Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение уровня сформированности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с заиканием

Работа №48339

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было проведено исследование, в котором участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с заиканием в возрасте от 5,5 до 6,9 лет, которые составили экспериментальную группу, 10 старших дошкольников с речевым развитием в норме, которые составили контрольную группу
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ 5
1.1 Общие представления о сюжетно-ролевой игре и ее развитии в о нормальном онтогенезе у дошкольников 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с заиканием 12
1.3 Особенности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников со 1 заиканием 17
1.4 Методы изучения сформированности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с заиканием 22
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ 26
2.1 Организация, цель, задачи и методическое обоснование 1 исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 30
2.3 Рекомендации по обучению сюжетно-ролевым играм детей старшего дошкольного возраста с заиканием 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В них дети отражают различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, в его психическом развитии.
В сюжетно-ролевых играх дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя. При этом активно включается мышление, воображение и память; развиваются творческие способности; усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра. В игре интенсивно идёт социализация ребёнка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений; практически усваивают моральные нормы и правила; получают опыт общественного поведения в среде сверстников через развитие самостоятельности, активности, инициативы и организаторских навыков.
Актуальным в наше время является вопрос об уровне сформированности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с одним из сложных речевых нарушений – заиканием.
Исследователи особенностей сюжетно-ролевой игры – Д.Б. Эльконин и др. отмечают негативное влияние речевого нарушения на их игровую деятельность. У заикающихся детей имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Одни участвуют в играх подгруппами в один-два человека, а другие любят играть в одиночестве. В их играх преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от игровых ситуаций. Заикающиеся дети отличаются бедностью игровых замыслов и несформированностью игровых умений.
Цель исследования – изучение уровня сформированности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с заиканием.
Объект исследования – сюжетно-ролевая игра у старших дошкольников.
Предмет исследования – уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с заиканием.
Задачи исследования:
1. Подбор и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с заиканием при проведении экспериментального исследования.
3. Анализ полученных данных.
4. Формулирование выводов и оформление текста курсовой работы.
Гипотеза: в основу исследования положена гипотеза о том, что сюжетно-ролевая игра старших дошкольников с заиканием характеризуется фрагментарностью, бедностью замысла, а также тем, что дошкольники не могут принимать на себя игровые роли, варьировать игровой сюжет и т.д.
Методы исследования:
1) Теоретические: изучение и анализ литературных источников;
2) Организационные: сравнение;
3) Эмпирические: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (констатирующий эксперимент), психодиагностические (беседа);
4) Интерпретационные: объяснение полученных данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения о механизме развития личности ребенка в игровой деятельности – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.; положения о роли игровой деятельности в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста – М.И. Лисина, О.Е. Смирнова и др.; выводы об особенностях развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с заиканием – Л.Д. Коробов, Г.Л. Яцекова и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. В сюжетно-ролевой игре у ребенка возникает внутренняя субъективная свобода, уверенность в собственном умении починить в игре себе вещи, действия и отношения, которые в практической продуктивной деятельности он осваивает с трудом.
Основа сюжетных ролевых игр – окружающий мир со всем его многообразием. Сюжетно-ролевые игры могут гармонично включаться в разные виды самостоятельной и организованной деятельности учеников, имеют важное значение для их развития и воспитания. Сюжетно-ролевые игры обладают своей спецификой, которая отражает творчество и самостоятельность её участников. Главная отличительная черта сюжетно-ролевых игр, по мнению исследователей, такова: её создают сами же учащиеся, а игровой процесс обладает ярко выраженным самодеятельным и творческим характером.
Сюжетно-ролевую игру можно с уверенностью назвать действенным средством воспитания, ведь ее главная роль заключается в том, что ребенок обучается обдумывать себя полноправным членом человеческого социума, имея уникальную возможность оценивать собственные действия, адаптироваться к непростым условиям и познавать сферу разнообразных коллективных отношений. Важны вопросы становления сюжетно-ролевой игры. Самодеятельный характер сюжетной ролевой игры заключается в следующем: дети самостоятельно выбирают тему для игры, определяют линии её развития, решают, каким образом станут раскрывать свои роли, как игру развернут и пр. Другими словами, в сюжетной ролевой игре дети занимаются воспроизведением тех или иных действий, явлений, отношений, делая это активно, своеобразно. Это своеобразие обусловлено рядом особенностей восприятия старших дошкольников, осмыслением и пониманием ими явлений и фактов, отсутствием или наличием опыта, непосредственностью чувств. В сюжетно-ролевой игре наличествует творческий характер, который определяется наличием замысла, у которого реализация сопряжена с активностью работы воображения, развитием у ребёнка способности отражать личные впечатления про окружающий мир. Сюжетно-ролевым играм бывают присущими основные черты любой игровой деятельности: эмоциональная насыщенность, увлечённость, самостоятельность, активность, соревновательность, творчество, кооперация.
