Выпускная квалификационная работа.
Работа сделана на примере Министерства труда и социального развития Омской области.
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Есть приложения (Таблица "Количество свободных мест для приема получателей социальных услуг в стационарной форме").
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1. Понятие и необходимость социальной защиты населения 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации 16
1.3. Специфика реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на региональном уровне 20
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 24
2.1. Характеристика деятельности Министерства труда и социального развития Омской области 24
2.2. Анализ организации социальной защиты населения в Омской области 30
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 42
3.1. Проблемы организации социальной защиты населения в Омской области 42
3.2. Направления совершенствования социальной защиты населения в Омской области 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
В соответствии со ст. 7 Конституции нашего государства [1], Российская Федерация выступает социальным государством, т.е. государством, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости.
Социальная направленность государства выражается во многих институтах, например, разработке и реализации различных социальных программ, имеющих целью обеспечение общего блага, утверждение принципов социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину определенных стандартов благополучия.
Социальное предназначение государства заключается в стремлении обеспечить социальную защиту в первую очередь наиболее уязвимым и незащищенным слоям населения.
Очевидно, что на современном этапе социальная защита населения как элемент социальной политики государства требует совершенствования. При этом оптимизировать социальную защиту необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне.
Безусловно, каждому конкретному региону присущи свои проблемы в социальной сфере, и на федеральном уровне, достаточно сложно учесть интересы каждого конкретного региона. Сложность заключается в том, что дотационные регионы, к числу которых относится и Омская область, не имеют необходимых материальных ресурсов для решения своих проблем, и практически полностью зависят от федерального центра.
Соответственно, регионам необходимо активизировать деятельность по привлечению финансовых ресурсов для решения своих социальных проблем, в первую очередь посредством использования механизмов государственно-частного партнерства.
Цель настоящего исследования – на основе анализа реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения в Омской области, разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели, необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и необходимость социальной защиты населения;
рассмотреть особенности нормативно-правового регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации;
изучить специфику реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на региональном уровне;
дать характеристику деятельности Министерства труда и социального развития Омской области;
дать характеристику состояния социальной сферы Омской области;
провести анализ деятельности Министерства труда и социального развития Омской области в сфере социальной защиты населения;
выявить проблемы социальной защиты населения Омской области и определить направления их решения.
Объектом исследования является Министерство труда и социального развития Омской области.
Предмет исследования – система социальной защиты населения в Омской области.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках систематизируются представления о социальной защите населения как элементе социальной политики государства.
Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы для совершенствования социальной защиты населения на региональном уровне.
Методологию исследования составляют научный метод познания, метод контент анализа, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, классификации.
Информационной базой исследования послужила научная и учебная литература по социальной политике и социальной защите, государственному и муниципальному управлению, материалы периодических изданий по теме исследования.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе исследования рассмотрены вопросы, связанные с сущностью и необходимостью социальной защиты населения, особенностями нормативно-правового регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации, спецификой реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на региональном уровне.
Во второй главе дана характеристика деятельности Министерства труда и социального развития Омской области, проведен анализ состояния социальной сферы Омской области и деятельности Министерства труда и социального развития Омской области в сфере социальной защиты населения.
В третьей главе рассмотрены проблемы социальной защиты населения Омской области и определены направления их решения.
В заключении сформулированы выводы по результатам исследования.
Подводя итог исследованию, проведенному в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
1) Государственная социальная политика представляет собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, направленных на комфортное и гармоничное существование и развитие человека, стабильное и устойчивое развитие всего общества.
В свою очередь социальная защита населения как часть социальной политики государства представляет собой отношения по перераспределению национального дохода в целях обеспечения воспроизводства человека, является системой управления социальными рисками с целью поддержания устанавливаемых обществом социальных стандартов жизни для каждой группы населения.
Важнейшую роль в данном случае играет эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти – первые обладают необходимыми финансовыми ресурсами для решения той или иной социальной проблемы, вторым в силу их максимальной приближенности к конкретным условиям жизнедеятельности общества такие проблемы наиболее очевидны.
2) Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения осуществляется актами административного права (в части организации деятельности соответствующих органов исполнительной власти), а также актами права социального обеспечения.
Здесь следует отметить, что если, например, на уровне Омской области существует кодифицированный нормативно-правой акт, регулирующий исследуемые вопросы (Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан), то на федеральном уровне такого акта нет, что, безусловно, усложняет процесс правоприменения.
