Введение 3
Глава 1. Игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетенции 7
1.1 Понятие коммуникативная компетентность и её компоненты 7
1.2 Игра как вид обучающей деятельности 11
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Методические особенности формирования коммуникативных навыков с помощью коммуникативной игры 21
2.1 Методы и способы развития коммуникативной компетенции 21
2.2 Игра, игровые ситуации как особый прием формирования
коммуникативной компетенции 26
Выводы по главе 2 31
Глава 3. Применение игр на уроке иностранного языка 33
3.1 Место коммуникативной игры в формировании коммуникативных
навыков в УМК «Spotlight» 33
3.2 Место коммуникативной игры в формировании коммуникативных
навыков в УМК «Starlight» 41
3.3 Место коммуникативной игры в формировании коммуникативных
навыков в УМК «Enjoy English» 46
Выводы по главе 3 53
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение 1. Фонетические игры
Приложение 2. Требования к проведению ролевых игр
Приложение 3. Примеры ролевых игр
Приложение 4. Виды и свойства ролевой игры
На сегодняшний день главной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции у учащихся. Построение урока но нормам ФГОС требует организации уроков английского языка таким образом, чтобы все изученные грамматические, лексические, фонетические и орфографические материалы были применимы при коммуникации в реальных условиях. Одним из видов деятельности на уроке, которые способствуют достижению этой цели, является коммуникативная игра.
Актуальность данного исследования состоит в том, что развитие коммуникативного метода при обучение набирает всю большую значимость. В связи с этим игровые технологии приобретают всю большую популярность, без особого внимания на то, чем это является: просто развлечением, моментом отвлечения от обучения, или методом развития коммуникативных навыков. В современном этапе обучения, где все силы направлены на подготовку учеников к экзамену, многие методические пособия привлекают лингвистические игры, которые прививают речевые умения, а умения в построении предложения, правописании, создании конструкций.
Следовательно, вопрос о том, какое место занимает коммуникативная игра в современных УМК является открытым. Данный вопрос становится предметом новых исследований и методик, где ученые и преподаватели пытаются найти баланс между лингвистическими играми и коммуникативными.
Как показывает педагогическая производственная практика (муниципальная общеобразовательная школа №5 города Бавлы, 2017 г.), игры способствуют развитию речевых и навыков и развитию языковых средств в комфортных для них условиях. Учащимся нравится разговаривать в условиях, похожих на реальные речевые ситуации. Благодаря этому у них уменьшается страх перед новым контактом, общением. Это говорит о необходимости уделить особое внимание применению коммуникативных игр в обучении английскому языку.
Надо тщательно изучить этот вопрос в учебниках по английскому языку, для этого необходимо провести анализ современных УМК.
Цель исследования - изучение роли коммуникативных игр в формировании коммуникативной компетенции при обучении английскому языку и выявление возможных методов решения этого вопроса.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы раскрыть понятия «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная игра».
2. Изучить методические особенности развития коммуникативной компетенции и применения игр на уроке иностранного языка.
3. Изучить характеристику и виды игр, выявить наиболее популярные и эффективные игры.
4. Изучить соотношение коммуникативных и лингвистических игр в учебниках.
5. Провести сравнительный анализ учебников для общеобразовательных учреждений «Spotlight» (Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули и др.) , «Starlight» (Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В.) и «EnjoyEnglish» (М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева) за 5-ый класс, выявить соотношение лингвистических и коммуникативных игр.
6. Привести методические рекомендации к проведению игр на уроке на основе проанализированных УМК.
Объект данного исследования - процесс формирования коммуникативного навыка на уроке английского языка .
Предмет данного исследования - коммуникативные игры как способ формирования коммуникативной компетенции.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что рассмотренные положения дополняют ряд существующих аспектов теории формирования коммуникативной компетенции.
