Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа

Работа №4804

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы54 стр.
Год сдачи2012
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ………………………………………………………….. 3
1. Содержание и особенности договора перевозки пассажиров и багажа
1.1 Понятие и предмет договора перевозки пассажиров и багажа .. 7
1.2 Стороны в договоре перевозки пассажиров и багажа ………… 15
2. Права и обязанности сторон перевозки пассажиров и багажа
2.1. Права и обязанности пассажиров ……………………………… 18
2.2 Права и обязанности перевозчика ……………………………… 27
3. Ответственность за ненадлежащее исполнение договора перевозки
3.1. Общая характеристика и особенности ответственности ……… 31
3.2. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки пассажира и причинение вреда жизни и здоровью пассажира ………………………………………………………… 34
3.3. Ответственность за утрату, порчу и повреждение багажа, грузобагажа ……………………………………………………… 36
3.4. Ответственность пассажира ……………………………………. 43
Заключение ……………………………………………………… 47
Библиография …………………………………………………… 51
Приложение


В жизни любой страны транспорт занимает особое место.
Транспортная деятельность как отрасль производства сама не создает каких-либо материальных ценностей, но, перемещая продукцию промышленного и сельского хозяйства из мест производства к местам ее потребления, продолжает и завершает процесс материального производства.
Общим понятием «транспорт» охватываются все виды магистрального транспорта общего пользования, составляющего единую транспортную систему России (транспортный комплекс): железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, трубопроводный.
Сегодняшняя раздробленность транспортного комплекса не позволяет с полной мощью реализовать свое назначение в потребностях экономики и населения в осуществлении перевозочного процесса.
Значительный объем пассажирских перевозок в Российской Федерации принадлежит железнодорожному транспорту.
Железнодорожный транспорт в настоящее время единственный вид транспорта, находящийся в федеральной собственности. Тот факт, что железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии государства, определяет особые условия функционирования и развития железнодорожного транспорта.
Переход государства к рыночной экономике и реформирование социально-экономических отношений в обществе поставили перед федеральным железнодорожным транспортом новые, более сложные задачи в области коренного улучшения деятельности и повышения качества предоставленных услуг населению, совершенствования взаимоотношений железных дорог с предприятиями других видов транспорта.
Первым шагом в решении поставленных задач стала разработка новой законодательной базы.
В 1995 году принят Федеральный Закон «О федеральном железнодорожном транспорте». С марта месяца 1996 года вступила в силу Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, установившая общие положения перевозок (гл. 40 «Перевозка»).
Важнейшим правовым актом в этой сфере стал Федеральный Закон «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (ТУЖД РФ), введенный в действие 17.01.98 г.
ТУЖД РФ восьмой по счету нормативный документ (аналогичные нормы были приняты в России и СССР в 1885, 1920, 1922, 1927, 1935, 1954 и 1964 годах), регулирующий основные условия перевозок пассажиров и грузов, отношения между железными дорогами, с одной стороны, пользователями транспортных услуг и другими видами транспорта – с другой, права, обязанности и ответственность сторон при договорных и внедоговорных отношениях, связанных с публичной деятельностью железнодорожного транспорта в России.
ТУЖД РФ содержит ряд новшеств по сравнению с Уставом железных дорог Союза ССР 1964 года.
ТУЖД РФ определяет в главе VI порядок заключения договора перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.
Договор перевозки груза не сопровождается составлением конкретного документа. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа – багажными квитанциями.
Чтобы обеспечить более полно правовое регулирование перевозок на железнодорожном транспорте, ОАО РЖД разрабатывает целый ряд правил в области перевозок.
ОАО РЖД пошло по пути последовательного введения в действии отдельных правил перевозок, справедливо считая, что окончательная подготовка и утверждение всех правил одновременно займут слишком много времени. Уже введены в действие около тридцати правил заполнения перевозочных документов.
Правила перевозок утвержденные на основании Устава железных дорог Союза ССР применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, ТУЖД РФ, Федеральному Закону «О федеральном железнодорожном транспорте».
В ТУЖД РФ введены диспозитивные нормы, дающие возможность железным дорогам и участникам железнодорожной перевозки решать вопросы по взаимной договоренности, что является основной для равноправных партнерских отношений. Так, железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
В ТУЖД РФ также включены нормы, подтверждающие различное правовое положение железных дорог и пассажиров, отправителей (получателей) багажа. Так, неподача претензии получателем к железной дороги лишает его права на иск. Однако железная дорога имеет право сразу обратиться с иском в суд.
Следовательно, отношения по перевозке пассажиров и багажа осложнены тем, что включают в себя три рода правоотношений, регулируемых нормами ТУЖД РФ, нормами гражданского права и Закона о защите прав потребителей.
Таким образом, основными задачами нашего исследования являются:
1. Анализ действующего транспортного законодательства (Транспортного устава железных дорог РФ).
2. Выделение особенностей договора железнодорожной перевозки пассажиров и багажа.
3. Анализ защиты прав потребителей в сфере перевозок ЖД транспортом.
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
- аналитический;
- сравнительно-правовой.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Договор перевозки резко отличается от других хозяйственных договоров тем, что:
1 Конкретного документа - договора не составляется. Заполняются документы, подтверждающие заключение договора (проездной билет, транспортная железнодорожная накладная). Возможен электронный вариант проездного билета, транспортной железнодорожной накладной.
2 Предмет договора железнодорожной перевозки включает в себя элементы других гражданско-правовых договоров (хранения, подряда). Однако, цель договора железнодорожной перевозки – транспортировка пассажира, груза, багажа, грузобагажа. Она и обуславливает выделение договора в качестве самостоятельного договора.
3 В качестве перевозчика всегда выступает специализированная организация – железные дороги.
4 Заключению договора предшествуют особые преддоговорные отношения, обусловленные принятием железной дорогой заявки от грузоотправителя. Таким образом, еще до заключения договора у железной дороги и грузоотправителя возникают по отношению друг к другу права и обязанности.

