Современные концепции реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБДОУ «Детский сад №172» г. Барнаула. Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 7 месяцев (10 мальчиков и 10 девочек).
Есть приложение (Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по гендерному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 6
1.1 Подходы к гендерному воспитанию детей дошкольного возраста 6
1.2 Методологические аспекты организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 11
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных различий детей дошкольного возраста 18
2.1 Организация и методика исследования 18
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 22
Рисунок 3 – Уровни сформированности половозрастной идентичности у детей старшего дошкольного возраста 26
2.3 Рекомендации по организации гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 36
Есть приложение (Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по гендерному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 6
1.1 Подходы к гендерному воспитанию детей дошкольного возраста 6
1.2 Методологические аспекты организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ 11
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных различий детей дошкольного возраста 18
2.1 Организация и методика исследования 18
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 22
Рисунок 3 – Уровни сформированности половозрастной идентичности у детей старшего дошкольного возраста 26
2.3 Рекомендации по организации гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 28
Заключение 31
Список использованных источников 33
Приложение 36
Актуальность исследования. В настоящее время назрела необходимость использования гендерного подхода в дошкольном образовании, предполагающем преодоление стереотипов, мешающих успешному развитию личности ребенка, и формирование социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребенка. Несмотря на то, что проблема гендерной идентичности не является относительно новой, имеется достаточное количество экспериментальных и теоретических исследований в этой области (Ш. Берн и др.), она продолжает быть актуальной в области психологических исследований. Малоизученным с точки зрения развития гендерной идентичности является дошкольный возраст. Между тем многие отечественные (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.) и зарубежные (Ш. Берн и др.) ученые склоняются к мнению, что первичная гендерная идентичность устанавливается к концу дошкольного детства.
Недостаточное внимание к проблеме формирования гендерного поведения, начиная с дошкольного периода, приводит к появлению социальных проблем: мальчики демонстрируют эмоциональную неустойчивость, нерешительность, тревожность, а в поведении девочек наблюдается агрессия, неаккуратность, нетерпимость. В связи с этим на государственном уровне перед образовательной системой сформировался социальный заказ – формирование полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО [27], среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заявлено развитие у ребенка позитивного восприятия окружающего мира, других людей и самого себя, обладание чувством собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность находить компромисс, соотносить собственные интересы с желаниями и чувствами других, проявлять эмпатию к другим, способность выходить из конфликтных ситуаций. Становление конкретно этих качеств определяется формированием представлений о полоролевом поведении. Таким образом, необходимость учета современными образовательными учреждениями гендерных особенностей детей не вызывает сомнений.
Степень разработанности проблемы. Проблема гендерного воспитания рассматривается в научных трудах Л.С. Выготского, И.Г. Малкиной-Пых, А.А. Чекалиной и др. Сущность понятия «гендерное воспитание» определена в работах Н.Л. Белопольской, Ю.В. Перловой, М.А. Радзивиловой и др. Педагогические условия организации гендерного воспитания в условиях ДОУ выявлены в исследованиях Л.В. Коломийченко, Т.А. Репиной, М.А. Селезневой и др. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных раскрытию вопросов гендерного воспитания детей дошкольного возраста, проблема организации гендерного воспитания дошкольников в условиях ДОУ не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Объект исследования – процесс гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить современные концепции реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что к особенностям гендерной идентичности детей дошкольного возраста относится уровень ее сформированности и способность к адекватной идентификации свое половозрастной идентичности.
Задачи:
1. Раскрыть особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Определить условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Исследовать эмпирическим путем особенности гендерного развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
- подходы к гендерному воспитанию дошкольников – Л.В. Градусовой, И.Н. Евтушенко, Т.А. Репина, М.А. Селезнева и др.;
- подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ для гендерного воспитания детей дошкольного возраста – Т.Н. Дороновой, Н.А. Лиман, Р.О. Юрчик и др.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 7 месяцев (10 мальчиков и 10 девочек).
База исследования: МБДОУ «Детский сад №172» г. Барнаула.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Недостаточное внимание к проблеме формирования гендерного поведения, начиная с дошкольного периода, приводит к появлению социальных проблем: мальчики демонстрируют эмоциональную неустойчивость, нерешительность, тревожность, а в поведении девочек наблюдается агрессия, неаккуратность, нетерпимость. В связи с этим на государственном уровне перед образовательной системой сформировался социальный заказ – формирование полоролевого поведения у детей дошкольного возраста. Согласно ФГОС ДО [27], среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заявлено развитие у ребенка позитивного восприятия окружающего мира, других людей и самого себя, обладание чувством собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность находить компромисс, соотносить собственные интересы с желаниями и чувствами других, проявлять эмпатию к другим, способность выходить из конфликтных ситуаций. Становление конкретно этих качеств определяется формированием представлений о полоролевом поведении. Таким образом, необходимость учета современными образовательными учреждениями гендерных особенностей детей не вызывает сомнений.
