Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения прилагательных со значением морально-этической оценки человека 7
1.1. Лексико-семантический аспект 7
1.2. Деривационный аспект 11
1.3. Когнитивный аспект 15
Выводы по первой главе 17
Глава II. Типология прилагательных с семантикой поведения и
нормативной оценки человека 10
2.1. Лингвистический аспект изучения деонтических норм 18
2.2. Классификация прилагательных с семантикой нормативного
ненормативного поведения
Выводы по второй главе 37
Глава III. Методика развития устной и письменной речи учащихся при изучении имен прилагательных
3.1. Прилагательные морально-нравственной оценки в художественном тексте J 7
3.2. Рассказ по картине как средство активизации имен прилагательных в речи учащихся
3.3. Интегративная работа при изучении имени прилагательного 48
3.4. Развитие навыков правописания при изучении имени
прилагательного 54
Выводы по третьей главе 59
Заключение 61
Список использованной литературы 66
Как известно, в области имени прилагательного наиболее очевидна абстрагирующая деятельность человека, благодаря которой признак, свойство, качество составляют неотъемлемую сущность предметов и явлений.
Говоря о прилагательных с семантикой морально-этической оценки, можно предположить, что они соотносятся с глаголами поведения, которые являются ядром этой семантической сферы. В современной лингвистике имеется большое количество работ, посвященных исследованию глаголов поведения (Л.М. Васильев, О.П. Жданова, О.М. Исаченко), в то время как прилагательные с той же семантикой остаются неизученными.
Ученые отмечают, что на уровне общественно-детерминированной деятельности поведение человека означает действия «по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права» [Большой психологический словарь 2003: 348].
Нормы поведения исследуются наукой деонтологией. Логическое исследование нормативных понятий осуществляется деонтической логикой, называемой также логикой норм. В ней деонтические понятия рассматриваются как модальные характеристики высказываний, говорящих либо о действиях, либо о состояниях, возникающих в результате того или иного действия. Считается, что нормы являются частным случаем оценок.
Актуальность работы обусловлена отсутствием комплексного описания лексико-семантических групп антропонимических прилагательных с учетом деонтической модальности и культурологических особенностей их функционирования.
Объектом исследования стали прилагательные со значением морально-этической оценки человека в русском языке.
Предметом лингвистического анализа послужила структурно¬семантическая организация адъективных слов, репрезентирующих деонтические нормы и черты характера носителей русского языка.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней впервые русские прилагательные морально-этической оценки соотносятся с деонтическими нормами и поведенческими стереотипами человека. В работе проанализированы семантико-коммуникативные функции оценочных прилагательных, представлена их классификация с учетом многообразия человеческих отношений, определены различные группы прилагательных в соответствии с их смысловой структурой, с положительной или отрицательной коннотацией; даны методические рекомендации при изучении исследуемой лексики на уроках русского языка в средней школе.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что она вносит определенный вклад в изучение тематических групп русских имен прилагательных и расширяет существующее представление о семантических, парадигматических и синтагматических возможностях адъективных слов.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы на уроках русского языка в средней школе при изучении лексики, словообразования и морфологии, а также в лексикографической практике при составлении идеографических словарей адъективных слов.
Теоретической базой исследования стали работы в области семантики имен прилагательных (Н.Д. Арутюнова, Л.Г. Бабенко, Е.М. Вольф, А.А. Уфимцева, Новиков Л.А., А.О. Кашпарова, Е.Б. Плаксина, Ф.Р. Авазбакиева, А.И. Ильдарова), когнитивной лингвистики и лингвокультурологии (В.А. Маслова, В.Н. Телия, В.И. Карасик, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев, Н.Н. Белова, Л.А. Нальгиева, А.М. Айдарова), идеографического описания русской лексики (Н.Ю. Шведова, Р.Ю. Намитокова).
Материалом для исследования послужили «Словарь-тезаурус русских прилагательных, распределенных по тематическим группам» под ред. Л.Г. Бабенко [2014], «Русский семантический словарь» под ред. Н.Ю. Шведовой [2007], «Комплексный этико-культурологический словарь русского языка» под ред. Р.Ю. Намитоковой [2001], «Национальный корпус русского языка», а также толковые словари русского языка.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить и описать русские прилагательные морально-этической оценки, служащие для характеристики деонтических норм и поведенческих стереотипов человека.