Практическая значимость данной работы заключается в проведенном анализе учебников «Spotlight. Английский в фокусе» (Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули и др.), «Starlight. Звездный английский» (Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В.) и «EnjoyEnglish. Английский с удовольствием» (М.З. Биболетова, Н. Н. Трубанева), выявленных результатах и методических рекомендациях к процессу формирования коммуникативной компетенции. Полученные результаты могут послужить рекомендацией при выборе рабочего учебно-методического комплекса на урок иностранного языка как основного. Описание и качественно-количественный анализ существующих игр в учебниках и практические рекомендации могут стать материалом поурочных разработок для педагогов английского языка общеобразовательных школ.
Методы написания исследовательской работы: анализ и синтез научной и методической литературы по теме, сравнительно -исторический метод, анализ и описание учебно-методических комплексов, сравнение полученных данных, эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение и обобщение личного педагогического опыта (муниципальная общеобразовательная школа №5 города Бавлы, 2017-ый г.).
Теоретическую основу и методологическую базу проведенного исследования составляют труды, посвященные изучению формирования коммуникативной компетенции И. Л. Бима, Е. И. Пассова, В. В. Сафоновой, Г. К, Селевко, М. К. Кабардова, А. С. Шмакова, Г. В. Рогова, В. Л. Скалкиной, методические статьи Е. М. Быстриковой, О. А. Зайковой, Г. Н. Федоровой, Э. Орловой. В ходе исследования были изучены взгляды таких зарубежных методистов, как С. Савиньон, У. Литлвуд, Р. Олрайт, Г. Уидсон, С. Шуман.
Проблемой разработки методов и видом игр занимались А. В. Конышева, Н. Д. Гальскова, М. Ю. Курбатова.
В основу проводимого в исследовании анализа легли также принципы классификации грамматических упражнений Е. И. Пассова, основоположника коммуникативного подхода в отечественной методике преподавания, который в дальнейшем был рассмотрен в трудах Н. Е. Кузовлевой, методических статьях Е. А. Борисова , Т. Ю. Иванцовой, О. Ю Зверловой.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения. В первой главе изучается теоретический аспект коммуникативной компетенции и игры как вида деятельности, рассматриваются взгляды ученых-лингвистов, психологов и методистов на роль игры в обучении, исследуются виды и характеристики обучающей игры. Во второй главе принимаются во внимание методические особенности проведения игры на уроке английского языка, рассматриваются правила и стадии типов игр, описываются различные методы формирования коммуникативной компетенции на уроке. В третьей главе исследуется игры, приведенные в современных учебниках, даются рекомендации к организации игр на основе упражнений, проводится описательный и сравнительный анализ УМК «Spotlight» , УМК «Starlight» и УМК «Enjoy English», приводятся качественно-количественные результаты исследования.
Исследование в данной работе было посвящено изучению роли коммуникативных игр в формировании коммуникативной компетенции при обучении английскому языку и выявление возможных методов решения этого вопроса. В ходе исследования мы достигли следующих результатов:
1. Определили, что формирование иноязычной коммуникативной компетенции должно обязательно присутствовать на каждом этапе и уроке обучения английскому языку.
2. Выяснили, что, несмотря на популярность коммуникативного метода, и коммуникативных игр в частности, не все учебники включает их в перечень упражнений.
3. Изучив психологические особенности обучения иностранному языку в школе, установили, что игра является одним из эффективных методов развития речевых навыков.
4. Пришли к выводу, что иноязычная коммуникативная компетенция считается сформированной только когда ученик может начать или продолжить контакт в условиях реального общения. Для этого следует применять коммуникативные игры на ряду с лингвистическими.
5. Изучили различные методы и виды коммуникативных игр. Изучили условия и правила их применения на уроке, выяснили задачи игр, ожидаемые результаты.
