают готовиться к сочинению по изученному произведению.
Также нами была изучена статья И.С. Лепатова в журнале «Литература в школе». Мы отметили, что автором предлагаются три традиционные методики анализа произведения: развернутые выступления учащихся и обсуждение проблем, обсуждение рефератов или докладов учащихся, а также диспуты.
Все изученные методы работы позволяют утверждать, что эта тема активно развивается в методике преподавания. В целом традиционные варианты изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» включают в себя подробное исследование произведения, соотнесение его с общепринятыми литературными традициями, раскрытие содержания, изучение сложности проблематики. Данные элементы являются стандартными при изучении прозаических произведений большого объема.
Во второй главе нами была рассмотрена методологическая и идейная новизна в современном преподавании романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В практической работе была проверена эффективность новых форм и методов изучения произведения, а именно: анализ романа при помощи интеллект карты, анализ романа в аспекте отработки навыков аргументирования в итоговом сочинении, изучение произведения по обучающим структурам сингапурской методики, герменевтический анализ романа с использованием денотатного графа.
Изучив данные варианты работы, мы пришли к выводу, что они эффективны при изучении литературного материала, включенного в курс литературы 11 класса, имеют методическую ценность для учителя словесности.
В процессе сопоставления традиционных и новых форм и методов изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе, мы выявили, что все они учат понимать текст художественного произведения в единстве формы и содержания, способствуют совершенствованию умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого. Отличие традиционных вариантов изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» от новых заключается в том, что новые методики направлены на реализацию требований ФГОС.
Новые методы направлены на развитие таких навыков, как общение и успешная коммуникация, самоконтроль и рефлексия, умение ориентироваться в материале. Занятия по новым методам изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» призваны помочь школьникам использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений и поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
При использовании как традиционных, так и новых методов и технологий, значение имеет профессиональная компетентность учителя, включающая в себя единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Именно педагог, владеющий педагогической и преподавательской компетенцией, мотивирует обучающихся к успешному освоению знаний и практическому их применению.
Подобные работы
- ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ
ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Реализация жанрового принципа в процессе анализа романа
Д. Рубиной «Почерк Леонардо» на уроках внеклассного чтения в
старшем звене
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся при изучении литературы в старших классах
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Роман Саши Соколова «Школа для дураков»: поэтика монтажа
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ТЕМА БЕЗУМИЯ В РОМАНЕ «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ» САШИ СОКОЛОВА
Магистерская диссертация, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2016 - ТЕМА БЕЗУМИЯ В РОМАНЕ «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ» САШИ СОКОЛОВА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2016 - РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИНФЕРНАЛЬНЫХ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ЕЛЕНЫ ПРЕКРАСНОЙ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



