Введение 3
I глава. Теоретические аспекты использования ИКТ в обучении
иностранному языку 7
§1.1 Концептуальные характеристики и особенности образовательных ИКТ 7
§1.2 Обзор инновационных ИКТ, используемых в обучении иностранному языку 13
§1.3. Влияние ИКТ на мотивацию учащихся при обучении иностранному языку 22
Выводы по I главе 26
II глава. Специфика внедрения мессенджера Telegram в процесс
обучения английскому языку и его влияние на повышение мотивации обучающихся 27
§2.1 Функциональные возможности мессенджера Telegram в аспекте ESL/EFL и методические рекомендации по его использованию в обучении английскому языку 27
§2.2 Анализ влияния мессенджера Telegram на повышение мотивации при обучении английскому языку 42
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы
Американский физик-теоретик Карл Дарроу в одном из своих выступлений сказал: «Мы восхищаемся нашей наукой, но как заразить молодежь этим восхищением? Как заманить в физику будущих Ферми? Обычный в этих случаях метод - удивить, потрясти. Беда в том, что человека нельзя удивить, если он не знаком с той ситуацией, в которой ваш сюрприз вносит решающие изменения. Но в каждой области для новичка можно найти увлекательную, поучительную сторону дела и преподнести ее в форме, которая вызовет острый интерес. Это не каждому дано, но в этом «изюминка искусства лектора».
Образование с использованием ИКТ является мировым трендом и требованием современности. С помощью использования информационных технологий можно повысить качество образовательных результатов обучающихся, творческую и интеллектуальную составляющие учебной деятельности и повлиять на уровень мотивации в обучении иностранному языку.
Особенно популярными среди школьников являются мессенджеры, так как это доступный, быстрый и эффективный способ коммуникации. Мессенджер Telegram обладает более развитыми функциональными возможностями, чем другие аналоги в этой области (What’s App, Viber, Facebook). Необходимость изучения образовательных возможностей данного информационно-коммуникационного средства и его влияния на мотивацию учащихся в обучении английскому языку не вызывает сомнений.
На основе вышесказанного был сделан выбор темы исследования и определена проблема исследования: стагнация в вопросе внедрения ИКТ в образовательных организациях, что вызывает отрицательное отношение школьников к учебной деятельности, отсутствие методических рекомендаций по использованию данных средств в аспекте ESL/EFL и отсутствие навыков работы с современными ИКТ у педагогов.
Объект исследования - информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
Предмет исследования - специфика применения информационно-коммуникационных технологий в рамках обучения иностранному языку и организационно-педагогические условия их эффективного внедрения в образовательный процесс.
Цель исследования - выявление основных особенностей ИКТ и их влияния на мотивацию и формирование методических рекомендаций по использованию мессенджера Telegram в образовательном процессе
Гипотеза исследования - мы полагаем, что одним из определяющих факторов результативности преподавания иностранного языка является использование современных ИКТ и их внедрение в образовательный процесс, для которого требуется:
• проведение анализа современных ИКТ, выявление их образовательного функционала и влияния на мотивацию
• выработка методических рекомендаций и практического
инструментария для внедрения данных ИКТ в образовательный процесс
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
• уточнить понятие ИКТ и его специфику в обучении иностранному языку на основе анализа научно-методической и учебной литературы и изучения веб-пространства;
• рассмотреть особенности влияния ИКТ на мотивацию в обучении английскому языку;
• разработать методические рекомендации для использования мессенджера Telegram в процессе обучения на основе выявленного функционала;
• проанализировать влияние мессенджера Telegram на мотивацию учения в аспекте ESL/EFL.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, классификация, описательной метод, анализ литературы по теме исследования, наблюдение, статистические методы исследования, организационные (сравнительные, эмпирические, диагностические).
