Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экспериментальное изучение словаря у детей с ОНР и анализ полученных результатов.

Работа №3805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78 стр.
Год сдачи2012
Стоимость6900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. Постановка и состояние проблемы. Задачи и методы исследования.
Глава 1 . Обзор литературы по данной теме.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
1.2. Характеристика словаря у детей с ОНР.
1.3. Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Роль игры в развитии ребенка.
Глава 2. Экспериментальное изучение словаря у детей с ОНР и анализ полученных результатов.
Глава 3. Методика развития словарного запаса в процессе сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.1. Методика развития словарного запаса в процессе сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.2. Анализ результатов экспериментального обучения.
Заключение.
Литература.




Введение.
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного и гармоничного развития. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, формируется как личность. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Проблема словаря занимает важнейшее место в логопедии. Расширение словарного запаса играет немаловажную роль в развитии речи ребенка, т.к. он дает базу для успешного овладения грамматическим строем и связной речью и занимающих важное место в овладении школьной программой по русскому языку (Гвоздев А.Н., Жинкин Н.И.). Несформированность лексической подсистемы языка является одним из важных критериев, позволяющих оценивать уровень развития детей с выраженным общим ее недоразвитием (Каше Г.А., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
В дошкольной педагогике на большую роль игры в овладении детьми всеми сторонами языка, в т.ч. и лексики, указывали Жуковская Р.И., Флерина Е.Н., Зворыгина Е.В.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития.
В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.
Недостаточная разработанность проблемы и ее важность для совершенствования коррекционно-педагогического процесса в логопедических группах для детей с общим нарушением речи обусловили тему нашей работы.
Объект исследования:
Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования:
Процесс формирования словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование сюжетно-ролевых игр системе коррекционно-воспитательной работы способствует обогащению и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
2. Изучить состояние словаря у детей с общим недоразвитием речи;
3. Описать систему приемов коррекционно-воспитательной работы, обеспечивающую обогащение словарного запаса в сюжетно-ролевой игре у детей с общим недоразвитием речи и провести повторную диагностику.

Методы исследования:
1.Анализ данных научно-методической литературы по данной проблеме;
2. Ознакомление с медико-педагогической документацией;
3. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Данные задачи определили и соответствующую структуру работы:
Во введении обосновывается выбор темы и подчеркивается ее актуальность, формируются основные задачи и методы исследования.
В первой главе приводится обзор литературных данных по вопросу об общем недоразвитии речи в современном аспекте. Дается также описание игры, как ведущего вида деятельности у детей дошкольного возраста.
Вторая глава содержит материалы экспериментального изучения детей дошкольного возраста, страдающим общим недоразвитием речи. В ней анализируются данные состояния речи (развитие пассивного и активного словаря, словоизменение).
В третьей главе предлагаются сюжетно-ролевые игры, способствующие обогащению и актуализации словарного запаса детей с ОНР, а также анализируются результаты экспериментального обучения.
В заключении формируются общие выводы и приводится библиография.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение.
Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.
В процессе исследования был проведен констатирующий эксперимент по определению словаря у дошкольников.
Основой формирующего этапа стали сюжетно-ролевые игры. Затем был проведен контрольный эксперимент, доказавший, что применение сюжетно-ролевых игр, развивающих словарь детей, является целесообразными, достаточно эффективными и практически оправданными.
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие словаря детей. Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие.
Мы изучили возможности игры как средства логопедического воздействия на дошкольников (старший возраст) с общим недоразвитием речи III уровня.
Так, как игра является основной деятельностью дошкольника, то для детей с общим недоразвитием речи III уровня игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи III уровня в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в игровой деятельности, чем нормально развивающие сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть, коллективно Интерес к игре у них неустойчив.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле» (Л.С. Выготский). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение».
В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.
Изучение специальной литературы, наблюдение за воспитанниками детского сада, а также анализ полученных экспериментальных данных позволили решить поставленные задачи и сделать следующие выводы:
1. Проблема развития словаря в тесной связи с игровой деятельностью у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике;
2. Расширение словарного запаса играет важную роль в развитии речи ребенка, т.к. он дает базу для успешного овладения грамматическим строем и связной речью и в целом для полноценного общения. Недостаточная сформированность словаря препятствует полноценному развитию речи, а в дальнейшем создает трудности в школьном обучении.
3. Результаты изучения активного и пассивного словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР показали, что у детей этой группы отмечается ряд особенностей лексики, проявляющихся в неточном употреблении слов, ограничении словарного запаса, вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудности актуализации словаря.
4. Использование сюжетно-ролевых игр в системе коррекционно-воспитательной работы способствует обогащению и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.