В работе ставятся и решаются следующие задачи:
1) охарактеризовать основные направления изучения русских прилагательных со значением морально-нравственной оценки в современной лингвистической литературе;
2) рассмотреть соотношение деонтических норм и оценочных высказываний в современной логике и лингвистике;
3) выявить функционально-семантический класс русских прилагательных с семантикой поведения и нормативной оценки;
4) построить типологию адъективных слов, отражающих нормативное / ненормативное поведение человека;
5) установить основные типы парадигматических отношений и ключевые слова для каждой семантической группы;
6) разработать методические рекомендации по интегративному изучению оценочных прилагательных на уроках по развитию речи;
7) разработать систему упражнений и специальных заданий, направленных на формирование лексической и коммуникативной компетенции учащихся.
Специфика поставленных задач обусловила обращение к различным методам исследования, среди которых выделяются: описательный, количественной обработки данных, структурно-семантического анализа, комментирования.
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация выпускной квалификационной работы. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в докладе на Региональной научно-практической конференции «Русский язык и славянский мир» (Казань, 2017). По теме ВКР опубликована статья:
Гумерова А.И. Морально-этическая оценка в семантике русских имен прилагательных / А.И. Гумерова // Русский язык и славянский мир: материалы Региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности и культуры: сб. ст. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 35-38.
Собранный и систематизированный нами материал позволил сделать следующие выводы и обобщения.
1. В логике и лингвистике деонтические нормы рассматриваются как частные случаи оценок. Соблюдение деонтических предписаний вызывает положительную оценку, нарушение норм оценивается обществом негативно.
С точки зрения аксиологии, на оценочной шкале норма приравнивается к положительному полюсу, таким образом, происходит идентификация всего позитивного с нормой. Нарушение нормы оценивается в обществе негативно.
Прилагательные, описывающие поведение человека, отличаются богатым лингвокультурологическим потенциалом, отражающим многовековые знания и сформировавшуюся систему ценностей. Исследуя семантику оценки, выражаемую именами прилагательными, можно описать национальную нормативную языковую личность.
2. В современной лингвистике прилагательные со значением морально-этической (нормативной) оценки человека изучаются в разных аспектах: лексико-семантическом, деривационном и когнитивном.
В результате лексико-семантического анализа осуществляется систематизация словарного материала русского языка, устанавливается семантика внешней оценки человека и скрытых оценочных смыслов. При таком подходе оценка определяется как положительная или отрицательная; характеристика объекта связана с признанием или непризнанием его ценности с позиций нормативно-ценностных критериев.
Прилагательные со значением морально-этической оценки человека объединяются в парадигму на основе интегрального признака «отношение к другим людям, проявляющееся в характере и поступках человека», и противопоставляются по дифференциальным семам.
В системе прилагательных нормативной оценки наблюдается антонимичные отношения, что связано со стремлением человека дать свою 61
оценку поведению других людей в соответствии с соблюдением или несоблюдением ими принятых в обществе норм.
3. В деривационном аспекте рассматривается словообразовательный потенциал адъективных слов. От прилагательных со значением нравственной оценки человека образуются следующие дериваты: существительные со значением отвлеченного признака и носителя признака, глаголы со значением ‘становиться каким’ и ‘делать каким’, наречия со значением ‘признака признака’. Наибольшую группу производных лексем представляют существительные, так как сознание человека ориентировано в большей степени на предметность мира. Меньшее количество производных глаголов и адъективов с наречиями объясняется тем, что процессуальность и признаковость окружающей действительности носителем языка оценивается в меньшей степени.
В лексико-семантической группе прилагательных со значением морально-этической оценки человека обнаруживаются как производные, так и непроизводные слова. Наблюдается прямая производность, когда номинативное значение производящей основы непосредственно определяет лексическую семантику деривата, и переносная (метафорическая) производность, когда семантика деривата мотивируется переносным значением производящей основы.
На реализацию словообразовательного потенциала прилагательных со значением нравственной оценки человека влияют семантические, словообразовательные, формальные и стилистические факторы.
Семантические и формальные ограничения при этом обладают наибольшей степенью ограничения производности.
4. В когнитивном аспекте семантика прилагательных рассматривается как некая концептуальная модель, позволяющая наиболее полно характеризовать социальную природу прилагательных нормативной оценки.
Семантика качества и семантика отношения коррелируют при репрезентации категории нормативной оценки и демонстрируют неразрывное единство субъективного и объективного факторов оценочного значения.
