СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
|
Введение 3
Глава I. Лексико-грамматические разряды прилагательных в русском языке
1.1. Классификация прилагательных в русском языке 7
1.2. Качественные прилагательные 9
1.3. Относительные прилагательные 11
1.3.1. Прилагательные собственно-относительные 12
1.3.2. Притяжательные прилагательные 18
1.3.3. Порядковые прилагательные 22
Выводы по 1-й главе 23
Глава II. Специфика относительных прилагательных как лексико-грамматического класса слов
2.1. Семантика относительных прилагательных 24
2.2. Тематические группы относительных прилагательных 28
2.3. Проблема синкретизма адъективной семантики 33
Выводы по 2-й главе 38
Глава III. Методика преподавания относительных прилагательных на уроках русского языка в средней школе
3.1. Семантизация относительных прилагательных: словарные дефиниции и лексическая сочетаемость
3.2. Правописание «н» и «нн» в суффиксах имен прилагательных
3.3. Лингводидактические материалы и упражнения 56
Выводы по 3-й главе 60
Заключение 62
Литература 67
Глава I. Лексико-грамматические разряды прилагательных в русском языке
1.1. Классификация прилагательных в русском языке 7
1.2. Качественные прилагательные 9
1.3. Относительные прилагательные 11
1.3.1. Прилагательные собственно-относительные 12
1.3.2. Притяжательные прилагательные 18
1.3.3. Порядковые прилагательные 22
Выводы по 1-й главе 23
Глава II. Специфика относительных прилагательных как лексико-грамматического класса слов
2.1. Семантика относительных прилагательных 24
2.2. Тематические группы относительных прилагательных 28
2.3. Проблема синкретизма адъективной семантики 33
Выводы по 2-й главе 38
Глава III. Методика преподавания относительных прилагательных на уроках русского языка в средней школе
3.1. Семантизация относительных прилагательных: словарные дефиниции и лексическая сочетаемость
3.2. Правописание «н» и «нн» в суффиксах имен прилагательных
3.3. Лингводидактические материалы и упражнения 56
Выводы по 3-й главе 60
Заключение 62
Литература 67
В истории грамматической мысли имя прилагательное традиционно характеризовалось как основной класс признаковых слов (В.В. Виноградов, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, А.Н. Шрамм и др.).
В современной лингвистике выделяются прилагательные, обозначающие непосредственные признаки объектов, то есть денотативно-ориентированные признаки (цвет, форма, особенности внешнего строения чего-либо, параметрические характеристики и т.п.), а также прилагательные с событийным и прагматическим типами значений. «Данное деление основывается на различии объемов эксплицитно и имплицитно выраженной информации, передаваемой словами. Если прилагательные, обозначающие собственные признаки объектов, передают информацию об отдельных качествах, свойствах объектов, то прилагательные с событийным и прагматическим типами значений несут в себе информацию, значительно большую по объему. Они содержат в себе знания о целом событии или ситуации» [Баишева 1994: 4]. Наибольшую зависимость от внеязыковой действительности, - считают ученые, - обнаруживают прилагательные с прагматическим типом значения. Таким образом, признак есть понятие более широкое, чем считается традиционно. В понятие признака входит не только представление о качестве, свойстве объекта, но и представление о целом событии, ситуации.
Существуют различные подходы к анализу прилагательных, связанные с их семантическими особенностями: 1) изучение прилагательных как лексических единиц в их системах и подсистемах; 2) исследование прилагательных как элементов именных групп (т.е. сочетаний «прилагательное + существительное»); 3) изучение роли прилагательного в контексте. Каждый из этих подходов предполагает разные аспекты изучения семантики прилагательных и разные виды их классификации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе стали относительные прилагательные русского языка.
Предметом анализа выступили структурно-семантические свойства относительных прилагательных, лежащие в основе их типологии.