У детей старшего дошкольного возраста с заиканием игровая деятельность характеризуется однообразностью сюжетов. Включение таких детей в игровую деятельность требует от них больше времени. В зависимости от степени дефекта дошкольников с заиканием используются игры, которые развивают высшие психические функции, а также формируют словообразование и словарный запас.
Сюжетно-ролевая игра у большинства дошкольников с заиканием в спонтанных условиях не приобретает достаточного развития даже в том случае, если двигательные способности для предметно игровых так и бытовых действий у них достаточно сохранены. У детей может быть снижен интерес и к функциональному действию. В данных вариантах дети лишь наблюдают за забавой, ограничиваясь речевыми высказываниями того, что видят. У остальных детей при удовлетворительном понимании назначения игрушек, темы и сюжеты игры, интерес подключения в игровой процесс очень затрудняется с заиканием.
Экспериментальное исследование было организовано с целью определения особенностей сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с заиканием. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с заиканием в возрасте от 5,5 до 6,9 лет, которые составили экспериментальную группу, 10 старших дошкольников с речевым развитием в норме, которые составили контрольную группу.
Проведенное экспериментальное исследование, направленное на определение особенностей игровой деятельности у старших дошкольников с заиканием, позволило установить, что 8 (80%) старших дошкольников экспериментальной группы испытывают проблемы в игровой деятельности. Следовательно, некоторые из старших дошкольников с заиканием уже имеют группу комплексов в ситуации игровой деятельности, проблемы в развитии коммуникативных способностей, которые необходимо корректировать, так как они влияют на формирование и развитие личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
По результатам исследования было подобрано и апробировано две сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры способствовали развитию навыков игровой деятельности у старших дошкольников с заиканием, формированию познавательных интересов, обогащению знаний и представлений об окружающем мире, что в дальнейшем позволит ребенку самостоятельно организовывать игру, определять сюжет и роль в игровой деятельности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Авдулова, Т. П. Психология игры : современный подход [Текст] / Т. П. Авдулова. – Москва : Академия, 2014. – 402 с.
2. Антонова, Т. В. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Т. В. Антонова, О. М. Гостюхина / Под ред. Т. А. Репиной. – Москва : Эксмо, 2012. – 189 с.
3. Афанасьева, А. М. Заикание у дошкольников как психологическая проблема [Текст] / А. М. Афанасьева // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015». – 2015. – С. 165-170.
4. Большина, А. А. Заикание дошкольников как психологическая проблема [Текст] / А. А. Большина // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 165-166.
5. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 458 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : академия, 2016. – 845 с.
7. Гаврилушкина, О. П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 23-48.
8. Дмитриева, Е. Проблемные дети. Развитие через общение. Практическое пособие [Текст] / Е. Дмитриева. – Москва : Аркти, 2015. – 68 с.
9. Калинина, Р. Р. Сюжетно-ролевые игры [Текст] / Р. Р. Калинина. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 225 с.
10. Козырева, О. А. Организационно-методические вопросы логопедической работы с детьми, имеющими отклонение в речевом развитии [Текст] / О. А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 46-55.
11. Корнева, П. О. Дефектология / П. О. Корнеева. – Москва : Инфра-М, 2017. – 522 с.
12. Коробов, Л. Д. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст] / Л. Д. Коробов. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 380 с.
13. Кудрявцева, Л. А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Кудрявцева. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 248 с.
14. Кукушкина, Е. Ю. Играем и учимся дружить [Текст] / Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 174 с.
15. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2016. – 463 с.
16. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва : Издательство : Красанд, 2015. – 321 с.
17. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. – Воронеж : Модэк, 2015. – 384 с.
18. Лосева, И. И. Теории и технологии социально-коммуникативного и речевого развития детей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И. И. Лосева. – Ульяновск : Издательство : Зебра, 2016. – 258 с.
19. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду. 2-е изд., испр. [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. – 96 с.
20. Морозова, Н. Е. Дошкольная педагогика [Текст] / Н. Е. Морозова. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 359 с.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина – Москва : Академия, 2016. – 456 с.
22. Pay, Е .Ф. Логопедия [Текст] / Е. Ф. Рау. – Москва : Инфра-М, 2017. – 463 с.
23. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи / П. Д. Рогова. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 169 с.
24. Симакова, Т. А. Учимся, играя : логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2018. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
25. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 158 с.
26. Фадина, Г. В. Коррекция заикания дошкольников в процессе логоритмики / Г. В. Фадина, И. А. Лобанова [Текст] // В сборнике : Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 133-134.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
28. Шилова, Е. А. Комплексный подход к коррекции заикания у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий [Текст] / Е. А. Шилова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика. – 2014. – № 3. – С. 131-136.
29. Яцекова, Г. Л. Дети с нарушениями речи : негрубые расстройства и пути их устранения [Текст] / Г. Л. Яцекова. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 423 с.
30. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 402 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