Выпускная квалификационная работа
Проведен анализ динамики бедного населения в Алтайком крае в 2017-2019 годах.
Есть реферат к работе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность бедности и эволюция концептуальных подходов к ее изучению 6
1.2 Основные причины роста уровня бедности 11
1.3 Государственная социальная политика преодоления бедности населения 16
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 22
2.1 Динамика показателей, характеризующих социально-экономического развития региона 22
2.2 Структура бедного населения в регионе и определяющие ее факторы 34
2.3 Основные пути снижения уровня бедности и прогноз ее динамики в Алтайском крае 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что одной из глобальных проблем мирового уровня в настоящее время выступает бедность населения, что в августе 2014 г. было обозначено на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, определившей цели в области устойчивого развития до 2030 г. Первая цель, провозглашенная на вышеуказанной сессии, имеет непосредственное отношение к проблеме бедности и направлена на ликвидацию нищеты.
Отдельной проблемой является оценка уровня бедности в России и ее регионах, включая Алтайский край, ее динамики, особенностей структуры, факторов и условий, определяющих ее специфику, а также влияния на нее политики правительства вообще и в области доходов в частности. При этом в условиях затяжного финансово-экономического кризиса, проявляющегося в замедлении темпов экономического роста РФ, девальвации национальной валюты, падении доходов населения, снижении потребительского спроса, сохраняющихся рисках безработицы и др., бедность представляет собой прогрессирующий процесс как на федеральном, так и региональном уровнях.
Цель работы заключается в поиске путей снижения уровня бедности и прогнозе ее динамики в России на примере Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность бедности и представить эволюцию концептуальных подходов к ее изучению;
выявить основные причины роста уровня бедности;
охарактеризовать особенности государственной социальной политики по преодолению бедности населения;
проанализировать динамику показателей, характеризующих социально-экономического развития Алтайского края;
представить структуру бедного населения в регионе и определяющие ее факторы;
обозначить основные пути снижения уровня бедности и спрогнозировать ее динамику в Алтайском крае.
Объектом исследования является бедность населения.
Предметом исследования выступает динамика бедности населения Алтайского края.
Нормативно-правовую базу исследования составляют законодательные акты РФ в анализируемой сфере, в том числе Конституция РФ, Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 01.04.2019), Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и др.
Теоретическую базу исследования образует труды российских и зарубежных авторов, включая О.С. Абрамову, О.С. Аветисяна, К. Буланова и М. Аверченко, Е.Е. Гришину, В.В. Новожилова, Д.А. Меньших и др.
В качестве основных методов исследования использовались описание, обобщение, сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, предмет, объект и методы исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретические основы исследования проблемы бедности населения.
Во второй главе осуществлен анализ динамики бедности населения в Алтайском крае и предложены основные пути ее снижения.
В заключении представлены сформулированные в ходе исследования выводы.
Основные определения понятия «бедность», предлагаемые известными зарубежными и отечественными учеными, можно систематизировать следующим образом:
представители социал-дарвинистского направления считали бедность скорее положительным явлением, стимулирующим развитие экономики, и не видят необходимости в разработке системных мер государственного порядка по ее сокращению (А. Смит, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон);
представители социал-уравнительного (эгалитарного) направления, напротив, выражали негативное отношение к феномену бедности, с которым следует вести активную борьбу (Э. Реклю, Ч. Бут, К. Маркс)
Представления о бедности в трудах зарубежных ученых в 20 – начале 21 вв. характеризуются более глубоким раскрытием сущности данного явления с учетом не только критериев низкого дохода и удовлетворения основных потребностей, но и степени включенности бедного населения в общественную жизнь (П. Таунсенд, А. Сен, Экономический и социальный Совет ООН от 19 декабря 1984 г.);
представления о бедности в трудах отечественных ученых чаще всего сфокусированы на определении необходимого минимума потребления, который не обеспечивает человеку удовлетворения самых основных потребностей (Л.С. Ржаницына, Е.Е. Румянцева).
Все сложившиеся на сегодняшний день теоретико-методологические подходы к измерению бедности можно объединить в рамках нескольких базовых концепций:
концепций средств к существованию и базовых нужд;
концепций многомерной относительной депривации;
концепций многомерной абсолютной депривации;
концепций бедности по возможностям.
