Введение 3
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников 6
1.1. Понятие нравственного воспитания 6
1.2. Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 9
Выводы по 1 главе 13
Глава II. Методические аспекты нравственного воспитания младших школьников посредством игры 14
2.1. Сущность игры как психологического явления 14
2.2. Основные типы игр и их значение в нравственном воспитании детей 17
2.3. Особенности организации и проведения игр, направленных на нравственное воспитание детей младшего школьного возраста 21
Выводы по 2 главе 24
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Игре отводится особое место в самых различных системах обучения. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, становятся тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства, прививаются навыки общения, нравственные представления, и пр.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была острой, а в современных реалиях приобрела особую актуальность. Огромное количество социально-экономических и политических перемен, произошедших в нашей стране, неизбежно привели к изменениям и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Нравственное воспитание современного ребенка также не избежало негативных тенденций: ушли на второй план книги, уступив место телевизору и компьютеру. Среди персонажей сказок и героев мультфильмов, так любимых современными детьми, далеко не все являются примером нравственной чистоты и высокой духовности. Во многих семьях отмечается превалирование материальных ценностей над духовными, в связи с чем дети впитывают искаженные представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за интеллектуальным развитием многими родителями упущено развитие нравственное, они забывают о том, что необходимо работать над духовным воспитанием своего ребенка, развивать его морально-нравственные и духовные качества. Да и ее всегда родители понимают, что без этих качеств весь багаж накопленных знаний может оказаться бесполезным. Результатом всех этих деформаций является эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
В последние годы в российском обществе очень остро ощущается недостаток сознательно принятых большинством наших сограждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, в выборе жизненных ориентиров. А ведь как настоящее, так и будущее нашего общества и государства во многом определено духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием нашего культурного наследия, историко-культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов, населяющих Россию. Именно поэтому на современном этапе развития школьного (и не только) образования нравственное воспитание является одной из наиважнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного воспитания, а игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством нравственного воспитания ребенка.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.В. Архангельского, Н.И. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.Г. Харчева, П.Н. Мальковской, И.П. Подласого, Е.Н Землянской и др., в которых, выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных норм и представлений у младших школьников.
Цель данной работы – рассмотреть возможности нравственного воспитания младших школьников посредством игры.
Задачи работы:
проанализировать теоретические основы нравственного воспитания младших школьников;
рассмотреть методические аспекты нравственного воспитания младших школьников посредством игры.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, в процессе написания данной курсовой работы нами были сделаны следующие выводы:
Нравственное воспитание – это двустороннее взаимодействие педагогов с воспитанниками, направленное на усвоение ими определенного комплекса, включающего нравственные и этические нормы, а также на последующее формирование морального сознания личности, развитие нравственных чувств и выработке навыков и привычек, составляющих нравственное поведение.
Понятие «нравственные нормы» включает в себя весь спектр взаимоотношений между людьми – проявление взаимной заботы, уважения, поддержки, скромность, правдивость, искренность, формирование в себе трудолюбия, тактичности, мужества.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит в самых различных сферах их жизни и деятельности – это не только школа и семья, но также общество сверстников, улица.
Окружающая среда, в которой находится ребенок сама по себе является средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть, с ее помощью активизируется весь механизм нравственною воспитания, что, соответственно, влияет на формирование нравственных норм младших школьников.
Игра имеет огромное значение для нравственного воспитания младших школьников, так как она способствует и формированию дружного коллектива, и воспитанию уважительного отношения к друг другу, и помогает в исправлении некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и многому другому. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Основные типы игр – это игры с фиксированными, открытыми правилами (это дидактические, познавательные, подвижные игры, и т.д.) и игры со скрытыми правилами (это сюжетно-ролевые игры, в которых правила существуют неявно).
Особое место занимают игры, наиболее полно формирующие личность ребенка – это сюжетно-ролевые игры, которые создаются самими детьми, в них ребята воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе.
Для того чтобы воспитывать детей доброжелательные отношения друг к другу, важно в ходе игры, и других видов деятельности, привлекать их внимание к тому, что интересно или нужно сверстникам, находящимся рядом. Необходимо развивать в детях желание помогать сверстникам, делиться с ними, отзываться на их просьбы.