Содержащий данные положения новый транспортный устав железных дорог, действующий с 17.01.1998 г. по сути своей мало отличается от Устава железных дорог 1964 г.
ТУЖД РФ в значительной мере отличаются от ранее действующего Устава своей более конкретной регламентацией норм. Так, ст. 3 ТУЖД РФ определяет основные понятия в контексте Закона (грузоотправитель, тарифное руководство, Правила перевозок грузов и др.); ст. 5 ТУЖД РФ четкий порядок разработки, утверждения и регистрации правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте; ст. 14 ТУЖД РФ предусматривает контроль за исполнением ТУЖД РФ со стороны МПС РФ, МАП РФ и иными исполнительными органами (например, транспортной прокуратуры).
Однако полагаю, что ТУЖД РФ нуждается в доработке.
1. Так, ст. 33 ТУЖД РФ предусматривает возложение имущественной ответственности на грузоотправителя за последствия, возникшие в результате недостоверных, неполных сведений, указанных им в накладной. Железной дороге предоставлено право выборочной проверки сведений, внесенных грузоотправителем в накладную.
Полагаю, не целесообразным предусматривать ответственность за вред, который можно избежать. Предлагаю в ст. 33 ТУЖД РФ включить нормы, обязывающие железные дороги проверять все сведения, внесенные грузоотправителем в накладную.
2. Ряд статей ТУЖД РФ относит к исключительной компетенции руководителя железной дороги такие вопросы, как установление повышенного сбора за хранение грузов (ст. 47 ТУЖД РФ), право заключения договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей (ст. 67 ТУЖД РФ). Ранее действовавший Устав относил эти вопросы к компетенции начальников отделений дороги. ТУЖД РФ, учитывая переход в будущем на безотделенческую структуру управления железнодорожным транспортом, существенно ограничил рамки полномочий руководителей отделений дороги.
Полагаем, что это ведет к снижению ответственности последних за организацию перевозочного процесса и увеличению документооборота. Считаем, что до полного упразднения отделений железных дорог, необходимо расширить полномочия начальников отделений дороги по ряду вопросов. Предлагаем включить в главу восьмую ТУЖД РФ статью, указывающую на полномочия руководителей железных дорог, которые должны быть переданы начальникам отделений железных дорог до перехода на безотделенчискую систему управления.
3. Статья 110 ТУЖД РФ предусматривает, что железные дороги возмещают ущерб в размере действительной стоимости утерянного (недостающего) багажа, грузобагажа, указанной в счете продавца.
Считаем, что данная норма ставит железные дороги в более выгодное положение. Поэтому необходимо внести изменения в указанную статью. Стоимость утерянного (недостающего) багажа, грузобагажа должна определяться по ценам, действующим на момент вынесения судебного решения или удовлетворения претензии о возмещении, помимо этого должна учитываться упущенная выгода.
В связи с принятием ТУЖД РФ пересматривается практика применения транспортного законодательства.
В соответствии с ГК РФ бремя доказывания теперь во всех случаях несохранной перевозки возлагается на железную дорогу, поскольку это общий принцип гражданского права, когда должник отвечает, если не доказано обратное. В ТУЖД РФ в ст. 109 содержится перечень обстоятельств, создающих предположение об отсутствии вины дороги. Однако, железная дорога обязана доказать, что эти обстоятельства действительно имели место.
В настоящее время опубликовано Постановление пленума ВАС РФ № 18 от 12 ноября 1998 г. «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие ТУЖД РФ».
Полагаю, что с отдельными положениями этого Постановления согласиться нельзя. Так, в п. 23 установлено, что если при рассмотрении конкретного спора арбитражный суд установит явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа последствиями нарушения обязательства, он вправе в соответствии со ст. 333 ГК РФ уменьшить его размер.
Думаю, что если суд уменьшит размер штрафа, то нарушает прямое предписание Федерального Закона «Транспортный устав железных дорог».
По договору перевозки ГК РФ и ТУЖД РФ предусматривают возмещение вреда причиненного пассажиру, но кроме этого здесь действует Закон о защите прав потребителя, который предусматривает возмещение морального вреда.
Значение перевозок железнодорожным транспортом в целом для развития экономики России очень велико. Надеемся, что ТУЖД РФ, после доработки отдельных норм, сможет на должном уровне обеспечить правовое регулирование железнодорожного транспорта.



