Введение
1. Теоретические основы формирования учетно-аналитической информации о товарообороте в торговле
1.1. Понятие и экономическая сущность товарооборота в торговле 6
1.2. Порядок признания товарооборота в бухгалтерском и налоговом учете в торговых организациях
2. Учет и контроль товарооборота в ООО «Компания Премьер» 35
2.1. Учет товарооборота в ООО «Компания Премьер» 35
2.2. Контроль товарооборота в ООО «Компания Премьер» 46
3. Анализ товарооборота ООО «Компания Премьер» 57
3.1 Анализ состава, структуры и динамики товарооборота ООО «Компания Премьер»
3.2. Факторный анализ товарооборота ООО «Компания Премьер» 68
3.3. Анализ товарооборота ООО «Компания Премьер» с применением
экономико-математических методов
Заключение 85
Список использованных источников 89
Приложения
Основой любых экономических отношений является желание взаимодействующих хозяйствующих субъектов максимально удовлетворить собственные потребности в условиях ограниченности ресурсов. Каждая стадия общественного производства, в том числе обмен, преследует за собой данную цель. В условиях современной рыночной экономики обмен чаще всего подразумевает под собой куплю-продажу товаров и услуг при помощи денежных средств, то есть торговлю.
Целевым показателем коммерческой хозяйственной деятельности физических и юридических лиц является положительный финансовый результат. Финансовый результат, в свою очередь, формируется под воздействием происходящих в хозяйственной деятельности бизнес-процессов. Основным процессом для экономических субъектов, занимающихся торговой деятельностью, является реализация товара, а важнейшим показателем - товарооборот. Показатель товарооборота отражает выручку, а выручка, в свою очередь, формирует окончательный финансовый результат организации.
Торговая деятельность является одной из важнейших отраслей народного хозяйства и предполагает крупный объем товарных запасов, которые составляют большую часть оборотных средств торговых предприятий. Вследствие этого правильная организация учета товарных операций и товаров играет немаловажную роль для успешного решения задач управленческого и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет отражает реальные процессы изменения стоимостных показателей субъектов торговой деятельности, а также служит основой для её дальнейшего планирования. Благодаря учету есть возможность осуществлять контроль над обоснованностью и законностью хозяйственных операций, за соблюдением финансовой и платежной способностями субъектов хозяйствования, поскольку бухгалтерский учет является частью управленческого процесса.
Нельзя не отметить огромное значение торговой отрасли в наполнении федерального и региональных бюджетов, поскольку она, на сегодняшний день, обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Как источник поступления денежных средств, торговля способствует обеспечению финансовой стабильности регионов и создает условия для развития социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости для населения. Сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение спроса покупателей и сопоставление рыночного спроса и предложения товаров во многом зависит от показателей деятельности торговой организации, её финансового результата, формирующегося благодаря обороту реализуемых товаров, работ, услуг. А значит, анализ и контроль показателей её экономического состояния, в том числе показателя товарооборота, играет важную роль в развитии рынка.
Целью данной бакалаврской работы является изучение порядка признания товарооборота, изучение особенностей учета, анализа и контроля товарооборота в торговле.
Объектом исследования является производственно-хозяйственная деятельность ООО «Компания Премьер» в части движения товаров и формирования товарооборота. ООО «Компания Премьер» занимается оптовой реализацией алкогольной продукции. Основным видом деятельности ООО «Компания Премьер», согласно выписке из ЕГРЮЛ, является «Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт».
Согласно электронному информационному ресурсу СБИС, по объему вы-ручки организация занимает 13 место в отрасли, по стоимости бизнеса 14 место в отрасли по Республике Татарстан. Главным условием, отличающим данный вид торговли от других - обязательное наличие лицензии, предоставляющей право на ведение деятельности по реализации алкоголя. Организация осуществляет торговлю на рынке Республики Татарстан, поставляя местную и иностранного происхождения продукцию.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
а) раскрыть теоретическое понятие товарооборота, способы его формирования, изучить порядок признания товарооборота в учете;
б) изучить систему учета и контроля товарооборота в ООО «Компания Премьер»;
в) провести анализ товарооборота ООО «Компания Премьер»;
Структура работы включает в себя введение, три главы исследовательской и теоретической работы, заключение, список используемой литературы, приложения.
При написании данной работы использовались следующие источники: действующая нормативно-правовая база, внутренние документы исследуемой организации, интернет - ресурсы, научная литература, статьи, в том числе с использованием электронно - библиотечных систем.
Под товарооборотом подразумевают продажу товаров для удовлетворения личных нужд населения в обмен на его денежные средства или другим организациям - для дальнейшей продажи. Экономическую сущность товарооборота отображают экономические отношения, которые связаны с обменом денежных средств на товары.