Список литературы.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. М.: Академия, 1997г.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999г.
3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1983г.
4. Бондаренко А.К. дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1991г.
5. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1983г.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ вопросы психологии – 1996г.
7. Выготский Л.С. мышление и речь. М.: Педагогика. 1982г.
8. «Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте» / сост. И.Ю. Кондратенко. М.:Айрис-пресс, 2005г.
9. Гаркуша Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушением речи. М.1987г.
10. Гриншвина А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1988г.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
12. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: 1963г.
13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975г.
14. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка/ Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966г.
15. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях/ Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов. М., 1978г.
16. Игра дошкольника/ А.А.Абрамян, Л.В. Артемова и др./ Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989г.
17. «Истоки диалога» / Под ред. Арушановой А.Г.). М.: «Мозаика – Синтез», 2003г.
18. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. Для логопеда/ Ред.сост. В.И. Селиверстов. М.: Просвещение, 1985г.
19. Коваленко В.В., Коваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Москва, 2001г.
20. «Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи (под ред. Ю.Ф. Гаркушин). М.: Сфера 2007г.
21. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Нижний Новгород, 1992г.
22. Комарова Н.Ф. Особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры детей младшего и среднего дошкольного возраста. М.: 1988г.
23. Комарова Н.Ф. Руководство игрой. Нижний Новгород, 1991г.
24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Синонимы». М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005г.
25. Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста. М., 1982г.
26. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. Ленинград, 1990г.
27. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург. Издательство «СОЮЗ» 2001г.
28. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., Наука 1965г.
29. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры /Избранные психологические произведения в 2т. М..1983г.
30. Лепская Н.И. Детская речь в свете теории коммуникации/ Вопросы языкознания. 1994г.
31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 1992г.
32. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. преодоление речевых нарушений у дошкольников. Санкт-Петербург. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. Издательство «СОЮЗ» 2001г.
33. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика.
34. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для детского сада /Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982г.
35. Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982г.
36. Микляева Н.Е. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. Дефектология. Научно-методический журнал №2, 2001г.
37. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи. Москва, 1993г.
38. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Москва «Просвещение», 1991г.
39. Михайленко Н.Я. Особенности регуляции игрового взаимодействия старших дошкольников/ Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983г.
40. Михайленко Н.Я. Психолого-педагогическая характеристика сюжетно-ролевой игры и формирование ее на этапах раннего и младшего дошкольного возраста /Игра и ее роль в развитии ребенка. М.: Изд. АПН СССР,1987г.
41. Михайленко Н.Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве. М.: Изд. АПН СССР,1987г.
42. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. как играть с ребенком. Москва, 1990г.
43. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001г.
44. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. Москва, 1989г.
45. Новоселова С.Л. К вопросу о возрастных особенностях развития содержание игры как деятельности / Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб./Ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М.: Изд. АПН СССР, 1978г.
46. Пантина Н.С. Игра и детские взаимоотношения/ Дошкольное воспитание. 1967г.
47. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994г.
48. Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста / Проблемы изучения речи дошкольника/ Под ред. О.С. Ушаковой.
49. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Под ред. Волосовец Т.В. М.: Институт общегуманитарных исследований», 2004г.
50. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996г.
51. Проблемы дошкольной и игры: психолого -педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. М.,1987г.
52. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989г.
53. Ребенок как партнер в диалоге. Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Выпуск второй. СПб.: Союз, 2001г.
54. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988г.
55. Саар А.Д. Педагогические условия познавательной сферы дошкольников в сюжетно-ролевых играх. М.1987г.
56. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. М., 2002г.
57. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду/ Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сборник научных трудов. М., 1988г.
58. Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра). Москва, 1983г.
59. Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре/ Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1996г.
60. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976г.
61. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей./ Под ред. А.В. запорожца. М.: просвещение, 1981г.
62. Ушакова О.С. Арушанова А.Г., Максаков А.И. и др. Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Совершенство. 1998г.
63. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Ин-та психотерапии., 2001г.
64. Ушакова Т.Н., Павлов Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении/ Отв. Ред. В.Д.Шадриков. М.: Наука, 1989г.
65. Хоритонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей с ОНР. Минск, 1997г.
66. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие. М.: Владос., 2000г.
67. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. М., 1999г.
68. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Кн.для воспитателей дет. сада: Из опыта работы /Под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 1988г.
69. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.Педагогика, 1978г.
70. Юрьева Н.М. «Фактор ребенка» в концепции А.М. Шахнаровича и структура диалогов интерактивного типа в речи детей/ Проблемы психолингвистики: Теория и эксперимент: Сб. науч. трудов. М., 2001г.
71. Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников / Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. М., 1993г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