Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВРЕМЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ГОТОВИМ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ

Работа №48261

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
410
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности 7
1.1. Понятие одарённости. Типы и виды одарённости. Одарённость и
одарённые дети 7
1.2. Формы и методы работы с интеллектуально одарёнными учащимися
на уроках русского языка 23
1.3. Специфика работы с одаренными детьми во внеурочное время 38
Глава II. Методические основы работы с одаренными детьми на уроках русского языка в среднем звене 46
2.1. Методика подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку
2.2. Организация работы на уроке русского языка с учетом подготовки детей к олимпиадам и конкурсам
2.3. Методическая разработка урока русского языка в 7-м классе на тему
«Лексика и фразеология.
Повторение» 60
Заключение 63
Библиография 66
Приложение

Оценивая степень разработанности проблемы стоит отметить, что при кажущемся большом объеме и многогранности исследований (Дружинин В.Н., Маклаков А.Г.), посвящённых теме одарённости и одарённых детей, целый ряд вопросов остается спорным и недостаточно решенным: в традиции его изучения и научного освещения всё еще наблюдаются лакуны, что обусловлено сложной природой самого объекта исследования.
Актуальность данной работы определяется необходимостью эффективной работы с учениками на уроках русского языка в целях подготовки к олимпиадам и конкурсам. Работа с одарёнными детьми предполагает разработку новых заданий и задач по русскому языку.
Новизна данной работы заключается в предпринятой попытке применить методическую разработку урока русского языка в 7-м классе в целях подготовки обучающихся к предметным олимпиадам и конкурсам, также в проверке эффективности организации внеклассных мероприятий по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам.
Объектом нашего исследования являются особенности работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время, предметом - процесс организации подготовки детей к олимпиадам и урокам на уроках русского языка и во время проведения внеклассных мероприятий.
Гипотеза исследования: процесс подготовки учащихся основной школы на уроках русского языка и факультативных занятий к олимпиадам будет проходить более успешно, если придерживаться следующих принципов:
- максимальная самостоятельность;
- активность знаний;
- опережающий уровень сложности;
- анализ результатов прошлых олимпиад;
- напутственное слово преподавателя;
- отдых перед предстоящим мероприятием;
- принцип «золотой середины»
Цель исследования: оценить эффективность организации урочной и внеурочной работы с учетом подготовки детей к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Достижение цели предполагает необходимость решения следующих теоретических и практических задач:
- определить понятие одарённости;
- выявить типы и виды одарённости;
- рассмотреть формы и методы с интеллектуально одарёнными учащимися на уроках русского языка;
- рассмотреть методические и практические аспекты работы с одарёнными детьми во время организации внеклассных мероприятий;
- выявить наиболее эффективные методики подготовки детей к предметной олимпиаде по русскому языку;
- апробировать методическую разработку урока по теме «Лексика и фразеология. Повторение» в 7-м классе МБОУ «Средне-Кушкетская СОШ».
Для реализации цели исследования, решения поставленных задач и гипотезы исследования мы применяли следующие методы:
- теоретические методы: анализ психологической, педагогической и методической литературы; изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме исследования; изучение олимпиадных заданий разных лет;
- эмпирические методы: анализ и обобщение опыта учителей общеобразовательных школ; беседа; педагогическое наблюдение.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования и эксперимента результаты могут в дальнейшем быть основополагающими при подготовке детей к олимпиадам и конкурсам. К примеру, победители, выявленные в ходе контрольного этапа, продолжили подготовку к олимпиадам районного и республиканского уровней, приняли участие в таких конкурсах, как «Русский медвежонок», VII Комбинированная олимпиада «Филологический триатлон», конкурс по русскому языку «Синтаксис и культура речи». Разработанные нами нестандартные задачи можно использовать на уроках словесности при работе с интеллектуально одарёнными учащимися.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав и библиографического списка.
В первой главе мы рассматриваем само понятие одарённости, также типы и виды одарённости. Особое внимание обратили на понятие «одарённые дети». В свою очередь, мы изучили формы и методы работы с интеллектуально одарёнными учащимися на уроках русского языка, специфику работы с одарёнными детьми во внеурочное время.
Во второй главе, практической, мы рассматриваем основные методики подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по русскому языку, а также принципы, которыми должен руководствоваться преподаватель при непосредственной подготовке.