Следует подчеркнуть, что до сих пор недостаточно изученным остаётся вопрос о словообразовательных типах и лексической семантике относительных прилагательных. В трудах по грамматике и словообразованию русского языка [Русская грамматика 1980], содержатся лишь самые общие сведения. Отсутствие монографических работ, посвященных данным прилагательным, объясняется сложностью самого языкового материала, который нуждается в длительном и кропотливом систематическом описании. И прежде всего - это классификации словообразовательных и лексических значений указанных языковых единиц.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения имен прилагательных русского языка как важнейшего лексико-грамматического класса слов в структурно-семантическом и функциональном аспектах. Достижения современной лингвистики позволяют подойти к анализу данной части речи с позиций антропоцентризма, а именно с учетом их семантической сложности, многоплановости, мобильности, с максимальным учетом компонентов сложной семантической структуры признаковых слов.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые русские относительные прилагательные интерпретируются как семантически неоднородный класс слов, способный передавать различные объемы информации. В исследовании предложена обобщённая классификация относительных прилагательных русского языка с учетом структур знания, стоящих за этими языковыми знаками; разработаны методические рекомендации по изучению структуры, семантики, правописания исследуемых слов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что она представляет собой попытку сравнительной характеристики прилагательных русского языка. Анализ прилагательных в функциональном аспекте позволяет по-новому интерпретировать их семантику и создать функционально- семантическую классификацию с учетом всего объема информации, вербализуемой в прилагательных.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования её материалов при обучении русскому языку в средней школы с целью более глубокого ознакомления учащихся с морфологической и лексической системой русского языка. Кроме того, данные и результаты исследования могут привлекаться при разработке и преподавании русской грамматики в иноязычной аудитории.
Материалом для исследования послужили данные толковых и идеографических словарей русского языка. Иллюстративный материал был извлечён из «Национального корпуса русского языка» (http://ruseorpora.ru)
В работе были использованы следующие научно-исследовательские методы: метод анализа словарных дефиниций; метод компонентного анализа; количественный метод; описательный метод с использованием приемов интерпретации, сопоставления, обобщения.
Цель выпускной квалификационной работы - описать структуру и семантику относительных прилагательных русского языка с учетом их лексико-словообразовательных значений и типовых контекстов употребления.
С учетом поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. охарактеризовать лексико-грамматическом разряды прилагательных в современном русском языке;
2. дать сравнительную характеристику качественным и относительным прилагательным;
3. выявить синкретизм семантики адъективных слов;
4. выявить специфику семантической структуры относительных прилагательных;
5. разработать основы типологии относительных прилагательных
6. установить типовые лексические значения относительных прилагательных, характеризующих лиц по профессии;
7. разработать методические рекомендации и систему упражнений, направленных на оптимизацию изучения прилагательных на уроках русского языка в средней школе.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация ВКР. Основные положения работы были представлены на Итоговой студенческой научно-образовательной конференции КФУ (2016), на Региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности и культуры (Казань, 26 октября 2017 г.). Результаты исследования отражены в следующей публикации:
Фулати Айсыхайти. Семантическая классификация относительных прилагательных в русском языке / Айсыхайти Фулати // Русский язык и славянский мир: материалы региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Казань, 26 октября 2017 г.) / сост.: С.С. Сафонова, О.А. Чупрякова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 140 - 143.
В современной лингвистике выделяются прилагательные, обозначающие непосредственные признаки объектов, то есть денотативно-ориентированные признаки (цвет, форма, особенности внешнего строения чего-либо, параметрические характеристики и т.п.), а также прилагательные с событийным и прагматическим типами значений. «Данное деление основывается на различии объемов эксплицитно и имплицитно выраженной информации, передаваемой словами. Если прилагательные, обозначающие собственные признаки объектов, передают информацию об отдельных качествах, свойствах объектов, то прилагательные с событийным и прагматическим типами значений несут в себе информацию, значительно большую по объему. Они содержат в себе знания о целом событии или ситуации» [Баишева 1994: 4]. Наибольшую зависимость от внеязыковой действительности, - считают ученые, - обнаруживают прилагательные с прагматическим типом значения. Таким образом, признак есть понятие более широкое, чем считается традиционно. В понятие признака входит не только представление о качестве, свойстве объекта, но и представление о целом событии, ситуации.
