Объект - АО «Шипуновский Элеватор» (Алтайский край, Шипуновский район, село Шипуново).
Основной вид деятельности - хранение и складирование зерна.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Сделаны анализа отрасли и конкуренции, конкурентоспособности предприятия, SWOT-анализ.
Проведена диагностика внешней среды предприятия.
Есть приложение (Организационная структура управления предприятием АО «Шипуновский элеватор»)
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал (требование заказчика).
Введение
1 Стратегическое планирование в условиях рынка 5
1.1 Понятие и сущность стратегического планирования 5
1.2 Основные проблемы стратегического планирования на предприятиях 6
1.3 Совершенствование стратегического планирования на предприятии 14
2 Бизнес-диагностика предприятия (на примере АО «Шипуновский элеватор») 16
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 16
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 23
2.3 Диагностика внешней среды предприятия 26
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия 27
2.5 Проведение комплексного SWOT-анализа и выявление страте-гических проблем компании 29
3 Разработка стратегии для предприятия АО «Шипуновский элеватор» 31
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Организационная структура управления предприятием АО «Шипуновский элеватор»
Планирование на предприятии рассматривается как одна из важнейших функций управления экономикой предприятия. Пренебрежение планированием, его минимизация и некомпетентная реализация могут привести к экономическим потерям и, в том числе, банкротству. Поэтому методы планирования на предприятии должны постоянно совершенствоваться для достижения поставленных задач.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для принятия управленческих решений и реализации функций предприятия. Динамичный процесс стратегического планирования является той основой, на которой построены все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования предприятия и отдельные сотрудники будут лишены четкого способа оценки целей и направлений их реализации.
Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления предприятиями. В настоящий момент можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями на международном и местном рынке.
Целью курсовой работы является совершенствование стратегического менеджмента на предприятии зерноперерабатывающей отрасли.
Основные задачи работы:
− изучение теоретических аспектов стратегического планирования в условиях рынка;
− проведение анализа внешней и внутренней среды исследуемого предприятия;
− разработка стратегии развития исследуемого предприятия.
Объектом работы является АО «Шипуновский элеватор»
Предметом курсовой работы является стратегический менеджмент АО «Шипуновский элеватор»
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов: Д. В. Арутюновой, О. С. Виханского, И. А. Ермаковой, Ж. Ж. Ламбена, Ю. Н. Лапыгина и др.
Методологической базой исследования послужили методы стратегического анализа: метод SWOT-анализа, PEST-анализа, а также графический, аналитический, вертикальный и горизонтальный методы анализа.
Работа состоит из трех глав. В первой главе представлены теоретические сведения о сущности стратегического планирования и управления, основных элементах и процессе поэтапного стратегического планирования. Во второй главе получены результаты анализа бизнес-диагностики предприятия АО «Шипуновский элеватор» и выделены основные проблемы. В третьей главе предложены мероприятия по устранению проблем путем стратегического планирования.
Современные предприятия, которые развиваются в нестабильной среде, нуждаются в предварительном анализе деятельности организации и прогнозировании изменений на рынке. Планирование является важным условием для дальнейших действий предприятия на рынке, а также для постановки задач и их реализации.
Сутью планирования является реализация целей развития предприятия и каждого подразделения отдельно на определенный период, определение экономических задач, пути их достижения, сроков и последовательности осуществления. Также к этому можно отнести определение финансовых, материальных и человеческих ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели.
Проведя анализ внешней и внутренней среды в АО «Шипуновский элеватор» были выявлены недостатки в деятельности предприятия в целом, а также преимущества, которые имеет предприятие.
Миссия АО «Шипуновский элеватор» - обеспечить население Шипуновского района и Алтайского края качественной и необходимой продукцией зернопереработки, стать лидером на рынке за счет качества и ассортимента продукции.
Стратегическая цель - ежегодное увеличение объема продаж на 11% ежегодно.
По результатам проведенного анализа деятельности АО «Шипуновский элеватор» можно сделать вывод, что для повышения эффективности деятельности предприятия, укрепления его позиций на рынке следует применить стратегию «концентрированного роста».
Необходимо разработать мероприятия в рамках стратегии, а именно:
- введение дополнительных рекламных кампаний, при которых может быть достигнут значительный результат по объему продаж;
- выпуск нового продукта;
- заключение новых договоров на поставку готовой продукции предприятия, в том числе и нового продукта.