В данной работе нами была поставлена цель, проверить насколько эффективна организация внеклассных мероприятий по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам. В этой главе представлен эксперимент, который проводился на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средне-Кушкетская средняя общебразовательная школа имени О.Н. Исаева» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Представлена подготовленная нами методическая разработка урока русского языка в 7-ом классе по теме «Лексика и фразеология. Повторение». Во время формирующего этапа было проведено занятие по разработанному конспекту с учащимися экспериментальной группы во время педагогической практики.
Апробация работы. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли отражение в научной статье «Особенности работы с одаренными детьми в процессе подготовки их к олимпиадам и конкурсам по русскому языку», опубликованной в рамкахXLIII Международной научно-практической конференции«Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2018 г.). - диплом лауреата за лучшую научную статью по результатам интернет- голосования.
Основные выдержки работы были защищены в рамках студенческой конференции (Елабужский институт КФУ, апрель).
Также основные положения исследования были апробированы во время урока и эксперимента с учащимися 7-го класса на базе МБОУ «Средне-Кушкетская СОШ» им. О.Н. Исаева Балтасинского района Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, изучив различную научную литературу по обозначенной теме и проанализировав опыт отечественных и зарубежных ученых и педагогов, мы дали емкие и точные определения понятиям «одарённость», «одарённые дети», привели типологию одарённости.
В своей работе мы рассмотрели понятие одарённости как многоаспектное явление, которое проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, диагностирования профессиональными психологами. Выдающиеся достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству (креативности) и лидерству, вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой и лидерской одаренностями. Все виды одаренности, наряду с интеллектуальной, имеют сложную структуру.
Каждый одаренный ребёнок — индивидуальность, требующая особого подхода и внимания со стороны взрослых (родителей, воспитателей, учителей). Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.
В свою очередь, нами были рассмотрены методические и практические аспекты организации урочной и внеурочной деятельности с интеллектуально одарёнными учащимися. Учебный процесс на уроке должен быть выстроен с учетом развития способностей одарённых детей. В первую очередь это должен быть преимущественно новый качественный подход в обучении с основополагающими принципами личностно-ориентированного подхода (дифференцированное, развивающее и проблемное обучение), с групповой, преобладающей, формой работы, с проблемно-исследовательскими методами обучения.
Равным образом мы рассмотрели организацию внеурочной работы с интеллектуально одарёнными учениками. Отметили, что немалая роль принадлежит кружкам любителей русского языка. В процессе занятий в кружке у учащихся воспитывается любовь к русскому языку, бережное и сознательное отношение к нему, обостряется детская пытливость, обогащается словарный запас, развивается устная и письменная речь, закрепляются знания по грамматике.
Организация такого вида внеклассной работы, как олимпиады, общеизвестна и возражений не вызывает. По традиции подобные соревнования проводятся в несколько туров (2-3), в каждом новом туре принимают участие только победители предыдущего, набравшие определённое количество очков.
В своей работы мы выявили несколько методик подготовки детей к олимпиаде по русскому языку и подробно объяснили самые популярные из них: решение тренинговых заданий, то есть решение имеющихся материалов олимпиад разного уровня сложности; корректирование и редактирование текста. Подобного рода работы можно использовать на факультативных занятиях. Главной задачей факультативов является расширение лингвистического кругозора обучающихся. Также факультативные занятия призваны воспитывать творческую, нестандартно мыслящую личность.
В данной работе нами была поставлена цель, проверить насколько эффективна организация внеклассных мероприятий по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам. Был проведён эксперимент на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средне-Кушкетская средняя общеобразовательная школа имени О.Н. Исаева» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан. Школьники были поделены на две группы по 14 человек, первая половина школьников была экспериментальной группой, а вторая - контрольной.
Во время формирующего этапа с экспериментальной группой была проведена работа по подготовке к конкурсам и олимпиадам. Для них были подготовлены олимпиадные задания разных лет, которые они выполняли во внеурочное время. Кроме того на каждом уроке детям экспериментальной группе были предложены небольшие задания по разным разделам языкознания.
В заключении, нами была подготовлена и апробирована методическая разработка урока русского языка в 7-ом классе по теме «Лексика и фразеология. Повторение». Урок получился продуктивным. Учащиеся активно отвечали, выполняли разнообразные виды деятельности, помогали друг другу, работали самостоятельно, соблюдали правила поведения.