1 Конституция Российской Федерации. – М.: Изд-во «СПАРК», 1995.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2003.
3 Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях Н.: НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 2003.
4 Уголовный кодекс Российской Федерации, М.: «Проспект», 2003
5 Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса» – Н.: НПК «Модус», ТОО «ЮКЭА», 1996.
6 Федеральный закон «О защите прав потребителей» - М.: Изд-во «ЗЕВС», 1997
7 Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства, 1995, № 35, с. 3505.
8 Федеральный закон «Транспортный устав железных дорог РФ» // Собрание законодательства, 1998, № 2, с. 218.
9 Устав железных дорог Союза ССР. – М.: Транспорт, 1976.
10 Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог РФ // Вестник ВАС РФ, 1999, №1.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
11 Александров – Дольник М. К. Содержание договора грузовой перевозки // Советское государство и право, 1954, № 4.
12 Алексеев С. С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожных перевозок. – М., 1959.
13 Братчикова Н. В. Особенности договора перевозки на железнодорожном транспорте // Право и экономика, 2000, № 9.
14 Витрянский В. В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки. // Хозяйство и право, 2001, № 1.
15 Витрянский В. В. Участники договорных отношений, связанных с перевозчиками. // Хозяйство и право, 2001, № 2.
16 Гражданское право: Учебник. Ч. II. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., 1997.
17 Гражданское право. В 2-х т. Т. II. / Отв. Ред. Е. А. Суханов. – М., 2000.
18 Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебное пособие. – М., 2001.
19 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. д–ра юрид. наук проф. В. В. Витрянского. Ч. II. – М.: Международный центр финансово – экономического развития, 1996.
20 Комментарий к кодекс Российской федерации об административных правонарушениях, – М., 2003.
21 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации, – М., 1999
22 Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (с постатейными материалами) - М.: Изд-во «ЗЕВС», 1997
23 Комментарий к Транспортному уставу железных дорог РФ (постатейный). / Под. Ред. д-ра юрид. наук, проф. Т. Е. Абовой и проф. В. Б. Ляндреса. – М., 1998.
24 Масевич М. Г. Договор поставки и его роль в укреплении хозрасчета. – Алма-Ата, 1964.
25 Петров И. Н. Повысить ответственность перевозчика за сохранность грузов. // Советская юстиция, 1966, № 11.
26 Попов В. А. Практика применения Правил перевозок грузов. // Закон, 2000, № 10.
27 Рапопорт Л. Н. Правовое положение гузополучателя в договоре грузовой железнодорожной перевозки. – Харьков, 1957.
28 Садиков О. Н. Гражданское право России.Ч. II. Обязательственное право: Курс лекции. – М., 1997.
29 Сроки погрузки и выгрузки грузов // Закон, 1996, № 11.
30 Холопов К. Е. Основной закон железных дорог России// Закон, 2000, № 9.
31 Яичков К. К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. – М., 1958.

32 Правила приема грузов к перевозке // БНА РФ, 2000, № 18-19
33 Правила выдачи грузов // Закон, 1996, № 11.
34 Правила перевозок животных и птиц на железнодорожном транспорте // БНА РФ, 2000, № 5.
35 Правила перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной // БНА РФ, 1999, № 40.
36 Правила перевозок грузов в универсальных контейнерах по одной накладной // БНА РФ, 1999, № 48.
37 Правила перевозок скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте // БНА РФ, 2000, № 18-19.
38 Правила заполнения накладной и комплекта перевозочных документов // Закон, 2000, № 9.
39 Правила переадресовки грузов // БНА РФ, 1999, № 42.
40 Правила исчисления сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте // БНА РФ, 1998, № 29.
41 Правила перевозок грузов. Ч. II. – М.: Транспорт, 1983.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