Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Выпускная квалификационная работа.
База исследования: МБОУ «Нювчимская начальная школа – детский сад» (4 учащихся 2-го класса).
Есть объемные приложения .
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» 6
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» 6
1.2 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
1.3 АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА «ШКОЛА РОССИИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 21
1.4 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 38
2.1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (констатирующий этап) 38
2.2 ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (формирующий этап) 45
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (контрольный этап) 57
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Забота о здоровье детей актуализирует необходимость поиска новых средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровье сбережения.
На современном этапе время все большую значимость приобретает потребность формирования у детей стремления к ЗОЖ. Это связано с необходимостью подготовки физически и психически здорового поколения, в формировании полноценных членов общества, способных продуктивно функционировать в рамках современного социума, социализироваться в нем и взаимодействовать с другими людьми. Формирование потребности в ЗОЖ рациональнее осуществлять в период обучения детей в начальной школе. Это связано с тем, что современная школа все чаще сталкивается с проблемой по созданию условий сохранения здоровья детей, снижения воздействия на них вредных факторов на всем протяжении обучения. Сложности в учебе связаны с тем, что реализуемые образовательные программы несут в себя значительную нагрузку на учащихся. Особенно эта нагрузка сказывается на учащихся начальной школы, которые еще недавно посещали детский сад и им сложно адаптироваться к новым требованиям. Большая учебная нагрузка неизбежно влечет за собой эмоциональные перегрузки, перенапряжение нервной системы, и как следствие ухудшение общего здоровья детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является решающим в формировании физического и психологического здоровья. Именно у детей в возрасте до семи лет идет активное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характер. Самое главное на этом этапе сформировать у детей базу теоретических и практических навыков здорового образа жизни.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя, как человека и личность. Отношение ребенка к здоровью зависит напрямую от сформированности в его сознании этого понятия как отмечает ряд авторов – Т. Казакова [Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: метод. пособие // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3], М. Сильченко [Сильченко М. Формирование привычек здорового образа жизни // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69] и др.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание. На долю так называемого «школьного фактора» приходится 25% всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка [Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509].
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни в курсе «Окружающий мир» занимают особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста основ здорового образа жизни. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется здоровому образу жизни, большое количество родителей современных учеников младшей школы придерживаются такого образа жизни, но их дети недостаточно информированы о нем.
Тему здорового образа жизни изучали многие ученые и методисты: проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии – И.В. Журавлева, М. Калинина и др., психологии – Л.С. Выготский и др., экологии – Е.А. Гольман и др.; и педагогики – Н.Ф. Виноградова, Д.А. Кольцов и др. Теоретические аспекты формирования здоровья под влиянием социальных и биологических факторов представлены в работах И.М. Новиковой, М. Сильченко, Г.С. Туманян. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка рассматривали Т. Казакова, В.В. Марков, Д.Б. Эльконин и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении «Окружающего мира».
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении «Окружающего мира».
Предмет исследования: условия, способствующие формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении «Окружающего мира».
Гипотеза исследования: у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» будут сформированы представления о ЗОЖ при следующих условиях: если будет осуществляться индивидуальный подход; если основу уроков будет составлять целевая направленность (представления о физическом здоровье, представления о движениях и двигательном творчестве; представления о рациональности и оптимальности двигательной деятельности, о культурно-гигиенических навыках и др.); если будет применяться комплекс методов, направленных на формирование представлений о ЗОЖ, если будут в системе применяться групповые формы работы и т.д.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «здоровый образ жизни».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию представлений о здоровом образе жизни
3. Проанализировать УМК «Школа России» с точки зрения формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.
4. Определить условия и способы формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.
5. Определить уровень сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни у учащихся 2 класса.
6. Разработать программу внеурочной деятельности и провести мероприятия по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни при изучении «Окружающего мира»
7. Проверить в контрольном эксперименте эффективность созданных условий на программе внеурочной деятельности курса «Окружающий мир» для формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Практические:
- анкетирование учащихся;
- тестирование учащихся;
- анкетирование педагогов;
- анкетирование родителей.