На последнем контрольном этапе необходимо было проверить результативность проделанной работы. Для этого необходимо было провести олимпиаду по русскому языку в школе.
При проведении экспериментальной части исследования, мы увидели значительный перевес знаний в экспериментальной группе. Соответственно качество подготовки одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам в экспериментальной группе на порядок выше, чем в контрольной группе. Можно сделать следующий вывод: использование внеклассных мероприятий по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам способствует повышению качества образования.



1. Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку. - 4-е изд. - Ростов Н/Д: Феникс, 2012. - 283 с.
2. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одарённость: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГПУ, 2010. - 56 с.
3. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко, — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 857 с.
4. Будаева М.Б. Система дифференцированной работы с учащимися с
разным уровнем способностей (из опыта работы) [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2016/11/20/sistema-differentsirovannoy-raboty-s(дата обращения: 20.02.2018)
5. Бычинская А.А. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://znanio.ru/media/aktivizatsiya myslitelnoj deyatelnosti na urokah russkogo yazyka-51411(дата обращения: 18.03.18)
6. Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика: Монография - Ч.1 - Минск, 1995. - 31 с.
7. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: история и современность. - Ростов Н/Д: Феникс, 2007. - 512 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. - СПб., 2007. - 368 с.
9. Закирова Г.М. Одаренные дети и особенности работы с ними
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https ://infourok.ru/odarennie-deti-i-osobennosti-raboti-s-nimi-1398054. html (дата обращения:
10.04.2018)
10.Зарипова Л.Ф. Традиционные и инновационные технологии при работе с одаренными учащимися на уроке и во внеурочное время [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:https://infourok.ru/metodicheskaya statya tradicionnye i innovacionnye tehnologii pri rabote s odarennymi-371367.htm (дата
обращения: 10.03.2018)
11. Ильинская И.С. О богатстве русского языка. - М.: Наука, 1964. - 72 с.
12. Карпунина Т.Н. Проблемы преподавания русского языка в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://multiurok.ru/blog/probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-sovriemiennoi-shkolie.html(дата обращения: 01.04.2018)
13. Коняхина А.И., Аксенова Т.А. Система выявления и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы // Концепт. - 2014. - Т. 12. - С. 331-335.
14. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Академия, 1996. - 416 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
16. Мелехова А.В. Работа с одаренными детьми на уроках русского
языка и литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/prochee/rabota-s-
odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty(дата обращения: 13.04.18)
17. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку // Толчинская Г.А. Олимпиада как вид внеклассной работы. - М.: Просвещение, 1968. - 220 с.
18. Мустафина Р.Х. Инновационные подходы к работе с одаренными детьми [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pandia.ru/text/80/535/57063.php(дата обращения: 15.02.2018)
19. Пахнова Т.М. Роль речевой среды в процессе формирования языковой личности // Русский язык в школе - 2012. - №12. - 32 с.
20. Пашкова Г.И. Устные лингвистические журналы в школе продленного дня // Русский язык в школе. - 2006. - № 4. - 44 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Рубинштейн С.Л. Общая одарённость и специальные способности. - Спб.: Питер, 1999.
- 540 с.
22. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства.
- М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
23. Саркисян Т.А. Развитие речи учащихся — средство успешного обучения в школе // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 3561-3565.
24. Сизов И.Г. Проблема развития творческой личности учащихся в
условиях современного образования и пути ее решения [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:https://открытыйурок.рф/статьи/641794(дата обращения: 20.05.18)
25. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе (Из опыта работы учителей русского языка и литературы) . - 2-е изд., доп.- Казань: ИРО РТ, 2017. - 295 с.
26. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 464 с.
27. Ушаков Н.Н. О характере заданий на олимпиадах по русскому языку // Русский язык в школе. - 1970. - № 1 - 66 с.
28. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://минобрнауки.рф/документы/543(дата обращения: 2.03.2017).
29. Харитонова А.Д. Внеклассная работа по русскому языку
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://multiurok.ru/files/vneklassnaia-rabota-po-russkomu-
iazyku-2.html(дата обращения: 03.03.2018)
30. Шипачёва Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка // Русская словесность. - 2000. - № 5. - С. 15-16.
31. Энциклопедический словарь юного филолога. - М., 1984. - 328 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