3) Специфика реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на региональном уровне связана с тем, что такая политика с финансовой и нормативно-правовой точки зрения существенно зависит от федеральной социальной политики, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции России установление основ социального развития находится в ведении Российской Федерации. При этом, учитывая, что вопросы социальной защиты населения в соответствии со ст. 72 Конституции отнесены к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, регионы не лишены определенной доли самостоятельности в обеспечении социальной защиты населения с учетом местных социально-экономических особенностей. Вместе с тем очевидно, что региональная социальная политика зависит от уровня социально-экономического развития субъекта РФ, т.е. от наличия у региона достаточных финансовых и организационных ресурсов, необходимых для решения проблем социальной сферы. Соответственно, существенная дифференциация российских регионов по уровню социально-экономического развития обуславливает и различные возможности субъектов РФ по реализации собственной социальной политики.
4) Министерство труда и социального развития Омской области выступает уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере труда, социальной защиты населения Омской области, органом опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, а также осуществляет полномочия в области содействия занятости населения, в том числе переданное полномочие Российской Федерации по осуществлению отдельных видов социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В настоящее время в связи с оптимизацией организационной структуры Министерства в области функционируют лишь 9 территориальных органов межрайонного характера. Соответственно, для обеспечения беспрепятственного доступа граждан к социальным услугам необходимо интенсивно использовать предоставление таких услуг в электронном виде через портал «Госуслуги» и посредством обращения граждан в МФЦ по месту своего жительства.
5) В целом система социальной защиты населения в Омской области организована и функционирует достаточно стабильно, что позволяет говорить об устойчивости сферы социальной защиты населения в регионе. Количество жителей региона, получающих необходимые социальные услуги, увеличивается, одновременно расширяется спектр таких услуг. Вместе с тем было бы неверно говорить о том, что в сфере социальной защиты населения региона отсутствуют проблемы, требующие решения (например, проблемы, связанные с предоставлением стационарных социальных услуг). Такие проблемы и пути их преодоления рассмотрены в третьей главе настоящего исследования.
6) Выявленная проблема потребности в обучении лиц старшего возраста и инвалидов, а также лиц с ограниченными возможностями в обучении компьютерной грамотности для целей самостоятельного обращения за получением государственных и муниципальных услуг с использованием интернет-технологий, в том числе портала «Госуслуги» является решаемой. Для ее решения необходимо популяризировать возможность указанного портала, более активно самостоятельно выявлять лиц, нуждающихся в оказании государственных и муниципальных услуг, для того, чтобы обучить их обращению с порталом. Кроме того, необходимо более активно привлекать благотворителей для решения проблемы отсутствия оборудования и доступа в сеть «Интернет» при отсутствии средств непосредственно у лиц, нуждающихся в помощи.
7) Наиболее сложной проблемой в настоящее время является обеспечение потребностей определенных категорий граждан в услугах, которые могут предоставляться в условиях стационаров и на дому.
Стационарное получение социальных услуг предполагает временное либо пожизненное размещение граждан в специализированных учреждениях, где оказываются различные виды услуг: начиная от медицинской помощи и завершая оказания помощи психологической, а также услуг по уходу за гражданами, которые не в состоянии делать это самостоятельно.
Количество граждан, размещаемых в стационарных условиях домов престарелых и домов-интернатов для инвалидов, не так велико. Основная проблема – это низкое качество жизни в подобных учреждениях. Проблема финансирования не решается в России на протяжении длительного периода времени. Пока на высшем уровне не будет принято решение о необходимости обеспечения нормальных условий жизни в указанных учреждениях, они не станут популярны, а в них будут помещаться лица только в отсутствие альтернативы.
Соответственно необходимо развивать систему помощи и оказания услуг на дому. Подобный подход менее негативно отразится на психике лиц, получающих помощь, а также позволит обеспечить им нормальные условия для жизни.
8) Необходимо пересмотреть существующую в Омской области систему планирования оказания социальных услуг. Менее востребованные услуги должны быть количественно сокращены. Это касается полустационарного обслуживания. Более востребованные – увеличено количественно за счет перераспределения ресурсов с услуг полустационарного обслуживания. Кроме того, необходимо изменять существующую ситуацию в аспекте неравномерности состава социальных услуг, предоставляемых КЦСОН, потому что часть населения Омской области с учетом административно-территориального принципа создания и осуществления деятельности КЦСОН оказывается в ситуации невозможности получения ряда социальных услуг, что несправедливо.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
3. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06 февраля 2007 года № 91. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
4. Закон Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
5. Положение о Министерстве труда и социального развития Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 03 марта 2004 года № 51. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
6. Положение о Департаменте социальной поддержки Министерстве труда и социального развития Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15 мая 2004 года № 71. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
7. Положение о Департаменте социального обслуживания Министерстве труда и социального развития Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15 мая 2004 года № 72. [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный.