3.Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать здоровье как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности. Здоровым образом жизни в работе понимается как стиль жизнедеятельности, который определяется рядом наследственных особенностей организма, условиями в которых существует человек, ориентированный на культуру сохранить, укрепить и восстановить здоровье, необходимое, чтобы выполнить личностно и общественно значимые функции. О младшем школьном возрасте следует говорить как о решающем переводе, позволяющего формировать фундамент физического и психического здоровья.
Потребность в здоровом образе жизни вкачает в себя такие компоненты, как: систему питания, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек, занятие спортом и закаливающие упражнения. Здоровый образ жизни для учащихся должен основываться на принципах нравственности, быть рационально организованным, активным и закаливающим, и в то же время защищающим от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Соблюдение принципов здорового образа жизни является необходимым условием в современном обществе.
Результаты, которые мы получили в процессе диагностических мероприятий на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, показали недостаточный уровень сформированности представлений младших школьников о здоровом образе жизни. Это обусловило то, что в рамках формирующего этапа была спланирована специальная работа по формированию у второклассников представлений о здоровом образе жизни. С целью формирования у учащихся 2-го класса представлений о здоровом образе жизни было разработано и провеяно 5 уроков окружающего мира, 2 мини-проекта, 17 занятий внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы здорового образа жизни». Для стимулирования познавательной активности и формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир» использовались методы проблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.
Анализ результатов контрольного этапа показал, что в экспериментальной группе второклассников прослеживается значительная положительная динамика в формировании представлений о здоровом образе жизни. Большая часть учащихся (трое из четырех учащихся) экспериментальной группы положительно относится к здоровому образу жизни. При оценке информированности учащихся о факторах, влияющих на здоровье, большая часть в качестве наиболее значимых выделили наследственность, питание и спорт. Также выявлено, что учащиеся экспериментальной группы, считают, на здоровье в большей степени влияют: курение, алкоголь, наркотики; среда обитания и образ жизни, эмоциональное состояние, стресс; социально-экономические факторы (материальный достаток). Было установлено что, подавляющее большинство опрошенных учащихся экспериментальной группы знакомы с понятием ЗОЖ и считают необходимым использование его элементов в сохранении и укреплении здоровья.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Государственная программа «Здоровая Россия». [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 20.09.2018 г.)
2. Аджигеримова Г.С. Влияние некоторых социально-гигиенически факторов (факторов риска) на состояние здоровья детей // Фундаментальные исследования. – 2013. – №5. – С. 231 – 235.
3. Аникеева Н.Г. Сохранение здоровья и формирование здоровьесберегающей компетенции младших школьников как педагогическая проблема // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи. – 2014. – С. 60 – 61.
4. Базелюк Н.Н. Социально-философские аспекты здоровья и здорового образа жизни человека // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008, № 2. – С. 237-239.
5. Баранов А.В. О социальной парадигме здоровья // Петербургская социология. – 2016. – №1. – С. 9-12.
6. Барзилович Е.Ю. Популярная энциклопедия здорового образа жизни. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 415 с.
7. Барсукова М. Здоровый образ жизни – в образовательный процесс // Учитель. – 2016. – № 5. – С. 83-84.
8. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 160 с.
9. Богачева Т.Ю. Здоровый образ жизни как основа ее качества // Дети России здоровы и образованы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 16-17 апреля 2009 г. – М., 2009. – С. 34-37.
10. Бредихина Н.В. Здоровый образ жизни как человеческий ресурс в современной России // Человеческий капитал. – 2012. – № 9 (45). – С. 58-61.
11. Виленский М.Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» //Вестник балтийского федерального университета имени И.Канта – 2016.–№ 11.– С.8-18.
12. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
13. Воронов Н.А. Влияние средств физической культуры и спорта на улучшение физического состояния курсантов // Вопросы педагогики. – 2019. – № 7-1. – С. 21-24.
14. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. – М.: Флинта, 2011. – 179 c.
15. Выготский Л.С. Воспитание детей. – М.: Логос, 2010. – 841 с.
16. Гавриш Т. Здоровый образ жизни. Синоним – безопасный тип поведения // Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2015. – С. 52–56.