В любом случае бедность сегодня воспринимается как острейшая общественная проблема, а ее уровень служит индикатором качества институтов и государственной политики.
Оценка уровня бедности является не только экономико-статистической, но и политической проблемой, а борьба с бедностью в подавляющем большинстве стран, включая Россию, осуществляется на государственном уровне. На практике к настоящему времени опробовано множество механизмов достижения данной цели, выбор которых может быть обусловлен целым рядом причин. При этом в России борьба с бедностью заявлена как одна из стратегических задач развития государства, решение которой опосредованно касается реализации сразу нескольких национальных проектов. Официальные статистические оценки уровня бедности в России производятся Росстатом с 1992 г. В качестве черты или границы бедности в России используется величина прожиточного минимума (далее также – ПМ). Порядок определения величины ПМ и его назначение регулируются Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому величина ПМ представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы [ФЗ 134]. Начиная с 1 января 2013 г., Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» изменен порядок определения потребительской корзины и ПМ в целом по РФ и в ее субъектах. При этом к основным показателям, характеризующим уровень бедности, относятся: 1) показатель среднедушевого денежного дохода населения; 2) среднемесячная номинальная заработная плата; 3) численность и доля населения с денежными доходами ниже величины ПМ; 4) дефицит денежного дохода и ряд других.
Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс. Основными видами экономической деятельности здесь являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь.
За исследуемый период в регионе происходила ежегодная убыль населения с интенсификацией процесса в 2018 г.: если в 2017 г. произошло сокращение численности населения на 0,5%, то в 2018 г. – на 0,7%. По предварительным данным, в 2019 г. численность населения края сократилась с 2 350,1 тыс. чел. до 2 317,0, то есть на 1,4%, что ниже показателей предыдущих двух лет. Не менее активно снижается и количество занятых в экономике граждан: в 2017 г. – на 2,4%, в 2018 г. – на 0,6%. Правда, предварительная информация за 3 квартал 2019 г. свидетельствует о том, что численность указанной категории граждан выросла с 1053,1 тыс. чел. до 1 089,3 тыс. чел., или на 3,4%, однако скорректированные данные по году пока отсутствуют.
Среднедушевые доходы населения и размер среднемесячной заработной платы в Алтайском крае ежегодно увеличиваются: в первом случае – на 3,4% в 2018 г. и 7,6% в 2019 г., во втором – на 12,2% и 9,5% соответственно.
В результате региона поднялся на одну позицию вверх в рейтинге регионов России по качеству жизни в 2019 г., составленном РИА «Новости». С другой стороны, край продолжает оставаться в самом конце таблицы и занимает 72 место из 85, что не позволяет говорить о значительном и ощутимом продвижении.
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом к концу каждого года в рамках периода исследования увеличивалась: в 2018 г. – на 7,8%, в 2019 г. – на 3,9%. Однако в 2017 г. и 2019 г. в пределах года обозначенный показатель менялся в меньшую сторону. Так, в 2019 г. он уменьшился на 204 руб. – с 9 908 руб. до 9 704 руб. (-2,0%) Для трудоспособного населения минимум к концу года сократился с 10 418 до 10 365 руб. (-0,5%), для пенсионеров – с 8 500 руб. до 8 392 руб. (-1,2%), для детей – с 10 141 руб. до 9 773 руб. (-3,6%) По словам специалистов, подобное уменьшение прожиточного минимума обусловлено сезонным снижением цен на столовые корнеплоды (в среднем на 41,6%) и фрукты (на 8,2 %). Однако, на наш взгляд, устанавливаемые законодателем суммы прожиточного минимума столь незначительны, что даже в условиях небольшого колебания цен на самые необходимые и дешевые продукты снижать их кажется нецелесообразным.
При этом 17,7% жителей Алтайского края являются бедными. Это порядка 416,8 тыс. чел. За 2018 год доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась на 0,2%. Общероссийские показатель бедности ниже краевого и составляет 12,6%, а количество входящих в данную категорию граждан за год стало меньше на 0,6%. Тем не менее, степень расслоения населения по уровню доходов в Алтайском крае ниже, чем по России.