Прилагательные с оценочным значением стремятся к семантико-грамматической самостоятельности, что обусловлено спецификой их коммуникативно-прагматической функции.
5. В исследовании были выделены и охарактеризованы следующие группы прилагательных с семантикой нормативного / ненормативного поведения: 1) вежливое - неучтивое - наглое поведение; 2) покладистый - конфликтный характер; 3) трудолюбие - праздность; 4) скромное - привередливое поведение - рисовка; 5) спокойное поведение - суетность;
6) доброжелательность, отзывчивость - равнодушие - эгоизм;
7) контактность - неконтактность - навязчивое коммуникативное поведение;
8) заносчивость, надменность; 9) искреннее отношение к людям, справедливость - неискреннее поведение, лицемерие, мошенничество; 10) угодничество; 11) смелость - трусливое поведение; 12) настойчивость - малодушие и нерешительность; 13) оригинальность - посредственность; 14) баловство, несерьезное поведение; 15) осмотрительность - неосторожность в поведении; 16) злобное речевое, деспотическое поведение; 17) распутство, нравственное падение личности. Каждая из перечисленных групп соотнесена с ключевым субстантивом.
Установлено, что структурными единицами выделенных лексико-семантических групп являются синонимичные ряды, члены которых имеют сходные словарные дефиниции, вследствие чего они могут становиться взаимозаменяемыми в определенных контекстах.
В большинстве из выделенных нами групп имеются антонимичные пары. Это объясняется тем, что слова служат не столько для наименования предметов и явлений реального мира, сколько целям обобщенного отражения человеком объективной действительности и его субъективного мира.
6. В ходе анализа выявлено преобладание языковых средств, характеризующих несоответствующее нормам поведение, над числом языковых средств, выражающих семантику положительной нормативной оценки.
В некоторых группах наблюдается дифференциация на подгруппы прилагательных, выделяемых на основании различения оттенков значения. Это такие подгруппы, как «неучтивость» и «наглое поведение»; «равнодушие» и «эгоизм»; «искренность» и «справедливое отношение»; «злобное речевое поведение» и «деспотизм». В группе «неискреннего, нечестного поведения» выделяются подгруппы «уклончивость», «хитрое поведение», «лицемерие» и «мошенничество».
7. В работе констатируется, что небольшая часть прилагательных характеризует определенный стереотип поведения человека с разных сторон: скромному поведению противопоставляется привередливое поведение, с одной стороны, и рисовка - с другой. Отклонение от нормы «контактного человека», с одной стороны, трактуется как неконтактность, а с другой - как навязчивое коммуникативное поведение.
Такие группы, как «заносчивость, надменность», «угодничество», «несерьезное поведение» и «нравственное падение личности» характеризуют неодобряемое с точки зрения деонтических норм поведение и состоят из прилагательных, не имеющих соотносительных пар на положительном полюсе оценочной шкалы.
Среди выделенных нами групп наиболее многочисленными оказались лексемы, характеризующие несерьезное и злобное поведение человека, а также слова, служащие для обозначения нечестного, хитрого и лицемерного человека. Мы считаем, что данное наблюдение может быть использовано при изучении прилагательных нормативной оценки в лингвокультурологическом аспекте.
8. Изучение функциональных свойств прилагательных морально-этической оценки и поведения создает условия для развития нормативных и коммуникативных умений употреблять слова этой части речи в связном высказывании. Важная роль в системе работы по развитию речи учащихся принадлежит упражнениям, актуализирующим знания учащихся об особенностях употребления прилагательных и опыт их применения в различных коммуникативных ситуациях.
Основу работы по развитию речи составляют задания на совершенствование умений соблюдать лексические и грамматические нормы употребления прилагательных, семантически обязательных компонентов высказывания. Работа с художественным текстом и составление рассказа по картине положительно влияют на способность учеников правильно и мотивированно употреблять языковые средства в устном или письменном тексте, придавать ему семантическую и структурную целостность.
9. Доказано, что интегративная работа в тесной связи с изучением словообразования способствует обогащению активного словаря школьников, вырабатывает у них навыки мотивированного выбора слов в зависимости от содержания высказываемой мысли. В результате такой работы учащиеся не только закрепляют знания по теории русского языка, но значительно улучшают практическое владение как письменной, так и устной речью.