8. Указ Губернатора Омской области от 09.08.2011 № 81 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами исполнительной власти Омской области государственных услуг». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online, свободный.
9. Постановление Правительства Омской области от 24.12.2014 № 345-п «Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Омской области в связи с реализацией полномочий Омской области в сфере социального обслуживания». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online, свободный.
10. Приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 21 мая 2018 г. № 85-п «О возложении на бюджетные учреждения Омской области – многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг функции по предоставлению государственных услуг в полном объеме». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online, свободный.
11. Агашев Д.В. К вопросу о социальной природе заработной платы / Д.В. Агашев // Вестник Томского университета. – 2017. – № 6. – С. 101-105.
12. Аристов Е.В. Концепция Социального кодекса Российской Федерации / Е.В. Аристов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2019. – № 6. – С. 105-109.
13. Аристов Е.В. Социальность государства в Российской Федерации / Е.В. Аристов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2018. – № 5. – С. 47-51.
14. Ашин А.А. Государственное и муниципальное управление социальной сферой: понятие, принципы и проблемы / А.А, Ашин // Закон и право. – 2017. – № 2. – С. 31-35.
15. Бакиева Г.Р. Социальное обеспечение и его виды / Г.Р, Бакиева // Молодой ученый. – 2020. – № 1. – С. 189-192.
16. Беркаева А.К. Социальная защита населения как приоритетное направление социальной политики государства / А.К. Беркаева // Вестник Удмуртского университета. – 2016. – № 5. – С. 87-90.
17. Бирюков М.В. Органы социального обеспечения на региональном уровне: структура и полномочия / М.В. Бирюков // Вестник Томского университета. – 2016. – № 5. – С. 88-92.
18. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация / Н.С. Волкова // Журнал российского права. – 2017. – № 4. – С. 54-58.
19. Гуляева Н.П. Социальная сфера как объект управления/ Н.П. Гуляева. – М.: Волтерс-клувер, 2016. – 284 с.
20. Доев К.Н. К вопросу о повышении эффективности социальной защиты населения. Региональный аспект / К.Н. Доев // Вестник Южного федерального университета. – 2017. – № 5. – С. 44-49.
21. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. – Автореферат дисс. ... канд. юр. наук. – М., 2016. – 31 с.
22. Литвинова В.В. Сравнительный анализ социальных кодексов субъектов РФ / В.В. Литвинова // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 1. – С. 104-108.
23. Морозов П.А. Социальная политика государства: теория, нормативное регулирование и реалии / П.А. Морозов. – М.: Юрайт, 2016. – 214 с.
24. Мхитярян Л.Ю. К вопросу о проблематике понимания социальной сферы как объекта государственного управления / Л.Ю. Мхитяран // Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). – 2015. – № 4. – С. 72-76.
25. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 546 с.
26. Павлова Н.Н. К вопросу по понятии «социально незащищенный слой населения» / Н.Н. Павлова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2017. – № 3. – С. 109-113.
27. Радонова А.В. Социальная защита населения на региональном уровне. Проблемы оценки эффективности / А.В. Радонова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 103-107.
28. Рубайло А.И. Концепция социального государства: истоки, развитие и перспективы / А.И. Рубайло. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 185 с.
29. Савичев О.Н. Роль субъектов Российской Федерации в реализации социальной политики государства / О.Н. Савичев // Вестник Благовещенского государственного университета. – 2018. – № 5. – С. 194-198.
30. Смирнов А.П. Социальная защита населения: проблемы нормативного регулирования / А.Н. Смирнов // Вестник Владимирского государственного университета. – 2018. – № 11. – С. 65-70.
31. Сморчков А.И. К вопросу о сущности государственного воздействия на социальную сферу / А.И. Сморчков // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2016. – № 5. – С. 102-106.
32. Чертова А.В. Актуальные проблемы государственного управления социальной сферой / А.В. Чертова // Вестник САФУ. – 2017. - № 4. – С 65-69.
33. Чугунова А.Н. К вопросу о практической реализации социальной сущности государства / А.Н. Яковлева // Ленинградский юридический журнал. – 2020. – № 1. – с. 87-91.
34. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики / В.Ш. Шайхатдинов // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2016. – № 5. – С. 111-115.
35. Шайхулов М.А. Система социальной защиты населения на региональном уровне / М.А. Шайхулов // Социология власти – 2018. - № 2. – С. 41-45.
36. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2017 год // Информационно-аналитический бюллетень Минтрудсоцразвития Омской области за 2017 год.
37. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2018 год // Информационно-аналитический бюллетень Минтрудсоцразвития Омской области за 2018 год.
38. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области за 2019 год // Информационно-аналитический бюллетень Минтрудсоцразвития Омской области за 2019 год.