Существуют различные подходы к анализу прилагательных, связанные с их семантическими особенностями: 1) изучение прилагательных как лексических единиц в их системах и подсистемах; 2) исследование прилагательных как элементов именных групп (т.е. сочетаний «прилагательное + существительное»); 3) изучение роли прилагательного в контексте. Каждый из этих подходов предполагает разные аспекты изучения семантики прилагательных и разные виды их классификации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе стали относительные прилагательные русского языка.
Предметом анализа выступили структурно-семантические свойства относительных прилагательных, лежащие в основе их типологии.
Следует подчеркнуть, что до сих пор недостаточно изученным остаётся вопрос о словообразовательных типах и лексической семантике относительных прилагательных. В трудах по грамматике и словообразованию русского языка [Русская грамматика 1980], содержатся лишь самые общие сведения. Отсутствие монографических работ, посвященных данным прилагательным, объясняется сложностью самого языкового материала, который нуждается в длительном и кропотливом систематическом описании. И прежде всего - это классификации словообразовательных и лексических значений указанных языковых единиц.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения имен прилагательных русского языка как важнейшего лексико-грамматического класса слов в структурно-семантическом и функциональном аспектах. Достижения современной лингвистики позволяют подойти к анализу данной части речи с позиций антропоцентризма, а именно с учетом их семантической сложности, многоплановости, мобильности, с максимальным учетом компонентов сложной семантической структуры признаковых слов.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые русские относительные прилагательные интерпретируются как семантически неоднородный класс слов, способный передавать различные объемы информации. В исследовании предложена обобщённая классификация относительных прилагательных русского языка с учетом структур знания, стоящих за этими языковыми знаками; разработаны методические рекомендации по изучению структуры, семантики, правописания исследуемых слов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что она представляет собой попытку сравнительной характеристики прилагательных русского языка. Анализ прилагательных в функциональном аспекте позволяет по-новому интерпретировать их семантику и создать функционально- семантическую классификацию с учетом всего объема информации, вербализуемой в прилагательных.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования её материалов при обучении русскому языку в средней школы с целью более глубокого ознакомления учащихся с морфологической и лексической системой русского языка. Кроме того, данные и результаты исследования могут привлекаться при разработке и преподавании русской грамматики в иноязычной аудитории.
Материалом для исследования послужили данные толковых и идеографических словарей русского языка. Иллюстративный материал был извлечён из «Национального корпуса русского языка» (http://ruseorpora.ru)
В работе были использованы следующие научно-исследовательские методы: метод анализа словарных дефиниций; метод компонентного анализа; количественный метод; описательный метод с использованием приемов интерпретации, сопоставления, обобщения.
Цель выпускной квалификационной работы - описать структуру и семантику относительных прилагательных русского языка с учетом их лексико-словообразовательных значений и типовых контекстов употребления.
С учетом поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. охарактеризовать лексико-грамматическом разряды прилагательных в современном русском языке;
2. дать сравнительную характеристику качественным и относительным прилагательным;
3. выявить синкретизм семантики адъективных слов;
4. выявить специфику семантической структуры относительных прилагательных;
5. разработать основы типологии относительных прилагательных
6. установить типовые лексические значения относительных прилагательных, характеризующих лиц по профессии;
7. разработать методические рекомендации и систему упражнений, направленных на оптимизацию изучения прилагательных на уроках русского языка в средней школе.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация ВКР. Основные положения работы были представлены на Итоговой студенческой научно-образовательной конференции КФУ (2016), на Региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности и культуры (Казань, 26 октября 2017 г.). Результаты исследования отражены в следующей публикации:
Фулати Айсыхайти. Семантическая классификация относительных прилагательных в русском языке / Айсыхайти Фулати // Русский язык и славянский мир: материалы региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Казань, 26 октября 2017 г.) / сост.: С.С. Сафонова, О.А. Чупрякова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 140 - 143.
Собранный и систематизированной нами материал позволил сделать следующие выводы и обобщения.