Опираясь на мнения известных политиков и экономистов, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на уровень бедности в Алтайском крае:
4. Отсутствие высокооплачиваемых рабочих мест, низкая заработная плата, особенно в сельской местности. Это сложный процесс, когда люди из села перебираются в Барнаул, а барнаульцы уезжают в другие, более привлекательные, по их мнению, города – Новосибирск, Томск, Москву. В первую очередь, названная тенденция наблюдается среди алтайской молодежи, которая более мобильна. При этом многие возрастные специалисты находят работу вахтовым методом в северных регионах.
5. Отсутствие достойной поддержки граждан, попавших в трудную ситуацию, со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей.
6. Низкий размер пенсионного обеспечения граждан.
Снижению уровня бедности в России и в Алтайском крае может помешать усугубление финансово-экономического кризиса. Поэтому, скорее всего, руководству страны и региона придется принимать большой пакет мер по достижению данной цели. Для этого можно воспользоваться положительным опытом других стран, например:
5. Осуществить переход к накопительной пенсионной системе (Германия, Франция).
6. Провести налоговую реформу, освободив от налогов все семьи с душевыми доходами ниже одного-двух прожиточных минимумов, перейти от одинакового подоходного налога для всех к учету профиля налогоплательщика (является ли он одиноким, семейным, имеет ли детей, насколько велики его доходы).
7. Важным шагом по снижению уровня бедности должно стать увеличение пособий и льгот на детей, особенно на второго и третьего ребенка, а также льгот нуждающимся семьям, к примеру, при оплате детского сада и т.п.
Ниже представлены более конкретные меры по снижению уровня бедности в Алтайском крае с учетом новой Стратегии – 2035:
4. Разработка и реализация новых государственных целевых программ на базе новой Стратегии – 2035, которые должны стать основой для перемен в таких фундаментальных отраслях, как образование, промышленное и сельскохозяйственное производство, а также туризм.
5. Необходимым условием для снижения бедности является всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса в регионе, а именно повышение уровня доступности различных финансовых форм поддержки предпринимательства.
6. В качестве реальных механизмов, которые могут способствовать снижению уровня бедности в Алтайском крае, можно рассматривать более активную адресную поддержку представителей самых востребованных и необходимых для жизни региона профессий – врачей, педагогов и т. д., включая, например, повышение районных коэффициентов.
Очевидным является тот факт, что быстро изменить сложившуюся ситуацию с уровнем бедности в РФ и Алтайском крае нельзя, особенно в условиях кризисной экономики. Необходима постоянная работа, направленная на развитие региона и повышения качества жизни населения.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2020).
2. О прожиточном минимуме в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2020).
3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2020).
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс. – URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2020).
5. Абрамова О.С. Формирование региональной политики преодоления бедности населения в современных условиях: дисс. канд. эк. н. – Самара, 2015. – 175 с.
6. Аветисян И.А. Проблемы преодоления социального неравенства общества и сокращения бедности населения в современной России // Вопросы территориального развития. 2019. Вып. 5 (50). С. 1-18.
7. Аджемоглу Д., Робинсон Дж. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.litmir.me/br/?b=266765&p=1 (дата обращения: 22.03.2020).
8. Азгальдов Г.Г., Бобков В.Н., Ельмеев В.Я. Квалиметрия. – М.: Всероссийский центр уровня жизни; Ижевск: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2016. – 820 с.
9. Айрапетян Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ. – М., 2016. – 188 с.
10. Ахметшин Р.М. Тенденции развития российской предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2017. № 22. С. 38-41.
11. Баймурзина Г.Р., Валиахметов Р.М., Колосова Р.П. Реализация принципов концепции достойного труда в России региональный аспект (на примере Республики Башкортостан). – Уфа: АН РБ, Гилем, 2017. – 216 с.
12. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: Т. 1. – М.: РАГС, 2017. – 464 с.
13. Батайкин П.А. Разработка и реализация эволюционно-системной парадигмы государственного регулирования экономики в условиях становления постиндустриального уклада. – Казань, 2017. – 329 с.
14. Бедность, низкие зарплаты и «полумертвая экономика»: почему Алтайский край теряет людей [Электронный ресурс] // ИД «Алтапресс». – 13.02.2020. – URL: https://altapress.ru/zhizn/story/bednost-nizkie-zarplati-i-polumertvaya-ekonomika-pochemu-altayskiy-kray-teryaet-lyudey-262242 (дата обращения: 22.03.2020).