Предложенные виды заданий могут быть дополнены редактированием текстов, составлением карточек, определением значений слов и словосочетаний, предложением составить «Словарь поведенческой лексики», написанием диктанта или изложения по тексту, в котором наличествуют прилагательные морально-нравственной оценки.
10. Перспективным направлением изучения прилагательных с семантикой поведения является исследование их синтагматических особенностей, то есть лексической сочетаемости в пределах конкретного отрезка текста. Анализ прилагательных со значением нормативной оценки может проводиться в дальнейшем как в собственно лингвистическом, так и лингвокультурологическом аспектах.
1. Абакумова О.Б. Пословичный концепт, деонтические нормы и языковая личность / О.Б. Абакумова // Вестник Орловского гос. ун-та. - 2010. - № 3 (11). - С. 131-137.
2. Авазбакиева Ф.Р. Семантический и аксиологический аспекты прилагательных положительно характеризующих человека по уровню воспитанности / Ф.Р. Авазбакиева // Мир науки, культуры, образования. -
2012. - № 2 (33). - С. 240-243.
3. Айдарова А.М. Языковые средства номинации поведения человека в современных исследованиях (на материале русского, английского и татарского языков) / А.М. Айдарова // Филологические науки: вопросы теории и практики. - 2015. - № 6 (48). - С. 13-15.
4. Алехова Ю.Ю. Речевое развитие учащихся классов компенсирующего обучения при изучении темы «Имя прилагательное»: автореф. дис. ... канд. педагогических наук / Ю.Ю. Алехова; Новосиб. пед. ун-т. - М., 1997. - 16 с.
5. Арбатская А.Д. Функциональные прилагательные в русском языке /
А.Д. Арбатская // Русский язык в школе. - 1983. - № 5. - С. 12-15.
6. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт / Н.Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 338 с.
7. Байдицкая Л.И. Деонтическая модальность и лингвистические средства ее репрезентации в кодексе профессиональной этики / Л.И. Байдицкая, Н.А. Сабурова // Научный вестник Воронежского ГАСУ. - 2015. - № 5 (19). - С. 105-110.
8. Белова Н.Н. Семантика оценки в именах прилагательных: автореф. дис.... канд. филол. наук / Н.Н. Белова; Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2011. - 27 с.
9. Булыгина Т.В. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. - М.: Наука, 1992. - 280 с.
10. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
11. Волкова Н.А. Семантические группы прилагательных со значением оценки характера человека в старожильческих говорах алтая / Н.А. Волкова, О.В. Новикова, Т.И. Орехова // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 353-356.
12. Вольф Е.М. Грамматика и семантика прилагательного. - М.: Наука, 1978. - 200 с.
13. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985. - 228 с.
14. Жданова О.П. Стилистическая и интеллектуальная оценочность глаголов поведения / О.П. Жданова // Лексико-семантические группы современного русского языка: сб. ст. - Красноярск, 1985. - С. 48-55.
15. Ивин А.А. Основания логики оценок. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - 229 с.
16. Ильдарова А.И. Прилагательные со значением нравственной оценки человека в русском языке: дис.... канд. филол. наук / А.И. Ильдарова; Дагестан. гос пед. ун-т. - Махачкала, 2007. - 133 с.
17. Исаченко О.М. Современный русский язык: морфология глагола и наречия. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2011. - 120 с.
18. Ишмуратов А.Т. Логический анализ практических рассуждений. -
Киев: Наукова думка, 1987. - 138 с.
19. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс /
В.И. Карасик. - М.: ГНОЗИС, 2004 - 389 с.
20. Кашпарова А.О. Словообразовательный потенциал имен прилагательных со значением характеристики человека / А.О. Кашпарова, Н.В. Пономарева // Литера: Вестник факультета филологии и журналистики ИГУ. - 2012. - № 4. - С. 45-51.
21. Ким Л. Л. Прилагательные в составе номинативных единиц современного русского языка // Вопросы русского и общего языкознания: сб. ст. - Ташкент: Изд-во Ташкентского ун-та, 1976. - С. 13-20.
22. Лисицына Н.А. Лексико-семантическая группа социально-оценочных прилагательных в современном русском языке: диссертация ... канд. филол. наук / Лисицына Наталья Алексеевна - Львов, 1984. - 223 с.
23. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 183 с.
24. Минасян С.М. Расширение смыслового объема прилагательных /
С.М. Минасян, Г.Ю. Азарян // Русский язык в национальной школе. - 1989. - № 3. - С. 25-29.