1. По способу обозначения признака предмета и грамматическим свойствам русские прилагательные традиционно различаются три лексико¬грамматических разряда: качественные, относительные и притяжательные. В академической грамматике русского языка притяжательные прилагательные обычно объединяются с относительными, для чего есть определенные основания. Однако наличие у притяжательных прилагательных ряда специфических черт делает целесообразным их отдельное рассмотрение, особенно с точки зрения практики преподавания русского языка.
2. Признаки, обозначаемые относительными прилагательными, не имеют количественных градаций и могут служить основой для классификации однородных предметов и их разделения на подклассы. Для исследуемых адъективов характерна более тесная смысловая связь с существительным по сравнению с качественными прилагательными.
3. Между относительными и качественными прилагательными нет жестких границ, существуют прилагательные синкретичного характера, совмещающие свойства относительных и качественных прилагательных, а также наблюдается переход относительных прилагательных в качественные.
4. Относительные прилагательные, в свою очередь, делятся на собственно¬относительные, притяжательные и порядковые. Среди притяжательных выделяются собственно-притяжательные (отцов, дядин) и относительно¬притяжательные (лисий хвост, куриное перо). Автономное и периферийное место в системе лексико-грамматических разрядов прилагательных занимают местоименные прилагательные.
5. Классификация отсубстантивных прилагательных по тематическим группам фактически опирается на семантическую классификацию производящих имен существительных. Будучи синтаксическими дериватами, они наследуют лексическое значение мотивирующих слов, к которому добавляют лишь словообразовательное значение самого общего отношения к предмету. Отглагольные относительные прилагательные наследуют семантику мотивирующего глагола.
6. Нами выявлены следующие типы значений отыменных прилагательных : ‘сделанный из’ (глиняная посуда, золотое кольцо); ‘состоящий из’ (дождевая капля, воздушный поток); ‘содержащийся в’ (морская соль); ‘ содержащий’ (золотой песок, железная руда); ‘находящийся в’ (южный город, цветочный нектар); ‘предназначенный для’ (детский фильм, студенческое общежитие); ‘служащий для получения’ (молочный скот, плодовые растения) и др.
7. Для отглагольных относительных прилагательных мы выделили следующие значения: ‘являющийся субъектом действия или состояния’ (крёстный отец, дежурный сотрудник); ‘служащий для выполнения действия’ (разводной механизм, плавательный бассейн, торговый флот, уборочная машина); ‘подвергшийся действию’ (лепные украшения, крёстный сын); ‘способный стать объектом действия’ (разводной мост, прицепной вагон, сидячие места) и др.
8. Установлено, что распределение отсубстантивных относительных прилагательных по тематическим группам производится с учётом собственно языковых признаков. В частности, такими признаками изучаемых лексических единиц являются характер компонентного состава их семантики, дистрибутивные отношения (сочетаемость с другими словами) и функциональные особенности.
9. В работе проанализированы относительные прилагательные, характеризующие в русском языке то или иное лицо: «относящийся к гражданскому должностному лицу»: директорский, ректорский, секретарский, губернаторский; «относящийся к религиозному должностному лицу»: дьячковский, епископский, игуменский, кардинальский, пономарский, поповский ;
«относящийся к лицу по воинскому званию»: ефрейторский, генеральский, капитанский, лейтенантский, солдатский, майорский и др. Классификация возможна и по указанию на убеждения, наклонности, место рождения, место работы, постоянного проживания и т. д.
10. В рамках тематической группы «лицо по роду занятий (профессии)» нами рассмотрены типовые лексические значения и типовые контексты относительных прилагательных. Они включают в себя семы мотивирующих существительных: «лицо», «специальность» и «область деятельности».
