ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 7
1.1 Изучение понятий «творчество» и «творческие способности» в трудах
педагогов и психологов 7
1.2 Изучение методологических подходов к проблеме развития творческих
способностей учащихся 13
1.3 Различные взгляды педагогов, психологов и методистов на развитие
творческих способностей учащихся 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 33
2.1 Дидактическая модель поэтапного развития творческих способностей
школьников при обучении английскому языку 33
2.2 Формы и методы развития творческих способностей в процессе обучения
английскому языку в школе 43
Выводы по главе II 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Сегодня обучение иностранному языку как средству межнациональной коммуникации имеет приоритетное значение, в связи с глобализацией образования. Совершенствование преподавания английского языка занимает доминирующее положение в мировой информационной системе, и с каждым днем оно приобретает все большую актуальность. Национальная доктрина образования Российской Федерации ориентирует на развитие творческих способностей учащихся и утверждает положение о своевременном и разностороннем развитии творческих способностей и формировании навыков самообразования детей.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения форм и методов формирования творческих способностей учащихся. Необходимо воспитать у подрастающего поколения творческое восприятие окружающей среды, а также активность и самостоятельность мышления, для того, чтобы эти качества личности в будущем способствовали достижению положительных перемен в обществе и государстве.
Новизна исследования заключается в том, что в ходе исследования была сформирована дидактическая модель развития творческих способностей учащихся, сформулирована характеристика формирования творческих способностей учащихся, обосновано поэтапное развитие творческих способностей учащихся при обучении английскому языку, а также были разработаны методические рекомендации, направленные на оптимизацию обучения английскому языку.
Анализ научной литературы, проведенный с целью выявления степени разработанности данной темы, позволил выявить ряд противоречий между глобализацией мировой информации и ограниченностью ее реализации в учебно-воспитательном процессе; возрастающими требованиями к развитию творческих способностей учащихся и относительно узкой направленностью реального процесса обучения английскому языку, который ориентирован на достижение определенных дидактических целей; возрастающие требования к месту, форме и методам проведения учебно-воспитательного занятия.
Определив безусловные приоритеты развития творческих способностей учащихся, можно поставить проблему данного исследования: какие дидактические условия обеспечивают развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку?
Объект исследования: формирование творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс совершенствования обучения английскому языку как важнейшее условие развития творческих способностей учащихся.
Цель исследования: теоретически и практически проверить воздействие психолого-педагогических условий совершенствования обучения английскому языку на формирование творческих способностей учащихся.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
1) Изучить понятия «творчество» и «творческие способности» в трудах известных педагогов, психологов и методистов.
2) Описать дидактическую модель поэтапного развития творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку.
3) Описать формы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Поставленная цель и задачи предопределяет использование следующих методов: описательный, метод изучения научных идей, связанных с проблемой исследования, индуктивно-дедуктивный, сопоставительный, сравнительно-исторический методы.
Теоретическо-практическая значимость работы заключается:
- в разработке методических рекомендаций, которые оказывают большое влияние на развитие творческих способностей учащихся;
- в возможности использования дидактической модели поэтапного развития творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку в общеобразовательных учреждения, при условии создания благоприятной психолого-педагогической атмосферы, которая способствовала бы оптимизации условий развития творческих способностей учащихся;
- в возможности создавать многовариантные модели и методы развития творческих способностей школьников на основе предложенных рекомендаций.
Теоретическо-методологической основой исследования выступили труды известных педагогов, психологов и методистов и научные положения, раскрывающие развитие творческих способностей учащихся в процессе овладения ими английским языком. В области психологии и педагогики были изучены труды таких ученых, как: В.И. Андреев, Н.А. Бердяев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, М. Вертгеймер, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А.Н Лук, Я.А. Пономарев, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, З. Фрейд, Е.Л. Яковлева и др.;
Изучение методологических источников исследования говорит о том, что развитие творческих способностей школьников осуществляется эффективнее при условии создания более совершенных условий обучения английскому языку, а именно:
- обосновывается сущность процесса поэтапного развития творческих способностей учащихся;
- формируется дидактическая модель поэтапного развития творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблематики исследования, ставится цель, задачи работы, определяется предмет и объект изучения, характеризуется новизна и методы исследования.
Первая глава дает широкое представление о степени разработанности изучаемого нами явления. В этой главе обобщены результаты исследований, посвященных данной теме.
Вторая глава отражает анализ форм и методов формирования творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку, которые способствуют эффективному и успешному развитию личности.
Заключение является логическим обобщением данного исследования.
Список использованной литературы включает научные труды, которые были использованы при написании работы.
Анализ научной литературы показал, что особенности проблемы развития творческих способностей актуальны на всех этапах развития общества. Приоритетным направлением становится выявление и развитие творческого потенциала личности и реализация их в различных сферах человеческой жизни.
