Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития сенсорной культуры детей дошкольного возраста

Работа №48308

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Состояние проблемы сенсорной культуры в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Педагогические условия развития сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста 13
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 17
2.1. Состояние проблемы развития сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения 17
2.2. Организация работы по развитию сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста 19
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 26
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 32
Приложения 35





Актуальность темы исследования. На сегодняшний день становится очевиден социальный запрос общества на всесторонне развитую личность, способную к правильному восприятию окружающего мира во всех его проявлениях:
Основа представлений выстраивается на непосредственном чувственном восприятии окружающего. На качество данных представлений, на их точность, отчетливость, полноту прямое влияние оказывает степень развития сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности, иначе говоря, развитость ощущений и восприятий.
Сенсорное развитие – условие эффективного овладения любой практической деятельностью, т.к. для преобладающей доли человеческих способностей характерна ярко выраженная сенсорная основа. Высоко технологичность современного производственного процесса требует от человека большой скорости и точности при распознавании множества сигналов, их оценке и контроле своей деятельности, а также функционирования механизмов. Научно- технический прогресс, стирание грани между умственным и физическим трудом требуют гармоничного сенсомоторного развития человека.
Некоторые стороны проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста рассмотрены Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.В.Запорожца, А.П Усовой. Содержание данных работ отражает большей частью закономерности развития восприятия в онтогенезе. Отечественная система сенсорного воспитания разрабатывалась А.П.Усовой, Н.Саккулиной, а также другими исследователями. У истоков разработки теории восприятия в отечественной психологии стояли Л.А. Венгер, А.В. Запорожец,
С.Рубинштейн, Л. Выготский, Б. Ананьев, А. Леонтьев. Непосредственно особенности сенсорного развития дошкольников через общение с природой приводятся в работах Е.В. Клюевой.
Несмотря на достаточное количество работ по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, вопрос разработки педагогических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой на сегодняшний день остается открытым.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных педагогических условий развития сенсорной культуры детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития сенсорной культуры.
Предметом исследования являются педагогические условия развития сенсорной культуры детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить педагогические условия развития сенсорной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
Изучить состояние проблемы сенсорной культуры в психолого-педагогической литературе;
Выявить особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста;
Проанализировать состояние проблемы развития сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения;
Организовать работу по развитию сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста;
Исследовать результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретацию.
Для решения выше поставленных задач, были использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого- педагогической литературы), эмпирические (диагностика по методике Н.Е. Веракса) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Научная новизна полученных результатов: в курсовой работе спланирована и апробирована работа по развитию сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста: была создана предметно-пространственная развивающая среда, способствующая развитию сенсорной культуры дошкольников; проведена работа по активиации перцептивной деятельности дошкольников, развивалось умение соотносить эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов в природе, при этом соблюдались необходимые правила обследования детьми предметов; систематически проводились дидактические игры и наблюдения, а также несложные эксперименты, направленные на развития сенсорной культуры детей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе проанализированы теоретические основы развития сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста;
Вторая глава содержит описание опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорной культуры детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
В заключении сделаны общие выводы по курсовой работе.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты первичного исследования показали, что значительная часть старших дошкольников обладают низким уровнем развития сенсорной культуры, слабо владеют действиями соотнесения эталонов формы и величины с реальными предметами, обладают низким уровнем развития сенсорных способностей, не знают многих названий геометрических форм, не различают их в окружающем мире.
Результаты проведенного на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о необходимости реализации эффективных педагогических условий развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста. В связи с этим была проведена работа по сенсорному развитию старших дошкольников. На протяжении формирующего этапа исследования соблюдались правила обследования детьми предметов: дети учились мысленно делить предмет на основные части и выделять основные признаки предмета (форму, величину, цвет и т.д.), учились воспринимать целостный облик предмета, обучались пространственному соотнесению частей предмета друг с другом.
Результаты повторного исследования показали, что преобладающая часть старших дошкольников обладают средним и высоким уровнем развития сенсорной культуры. Высоким уровнем развития сенсорной культуры обладают старшие дошкольники, которые имеют четкое представление об эталонах формы, способны соотнести эталон с реальными предметами, различает форму окружающих предметов, знают названия геометрических форм, имеют четкие представления о параметрах величины и градации предметов по этим параметрам, обладают адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном.
Следовательно, в комплекс педагогических условий сенсорного развития старших дошкольников целесообразно включать: формирование предметно-пространственной развивающей среды, способствующей сенсорному развитию воспитанников, дидактических игр и наблюдений, экспериментов. Также важно чтобы в процессе обследования предметов в природе педагогом обращалось внимание на соблюдение правил обследования детьми предметов.





1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / отв. ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова. – М. : Наука, 2001. – 277 с.
2. Васина О. В. Средства и методы сенсорного развития детей // Проблемы теории и практики психологии развития : материалы IV регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. О. О. Гонина. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. – С. 30 – 31.
3. Васина Ю.М., Балашова Э.В. Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2016. – № 1 (5). – 49 – 58.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры. От рождения до 6 лет. : кн. для воспитателя дет. сада / под ред. Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
5. Веракса Н. Е. Диагностика готовности ребенка к школе : пособие для педагогов дошкол. учреждений. – М. : Мозаика- Синтез, 2018. – 112 с.
6. Волкова Т.И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 279-281.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 16 т. – М. : Левъ, 2015. – Т. 6. – 400 с.
8. Голованова Т.Н. Особенности развития чувственного познания мира у детей дошкольного возраста // Психология и психотехника. – 2016. – № 1. – С. 73-81.
9. Гуревич П.С. Пассивно ли восприятие? – 2014. – № 12. – 1269 – 1273.
10. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве [Текст] // Запорожец А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. . – М. : МОДЭК, 2016. –Т. 1. – С. 91-99.
11. Карапетян А. М. Сенсорное развитие дошкольников // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2014. – № 2. – С. 57 – 59.
12. Козлов С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для вузов. – М. : Академия, 2014. – 416 с.
13. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2016. – 511 с.
14. Мелехина И. В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста// Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф., декабрь 2014 г., г. Санкт-Петербург. – СПб.: Питер, 2014. – С. 136 – 139.
15. Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение . – М. : АСТ : Астрель, 2016. – 268 с.
16. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов,. – М.: Азъ, 2014. – 865 с.
17. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Сфера. 2009. – 85 с.
18. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей. – М. : МОДЭК, 2015. – 260 с.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : учеб. для вузов. – СПб.: Питер. 2016. – 712 с.
20. Смирнова Т.С., Вульферт А.В. Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. – 2017. – №40. – С. 177 – 178.
21. Соловьева, О. Н. Сенсорное развитие дошкольников // https://elibrary.ru/item.asp?id=20867229
22. Терентьева Л.И. Развитие сенсорно-перцептивных способностей у дошкольников в процессе ознакомления с природой // https://www.sworld.com.ua/konfer32/243.pdf
23. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2014. – 159 с.
24. Угрюмова С. Г. Педагогические условия сенсорного воспитания детей дошкольного возраста // Научные исследования и разработки студентов : материалы III Междунар. студен. науч.-практ. конф., 31 март 2017 г., Чебоксары / отв. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 59 – 62.
25. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста : учеб.-метод. пособие. – М. : Сфера, 2014. – 128 с.
26. Шарафутдинова Г.Г. , Лысенко Ю. Р. О роли сенсорного развития детей дошкольного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 8. – С. 142 – 144.
27. Шаталова Е.В. Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности // https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0 %B8/621948/



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