11. Существительные - актуализаторы, чаще всего встречающиеся в сочетаниях с относительными прилагательными данной семантической сферы, можно разбить на группы: 1. Отвлеченные существительные, содержащие семы: «деятельность» + «целенаправленность» + «реализация»: работа (репортерская, тренерская), деятельность (композиторская), обязанности (адвокатские). 2.Отвлеченные существительные, содержащие семы: «деятельность» + «умение» + «склонность»: склонность (певческие склонности), наклонности (писательские), дарование (режиссерское) и т.п. 3. Конкретные существительные с архисемой «атрибут профессии» или «предмет, связанный (или необходимый) с осуществлением (при осуществлении) профессиональной деятельности»:1) слова с дифференциальной семой «инструмент» - палочка (дирижерская), указка (учительская), сумка (почтальонская), лампа (шахтерская); 2) слова с дифференциальной семой «форма» («форменная одежда») - шинель (офицерская), папаха (генеральская) и т. п. . Таким образом, распределив производящие слова по тематическим группам, мы создаем предпосылки для учета типовых лексических значений относительных прилагательных.
12. Распределение относительных прилагательных по тематическим группам и выявление типовых контекстов позволяют произвести «инвентаризацию» наиболее привычных и часто встречающихся в речевой практике их употреблений, учесть все типовые лексические значения. Выявление и классификация типовых лексических значений важны для дальнейшего углубленного изучения смысловой структуры и функционирования относительные прилагательные.
13. У отдельных относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, которым более всего присуща семантическая неопределенность вне контекста, можно обнаружить синкретизм семантики, т.е. совмещение качественных и относительных признаков. Обычно это паронимические прилагательные, образованные от одного и того же существительного типа вековой - вечный, деловой - дельный. Они представляют особую трудность при изучении прилагательных и их сочетаемости.
14. Нами разработаны рекомендации и методически релевантная система упражнений, направленная на формирование лексической, грамматической и коммуникативной компетенции учащихся.
15. Важное место на уроке русского языка занимает семантизация (презентация, объяснение, толкование семантики) относительных прилагательных. Для этого иногда достаточно привести минимальный контекст в виде атрибутивных сочетаний. Однако иногда приходится выходить за пределы атрибутивного сочетания, чтобы максимально точно установить отношение прилагательного к тому, что названо производящей основой имени существительного.
16. Занятия по орфографии необычайно важно связать с темами по словообразованию и наоборот: при словообразовательном анализе важно показать, как морфемная структура слова отражается в его написании. Наибольшую сложность здесь представляет правописание слов с одним и двумя «н» в суффиксах имён прилагательных. Обобщению материала о правописании прилагательных различного происхождения и способов их образования могут помочь таблицы.
17.Одним из обстоятельств, затрудняющих усвоение учащимися орфографии, является подход, когда лексика оказывается не первичным объектом изучения на уроках русского языка, а лишь материалом для иллюстрации правил. Включение в процесс обучения сведений о количестве слов с каждой орфограммой и определенным кругом слов делают эти занятия более целенаправленными и эффективными.
18. На уроках русского языка в средней школе при изучении темы «Прилагательное» могут быть предложены следующие типы заданий: укажите качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составьте с ними словосочетания и предложения; объясните различия в значениях между прилагательными в парных сочетаниях, с каждым прилагательным составьте предложение, раскрывающее его значение; образуйте прилагательные от данных слов и запишите их, выделяя суффиксы, объясните правописание суффиксов прилагательных; согласуйте прилагательные с существительными, выделите суффиксы прилагательных и объясните их правописание.
19. Итак, можно констатировать, что класс адъективных слов в русском языке характеризуются семантической сложностью, неоднородностью, синкретизмом и определённой мобильностью, что предполагает разные принципы их классификации. Характеристика объекта, с одной стороны, обусловливается внеязыковой действительностью, то есть диктуется самим объектом, событием, ситуацией, с другой стороны, связана о субъектом, его точкой зрения на объект. Перспектива исследования видится в использовании его результатов в описании таких классов признаковых слов, как наречия и глаголы, сходных с классом прилагательных по своей семантической сложности.
1. По способу обозначения признака предмета и грамматическим свойствам русские прилагательные традиционно различаются три лексико¬грамматических разряда: качественные, относительные и притяжательные. В академической грамматике русского языка притяжательные прилагательные обычно объединяются с относительными, для чего есть определенные основания. Однако наличие у притяжательных прилагательных ряда специфических черт делает целесообразным их отдельное рассмотрение, особенно с точки зрения практики преподавания русского языка.