6. Провели сравнительный анализ учебно-методических комплексов «Spotlight. Английский в фокусе» (Ю.Е. Ваулина и др.), «Starlight. Звездный английский» (Баранова К. М. и др.) и «EnjoyEnglish. Английский с удовольствием» (М.З. Биболетова и др.) для 5-го класса, выявили количественно-качественное соотношение лингвистических и коммуникативных игр. Установили, что учебники по-разному предоставляют ученикам игру как вид деятельности. В «Spotlight» (Ваулина и др.) есть 3 вида игр, но большинство лингвистических. В учебнике «Starlight. Звездный английский» (Баранова К. М. и др.) есть только лингвистические игры, все одного вида с отличием в лексике. «EnjoyEnglish» (Биболетова и др.) располагает только упражнениями, ни лингвистических, ни коммуникативных игр не предлагая. Проанализировав учебно-методические комплексы, выяснили, что авторы учебников не уделяют большого внимания играм, видимо, забывая об их пользе и значении при формировании коммуникативного навыка.
7. В ходе работы мы определили, что при всем распространении коммуникативного метода и обучающих игр, некоторые учебно¬методические комплексы их игнорируют. Несмотря на существование упражнений, развивающих коммуникативные навыки, нельзя исключать игры особенно при работе с учениками начальных классов и 5 -го класса, так как учащиеся в силу своих возрастных особенностей, лучше воспринимают информацию через игру, и владение навыками речевой компетенции создает условия для реального иноязычного общения.
В работе мы приходим к выводу, что коммуникативные игры имеют большое значение при формировании коммуникативной компетенции. Мы призываем к тому, чтобы включать обучающие игры в деятельность на уроке.
1. Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций и шк. с углублен. изучением англ. яз. / К. М. Баранова, В. Копылова, Д. Дули, Р. Мильруд. - 3-е изд. - М. : Express Publishing : Просвещение, 2015. - 120 с. : ил.
2. Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учрежд. / Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. - 4-е изд. - М. : ExpressPublishing : Просвещение, 2010. - 164 с. : ил. - (Английский в фокусе).
3. Английский язык: Английский с удовольствием / EnjoyEnglish: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учрежд. / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. - Обнинск: Титул, 2012. - 256 с.: ил.
4. Баграмова, Н. В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком / Н. В. Баграмова // Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. - 2002. - Вып 18. - С. 3-6.
5. Базарская, Н. И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения / Н. И. Базарская // Язык и национальное сознание. — Воронеж, 1998.
6. Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1965. - 229 с.
7. Бим, И. Л. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению./ И. Л. Бим, Е.И. Пассов. - М. : 1991. - 245 с.
8. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич — Ростов- на-Дону : Учитель, 1999. — 560 с.
9. Борисов, Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку / Е. А. Борисов // ИЯШ. - 2002. - № 3.
10. Бурдина, М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / М. И. Будина // ИЯШ. - 2011. - № 3. - С. 52 - 55
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - С. 31 - 42.
12. Выготский, Л.С Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии, 1966. № 6. С. 62-76. Стеногр. лекции. Ленингр. пед. ин-т., 1933 г.
13. Газман,О. С. В школу с игрой: Книга для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с. : ил.
14. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 192 с.
15. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
16. Гельфан, Е. М. От игры к самовоспитанию. 2 изд., доп./ Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. - М. : Педагогика, 1971. - 104 с.
17. Дзюина, Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9классы / Е. В, Дзюина. М. : Вако, 2007. - 144 с.
18. Зайкова, О. А. Увлекательный английский. 3-9 классы: внеклассные мероприятия. / авт.-сост. О. А. Зайкова. - Волгоград. : Учитель, 2011. - 126 с.
19. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.
20. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Научно методический журнал Иностранный язык в школе 2008. №4. - С. 52-57.
21. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Е. В. Арцишевская. М. : Педагогика, 1989. 103-104с.
22. Кириллова, Е.П. Хрестоматия по методике преподавания английского языка: Статьи, выдержки, извлечения / Е. П. Кириллова, Б. Т. Лазарева, С. И. Петрушин. - М.: Просвещение, 1981. - 207 с.