Главной задачей учителя является воспитание гармоничной, всесторонне развитой и творческой личности. В связи с этим педагог сам должен быть личностью с высоким уровнем общей и профессиональной культуры. Содержание профессиональной деятельности учителя должно включать в себя специальные приемы и методы, которые способствуют осознанию значимости творческих условий, и которые активизируют креативность учащихся.
Творческий интерес школьников отвечает за качество их знаний, активность на учебно-воспитательных занятиях, формирование активной жизненной позиции, а также за формирование положительных мотивов учения, что в совокупности вызывает совершенствование процесса обучения. Личность с более развитыми творческими способностями всегда занимает более высокую позицию по сравнению с теми, кто пользуется устоявшимися, шаблонными методами. Необходимо заметить, что специалист с определенным интеллектуальным уровнем и умением творчески его повышать, может более грамотно и рационально развивать, внедрять и воспринимать прогрессивные технологии. Общество, состоящее из личностей, отличающихся высоким творческим потенциалом, способно обеспечить себе достойные условия существования. Этим объясняется высокий интерес к исследованию процесса развития творческих способностей человека.
Важность развития творчества и творческих способностей детей, умение проявлять инициативу, догадку, самостоятельность для всех сейчас является очевидным фактом. При соотношении процесса творчества и процесса обучения необходимо говорить о создании таких условий, которые способствовали бы появлению и развитию у учащихся склонностей и качеств, обычно свойственных для творческой личности. Эффективность работы общеобразовательного учреждения определяется тем, в какой мере учебно¬воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учеников.
В ходе исследования был проведен анализ трудов по педагогике, психологии, методике и, как результат, было изучено современное состояние вопроса о формировании и развитии творческих способностей учащихся. После обобщения и систематизации результатов были сделаны следующие выводы:
а) Понятие «творчество» включает в себя такие структурные элементы, как сам процесс творчества, приемы и методы развития творчества, конечный продукт творчества, творческая личность, творческие способности личности.
б) Творческие способности - это своеобразная структура, которая сложилась в процессе обучения и деятельности, основываясь на уже существующих задатках. Творческие способности в повседневной жизни проявляются как способность достигать определенные цели, находите выход из безвыходной, на первый взгляд, ситуации, используя предметы, обстановку и обстоятельства самым нетривиальным способом. Творческие способности не являются врожденными и не приобретаются человеком в готовом виде, а формируются в результате непрерывного развития личности.
в) При обучении английскому языку конечной целью является научить школьника самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, обучить его решать поставленные задачи, применяя различные приемы и методы, а педагогу, в свою очередь, необходимо проследить за ребенком, поддержать его и под чутким руководством направить его на верный путь. Это и развивает творческие способности.
г) Инновационное видение форм, методов и приемов развития творческих способностей в рамках дидактической модели является альтернативным средством повышения эффективности обучения учащихся при изучении английского языка.
д) Иностранный язык как предмет предполагает наличие разнообразных форм и методов для развития творческих способностей учащихся. Иностранный язык, как предмет, обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалом, но предмет иностранный способен реализовать его при условии расширении кругозора учащихся, развития их памяти, мышления, формировании мировоззрения, нравственных качеств личности, ценностей и убеждений.
Таким образом, проведенное исследование в основном разрешает поставленные задачи. Оно дает дополнительную информацию о характере творчества, творческих способностях, специфике их содержания и динамике в период обучения в общеобразовательной школе. Педагог, хорошо зная типологию учащихся, может грамотно и эффективно применять различные формы и методы обучения на любом уровне сложности, которые в свою очередь помогут добиться желаемого результата и активизировать творческую активность учащихся.
1. Айзенк, Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. - М.: Педагогика- пресс, 1992. - 167 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Как научиться изобретать / Г.С. Альтшуллер. - Тамбов: Книжное издательство, 1961. - 386 с.
3. Альтшуллер, Г.С. Рабочая книга по развитии творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. - Кишинев: МТНЦ Прогресс, 1990. - 331 с.
4. Андреев, О.А. Учись быть внимательным / О.А. Андреев, Хромов Л.Н. - М.: Просвещение, 1996. - 243 с.
5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса: методологические основы / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
6. Баранов, В.П. Распространение ТРИЗ и культурные архетипы / В.П. Баранов/ / ТРИЗ. - 1996. -№1. - С. 22-23
7. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - М.: Международные отношения, 1991. - 351 с.
8. Бехтерев, В.Н. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: Гений и творчество Грузенберг. / В.Н. Бехтерев. - М.: П.П. Сойкина, 1924. - 120 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. - 160 с.
10. Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская / / Вопросы психологии. - 1971. - №1.
11. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - 1987. - 336 с.
12. Видинеев, Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н. В. Видинеев. - М.: Мысль, 1989. - 173 с.
13. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М: НМЦ СПО,
1999. - 538 с.
14. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.:Просвещение, 1965. - 327 с.
15. Вяткин, Б.А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя / Б.А. Вяткин // Вопросы психологии. - 1994. - 1994. -№5. - с 73-82.
16. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 159 с.
17. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта / Д. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1999. - 233 с.
18. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - Спб.: Питер, 2013.
- 464 с.
19. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. - М.: Издательство ОМС, 1994. - 192 с.
20. Грузенберг, С.О. Гений и творчество: Основы теории и психологии тво рчества / С.О. Грузенберг. - Л.:Изд-во П.П. Сойкина, 1924. - 254 с.
21. Гумерова, М.М. Стимулирование мотивации творческого саморазвития в условиях учебно-творческой деятельности: дис. ... канд. пед. наук / М.М. Гумерова. - Набереж. Челны: Набережночелн. гос. пед. ин-т, 2001.
- 209 с.
22. Доброхотов, А.Л. Культурология: Учебное пособие / А.Л. Доброхотов, А.Т Калинкин -М., 2010. - 480 с.
23. Дорофеева, Е. В. Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Дорофеева. - Казань: КГУ, 2006. - 318 с.
24. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. - Спб.: Питер, 2008. - 320 с.
25. Жуганов, А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А.В. Жуганов. - Л.: Наука, 1991. - 141 с.
26. Журавлев, А.Л. Основные вехи жизненного пути и научного творчества / А.Л. Журавлев, Я.А. Пономарева. - М.: Арис, 2010. - 54 с.
27. Закирова, Л.М. Развитие творческих компонентов интеллектуальной деятельности личности в период профессиональной подготовки учителей: дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Закирова. - Казань: КГУ, 2001. - 126 с.
28. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
29. Зеньковский, В.В. Принципы православной педагогики / В.В. Зеньковский. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 176 с.
30. Зимняя, И. Педагогическая психология / И. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 383 с.
31. Иванов, Г.И. Формула творчества или Как научиться изобретать / Г.И. Иванов. - М.: Просвещение, 1994. - 231 с.
32. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2009. - 368 с.
33. Ильина, Т.А. Воспитание как предмет педагогики / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
34. Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 1982. - 204 с.
35. Кедров, Б.М. Диалектика отрицания отрицания / Б.М. Кедров. - М.: Политиздат, 1982. - 343 с.
36. Коменский, Я. Великая дидактика / Я. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.: Учпедгиз, 1955. - 655 с.
37. Копытин, А. И. Арт-терапия / А.И. Копытин. - Спб.: Питер, 2001. - 320 с.
38. Кудрявцев, В.Т. Психология развития человека / В.Т. Кудрявцев. - Рига: Эксперимент, 1999. - 160 с.
39. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н.В. Кузьмина. - Л.:ЛГУ, 1961. - 215 с.
40. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. - Л.: ЛГУ, 1967. - 280 с.
41. Лапшин, И.И. Художественное творчество / И.И. Лапшин. - Пг.: Мысль, 1922. - 331 с.
42. Лезин, Б.А. Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. / Б.А. Лезин. - Харьков: Мирный труд, 1911. - 446 с.
43. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
44. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
45. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. - М.: Издательство политической литературы, 1976. - 250 с.
46. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
47. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
48. Методическое письмо: О преподавании иностранного языка в условиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования // Иностранные языки в школе. - 2004. -№5. С.2- 12.
49. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - Спб.: Питер. - 2010. - 240 с.
50. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000. - 173 с.
51. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008. - С . 227-228.
52. Пономарев, Я. А. Психология и педагогика творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 378 с.
53. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Б.Ф. Ломова. - СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
54. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - Спб.: Питер,
2000. - 384 с.
55. Спиркина К. О творческой силе человеческого разума / К. Спиркина. - Казань: Мегариф, 2006. - 96 с.
56. Стариков, П.А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное пособие / П.А. Стариков. - Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт- Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. - 92 с.
57. Убогая, Н.В. Развитие творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку: дис. ... канд. пед. наук. / Н.В. Убогая. - М.: РГБ, 2003. - 155 с.
58. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. - М., 1990.
59. Хайдеггер, М. Исток художественного творения. / М. Хайдеггер. - М.: Академический проект, 2008. - 528 с.
60. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2005. - 383 с.
61. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер. - 2008. - 607 с.
62. Чернилевский, Д. Креативная педагогика и психология. г. 1. / Д. Чернилевский, А. Морозов. - М.: ИРТА, 2001. - 300 с.
63. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2006. - 320 с.
64. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. - М.: Наука, 1998. - 335 с
65. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации / П.М. Якобсон. - Воронеж: МОДЭК , 1998. - 304 с.
66. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Московский психолого- социальный институт, 1997. - 224 с.
67. Wright, A. &Haleem, S. Visuals for the language classroom. London & New York: Longman, 1992, pp. 78-90