Динамика уровня бедности населения Алтайского края (Алтайский государственный университет)
|
Выпускная квалификационная работа
Проведен анализ динамики бедного населения в Алтайком крае в 2017-2019 годах.
Есть реферат к работе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность бедности и эволюция концептуальных подходов к ее изучению 6
1.2 Основные причины роста уровня бедности 11
1.3 Государственная социальная политика преодоления бедности населения 16
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 22
2.1 Динамика показателей, характеризующих социально-экономического развития региона 22
2.2 Структура бедного населения в регионе и определяющие ее факторы 34
2.3 Основные пути снижения уровня бедности и прогноз ее динамики в Алтайском крае 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Проведен анализ динамики бедного населения в Алтайком крае в 2017-2019 годах.
Есть реферат к работе.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 Сущность бедности и эволюция концептуальных подходов к ее изучению 6
1.2 Основные причины роста уровня бедности 11
1.3 Государственная социальная политика преодоления бедности населения 16
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 22
2.1 Динамика показателей, характеризующих социально-экономического развития региона 22
2.2 Структура бедного населения в регионе и определяющие ее факторы 34
2.3 Основные пути снижения уровня бедности и прогноз ее динамики в Алтайском крае 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что одной из глобальных проблем мирового уровня в настоящее время выступает бедность населения, что в августе 2014 г. было обозначено на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, определившей цели в области устойчивого развития до 2030 г. Первая цель, провозглашенная на вышеуказанной сессии, имеет непосредственное отношение к проблеме бедности и направлена на ликвидацию нищеты.
Отдельной проблемой является оценка уровня бедности в России и ее регионах, включая Алтайский край, ее динамики, особенностей структуры, факторов и условий, определяющих ее специфику, а также влияния на нее политики правительства вообще и в области доходов в частности. При этом в условиях затяжного финансово-экономического кризиса, проявляющегося в замедлении темпов экономического роста РФ, девальвации национальной валюты, падении доходов населения, снижении потребительского спроса, сохраняющихся рисках безработицы и др., бедность представляет собой прогрессирующий процесс как на федеральном, так и региональном уровнях.
Цель работы заключается в поиске путей снижения уровня бедности и прогнозе ее динамики в России на примере Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность бедности и представить эволюцию концептуальных подходов к ее изучению;
выявить основные причины роста уровня бедности;
охарактеризовать особенности государственной социальной политики по преодолению бедности населения;
проанализировать динамику показателей, характеризующих социально-экономического развития Алтайского края;
представить структуру бедного населения в регионе и определяющие ее факторы;
обозначить основные пути снижения уровня бедности и спрогнозировать ее динамику в Алтайском крае.
Объектом исследования является бедность населения.
Предметом исследования выступает динамика бедности населения Алтайского края.
Нормативно-правовую базу исследования составляют законодательные акты РФ в анализируемой сфере, в том числе Конституция РФ, Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 01.04.2019), Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и др.
Теоретическую базу исследования образует труды российских и зарубежных авторов, включая О.С. Абрамову, О.С. Аветисяна, К. Буланова и М. Аверченко, Е.Е. Гришину, В.В. Новожилова, Д.А. Меньших и др.
В качестве основных методов исследования использовались описание, обобщение, сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, предмет, объект и методы исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретические основы исследования проблемы бедности населения.
Во второй главе осуществлен анализ динамики бедности населения в Алтайском крае и предложены основные пути ее снижения.
В заключении представлены сформулированные в ходе исследования выводы.
Отдельной проблемой является оценка уровня бедности в России и ее регионах, включая Алтайский край, ее динамики, особенностей структуры, факторов и условий, определяющих ее специфику, а также влияния на нее политики правительства вообще и в области доходов в частности. При этом в условиях затяжного финансово-экономического кризиса, проявляющегося в замедлении темпов экономического роста РФ, девальвации национальной валюты, падении доходов населения, снижении потребительского спроса, сохраняющихся рисках безработицы и др., бедность представляет собой прогрессирующий процесс как на федеральном, так и региональном уровнях.
Цель работы заключается в поиске путей снижения уровня бедности и прогнозе ее динамики в России на примере Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность бедности и представить эволюцию концептуальных подходов к ее изучению;
выявить основные причины роста уровня бедности;
охарактеризовать особенности государственной социальной политики по преодолению бедности населения;
проанализировать динамику показателей, характеризующих социально-экономического развития Алтайского края;
представить структуру бедного населения в регионе и определяющие ее факторы;
обозначить основные пути снижения уровня бедности и спрогнозировать ее динамику в Алтайском крае.