17. Герасимова Л. Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье // Начальная школа До и После. – 2014. – № 6. – С. 109–112.
18. Гольман Е.А. Новое понимание здоровья в политике и повседневности: истоки, актуальные направления проблематизации // Журнал исследований социальной политики. – 2014. – Т. 12. – № 4. – С. 509-517.
19. Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе // ОБЖ. – 2010. – №7. – С. 33 – 38.
20. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
21. Егорова Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности: опыт отечественного и зарубежного образования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2017. – № 11. – С. 10–12.
22. Журавлева И. В. Отношение к здоровью индивида и общества. – Москва: Наука, 2016. – 238 с.
23. Игнатович В.Г. Формирование культуры здорового образа жизни // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С. 45-47.
24. Казакова Т. Технология здоровьесбережения в образовательном учреждении: метод. пособие // Здоровье детей. – 2017. – № 4 (февр.). – С. 3–30.
25. Калинина М. Быть здоровыми должны взрослые и дети // Минская школа сегодня. – 2016. – № 5. – С. 42–51.
26. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В. Капилевич, В.И. Андреев. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2018. – 102 с.
27. Касперович Е.В. Проблемы в формировании здорового образа жизни // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол.: В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. – Мн. : БГУ, 2017. – С. 5-6
28. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 2011. – 176 с.
29. Кольцов Д.А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2014. – № 4. – С. 27-31
30. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 56-59.
31. Лапин Ю.Е. Исследование правовых основ государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2009. – №5. – С.7-10.
32. Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни школьников. – М.: ИВЦ Минфина, 2009. – 112 с.
33. Макеева А.Г. Образовательные технологии формирования у школьников основ культуры здоровья // Воспитание школьников. – 2017. – №4. – С. 56 – 62.
34. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – Москва: Академия, 2011. – 289 с
35. Мартинковский М. Здоровье и здоровый образ жизни в ценностных ориентациях молодежи. – Минск: Технопринт, 2018. – 275 с.
36. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
37. Мысина Т.Ю. Формирование ценностного отношения к здоровью // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Психология. – 2011. – №2. – С. 46 – 57.
38. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни: учебное пособие. – М.: Академия, 2017. – 225 с.
39. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основные понятия // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. – 2015. – №3. – С. 52-66.
40. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
41. Новикова И.М. К вопросу об оценке эффективности модели формирования представлений о здоровом образе жизни у старших младших школьников // Педагогика. – 2016. – №5. – С. 21 – 30.
42. Новикова И.М. К вопросу о состоянии проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей // Гуманитарные и социально-экономические науки. –2016. – № 8 – С.52-55.
43. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъекта педагогического процесса в системе современного общего образования : дис. … д-ра пед. наук. – Магнитогорск, 2015. – 389 с.
44. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 1 – 96 с.
45. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях: Ч. 2 – 96 с.
46. Потемкина А.В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью // РГБМ. – 2011. – 50 с
47. Резер Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности // Педагогика. – 2016. – №5 – С. 29 – 34.
48. Рымкевич В.В. Лицеистам – здоровый образ жизни // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 3 / редкол.: В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. – Мн.: БГУ, 2011. – С. 42-43.
49. Сергеева В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – Москва: ИЦ Академия, 2010. – 272 c.
50. Сильченко М. Формирование привычек здорового образа жизни // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 69-72.
51. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2011. – 120 с.
52. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. – Ставрополь: СГУ,2017. – 111 с.
53. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. – 57 с.
54. Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей отношение к своему здоровью // Педагогика. – 2016. – №4. – С.40 – 49.
55. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учеб. пособие для вузов. – Москва: Академия, 2016. – 336 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013.– 16 с.
57. Формирование нравственного здоровья младших школьников / Е. В. Боровкова, Н. И. Водина, М .К. Ефимова и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – Москва: Сфера, 2003. – 62с.
58. Харламов И.Ф. Здоровый образ жизни в школе . – М.: Высшая школа, 2011. – 576 с.
59. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 240 с.
60. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 269 с.
Учебники:
61. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.
62. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.
63. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.
64. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.