Методы социально - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы
|
Выпускная квалификационная работа.
Выборку составили две группы испытуемых:
1. Экспериментальная группа «9» класса подростки 15-16 (6 девочек и 9 мальчиков) – учащиеся сельской школы.
2. Контрольная группа «9» класса подростки 15-16 лет (4 девочки и 11 мальчиков) – учащиеся городской школы.
Общее количество испытуемых составило 30 человек.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть доклад к защите.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения» 6
1.2 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы 14
1.3 Методы и приемы организации социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы 18
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 28
2.1 Процедура и методика исследования 28
2.2 Анализ профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы 31
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Выборку составили две группы испытуемых:
1. Экспериментальная группа «9» класса подростки 15-16 (6 девочек и 9 мальчиков) – учащиеся сельской школы.
2. Контрольная группа «9» класса подростки 15-16 лет (4 девочки и 11 мальчиков) – учащиеся городской школы.
Общее количество испытуемых составило 30 человек.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть доклад к защите.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения» 6
1.2 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы 14
1.3 Методы и приемы организации социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы 18
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 28
2.1 Процедура и методика исследования 28
2.2 Анализ профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы 31
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Особенности социальной среды, уклад жизни, тип образовательного учреждения и условия школьного обучения, безусловно, накладывают свой отпечаток на процесс профессионального самоопределения личности. В связи с этим следует отметить, что сельский образ жизни, замкнутость социального пространства, автономность сельских поселений, удалённость от многих школ и культурных центров придают своеобразные особенности профессиональному самоопределению сельских школьников.
Сельская школа – это уникальное социально-педагогическое явление. Она призвана решать не только образовательные, но и большие социальные задачи по сохранению и развитию системы хозяйственных отношений, укреплению семейно-общинных форм жизни, обучению, развитию и воспитанию детей, закреплению подрастающего поколения в сельской местности, приобщению жителей села к традициям и ценностям отечественной истории и культуры – В.Ф. Сафин и др. В современном быстро меняющемся мире выбор профессии является одним из самых важных этапов в жизни выпускников школы. Главная трудность, которая возникает при выборе профессии – это соотнесение личных мотивов, способностей и интересов с потребностями общества и рынка. Более того, чтобы быть успешным специалистом, работа должна приносить эмоцио-нальное и моральное удовлетворение и быть высокооплачиваемой. Проблема социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников неоднократно рассматривалась социологами, психологами и педагогами, однако, по-прежнему является актуальной.
Степень разработанности проблемы. Э.Ф. Зеер, С.М. Моор, Г.В. Сорокина и др. занимались изучением сущности и особенностями становления профессионального самоопределения. В работах И.Ф. Исаева, Е.Г. Казаровой, В.Т. Ковалевич и др. был проведен социологический и соци-ально-педагогический анализ запросов старшеклассников по проблеме профессионального самоопределения. Рассматривались проблемы профессионального самоопределения и мотивы профессионального выбора с позиций системного и комплексного подходов – К.Г. Кузнецов, Н.С. Пряжников и другие. Профессия как сложное социальное явление изучалась в работах С.Н. Лютовой, Л.М. Митиной, К.К. Платонова и других исследователей. В научных трудах Ю.В. Павлова, А.А. Пинского и др. также наблюдается обращение к категории «профессиональное самоопределение». Авторами были изучены проблемы, связанные с социальной обусловленностью выбора тех или иных профессий, динамикой их престижности, изучением профессиональных интересов и намерений. Стоит отметить также исследования в сфере ориентации школьников по выбору профессии Е.А. Климова, К.Н. Поливановой, которые стали основой современной воспитательной концепции профориентации. В современных работах аналогичной проблематики наблюдается пристальное внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения, тактике организации работы при выборе профессии – Г.П. Резапкина, Н.В. Самоукина и др. Проблема организации социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы стала предметом исследования таких ученых, как М.В. Бадашкеев, Ц.Р. Базаров и др.
Таким образом, в педагогике накоплен большой опыт в области теории профессионального самоопределения, однако, мы считаем, что важность и актуальность данной проблемы не ослабевает и по сей день. В связи с появлением новых технологий и развитием инноваций в образовательной деятельности, необходимо переосмысление подходов к системе социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Предмет исследования – методы социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Цель исследования – выявить и обосновать методы социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Гипотеза: мы предполагаем, что выбор и обоснование методов социально-педагогического сопровождения влияет на профессиональное самоопределение старшеклассников сельской школы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «социально-педагогическое сопровожде-ние профессионального самоопределения.