Объектом исследования является бедность населения.
Предметом исследования выступает динамика бедности населения Алтайского края.
Нормативно-правовую базу исследования составляют законодательные акты РФ в анализируемой сфере, в том числе Конституция РФ, Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. от 01.04.2019), Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и др.
Теоретическую базу исследования образует труды российских и зарубежных авторов, включая О.С. Абрамову, О.С. Аветисяна, К. Буланова и М. Аверченко, Е.Е. Гришину, В.В. Новожилова, Д.А. Меньших и др.
В качестве основных методов исследования использовались описание, обобщение, сравнение, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, предмет, объект и методы исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты теоретические основы исследования проблемы бедности населения.
Во второй главе осуществлен анализ динамики бедности населения в Алтайском крае и предложены основные пути ее снижения.
В заключении представлены сформулированные в ходе исследования выводы.
Основные определения понятия «бедность», предлагаемые известными зарубежными и отечественными учеными, можно систематизировать следующим образом:
представители социал-дарвинистского направления считали бедность скорее положительным явлением, стимулирующим развитие экономики, и не видят необходимости в разработке системных мер государственного порядка по ее сокращению (А. Смит, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон);
представители социал-уравнительного (эгалитарного) направления, напротив, выражали негативное отношение к феномену бедности, с которым следует вести активную борьбу (Э. Реклю, Ч. Бут, К. Маркс)
Представления о бедности в трудах зарубежных ученых в 20 – начале 21 вв. характеризуются более глубоким раскрытием сущности данного явления с учетом не только критериев низкого дохода и удовлетворения основных потребностей, но и степени включенности бедного населения в общественную жизнь (П. Таунсенд, А. Сен, Экономический и социальный Совет ООН от 19 декабря 1984 г.);
представления о бедности в трудах отечественных ученых чаще всего сфокусированы на определении необходимого минимума потребления, который не обеспечивает человеку удовлетворения самых основных потребностей (Л.С. Ржаницына, Е.Е. Румянцева).
Все сложившиеся на сегодняшний день теоретико-методологические подходы к измерению бедности можно объединить в рамках нескольких базовых концепций:
концепций средств к существованию и базовых нужд;
концепций многомерной относительной депривации;
концепций многомерной абсолютной депривации;
концепций бедности по возможностям.
В любом случае бедность сегодня воспринимается как острейшая общественная проблема, а ее уровень служит индикатором качества институтов и государственной политики.
Оценка уровня бедности является не только экономико-статистической, но и политической проблемой, а борьба с бедностью в подавляющем большинстве стран, включая Россию, осуществляется на государственном уровне. На практике к настоящему времени опробовано множество механизмов достижения данной цели, выбор которых может быть обусловлен целым рядом причин. При этом в России борьба с бедностью заявлена как одна из стратегических задач развития государства, решение которой опосредованно касается реализации сразу нескольких национальных проектов. Официальные статистические оценки уровня бедности в России производятся Росстатом с 1992 г. В качестве черты или границы бедности в России используется величина прожиточного минимума (далее также – ПМ). Порядок определения величины ПМ и его назначение регулируются Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому величина ПМ представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы [ФЗ 134]. Начиная с 1 января 2013 г., Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» изменен порядок определения потребительской корзины и ПМ в целом по РФ и в ее субъектах. При этом к основным показателям, характеризующим уровень бедности, относятся: 1) показатель среднедушевого денежного дохода населения; 2) среднемесячная номинальная заработная плата; 3) численность и доля населения с денежными доходами ниже величины ПМ; 4) дефицит денежного дохода и ряд других.
Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс. Основными видами экономической деятельности здесь являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь.
За исследуемый период в регионе происходила ежегодная убыль населения с интенсификацией процесса в 2018 г.: если в 2017 г. произошло сокращение численности населения на 0,5%, то в 2018 г. – на 0,7%. По предварительным данным, в 2019 г. численность населения края сократилась с 2 350,1 тыс. чел. до 2 317,0, то есть на 1,4%, что ниже показателей предыдущих двух лет. Не менее активно снижается и количество занятых в экономике граждан: в 2017 г. – на 2,4%, в 2018 г. – на 0,6%. Правда, предварительная информация за 3 квартал 2019 г. свидетельствует о том, что численность указанной категории граждан выросла с 1053,1 тыс. чел. до 1 089,3 тыс. чел., или на 3,4%, однако скорректированные данные по году пока отсутствуют.