2. Признаки, обозначаемые относительными прилагательными, не имеют количественных градаций и могут служить основой для классификации однородных предметов и их разделения на подклассы. Для исследуемых адъективов характерна более тесная смысловая связь с существительным по сравнению с качественными прилагательными.
3. Между относительными и качественными прилагательными нет жестких границ, существуют прилагательные синкретичного характера, совмещающие свойства относительных и качественных прилагательных, а также наблюдается переход относительных прилагательных в качественные.
4. Относительные прилагательные, в свою очередь, делятся на собственно¬относительные, притяжательные и порядковые. Среди притяжательных выделяются собственно-притяжательные (отцов, дядин) и относительно¬притяжательные (лисий хвост, куриное перо). Автономное и периферийное место в системе лексико-грамматических разрядов прилагательных занимают местоименные прилагательные.
5. Классификация отсубстантивных прилагательных по тематическим группам фактически опирается на семантическую классификацию производящих имен существительных. Будучи синтаксическими дериватами, они наследуют лексическое значение мотивирующих слов, к которому добавляют лишь словообразовательное значение самого общего отношения к предмету. Отглагольные относительные прилагательные наследуют семантику мотивирующего глагола.
6. Нами выявлены следующие типы значений отыменных прилагательных : ‘сделанный из’ (глиняная посуда, золотое кольцо); ‘состоящий из’ (дождевая капля, воздушный поток); ‘содержащийся в’ (морская соль); ‘ содержащий’ (золотой песок, железная руда); ‘находящийся в’ (южный город, цветочный нектар); ‘предназначенный для’ (детский фильм, студенческое общежитие); ‘служащий для получения’ (молочный скот, плодовые растения) и др.
7. Для отглагольных относительных прилагательных мы выделили следующие значения: ‘являющийся субъектом действия или состояния’ (крёстный отец, дежурный сотрудник); ‘служащий для выполнения действия’ (разводной механизм, плавательный бассейн, торговый флот, уборочная машина); ‘подвергшийся действию’ (лепные украшения, крёстный сын); ‘способный стать объектом действия’ (разводной мост, прицепной вагон, сидячие места) и др.
8. Установлено, что распределение отсубстантивных относительных прилагательных по тематическим группам производится с учётом собственно языковых признаков. В частности, такими признаками изучаемых лексических единиц являются характер компонентного состава их семантики, дистрибутивные отношения (сочетаемость с другими словами) и функциональные особенности.
9. В работе проанализированы относительные прилагательные, характеризующие в русском языке то или иное лицо: «относящийся к гражданскому должностному лицу»: директорский, ректорский, секретарский, губернаторский; «относящийся к религиозному должностному лицу»: дьячковский, епископский, игуменский, кардинальский, пономарский, поповский ;
«относящийся к лицу по воинскому званию»: ефрейторский, генеральский, капитанский, лейтенантский, солдатский, майорский и др. Классификация возможна и по указанию на убеждения, наклонности, место рождения, место работы, постоянного проживания и т. д.
10. В рамках тематической группы «лицо по роду занятий (профессии)» нами рассмотрены типовые лексические значения и типовые контексты относительных прилагательных. Они включают в себя семы мотивирующих существительных: «лицо», «специальность» и «область деятельности».
11. Существительные - актуализаторы, чаще всего встречающиеся в сочетаниях с относительными прилагательными данной семантической сферы, можно разбить на группы: 1. Отвлеченные существительные, содержащие семы: «деятельность» + «целенаправленность» + «реализация»: работа (репортерская, тренерская), деятельность (композиторская), обязанности (адвокатские). 2.Отвлеченные существительные, содержащие семы: «деятельность» + «умение» + «склонность»: склонность (певческие склонности), наклонности (писательские), дарование (режиссерское) и т.п. 3. Конкретные существительные с архисемой «атрибут профессии» или «предмет, связанный (или необходимый) с осуществлением (при осуществлении) профессиональной деятельности»:1) слова с дифференциальной семой «инструмент» - палочка (дирижерская), указка (учительская), сумка (почтальонская), лампа (шахтерская); 2) слова с дифференциальной семой «форма» («форменная одежда») - шинель (офицерская), папаха (генеральская) и т. п. . Таким образом, распределив производящие слова по тематическим группам, мы создаем предпосылки для учета типовых лексических значений относительных прилагательных.