В целях повышения конкурентоспособности предприятия мы предлагаем запуск нового вида продукции - «Курочка», полнорационный комбикорм для цыплят, утят, гусят, индюшат от 0-14 дней, что позволит повысить производственные мощности предприятия, и, соответственно, поднять выручку предприятия.
Анализ рыка показывает, что в данный промежуток времени, предлагаемая к производству продукция будет пользоваться большим спросом.
Планируется выпуск полнорационного комбикорма «Курочка» в упаковке по 5 килограмм с логотипом предприятия. Совместно с технологом предприятия, нами разработана рецептура для нового вида продукции.
Целями коммуникационной политики АО «Шипуновский элеватор» являются увеличение объемов продаж, продвижение товаров-новинок на рынок.
Для того чтобы определить что будет в рекламе, необходимо решить какие формы рекламы будут использоваться.
Также необходимо организовать рекламу новой продукции на телевидении Алтайского края.
Таким образом, для организации рекламы предприятия и его новой продукции разработан ряд мероприятий:
− размещение рекламы предприятия телеканалах Алтайского края;
− размещение информации о деятельности и продукции АО «Шипуновский элеватор» на страницах СМИ;
− размещение информации о предприятии на радио.
На основании рассчитанных данных, приходим к выводу, что реализация разработанного плана мероприятий в рамках стратегии АО «Шипуновский элеватор» позволит увеличить выручку предприятия на 5,76 процентов или 96975 тысяч рублей.
С помощью всех предложенных мероприятий АО «Шипуновский элеватор» удастся привлечь больше покупателей и завоевать более устойчивое положение на рынке.
1. Азоев, Г. Л. Конкуренция : анализ, стратегия и практика [Текст] / Г. Л. Азоев. – Москва : Центр экономики и маркетинга, 2016. - 207 с.
2. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2018. – 122 с.
3. Виханский, О. С. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов – 6-е изд. – Москва : Магистр, 2018. – 656 с.
4. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент [Текст] : Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – Москва : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 c.
5. Глухих, Л. В. Разработка и реализация конкурентной стратегии промышленного предприятия [Текст] / Л. В. Глухих, А. А. Сенюк // Экономические науки. - 2016. - № 5 (90). - С. 88–93.
6. Доможилкина, Ж. В. Разработка конкурентной стратегии предприятий АПК [Текст] / Ж. В. Доможилкина, Н. О. Джаббарова // Экономические науки. - 2017. - № 4. - С. 40–47.
7. Дубинина, Н. А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия [Текст] / Н. А. Дубинина // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2018. – № 2. – С. 65–71.
8. Ермакова, И. А. Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / И. А. Ермакова // Молодой ученый. – 2017. – № 16. – С. 256–259.
9. Запара, Е. А. Стратегия конкуренции на рынке [Текст] / Е. А. Запара // Труды Седьмой Всероссийской научной конференции международным участием «Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования». - Ульяновск. - 2017. - С 15-18.
10. Ламбен, Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива [Текст] / Ж. Ж. Ламбен. – Санкт-Петербург : Наука, 2018. - 265 с.
11. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. – Москва : Высшее образование, 2017. – 174 с.
12. Лузина, А. А. Подходы к формированию конкурентной стратегии предприятия [Текст] / А. А. Лузина // Молодежный научный форум : Общественные и экономические науки : электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 7(47). - URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(47).pdf (дата обращения: 17.03.2020).
13. Лукьянова, Н. А. Конкурентные стратегии в менеджменте [Текст] : учебное пособие / Н. А. Лукьянова. - Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2017. - 100 с.
14. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития [Текст] : Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 361 c.
15. Моисеева, Н. К. Современное предприятие : конкурентоспособность, маркетинг, обновление [Текст] / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. – Москва : Внешторгиздат, 2019. – 304 с.
16. Патрушев, Н. А. Формирование конкурентной стратегии предприятия [Текст] / Н. А. Патрушев, Б. Сайфидинов // Инновации в науке и практике. Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. - 2018. - С. 176-180.
17. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2017. - 512 с.
18. Савченко, Д. Д. Разработка конкурентной стратегии предприятия на основе анализа его деятельности [Текст] / Д. Д. Савченко, М. С. Пантелеева // Universum: Экономика и юриспруденция. - 2019. - № 8 (19). - С. 45–55.
19. Стратегическое планирование и управление [Текст] : учебник / Под ред. А. Н. Петрова. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 496 с.
20. Труш, Е. В. Внешний анализ конкурентов организации [Текст] / Е. В. Труш, В. М. Шарапова // Экономические исследования и разработки. - 2017. - № 2. - С. 51-55.