Среднедушевые доходы населения и размер среднемесячной заработной платы в Алтайском крае ежегодно увеличиваются: в первом случае – на 3,4% в 2018 г. и 7,6% в 2019 г., во втором – на 12,2% и 9,5% соответственно.
В результате региона поднялся на одну позицию вверх в рейтинге регионов России по качеству жизни в 2019 г., составленном РИА «Новости». С другой стороны, край продолжает оставаться в самом конце таблицы и занимает 72 место из 85, что не позволяет говорить о значительном и ощутимом продвижении.
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом к концу каждого года в рамках периода исследования увеличивалась: в 2018 г. – на 7,8%, в 2019 г. – на 3,9%. Однако в 2017 г. и 2019 г. в пределах года обозначенный показатель менялся в меньшую сторону. Так, в 2019 г. он уменьшился на 204 руб. – с 9 908 руб. до 9 704 руб. (-2,0%) Для трудоспособного населения минимум к концу года сократился с 10 418 до 10 365 руб. (-0,5%), для пенсионеров – с 8 500 руб. до 8 392 руб. (-1,2%), для детей – с 10 141 руб. до 9 773 руб. (-3,6%) По словам специалистов, подобное уменьшение прожиточного минимума обусловлено сезонным снижением цен на столовые корнеплоды (в среднем на 41,6%) и фрукты (на 8,2 %). Однако, на наш взгляд, устанавливаемые законодателем суммы прожиточного минимума столь незначительны, что даже в условиях небольшого колебания цен на самые необходимые и дешевые продукты снижать их кажется нецелесообразным.
При этом 17,7% жителей Алтайского края являются бедными. Это порядка 416,8 тыс. чел. За 2018 год доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась на 0,2%. Общероссийские показатель бедности ниже краевого и составляет 12,6%, а количество входящих в данную категорию граждан за год стало меньше на 0,6%. Тем не менее, степень расслоения населения по уровню доходов в Алтайском крае ниже, чем по России.
Опираясь на мнения известных политиков и экономистов, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на уровень бедности в Алтайском крае:
4. Отсутствие высокооплачиваемых рабочих мест, низкая заработная плата, особенно в сельской местности. Это сложный процесс, когда люди из села перебираются в Барнаул, а барнаульцы уезжают в другие, более привлекательные, по их мнению, города – Новосибирск, Томск, Москву. В первую очередь, названная тенденция наблюдается среди алтайской молодежи, которая более мобильна. При этом многие возрастные специалисты находят работу вахтовым методом в северных регионах.
5. Отсутствие достойной поддержки граждан, попавших в трудную ситуацию, со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей.
6. Низкий размер пенсионного обеспечения граждан.
Снижению уровня бедности в России и в Алтайском крае может помешать усугубление финансово-экономического кризиса. Поэтому, скорее всего, руководству страны и региона придется принимать большой пакет мер по достижению данной цели. Для этого можно воспользоваться положительным опытом других стран, например:
5. Осуществить переход к накопительной пенсионной системе (Германия, Франция).
6. Провести налоговую реформу, освободив от налогов все семьи с душевыми доходами ниже одного-двух прожиточных минимумов, перейти от одинакового подоходного налога для всех к учету профиля налогоплательщика (является ли он одиноким, семейным, имеет ли детей, насколько велики его доходы).
7. Важным шагом по снижению уровня бедности должно стать увеличение пособий и льгот на детей, особенно на второго и третьего ребенка, а также льгот нуждающимся семьям, к примеру, при оплате детского сада и т.п.
Ниже представлены более конкретные меры по снижению уровня бедности в Алтайском крае с учетом новой Стратегии – 2035:
4. Разработка и реализация новых государственных целевых программ на базе новой Стратегии – 2035, которые должны стать основой для перемен в таких фундаментальных отраслях, как образование, промышленное и сельскохозяйственное производство, а также туризм.
5. Необходимым условием для снижения бедности является всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса в регионе, а именно повышение уровня доступности различных финансовых форм поддержки предпринимательства.
6. В качестве реальных механизмов, которые могут способствовать снижению уровня бедности в Алтайском крае, можно рассматривать более активную адресную поддержку представителей самых востребованных и необходимых для жизни региона профессий – врачей, педагогов и т. д., включая, например, повышение районных коэффициентов.
Очевидным является тот факт, что быстро изменить сложившуюся ситуацию с уровнем бедности в РФ и Алтайском крае нельзя, особенно в условиях кризисной экономики. Необходима постоянная работа, направленная на развитие региона и повышения качества жизни населения.