2. Охарактеризовать особенности профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
3. Определить методы и приемы организации социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
4. Проанализировать по результатам проведенного эмпирического исследования эффективные методы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Методологию исследования составили работы следующих авторов Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева, С.Н. Чистяковой и др. В работах указанных авторов рассмотрены методы организации социально-психологического сопровождения профессионального сопровождения старшеклассников. В исследованиях К.Г. Пиликяна, А.Ф. Попокова, С.В. Паниной, Т.А. Макаренко и др. раскрыты методы социально-психологического сопровождения старшеклассников сельской школы.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической и методической литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, качественная и количественная обработка результатов исследования.
База исследования:
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 учеников 9-11 классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что получен-ные результаты исследования могут быть полезны для профориентологов, социологов, психологов, классных руководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Сельская школа – это уникальное социально-педагогическое явление. Она призвана решать не только образовательные, но и большие социальные задачи по сохранению и развитию системы хозяйственных отношений, укреплению семейно-общинных форм жизни, обучению, развитию и воспитанию детей, закреплению подрастающего поколения в сельской местности, приобщению жителей села к традициям и ценностям отечественной истории и культуры – В.Ф. Сафин и др. В современном быстро меняющемся мире выбор профессии является одним из самых важных этапов в жизни выпускников школы. Главная трудность, которая возникает при выборе профессии – это соотнесение личных мотивов, способностей и интересов с потребностями общества и рынка. Более того, чтобы быть успешным специалистом, работа должна приносить эмоцио-нальное и моральное удовлетворение и быть высокооплачиваемой. Проблема социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников неоднократно рассматривалась социологами, психологами и педагогами, однако, по-прежнему является актуальной.
Степень разработанности проблемы. Э.Ф. Зеер, С.М. Моор, Г.В. Сорокина и др. занимались изучением сущности и особенностями становления профессионального самоопределения. В работах И.Ф. Исаева, Е.Г. Казаровой, В.Т. Ковалевич и др. был проведен социологический и соци-ально-педагогический анализ запросов старшеклассников по проблеме профессионального самоопределения. Рассматривались проблемы профессионального самоопределения и мотивы профессионального выбора с позиций системного и комплексного подходов – К.Г. Кузнецов, Н.С. Пряжников и другие. Профессия как сложное социальное явление изучалась в работах С.Н. Лютовой, Л.М. Митиной, К.К. Платонова и других исследователей. В научных трудах Ю.В. Павлова, А.А. Пинского и др. также наблюдается обращение к категории «профессиональное самоопределение». Авторами были изучены проблемы, связанные с социальной обусловленностью выбора тех или иных профессий, динамикой их престижности, изучением профессиональных интересов и намерений. Стоит отметить также исследования в сфере ориентации школьников по выбору профессии Е.А. Климова, К.Н. Поливановой, которые стали основой современной воспитательной концепции профориентации. В современных работах аналогичной проблематики наблюдается пристальное внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения, тактике организации работы при выборе профессии – Г.П. Резапкина, Н.В. Самоукина и др. Проблема организации социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы стала предметом исследования таких ученых, как М.В. Бадашкеев, Ц.Р. Базаров и др.
Таким образом, в педагогике накоплен большой опыт в области теории профессионального самоопределения, однако, мы считаем, что важность и актуальность данной проблемы не ослабевает и по сей день. В связи с появлением новых технологий и развитием инноваций в образовательной деятельности, необходимо переосмысление подходов к системе социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Объект исследования – процесс профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Предмет исследования – методы социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Цель исследования – выявить и обосновать методы социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Гипотеза: мы предполагаем, что выбор и обоснование методов социально-педагогического сопровождения влияет на профессиональное самоопределение старшеклассников сельской школы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «социально-педагогическое сопровожде-ние профессионального самоопределения.
2. Охарактеризовать особенности профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
3. Определить методы и приемы организации социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
4. Проанализировать по результатам проведенного эмпирического исследования эффективные методы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Методологию исследования составили работы следующих авторов Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Родичева, С.Н. Чистяковой и др. В работах указанных авторов рассмотрены методы организации социально-психологического сопровождения профессионального сопровождения старшеклассников. В исследованиях К.Г. Пиликяна, А.Ф. Попокова, С.В. Паниной, Т.А. Макаренко и др. раскрыты методы социально-психологического сопровождения старшеклассников сельской школы.
Методы исследования: теоретические: анализ педагогической и методической литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование, качественная и количественная обработка результатов исследования.