Научная новизна характеризуется следующими достигнутыми результатами:
• установлены и охарактеризованы особенности образовательных ИКТ в аспекте ESL/EFL
• определены способы использования мессенджера Telegram при преподавании иностранного языка в учебных заведениях для повышения мотивации учения
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
• дан теоретический обзор сущностных характеристик и функций ИКТ в аспекте ESL
• исследованы факторы, содействующие эффективному использованию мессенджеров для мотивации в преподавании иностранного языка
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• выявлены особенности и функции современных ИКТ, которые могут быть использованы учебными заведениями для внедрения в образовательный процесс при преподавании иностранного языка;
• составлены методические рекомендации и практический инструментарий, которые позволяют повысить эффективность и мотивированность учебного процесса.
Работа прошла апробацию на базе электронных ресурсов и веб-сервисов. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы доложены в рамках студенческой научной конференции Казанского федерального университета (2014), итоговой научно-образовательной конференции студентов ИФМК КФУ (2015), международного конкурса научно-исследовательских работ «Перспективы науки-2015» и отражены в сборнике тезисов итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2014 года и международном научно-исследовательском журнале “International Research Journal” №6 (37) 2015.
Структура работы. Работа состоит из введения, обосновывающего актуальность работы, его цели, задачи и пр.; теоретической главы, включающей обзор литературы по теме исследования; практической главы с результатами научного исследования проблемы, выводов, списка использованной литературы и заключения.
В ходе изучения педагогической литературы, нормативно-правовых актов и научных исследований мы установили, что информационно-коммуникационные технологии охватывают интернет-услуги, телекоммуникационное оборудование и сервисы, информационные технологии, средства массовой информации и радиовещания, библиотеки и центры документации, сетевые информационные службы и имеют непосредственное отношения к сфере образования. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий. «Цифровая» педагогика позволяет постепенно адаптировать образовательный контент и процессы, основанные на поведенческих моделях и жизненных стратегиях учащегося.
Проблемой использования ИКТ в изучении иностранных языков и их влияния на мотивацию занимались различные учёные в области педагогики и лингвистики: Е.А. Вылегжанина, Н.Н. Мальцева , Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.А.Минасян и др.
Ими было отмечено, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий обладают большим потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся.
Учёные отмечают, что, адаптируя и индивидуализируя образование, учителя повышают мотивацию и вовлеченность, что делает студентов ответственными за собственное обучение и улучшает качество образования. Однако, российская школа развивается в направлении информатизации всех процессов недостаточно быстро. Овладение преподавателями такими навыками как набор текста, подготовка печатных раздаточных материалов, использование интернет-ресурсов, презентаций, проекторов и электронной почты не позволяет назвать современную школу «цифровой» и «инновационной».
В последнее время проблема использования ИКТ в образовательном процессе и отсутствия методических рекомендаций по использованию данных средств в аспекте обучения иностранному языку стала едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности лингвистов и педагогов во всём мире. Исходя из этого, мы решили исследовать данную проблему.
В процессе изучения научной литературы и веб-пространства, мы пришли к выводу, что использование информационно-коммуникационных технологий окажет положительное влияние на мотивационный аспект обучения иностранному языку. Поэтому, для начала, мы выявили сущность понятий «информационно-коммуникационные технологии» и «мотивация». Затем, сделали обзор онлайн-сервисов для использования в обучении иностранному языку. И наконец, разработали методические рекомендации по использованию мессенджера Telegram в образовательном процессе и проверили его эффективность в аспекте мотивации учения.
Для проверки гипотезы нам необходимо было провести опытно- экспериментальное исследование. На этапе исследования в течение месяца уроки иностранного языка учащихся 10-х классов сопровождались работой в групповом чате в Telegram. Учащиеся отправляли домашние задания на проверку, делились полезной информацией, задавали вопросы учителю и вели неформальное общение на английском языке. В результате нами был отмечено повышение уровня мотивации, что дает возможность сделать вывод, что информационно-коммуникационные технологии, в частности, Telegram, оказывают положительное влияние на процесс изучения иностранного языка.
Наше предположение о том, что одним из определяющих факторов результативности преподавания иностранного языка является использование современных ИКТ и их внедрение в образовательный процесс, верно при правильном подборе информационно-коммуникационных средств и соблюдении методических рекомендаций.
1. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями на 29 июня 2017 года), Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года №413. URL:http://docs.cntd.ru/document/902350579(дата обращения: 30.05.2018)
2. Профессиональный стандарт педагога // Министерство
образования и науки Российской Федерации. URL: https://xn--
80abucj iibhv9a.xn--
p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D 1 %8B/3071/%D 1 %84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/1734/12.02.15%D0%9F%D 1 %80%D0%BE%D 1 %84%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D 1 %80%D 1 %82%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0%28%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%29.pdf(дата обращения: 18.04.2018)
3. Атлас новых профессий // Бизнес-школа СКОЛКОВО. URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO SEDeC Atlas.pdf(дата обращения: 20.04.2018)
4. Воронина Марина Анатольевна Онлайн ресурсы ИКТ в
реализации ФГОС во по направлению подготовки 44. 03. 01 педагогическое образование // СНВ. 2016. №1 (14). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-resursy-ikt-v-realizatsii-fgos-vo-po- napravleniyu-podgotovki-44-03-01 -pedagogicheskoe-obrazovanie (дата
обращения: 14.06.2018).
5. Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый. 2015. С. 4-6. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/(дата обращения: 16.05.2018).
6. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании. // Институт ЮНЕСКО по
информационным технологиям в образовании. URL:
https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214639.pdf(дата обращения: 14.03.2018).
7. Использование приёма ментальных карт при изучении лексики на уроках английского языка. // Электронный журнал Экстернат. РФ. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/9207-ispolzovanie-prijoma-mentalnykh-kart-pri-izuchenii-leksiki-na-urokakh-anglijskogo-yazyka.html(дата обращения: 15.03.2018).
8. Колесова Татьяна Валерьевна. Использование дидактических
возможностей ИКТ для повышения мотивации изучения английского языка в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-didakticheskih-vozmozhnostey-ikt- dlya-povysheniya-motivatsii-izucheniya-angliyskogo-yazyka-v-vuze (дата
обращения: 04.06.2018).
9. Минасян Нора Арменовна. Икт как средство повышения
мотивации учащихся на уроках иностранного языка // Концепт. 2017. №S8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-kak-sredstvo-povysheniya-motivatsii-
uchaschihsya-na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 04.06.2018).
10. Образование 20.35. Будущее / АСИ. Екатеринбург: Издательские решения. 2017. 300 с.
11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 272 с.
12. Тимофеева Елена Викторовна, Кайль Юлия Анатольевна Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку // Известия АлтГУ. 2014. №2 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnokommunikatsionnyh- tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 15.03.2018).
13. Умаргаджиева А.Г., Рагимханова Л.К., Никатуева З.Ш. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации школьников к изучению английского языка // Вестник ГУУ. 2015. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye- tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-motivatsii-shkolnikov-k-izucheniyu- angliyskogo-yazyka(дата обращения: 04.06.2018)
14. Цели мотивации в обучении // Profile-edu - информационно-образовательный ресурс. URL: http://www.profile-edu.ru/celi-motivacii-v-
obuchenii-page- 1.html(дата обращения: 17.04.2018)
15. Шарапова М. И. ИКТ в образовании // Вестник МГЛУ. 2011. №620. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-v-obrazovanii(дата обращения: 14.05.2018).
16. Blanka Frydrychova Klimova, Petra Poulova. ICT as a motivational
tool in the learning of foreign languages. // INASE. URL: http: //www. inase. org/library/2014/interlaken/bypaper/EDU/EDU-06. pdf (дата
обращения: 17.03.2018).
17. Brush, Thomas; Glazewski, Krista D.; Hew, Khe Foon. Development of an Instrument to Measure Preservice Teachers' Technology Skills, Technology Beliefs, and Technology Barriers, Computers in the Schools // ERIC. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ835750(дата обращения: 07.06.2018)
18. Chai, C.-S., Koh, J. H.-L., & Tsai, C.-C. A Review of Technological Pedagogical Content Knowledge. // Educational Technology & Society, 16 (2). 2013. С. 31-51.
19. Dave Winet. Mobile Instant Messaging In the ESL Writing Class. // TESL - EJ: The Electronic Journal for English as a Second Language. URL: http://www.tesl-ej.org/wordpress/issues/volume20/ej79/ej79int/(дата обращения: 01.02.2018).