12. Распределение относительных прилагательных по тематическим группам и выявление типовых контекстов позволяют произвести «инвентаризацию» наиболее привычных и часто встречающихся в речевой практике их употреблений, учесть все типовые лексические значения. Выявление и классификация типовых лексических значений важны для дальнейшего углубленного изучения смысловой структуры и функционирования относительные прилагательные.
13. У отдельных относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, которым более всего присуща семантическая неопределенность вне контекста, можно обнаружить синкретизм семантики, т.е. совмещение качественных и относительных признаков. Обычно это паронимические прилагательные, образованные от одного и того же существительного типа вековой - вечный, деловой - дельный. Они представляют особую трудность при изучении прилагательных и их сочетаемости.
14. Нами разработаны рекомендации и методически релевантная система упражнений, направленная на формирование лексической, грамматической и коммуникативной компетенции учащихся.
15. Важное место на уроке русского языка занимает семантизация (презентация, объяснение, толкование семантики) относительных прилагательных. Для этого иногда достаточно привести минимальный контекст в виде атрибутивных сочетаний. Однако иногда приходится выходить за пределы атрибутивного сочетания, чтобы максимально точно установить отношение прилагательного к тому, что названо производящей основой имени существительного.
16. Занятия по орфографии необычайно важно связать с темами по словообразованию и наоборот: при словообразовательном анализе важно показать, как морфемная структура слова отражается в его написании. Наибольшую сложность здесь представляет правописание слов с одним и двумя «н» в суффиксах имён прилагательных. Обобщению материала о правописании прилагательных различного происхождения и способов их образования могут помочь таблицы.
17.Одним из обстоятельств, затрудняющих усвоение учащимися орфографии, является подход, когда лексика оказывается не первичным объектом изучения на уроках русского языка, а лишь материалом для иллюстрации правил. Включение в процесс обучения сведений о количестве слов с каждой орфограммой и определенным кругом слов делают эти занятия более целенаправленными и эффективными.
18. На уроках русского языка в средней школе при изучении темы «Прилагательное» могут быть предложены следующие типы заданий: укажите качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составьте с ними словосочетания и предложения; объясните различия в значениях между прилагательными в парных сочетаниях, с каждым прилагательным составьте предложение, раскрывающее его значение; образуйте прилагательные от данных слов и запишите их, выделяя суффиксы, объясните правописание суффиксов прилагательных; согласуйте прилагательные с существительными, выделите суффиксы прилагательных и объясните их правописание.
19. Итак, можно констатировать, что класс адъективных слов в русском языке характеризуются семантической сложностью, неоднородностью, синкретизмом и определённой мобильностью, что предполагает разные принципы их классификации. Характеристика объекта, с одной стороны, обусловливается внеязыковой действительностью, то есть диктуется самим объектом, событием, ситуацией, с другой стороны, связана о субъектом, его точкой зрения на объект. Перспектива исследования видится в использовании его результатов в описании таких классов признаковых слов, как наречия и глаголы, сходных с классом прилагательных по своей семантической сложности.
Подобные работы
- Особенности функционирования гибридных лексем в современном немецком языке (Дагестанский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - СЕМАНТИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВА «ТАК» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЦВЕТ, В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВАРЕЙ И КОРПУСНЫХ ДАННЫХ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - АНТОНИМО-СИНОНИМИЧЕСКИЙ БЛОК
«ХУДОЙ-ТОЛСТЫЙ»
В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
(ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - АНТОНИМО-СИНОНИМИЧЕСКИЙ БЛОК «ХУДОЙ-ТОЛСТЫЙ» В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ТИПОЛОГИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СЛОЖНЫЕ СЛОВА В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СЛОЖНЫЕ СЛОВА В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