База исследования:
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 30 учеников 9-11 классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что получен-ные результаты исследования могут быть полезны для профориентологов, социологов, психологов, классных руководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Профессиональное самоопределение личности – это отношение к миру профессий и к своей профессии, которое характеризуется динамичностью и является, как признаком, так условием личностной зрелости и самореализации. Отметим, что профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. При этом профессиональное самоопределение предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности.
Структуру самоопределения старшеклассников составляют самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников происходит в процессе участия человека в деятельности; его развитие обусловлено социокультурной, этнокультурной традициями.
Личностно-профессиональное самоопределение сельских школьников –это сложный процесс выбора профессиональной деятельности, осуществляемый под влиянием совокупности внешних (социокультурных, информационных, экономических, географических) и внутренних (содержательных, технологических, организационных) условий. Внешние условия личностно-профессионального самоопределения определяют мотивационную сторону профессионального самоопределения (желания, стремления, потребности, мотивы, цели), а внутренние условия обеспечивают осуществляемый выбор необходимыми знаниями и умениями, позволяющими реализовать поставленные цели.
С целью исследования методов социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы было организовано и проведено эмпирическое исследование. После анализа результатов констатирующего этапа в работе по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы в рамках формирующего этапа была разработана и апробирована программа ««На пути к выбору профессии»
В результате применения комплекса диагностических методик на контрольном этапе эмпирического исследования было установлено, что старшеклассникам экспериментальной группы (старшеклассники сельской школы) более, чем учащимся контрольной группы на контрольном этапе свойственна в выборе будущей профессиональной деятельности мотивация на успех. Учащиеся экспериментальной группы на контрольном этапе большее предпочтение отдали таким типам профессий, как «Работа с людьми» и «Практическая деятельность». Учащимся экспериментальной группы (старшеклассники городской школы), как и на констатирующем этапе, более свойственна, чем учащимся контрольной группы, ориентация на такой тип профессии, как «Экстремальная деятельность». Отметим, что суммарное значение средних рангов по всем изучаемым шкалам у учащихся контрольной группы ниже, чем у учащихся экспериментальной группы (старшеклассники сельской школы).
Различия в эмпирических данных показывают, что в профессиональном самоопределении старшеклассников сельской школы произошли существенные изменения, у старшеклассников городской школы на контрольном этапе значимых изменений в профессиональном самоопределении не произошло.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Структуру самоопределения старшеклассников составляют самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников происходит в процессе участия человека в деятельности; его развитие обусловлено социокультурной, этнокультурной традициями.
Личностно-профессиональное самоопределение сельских школьников –это сложный процесс выбора профессиональной деятельности, осуществляемый под влиянием совокупности внешних (социокультурных, информационных, экономических, географических) и внутренних (содержательных, технологических, организационных) условий. Внешние условия личностно-профессионального самоопределения определяют мотивационную сторону профессионального самоопределения (желания, стремления, потребности, мотивы, цели), а внутренние условия обеспечивают осуществляемый выбор необходимыми знаниями и умениями, позволяющими реализовать поставленные цели.
С целью исследования методов социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы было организовано и проведено эмпирическое исследование. После анализа результатов констатирующего этапа в работе по социально-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников сельской школы в рамках формирующего этапа была разработана и апробирована программа ««На пути к выбору профессии»
В результате применения комплекса диагностических методик на контрольном этапе эмпирического исследования было установлено, что старшеклассникам экспериментальной группы (старшеклассники сельской школы) более, чем учащимся контрольной группы на контрольном этапе свойственна в выборе будущей профессиональной деятельности мотивация на успех. Учащиеся экспериментальной группы на контрольном этапе большее предпочтение отдали таким типам профессий, как «Работа с людьми» и «Практическая деятельность». Учащимся экспериментальной группы (старшеклассники городской школы), как и на констатирующем этапе, более свойственна, чем учащимся контрольной группы, ориентация на такой тип профессии, как «Экстремальная деятельность». Отметим, что суммарное значение средних рангов по всем изучаемым шкалам у учащихся контрольной группы ниже, чем у учащихся экспериментальной группы (старшеклассники сельской школы).
Различия в эмпирических данных показывают, что в профессиональном самоопределении старшеклассников сельской школы произошли существенные изменения, у старшеклассников городской школы на контрольном этапе значимых изменений в профессиональном самоопределении не произошло.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Психологическое сопровождение профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Профессиональное самоопределение старшеклассников (Благовещенский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА Я СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование готовности детей детского дома к профессиональному самоопределению (Методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь целостных ориентаций и профессионального самоопределения у старшеклассников (Благовещенский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



