Введение
1. Педагогические технологии и их виды
1.1 Технология педагогического общения
1.2 Гуманно-личностная технология
1.3 Предметно-ориентированные технологии обучения
1.4 Личностно-ориентированные технологии обучения
2. Технологии, используемые в системе профессионального образования
2.1 Технология проблемного обучения
2.2 Технология контекстного обучения
Заключение
Цель данной работы - изучить педагогические технологии обучения в системе начального профессионального и среднего профессионального образования.
Задача - рассмотреть различные виды педагогических технологий обучения.
Педагогическая технология – это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие задачи как:
• структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;
• преобразование содержания образования в учебный материал;
• анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
• выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
• анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др.
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
В процессе выполнения курсовой работы были рассмотрены следующие педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего профессионального образования:
• Технология педагогического общения
• Гуманно-личностная технология
• Предметно-ориентированные технологии обучения
• Технология постановки цели
• Технология полного усвоения
• Технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко
• Технология концентрированного обучения
• Личностно-ориентированные технологии обучения
• Технология педагогических мастерских
• Технология обучения как учебного исследования
• Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
• Технология проблемного обучения
• Технология контекстного обучения
Тема изучения педагогических технологий обучения актуальна в современной педагогике, поскольку позволяет оптимизировать педагогический процесс для достижения наивысших результатов.
К сожалению, в настоящий момент в России имеет место быть традиционная педагогическая система без диагностических целей и объективного контроля с традиционной системой управления обучением. Чтобы перейти к более перспективной педагогической системе, например, с типом управления обучением «малые группы», необходимо специальное ее проектирование и совершенствование до такой степени, когда гарантировано соотношение «цель-результат». Обновление педагогической системы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение, гарантирующих успех педагогических процессов.
Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.
Функция технологии – в переносе опыта, использовании его другими, поэтому она изначально должна лишаться личностного оттенка ее разработчика. Состав технологии – не совокупность методов, а прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности педагога и обучаемого должны быть прописаны не только конкретно, но и абстрагировано, в обобщенном виде.