Степень разработанности проблемы. Проблема гендерного воспитания рассматривается в научных трудах Л.С. Выготского, И.Г. Малкиной-Пых, А.А. Чекалиной и др. Сущность понятия «гендерное воспитание» определена в работах Н.Л. Белопольской, Ю.В. Перловой, М.А. Радзивиловой и др. Педагогические условия организации гендерного воспитания в условиях ДОУ выявлены в исследованиях Л.В. Коломийченко, Т.А. Репиной, М.А. Селезневой и др. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, посвященных раскрытию вопросов гендерного воспитания детей дошкольного возраста, проблема организации гендерного воспитания дошкольников в условиях ДОУ не теряет своей актуальности и требует дополнительных исследований.
Объект исследования – процесс гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить современные концепции реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что к особенностям гендерной идентичности детей дошкольного возраста относится уровень ее сформированности и способность к адекватной идентификации свое половозрастной идентичности.
Задачи:
1. Раскрыть особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Определить условия гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Исследовать эмпирическим путем особенности гендерного развития детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретико-методологическую основу работы составили:
- подходы к гендерному воспитанию дошкольников – Л.В. Градусовой, И.Н. Евтушенко, Т.А. Репина, М.А. Селезнева и др.;
- подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ для гендерного воспитания детей дошкольного возраста – Т.Н. Дороновой, Н.А. Лиман, Р.О. Юрчик и др.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 7 месяцев (10 мальчиков и 10 девочек).
База исследования: МБДОУ «Детский сад №172» г. Барнаула.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по организации гендерного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер – это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. Когда женщина вынашивает ребёнка – это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» – это уже сфера гендерных стереотипов.
Гендерный подход в педагогике – это подход, применяющий в организации образовательного процесса, основанного на знаниях о гендерных особенностях представителей разных полов. Реализация гендерного подхода осуществляется в следующих направлениях:
- организация условий для осуществления гендерной социализации детей;
- овладение детьми гендерных моделей поведения, в соответствии с их возрастом;
- использование гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения.
Осознание детьми своей половой идентичности не происходит само по себе. Понятие принадлежности ребенка к тому или иному полу формируется благодаря гендерному воспитанию детей, которое осуществляют родители и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях. Первое представление о взаимоотношениях между людьми у ребенка складывается в семье. На модель поведения маленького человека и его дальнейший жизненный сценарий огромное влияние оказывают сложившиеся семейные взаимоотношения. По утверждению детских психологов гендерное воспитание детей призвано способствовать развитию у них представлений о роли мужчины и женщины не только в семье, но и в обществе. Под влиянием педагогов и родителей у малыша формируется некоторая модель поведения, которой он будет следовать в своей взрослой жизни.
Анализ результатов эмпирического позволил установить, что у детей старшего дошкольного возраста в основном на среднем (50%) и низком (35%) уровнях сформирована половозрастная идентичность. Дети в большинстве своем не умеют определять свой половозрастной статус на разных возрастных этапах жизни, а также имеют недостаточный уровень развития эмоционально-волевой саморегуляции собственного поведения, что в дальнейшем может оказать негативный эффект на поведение ребенка в процессе перехода на новый образовательный уровень. Не все дети могут увидеть различия в поведении девочек и мальчиков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Гендерный подход в педагогике – это подход, применяющий в организации образовательного процесса, основанного на знаниях о гендерных особенностях представителей разных полов. Реализация гендерного подхода осуществляется в следующих направлениях:
- организация условий для осуществления гендерной социализации детей;
- овладение детьми гендерных моделей поведения, в соответствии с их возрастом;
- использование гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения.
Осознание детьми своей половой идентичности не происходит само по себе. Понятие принадлежности ребенка к тому или иному полу формируется благодаря гендерному воспитанию детей, которое осуществляют родители и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях. Первое представление о взаимоотношениях между людьми у ребенка складывается в семье. На модель поведения маленького человека и его дальнейший жизненный сценарий огромное влияние оказывают сложившиеся семейные взаимоотношения. По утверждению детских психологов гендерное воспитание детей призвано способствовать развитию у них представлений о роли мужчины и женщины не только в семье, но и в обществе. Под влиянием педагогов и родителей у малыша формируется некоторая модель поведения, которой он будет следовать в своей взрослой жизни.
Анализ результатов эмпирического позволил установить, что у детей старшего дошкольного возраста в основном на среднем (50%) и низком (35%) уровнях сформирована половозрастная идентичность. Дети в большинстве своем не умеют определять свой половозрастной статус на разных возрастных этапах жизни, а также имеют недостаточный уровень развития эмоционально-волевой саморегуляции собственного поведения, что в дальнейшем может оказать негативный эффект на поведение ребенка в процессе перехода на новый образовательный уровень. Не все дети могут увидеть различия в поведении девочек и мальчиков.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Педагогический потенциал игрушки как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Деятельность педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе с особыми образовательными потребностями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020