23. Кузнецова, О. В. Коммуникативный метод изучения иностранного языка / О. В. Кузнецова Н. В. Харченко // Иностранные языки в современном мире: сб. материалов II Междунар. науч. -прак. конф. / науч. ред. Г. А. Багаутдинова - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - С. 480-485.
24. Куприянов, Б. В. Круглый стол "Воспитание игрой" / Б. В. Куприянов, Н. П. Аникеева // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2008. -N 8. - С. 78-87
25. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе// Иностранный язык в школе : Научно- методич. журнал. - 2006. - №3. - С. 64-66.
26. Левитан, К.М. О содержании понятия «коммуникативная компетентность». Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург : АБМ, 2001. - № 2. - 89-91с.
27. Минскин В.И, От игры к знаниям : пособие для учителей. / В. И. Минскин. - М. : Просвещение, 1987. - 192 с.
28. Невмержицкая, Е. В. Речевые ситуации в обучении иностранному языку как способ освоения средств межкультурной коммуникации / Е. В. Невмержицкая // Мост (Язык и культура) - Bridge (language&culture). - 2010. - №25. - С. 56-63.
29. Олешков, М. Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 1. - С. 182-194
30. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр.яз. / Е. И. Пассов. - М. : Просвещение, 1985. - 208 с.
31. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовимся к диалогу культур / Е. И. Пассов. - Минск: Лексис, 2003. - 184 с.
32. Перкас, С. В. Ролевые игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1989. - №4. - С. 23-26.
33. Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка / Ю. Я. Пучкова. - М. : АСТ, 2003. - С. 48 - 56.
34. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова.
- М. : Еврошкола, 2004. - 236 с.
35. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебн. пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
36. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми / Т. В. Сенько. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 324 с.
37. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (Из опыта работы). Пособие для учителя / М. Ф. Стронин. - М. : Просвещение, 1981. - 112с.
38. Федорова, Г. Н. Игры на уроках английского языка / Г. Н. Федорова. - М. : Ростов-н/Д. : МарТ, 2005. - 128 с.
39. Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры, конкурсы / И. Фришман // Воспитательная работа в школе. - 2005. - № 2. - С. 119
- 126.
40. Ханина, Е. Е., Солопова, А. В. Игровая форма обучения / Е. Е. Ханина, А. В. Солопова // Открытая школа. - 2004. - № 5. - С. 63 - 66
41. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. — М. : Эйдос : Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил.
42. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / под ред. А.А. Орлова. - Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117-137.
43. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка / Т. М. Шарафутдинова // Иностранный язык в школе, 2005. - №8. - С. 46-50.
44. Шипицына, Л. М Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми / Л. М. Шипицына, А. П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А. Нилова. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2000. - 384 с.
45. Шмаков С.А. Коммуникативные игры / С.А. Шмаков. - М. : Новая школа, 2005. - 190 с.
46. Штарина, А.Г. Английский язык. Компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков / А.Г. Штарина. - Волгоград : Учитель, 2008. - 191 с.
47. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. — 254с.
48. Hymes, D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J.B. Pride and J. Holmes (eds.). - New York: Harmondsworth : Penguin, 1972. - Р. 269-293
49. Whitehead, Al. The aims of education / - N.Y.: Mentor books, 1978. - 158 p.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
50. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ №15 от 26.01.2017 г. Режим доступа: http://shcola29.ucoz.ru/matertehobesp17/federalnyj_perechen_uch ebnikov_na_2017-2018.pdf (дата обращения: 03.06.2018)
51. Орлова, Н. Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Электронный ресурс] / Н. Ю. Орлова. - Режим доступа:http://pedsovet.org.ru/date/2016/12/.( дата обращения 15.05.2018)
52. Шаимова Г. А. Формирование коммуникативной компетенции
посредством метода «ролевая игра» // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 382-383. — URL https://moluch.ru/archive/43/5168/(дата
обращения: 02.06.2018).