Чем насыщеннее сюжет игры, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей, ярче выступают приобретенные навыки: умение договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно нравственное развитие ребенка.
1. Ардуанова, Е. И. Воспитание чувств и формирование этических представлений у старших дошкольников / Е. И. Ардуанова. – Режим доступа : https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3999 (Дата обращения 21.12.2018)
2. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – М. : Просвещение, 2013. – 213 с.
3. Болдырев, Н. И. Классный руководитель : методические рекомендации / Н. И. Болдырев. – М. : Просвещение, 1987. – 271 с.
4. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер / под ред. А. Р. Лурия. – М. : Прогресс, 2013. – 314 с.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Избранные труды / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2016. – 564 с.
6. Газман, О. С. Каникулы : игра, воспитание / О. С. Газман. – М. : Наука, 2016. – 219 с.
7. Гобова, Е. С. Зачем ходить в школу? / Е. С. Гобова. – М. : Педагогика, 2017. – 199 с.
8. Грибоедова, Т. П. Педагогические условия по духовно-нравственному развитию учащихся / Т. П. Грибоедова. – Режим доступа : http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija-podgotovkiuchitelej-k-dejatelnosti-po-duhovno.html (дата обращения 23.12.2018)
9. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М. : Гардарики, 2014. – 480 с.
10. Грицай, Т. В. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая категория / Т. В. Грицай // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2016. – № 8. – С. 97 – 102.
11. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 127 с.
12. Дьячкова, М. А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен / М. А. Дьячкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 23 – 28.
13. Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – №3. – С. 9 – 12.
14. Краснова, С. Г. Межличностные отношения как фактор оптимизации психического состояния детей / С. Г. Краснова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 7. – С. 56 – 67.
15. Максутова А.А. Из опыта исследования гендерных особенностей нравственных представлений старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 7. – Вып. 3.
16. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учебное пособие / Л. И. Маленкова. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 480 с.
17. Менджерицкая Д. Б. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада / Д. Б. Менджерицкая // Воспитание детей в игр / сост А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Педагогика, 2014. – 594 с.
18. Миронова, P. M. Игра в развитии активности детей / Р. М. Миронова. – М. : Академия, 2017. – 147 с.
19. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : Педагогика, 2014. – 227 с.
20. Новикова, Е. Л. Работа по духовно-нравственному воспитанию / Е. Л. Новикова. – Режим доступа : http://nsportal.ru /detskiy-sad /raznoe/2015/10/26/rabota-po-duhovno-nravstvennomu-vospitaniyu (дата обращения 23.12.2018).
21. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2016. – 460 с.
22. Пасько, Т. Б. Нравственное воспитание как основа становления личности / Т. Б. Пасько // Образование и воспитание. – 2017. – №2. – С. 46 – 49.
23. Петрова, А. А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» / А. А. Петрова // Научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 41 – 44.
24. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : Юрайт, 2018. – 330 с.
25. Созонов, В. П. Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания / В. П. Созонов // Классный руководитель. – 2009. – № 8. – С. 35.
26. Степанов, Е. Н. Классный руководитель : Современная модель воспитательной деятельности : учебно-методическое пособие / Е. Н. Степанов. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. – 160 с.
27. Судакова, М. В. Нравственное воспитание в процессе формирования базовой культуры личности обучающегося / М. В. Судакова, В. С. Бурдина // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. / под ред. О.Н. Широкова и др. – Чебоксары : ЦНС Интерактив плюс, 2017. – С. 50 – 53.
28. Титова, Е. В. Если знать, как действовать : Разговор о методике воспитания : книга для учителя / Е. В. Титова. – М. : Просвещение, 1993. – 190 с.
29. Трошин, П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи / П. Л. Трошин // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 884 – 887. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 22.12.2018)
30. Щуркова, Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве : практ. пособие / Н. Е. Щуркова. – М. : Юрайт, 2018. – 165 с.
31. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 2013. – 368 с.
32. Якобсон, С. Г. Проблемы этического развития ребенка / С. Г. Якобсон // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб. : Питер, 2009. – 560 с.