20. Donmus Kaya, Vildan. The use of social networks in educational computer-game based foreign language learning. // Procedia Social and Behavioral Sciences. 9. 2010. С. 1497-1503.
21. Education in Your Pocket: Ten Telegram Bots To Help You Study. // ITMO.News. URL:http://news.ifmo.ru/en/news/5942/ (дата обращения: 29.03.2018).
22. Farzaneh Khodabandeh. The impact of storytelling techniques through virtual instruction on English students’ speaking ability. // Teaching English with Technology, 18(1). C. 24-36.
23. Gary Motteram. Innovations in learning technologies for English
language teaching. // Teaching English | British Council | BBC. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/C607%20Information%20and%20Communication WEB%20ONLY FINAL.pdf (дата обращения:
11.05.2018)
24. H. Iksan, Zanaton & Mohd Saufian, Sumaiyah. Mobile learning:
Innovation in teaching and learning using Telegram. // IJPTE. International Journal of Pedagogy and Teacher Education. URL:
https://www.researchgate.net/publication/316415448 MOBILE LEARNING INNOVATION IN TEACHING AND LEARNING USING TELEGRAM (дата
обращения: 04.06.2018)
25. ICT, vocabulary and motivation. // TeachingEnglish | British Council | BBC. URL:https://www.teachingenglish.org.uk/article/ict-vocabulary-motivation(дата обращения: 16.03.2018).
26. Ismail Xodabande. The effectiveness of social media network
telegram in teaching English language pronunciation to Iranian EFL learners. // Cogent OA. URL:
https://www. cogentoa. com/article/10.1080/2331186X.2017.1347081 .pdf (дата обращения: 01.06.2018).
27. Jonathan Donnellan, Hande Gunel, Melek Didem Beyazoglu. Using
Messenger in the Classroom. // IH Journal. URL:http://ihjournal.com/using-messenger-in-the-classroom-by-maureen-mcgarvey(дата обращения:
01.03.2018).
28. Jose Juan Castro Sanchez, Elena Chirino Aleman. Teachers' opinion survey on the use of ICT tools to support attendance-based teaching // Computers & Education. 2011.С. 911-915
29. Kristina Mullamaa. ICT in Language Learning - Benefits and Methodological Implications. // International Education Studies URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ies/article/view/4965(дата обращения: 04.06.2018)
30. Marijana Kelentric. Integration of ICT into Initial Education of Classroom Teachers:The Case of Two Regions in Croatia. // DUO Research Archive.
URL: https: //www. duo .uio. no/bitstream/handle/10852/35814/CIExMasterxThesisx-xMarijanaxKelentric.pdf?sequence=2(дата обращения: 10.05.2018).
31. Said Fathy El Said Abdul Fattah. The Effectiveness of Using WhatsApp Messenger as One of Mobile Learning Techniques to Develop Students' Writing Skills. // Journal of Education and Practice. Vol.6, No.32. 2015. C. 115¬127
32. Shima Ghobadi, Saeed Taki. Effects of Telegram Stickers on English
Vocabulary Learning: Focus on Iranian EFL Learners. // Research in English Language Pedagogy. URL:
http://relp.khuisf.ac.ir/article 538824 bb819f16afbfb115058b40b5f70ea9f7.pdfдата обращения: 30.03.2018).
33. Telegram app for teaching and learning. // Supyan Hussin’s Blog. URL:https://supyanhussin.wordpress.com/2016/02/19/telegram-app-for-teaching-and-learning/#(дата обращения: 26.02.2018).
34. Ya-huei Wang, Hung-Chang Liao. Adaptive learning for ESL based
on computation. // British Journal of Educational Technology - Wiley Online Library. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1467-
8535.2009.00981.x(дата обращения: 04.06.2018)
35. Zarei, Roya &Heidari Darani, Laya &Ameri-Golestan, Ahmad. Effect of Telegram Application on Iranian Advanced EFL Learners' Vocabulary Knowledge and Attitude. // International Journal of Foreign Language Teaching and Research. 5. 2017. С. 96-109.