15. Берендеева А.Б. Социальная экономика: фантом или реальность? // Рождение культурологии в России (сборник научных трудов). Иваново; Шуя: Центр кризисоло-гических исследований ГОУ ВПО «ШГПУ», 2017. С. 467-477.
16. Буланов К., Оверченко М. Нобелевскую премию по экономике дали за исследование бедности [Электронный ресурс] // Ведомости. – 14.10.2019. – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/10/14/813597-nobelevskuyu-ekonomike (дата обращения: 22.03.2020).
17. Бутенко Е.И. Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России // Российский юридический журнал. 2016. № 1. С. 195-202.
18. Буткалюк В. Качество трудовой жизни как составляющая качества жизни // Социология: теория, методы, маркетинг. 2017. № 4. С. 138-151.
19. Бюджетирование, ориентированное на результат: Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. – URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budget/resoriented/programs/ (дата обращения: 22.03.2020).
20. В Алтайском крае в первом чтении приняли стратегию развития региона до 2035 года [Электронный ресурс] // Рамблер / Финансы. – 28.11.2019. – URL: https://finance.rambler.ru/other/43245966/?utm_content=finance_ media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 22.03.2020).
21. Василенок В.Л. малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия Экономика и экологический менеджмент. 2018. №1. С. 98-104.
22. Вергун С.С. Особенности бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России // Science Time. 2015. № 9. С. 42-52.
23. Влияние пенсионной реформы на бедность в России оценили эксперты [Электронный ресурс] // Без формата. – 11.04.2019. – URL: https://barnaul.bezformata.com/listnews/pensionnoj-reformi-na-bednost-v-rossii/74138384/ (дата обращения: 22.03.2020).
24. Гавалиди К.Н. Формирование организационно-экономического механизма социальной защиты и поддержки населения (на примере Республики Северная Осетия-Алания): дисс. канд. эк. н. – СПб., 2016. – 175 с.
25. Герасимова И.А., Герасимова Е.В. Неравенство денежных доходов населения России (пространственно-временной подход) // Мир России. 2015. №2. С. 38-75.
26. Глустенков И.В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России: дисс. канд. эк. н.. – М.: 2016. – 158 с.
27. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: «Дашков и к», 2018. – 568 с.
28. Государственное стратегическое управление: монография / Под общ. ред. проф. Ю.В. Кузнецова. – СПб.: Питер, 2017. – 320 с.
29. Гришина Е.Е. Различные аспекты бедности семей с детьми // ЭКО. 2018. №3. С. 7-26.
30. Грудинин Н.С. Конституционное правосознание граждан Российской Федерации как фактор, содействующий развитию правового государства // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная научно-практическая конференция 26 ноября 2015 г. Екатеринбург: УИУ РАНХиГС, 2016. С. 81-84.
31. Губернаторова Н.Н., Зайцева А.В. Сущность и значение экономической безопасности // Современные вопросы развития финансовой системы: Сборник трудов международной заочной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. Челябинск, 2016. С. 381-384.
32. «Два Алтая» по итогам 2019 года остались на дне рейтинга регионов России по качеству жизни [Электронный ресурс] // Банкфакс. – 17.02.2020. – URL: https://www.bankfax.ru/news/135495 (дата обращения: 22.03.2020).
33. Завадская В.В., Сарсенова Д.Р. Влияние санкций на экономику России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. №10. С. 232-235. – URL: https://moluch.ru/archive/144/40504/ (дата обращения: 22.03.2020).
34. Зонова О.В. Качество трудовой жизни в Российской Федерации: измерение и оценка: дисс. канд. эк. н. – Томск, 2016. – 233 с.
35. Инвестиционная активность в Алтайском крае [Электронный ресурс]. – URL: http://www.econom22.ru/investment/investoram/InvActivnost/index.php (дата обращения: 22.03.2020).
36. Климова Н.В, Лаврентьева Т.В. Бедность в России и пути ее преодоления // Научный журнал КубГАУ, 2016. №100 (06). С. 1-11.
37. Клисторин В.И. О бедности в России и в мире // Идеи и идеалы. Экономика и бизнес. 2019. Том 11. №3. Ч. 2. С. 264-280.