представители социал-дарвинистского направления считали бедность скорее положительным явлением, стимулирующим развитие экономики, и не видят необходимости в разработке системных мер государственного порядка по ее сокращению (А. Смит, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон);
представители социал-уравнительного (эгалитарного) направления, напротив, выражали негативное отношение к феномену бедности, с которым следует вести активную борьбу (Э. Реклю, Ч. Бут, К. Маркс)
Представления о бедности в трудах зарубежных ученых в 20 – начале 21 вв. характеризуются более глубоким раскрытием сущности данного явления с учетом не только критериев низкого дохода и удовлетворения основных потребностей, но и степени включенности бедного населения в общественную жизнь (П. Таунсенд, А. Сен, Экономический и социальный Совет ООН от 19 декабря 1984 г.);
представления о бедности в трудах отечественных ученых чаще всего сфокусированы на определении необходимого минимума потребления, который не обеспечивает человеку удовлетворения самых основных потребностей (Л.С. Ржаницына, Е.Е. Румянцева).
Все сложившиеся на сегодняшний день теоретико-методологические подходы к измерению бедности можно объединить в рамках нескольких базовых концепций:
концепций средств к существованию и базовых нужд;
концепций многомерной относительной депривации;
концепций многомерной абсолютной депривации;
концепций бедности по возможностям.
В любом случае бедность сегодня воспринимается как острейшая общественная проблема, а ее уровень служит индикатором качества институтов и государственной политики.
Оценка уровня бедности является не только экономико-статистической, но и политической проблемой, а борьба с бедностью в подавляющем большинстве стран, включая Россию, осуществляется на государственном уровне. На практике к настоящему времени опробовано множество механизмов достижения данной цели, выбор которых может быть обусловлен целым рядом причин. При этом в России борьба с бедностью заявлена как одна из стратегических задач развития государства, решение которой опосредованно касается реализации сразу нескольких национальных проектов. Официальные статистические оценки уровня бедности в России производятся Росстатом с 1992 г. В качестве черты или границы бедности в России используется величина прожиточного минимума (далее также – ПМ). Порядок определения величины ПМ и его назначение регулируются Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», согласно которому величина ПМ представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы [ФЗ 134]. Начиная с 1 января 2013 г., Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» изменен порядок определения потребительской корзины и ПМ в целом по РФ и в ее субъектах. При этом к основным показателям, характеризующим уровень бедности, относятся: 1) показатель среднедушевого денежного дохода населения; 2) среднемесячная номинальная заработная плата; 3) численность и доля населения с денежными доходами ниже величины ПМ; 4) дефицит денежного дохода и ряд других.
Экономика Алтайского края представляет собой многоотраслевой комплекс. Основными видами экономической деятельности здесь являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское и лесное хозяйство, транспорт и связь.
За исследуемый период в регионе происходила ежегодная убыль населения с интенсификацией процесса в 2018 г.: если в 2017 г. произошло сокращение численности населения на 0,5%, то в 2018 г. – на 0,7%. По предварительным данным, в 2019 г. численность населения края сократилась с 2 350,1 тыс. чел. до 2 317,0, то есть на 1,4%, что ниже показателей предыдущих двух лет. Не менее активно снижается и количество занятых в экономике граждан: в 2017 г. – на 2,4%, в 2018 г. – на 0,6%. Правда, предварительная информация за 3 квартал 2019 г. свидетельствует о том, что численность указанной категории граждан выросла с 1053,1 тыс. чел. до 1 089,3 тыс. чел., или на 3,4%, однако скорректированные данные по году пока отсутствуют.
Среднедушевые доходы населения и размер среднемесячной заработной платы в Алтайском крае ежегодно увеличиваются: в первом случае – на 3,4% в 2018 г. и 7,6% в 2019 г., во втором – на 12,2% и 9,5% соответственно.
В результате региона поднялся на одну позицию вверх в рейтинге регионов России по качеству жизни в 2019 г., составленном РИА «Новости». С другой стороны, край продолжает оставаться в самом конце таблицы и занимает 72 место из 85, что не позволяет говорить о значительном и ощутимом продвижении.