25. Мордвина-Щодро О.А. Антонимо-синонимические блоки
прилагательных, называющих черты характера человека: лингвокультурологический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.А. Мордвина-Щодро; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2007. - 23 с.
26. Морфология современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / С.И. Богданов, В.Б. Евтюхин, Ю.П. Князев и др. // Учебно-методический комплекс по курсу «Морфология современного русского языка». - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. - 640 с.
27. Нальгиева Л.А. Сопоставительная характеристика эмотивных и социально-оценочных прилагательных английского, немецкого и ингушского языков: автореф. дис.... канд. филол. наук / Л.А. Нальгиева; Пятигор. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск, 2006. - 20 с.
28. Новиков Л. А. Семантика русского языка. - М.: Высшая школа, 1982. - 272 с.
29. Ошоров С.Г. Развитие речи учащихся шестого класса бурятской школы в процессе изучения имен прилагательных: автореф. дис. ... канд. педагогических наук / С.Г. Ошоров; Бурятский гос. ун-т. - Улан-Удэ, 1998. - 20 с.
30. Плаксина Е. Б. Прилагательные-антонимы, характеризующие человека: семантический анализ / Е.Б. Плаксина // Политическая лингвистика. - 2005. - № 15. - С. 212-216.
31. Русская грамматика. В 2-х т. - М.: Наука, 1980. Том 1. - 738 с.
32. Скрябина Е.С. Обучающие возможности темы «Имя прилагательное» для совершенствования грамотности старшеклассников Е.С. Скрябина // Русский язык в школе. - 2006. - № 1. - С. 40-47.
33. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб.
для студ. вузов: В 2ч. Ч.2: Морфология. Синтаксис. / В.В. Бабайцева,
Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Академия, 2002. - 704 с.
34. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и
лингвокультурологический аспекты. - М.: Школа «Языки русской
культуры», 1996. - 288 с.
35. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке. - М.: Наука, 1977. - 306 с.
36. Уфимцева А.А. Лексическое значение (Принцип семасиологического описания лексики). - М.: Наука, 1986. - 240 с.
37. Федина Г.Н. Формирование грамматической способности учащихся при изучении темы «Имя прилагательное» на уроках русского языка в средней школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Федина; Орлов. гос. ун¬т. - Орел, 2005. - 21 с.
38. Филичкина Т.П. Деонтические нормы в семантике фразеологических единиц русского и английского языков: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филол. наук / Т.П. Филичкина; Орлов. гос. ун-т. - Орел, 2006. - 24 с.
39. Хутова Е.Р. Сравнительно-сопоставительное исследование прилагательных моральной оценки человека в разносистемных языках: на материале русского, английского и кабардино-черкесского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.Р. Хутова; Сев.-Осет. гос. ун-т. - Нальчик, 2006. - 23 с.
40. Шершнева Н.Б. Семантика и прагматика деонтической модальности: Функциональная характеристика в системе языка и текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Б. Шершнева; Кубанский гос. ун-т. - Краснодар, 2000.- 19 с.
II. Лексикографические источники
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеркова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
3. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С.А. Кузнецова.
- СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
4. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 1996. - 1132 с.
5. Ивин А.А. Словарь по логике / А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
6. Комплексный этико-культурологический словарь русского языка для школ Адыгеи / Под ред. Р.Ю. Намитоковой. - Майкоп: Качество, 2001. - 240 с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2003. - 940 с.
8. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. Том IV. Глагол / Под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 2007. - 923 с.
9. Словарь русского языка. В 4-х т. / АН СССР, Ин-т русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1985 - 1988.
10. Словарь современного русского литературного языка. В 17-и т. / АН СССР, Ин-т русского языка. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1965.
11. Словарь-тезаурус русских прилагательных, распределенных по тематическим группам / под общ. ред. Л.Г. Бабенко. - М.: Проспект, 2014. - 232 с.
12. Современный философский словарь. / Под ред. В.Е. Кемерова. - М.: Одиссей, 1996. — 607 с.
13. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2007. — 752 с.
III. Электронные ресурсы
1. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: //www.ruscorpora.ru(дата обращения: 07.06.2018).
2. Электронная библиотека словарей русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.dic.academic.ru(дата обращения: 07.06.2018).
3. Электронная библиотека словарей русского языка. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.slovari.ru(дата обращения:
07.06.2018).