38. Колодняя Е.А., Важенина Т.Ю. Отечественный и зарубежный опыт использования программно-целевого подхода в управлении экономикой региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 8. С. 61-63.
39. Коробов С.А. Развитие системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства: ресурсно-ориентированный подход: дисс. д. эк. н. – Волгоград, 2017. – 336 с.
40. Кривошеева М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления. – Воронеж, 2016. – 115 с.
41. Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике // Вопросы экономики. 2015. №17. С. 90-92.
42. Кузнецова П. Недоходная бедность пожилых // ЭКО. 2018. № 3. С. 27-43.
43. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник. – М.: Экономика, 2017. – 575 с.
44. Куликов Н.И., Вдовина Е.С. Оценка качества жизни населения региона // Вопросы современной науки и практики. 2018. № 7-9 (30). С. 194-203.
45. Леконцев И.П. Бедность в России: официальная статистика и результаты социологических опросов ВЦИОМ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 111-119.
Меньших Д.А. Новая концепция бедности в России как основа социальной политики // Научные исследования экономического факультета. 2018. Т. 9. Вып. 1. С. 65-78.
46. Лига М.Б. Качество жизни: генезис идей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2017. № 2. С. 244.
47. Меньших Д.А. Новая концепция бедности в России как основа социальной политики // Научные исследования экономического факультета. Том 9. Вып. 2. С. 65-78.
48. МРОТ в России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mojazarplata.ru/main/minimumwages/mrot (дата обращения 22.03.2020).
49. Новожилов В.В. Пределы инфляции [Электронный ресурс]. – URL: http:// victor.sokirko.com/ecomomy/Zes3/1.1.htm (дата обращения: 22.03.2020).
50. Новые технологии государственного управления в зеркале канадского и российского опыта: монография / Под ред. А. М. Марголина и П. Дуткевича. – М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2018. – 272 с.
51. Отчет о деятельности Правительства Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2018 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайского края. – URL: http://www.altairegion22.ru (дата обращения: 22.03.2020).
52. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа». – М.: ИНФРА-М, 2017. – 272 с.
53. Петухова М.С. Институциональная и неформальная занятость в условиях экономического кризиса (на материалах Калужской области): дисс. канд. соц. н. / М.С. Петухова. – М., 2016. – 172 с.
54. Пикетти Т. Капитал в XXI веке [Электронный ресурс]. – 2017. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=273479&p=1 (дата обращения: 22.03.2020).
55. Плюхина А.А. Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития // Экономический журнал. 2016. № 4 (40). С. 36-42.
56. Прожиточный минимум во всех областях, республиках и краях России на март 2020 года [Электронный ресурс] // Прожиточный минимум. – URL: https:// prozhitochnyj-minimum.ru (дата обращения: 22.03.2020).
57. Рабаданова К.А. Совершенствование структурной политики региона в условиях инновационных преобразований в экономике: автореф. дисс. канд. эк. н. – Махачкала, 2018. – 26 с.
58. Райзберг Б.А. Системный подход в перспективном планировании. – М.: Экономика, 2017. – 255 с.
59. Роик В.Д. Минимальная заработная плата: плата за труд или регулятор социального вспомоществования? [Электронный ресурс]. – URL: http://www.niitss.ru/analytics/publications/post_207.html (дата обращения 22.03.2020).
60. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2018. – 448 с.
61. Сятчихин С.В. Концепция межбюджетных отношений в условиях саморазвития территорий // Российское предпринимательство. 2016. № 8 (254). С. 132-137.
62. Тарент И.Г., Юдников С.А., Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Академия, 2017. – 210 с.
63. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. – М.: ГУ ВШЭ, 2016. – 400 с.
64. Федотова Г.В. Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институциализации обратных связей в управлении: дисс. д.эк. н. – Курск, 2016. – 392 с.
65. Шишкина Н.О. Вертикаль власти: проблемы укрепления российской государственности в современных условиях. – СПб.: Балт. гос. техн. ун-т. – 2017. – 120 с.
66. Экономика Алтайского края [Электронный ресурс] // Алтай-Информ. – URL: http://алтай-информ.рф/ekonomika-kraya.html (дата обращения: 22.03.2020).