Выделяют два основных вида торговли - розничную и оптовую. Основы для данной классификации заключаются в нормах гражданского, а также налогового законодательства. Под розничной торговлей подразумевают товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей с помощью продажи ценных товаров. Соответственно, оптовая торговля собой любую деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их либо в целях дальнейшего использования, либо перепродажи. Следовательно, при оптовой торговле товар закупается в больших объемах.
В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота вырабатывается на уровне самой организации. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции организации. Управление товарооборотом совершает сама торговая организация. Первоначально, организация собирает всю необходимую информацию о внутренней и внешней среде организации. Затем, выполняется анализ предыдущих реализаций товаров, иными словами определяют тенденции развития товарооборота в организации. После того, как выполнили анализ, торговая организация разрабатывает цель дальнейшего развития товарооборота, а также устанавливает необходимые объемы товара. И завершающим этапом контроля за товарооборот является, сравнение нынешних результатов с плановыми. В случае необходимости, внести коррективы. Роль товарооборота в деятельности торговой организации неимоверно высока, также может быть охарактеризована следующими моментами. Розничный товарооборот может быть применен для характеристики использования ресурсов организации, а также общей суммы затрат на реализацию товаров. Так как товарооборот является показателем, отражающим существенный конечный результат хозяйственной деятельности торговой организации, то его соотнесение с величиной затраченных ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) приносит представление об эффективности их использования, так как в общем виде показатель эффективности и есть соотношение результатов и затрат.
Торговая деятельность является значительным элементом экономики России. Соответственно, роль государства в данной области должна усиливаться. Торговля в Российской Федерации регулируется большим количеством нормативно-правовыми актами (Конституция РФ, Федеральные законы, Гражданский Кодекс и т.д). Данные документы призваны регулировать торговые от-ношения, формировать конкурентоспособную среду, обеспечить соблюдение прав и законов.
Объектом исследования выступила организация, занимающаяся оптовой реализацией алкогольной продукции по Республике Татарстан.
В ООО «Компания Премьер» на данный момент существует ряд недостатков в учете товаров:
1) не создаются резервы под обесценение товаров. В результате при уценке товаров не заметно возникшего убытка от снижения продажных цен то-варов.
2) не создаются резервы по сомнительным долгам.
В ООО «Компания Премьер» в процессе деятельности происходит еже-дневное движение товаров, которое можно отследить и проверить в специальной информационной системе ЕГАИС, являющейся методом контроля оборота алкогольной продукции со стороны государства, но в то же время позволяет самой организации контролировать движение товара от поставщика или другого ритейлера до отпуска со склада ООО «Компания Премьер». Также для того, чтобы проверить наличие и состояние товаров на складе проводится инвентаризация товаров. В то же время выявляется соответствие фактического наличия товаров на момент инвентаризации и их остатков согласно бухгалтерскому учету. Товары приходуются по фактической себестоимости.
Анализ товарооборота позволяет определить тенденции развития торговой деятельности в организации, а также перспективы изменения товарооборота. От объема товарооборота зависит величина издержек обращения, валового дохода от реализации, а значит и прибыли. По графику изменения товарооборота ООО «Компания Премьер» видно, что рост товарооборота меняется в течение года по кварталам. Максимальный оборот приходится на IV квартал. На основании проведенного анализа видно, что динамика товарооборота положительна. На отчетный год произошел рост товарооборота на 4,5%.
Структурный анализ помог нам установить, как осуществлялась реализация товаров в разрезе групп товаров. С помощью данного анализ было установлено, что большой вклад в товарооборот ООО «Компания Премьер» вносит реализация продукции «водка». Товарооборот по данной продукции за 2015 и 2016 год составил 30% от общего товарооборота.
На объем товарооборота торговой организации оказывает влияние значительное число факторов, которые можно разделить на следующие группы:
1) факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;
2) факторы, связанные с товарными ресурсами;
3) количество проданной продукции и её себестоимость.
Оценка влияния факторов на размер товарооборота выполняется с помощью разнообразных методов экономического анализа, в работе использован факторный анализ.
Анализ оптового товарооборота позволяет прогнозировать на будущий период и определить финансовое состояния и рентабельность организации. Необходимость полного анализа товарооборота определяется тем, что он является одним из важнейших показателей работы торговых организаций и характеризует объем их деятельности. На основе проведенного анализа, следует вы-вод, что у организации как у оптового продавца существует много возможностей по развитию бизнеса и увеличения выручки. Несмотря на высокий контроль со стороны государства, 15-ти летний опыт на алкогольном рынке свел трансакционные издержки по оформлению и организации необходимой бюрократии, соблюдении всех законодательных норм и актов до автоматизма и не предоставляют больших сложностей как для субъектов, только входящих в сферу оборота алкогольной продукции.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с01.06.2018);
3. О бухгалтерском учете: федеральный закон от 06.12.2011г., № 402- ФЗ (ред.от 04.11.2014г.) Информационно-правовая система «Консультант- Плюс».
4. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 8.02.1998 г., №14-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г.) - Информационно-правовая система «Консультант Плюс»
5. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2009 г., № 381 (ред. от 31.12.2014). - Информационно-правовая система «Консультант Плюс», версия от 12.05.16 г.
6. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции; от 22.11.1995 N 171-ФЗ
7. О лицензировании отдельных видов деятельности, Федеральный Закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция)
8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (ред. от 06.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 22.05.2017
9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (ред. от 06.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (ред. от 16.05.2016 г.)//Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 22.05.2017.
11. Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций [Электронный ресурс]: Постановление Госкомстата РФ от 25.12.2008 г. № 132 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». -Последнее обновление 22.05.2017.
12. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. // Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010)
13. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов», Приказ Минфина России от 4 апреля 2017 г. № 57н
14. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010)
15. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли [Электронный ре-сурс]: Письмо Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 г. №1-794/32-5 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
16. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству; (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997)
17. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: информация Минфина России от 25 декабря 2013 г. № ПЗ-11/2013.- Информационно¬правовая система «Гарант».
18. Указания по заполнению формы № 1-ТОРГ федерального статистического наблюдения, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Росстата от 20.08.08 г. № 199
Статистические материалы
19. Федеральная служба государственной статистики, статистический сборник "Торговля в России", Москва, 2017
Монографии и статьи
20. Карева Е. С, "Управление торговым маркетингом на предприятиях алкогольной сферы региона"// Опубликовано в журнале"Маркетинг в России иза рубежом"№3 год - 2011
Учебники, учебные пособия и материалы
21. Адамайтис, Л. Товарооборот как фактор формирования прибыли торговой организации / Л. Адамайтис, И. Андрианова // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2011 .— № 2 .— 450-454
22. Баженов, Ю.К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: Учебное пособие / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
23. Безбородова, Т. М. Управление предприятиями торговли. Учебное пособие / Безбородова Т. М., Дюжева М. Б. — Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. — 343 с.
24. Богаченко, В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: учебник / В.М.Богаченко, Н.А. Кириллова. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
25. Брыкова, Н. В. Основы бухгалтерского учета на предприятиях тор-говли: учебное пособие / Н.В. Брыкова. - Казань: Academia, 2014.
26. Васильев, Г.А, Романов А.А, Поляков. В.А - М.: Вузовский учебник, Маркетинг розничного торгового предприятия : учебное пособие: ИНФРА- М, 2010. - 158 с.
27. Грынин, Б.В Экономический анализ торговой деятельности - // Изд. Москва- 2010, Грынив БВ, 220 с.
28. Диянова, С.Н., Денисова Н.И. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 384 с.
29. Ермаков, С.М. Метод Монте-Карло в вычислительной математике: вводный курс. - СПб., 2009. - 192 с.Жарковская М.А, Юдин А.А. Учет в торговле: справочник. - М.:Издательский дом «Главбух», 2014. - 782 с.
30. Иванов, Г. Г. Оптовая торговля: Учебное пособие / Г.Г. Иванов, А.Ф.Никишин, С.С. Шипилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 150 с
31. Кузнецов, И.Н. Управление продажами: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016, 212 с
32. Лебедева, С.Н., Гаврикова А.В., Сныткова Н.А. «Экономика торгового предприятия» - НОВОЕ ЗНАНИЕ, 5-е изд., 2013, 450 с
33. Лысенко, Ю.В, Кравченко В.Н.,Беленко Д.В "Имитационное моделирование экономических систем": Учебное пособие; изд. 1-е/Под ред. д-раэкон. наук, проф. ЮГ Лысенко, Донецкий национальный университет,2016
34. Лысенко, Ю.В., Лысенко М.В., Таипова Э.Х. Экономика предприятия торговли и общественного питания: учебное пособие / Под ред. Моисеева М. -СПб.: Питер, 2013.
35. Полковский, А.Л. Бухгалтерское дело: учебник / А.Л. Полковский. - М.:,2014 // Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»
36. Сытник, А.В. Портфельный подход в планировании товарооборота предприятия торговли//Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты, 2013. С. 313-316.
37. Чкалова, О.В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / О.В. Чкалова. - М.: ИНФРА-М, 2015. , с 460
Электронные ресурсы
38. Волошина О.В., Скидан А.В. Особенности экономического анализа и аналитического учета товарооборота в торговых организациях [Электронный ресурс] / О.В. Волошина, А.В. Скидан // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 12 (55). - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
39. Кулаева Н.С. Определение выручки от продажи товаров в бухгалтерском учете [Электронный ресурс] / Н.С. Кулаева // Все для ра. - 2010. - № 6. -Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
40. Резникова Е. Товарооборот как необходимое условие получения добавочной стоимости в розничной торговле//риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 3.2. С. 161-164 - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
41. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Индекс потребительских цен на непродовольственные товары 1991 -98 2016гг. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.gks.ru
42. https://rt.rbc.ru/
43. http://online.business.ru/
44. https://www.business-gazeta.ru/