Величина прожиточного минимума на душу населения в целом к концу каждого года в рамках периода исследования увеличивалась: в 2018 г. – на 7,8%, в 2019 г. – на 3,9%. Однако в 2017 г. и 2019 г. в пределах года обозначенный показатель менялся в меньшую сторону. Так, в 2019 г. он уменьшился на 204 руб. – с 9 908 руб. до 9 704 руб. (-2,0%) Для трудоспособного населения минимум к концу года сократился с 10 418 до 10 365 руб. (-0,5%), для пенсионеров – с 8 500 руб. до 8 392 руб. (-1,2%), для детей – с 10 141 руб. до 9 773 руб. (-3,6%) По словам специалистов, подобное уменьшение прожиточного минимума обусловлено сезонным снижением цен на столовые корнеплоды (в среднем на 41,6%) и фрукты (на 8,2 %). Однако, на наш взгляд, устанавливаемые законодателем суммы прожиточного минимума столь незначительны, что даже в условиях небольшого колебания цен на самые необходимые и дешевые продукты снижать их кажется нецелесообразным.
При этом 17,7% жителей Алтайского края являются бедными. Это порядка 416,8 тыс. чел. За 2018 год доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась на 0,2%. Общероссийские показатель бедности ниже краевого и составляет 12,6%, а количество входящих в данную категорию граждан за год стало меньше на 0,6%. Тем не менее, степень расслоения населения по уровню доходов в Алтайском крае ниже, чем по России.
Опираясь на мнения известных политиков и экономистов, можно выделить следующие основные факторы, влияющие на уровень бедности в Алтайском крае:
4. Отсутствие высокооплачиваемых рабочих мест, низкая заработная плата, особенно в сельской местности. Это сложный процесс, когда люди из села перебираются в Барнаул, а барнаульцы уезжают в другие, более привлекательные, по их мнению, города – Новосибирск, Томск, Москву. В первую очередь, названная тенденция наблюдается среди алтайской молодежи, которая более мобильна. При этом многие возрастные специалисты находят работу вахтовым методом в северных регионах.
5. Отсутствие достойной поддержки граждан, попавших в трудную ситуацию, со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей.
6. Низкий размер пенсионного обеспечения граждан.
Снижению уровня бедности в России и в Алтайском крае может помешать усугубление финансово-экономического кризиса. Поэтому, скорее всего, руководству страны и региона придется принимать большой пакет мер по достижению данной цели. Для этого можно воспользоваться положительным опытом других стран, например:
5. Осуществить переход к накопительной пенсионной системе (Германия, Франция).
6. Провести налоговую реформу, освободив от налогов все семьи с душевыми доходами ниже одного-двух прожиточных минимумов, перейти от одинакового подоходного налога для всех к учету профиля налогоплательщика (является ли он одиноким, семейным, имеет ли детей, насколько велики его доходы).
7. Важным шагом по снижению уровня бедности должно стать увеличение пособий и льгот на детей, особенно на второго и третьего ребенка, а также льгот нуждающимся семьям, к примеру, при оплате детского сада и т.п.
Ниже представлены более конкретные меры по снижению уровня бедности в Алтайском крае с учетом новой Стратегии – 2035:
4. Разработка и реализация новых государственных целевых программ на базе новой Стратегии – 2035, которые должны стать основой для перемен в таких фундаментальных отраслях, как образование, промышленное и сельскохозяйственное производство, а также туризм.
5. Необходимым условием для снижения бедности является всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса в регионе, а именно повышение уровня доступности различных финансовых форм поддержки предпринимательства.
6. В качестве реальных механизмов, которые могут способствовать снижению уровня бедности в Алтайском крае, можно рассматривать более активную адресную поддержку представителей самых востребованных и необходимых для жизни региона профессий – врачей, педагогов и т. д., включая, например, повышение районных коэффициентов.
Очевидным является тот факт, что быстро изменить сложившуюся ситуацию с уровнем бедности в РФ и Алтайском крае нельзя, особенно в условиях кризисной экономики. Необходима постоянная работа, направленная на развитие региона и повышения качества жизни населения.
Подобные работы
- Оценка уровня бедности и прогнозе ее динамики в регионах России (Алтайский государственный университет)
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Теоретические основы исследования проблемы бедности в России и в мире (Алтайский государственный университет)
Рефераты, социология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Проблема бедности в Алтайском крае
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Социальная защита безработных в Алтайском крае: проблемы и пути их решения (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Отчет об учебной практике (Доходы населения и дифференциация населения по доходам, Экономическая и социальная политика, Алтайский Государственный Технический Университет)
Отчеты по практике, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - Динамика изменения материального благополучия населения города Барнаула в
2012-2016 г. (на примере группы автовладельцев)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Проблема дифференциации доходов в рыночной экономике (Кубанский государственный технологический университет)
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Социальное предпринимательство как фактор социального развития Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018



