Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование договоров перевозки воздушным транспортом

Работа №106984

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гражданское право

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1. Теоретико-правовые основы перевозки пассажиров воздушным транспортом в России 10
1.1 Правовая природа правоотношений по перевозке пассажиров воздушным транспортом 10
1.2 Правовое регулирование перевозки пассажиров воздушным транспортом 18
2. Гражданско-правовое содержание договора перевозки пассажиров воздушным транспортом 27
2.1 Особенности договора перевозки пассажиров воздушным транспортом 27
2.2 Особенности субъектного состава договора перевозки пассажиров воздушным транспортом и их правовой статус 35
3. Ответственность сторон по договору перевозки пассажиров воздушным транспортом 54
3.1 Гражданско-правовая ответственность перевозчика и пассажира 54
3.2 Особенности выплаты страхового возмещения и компенсации морального вреда 64
Заключение 69
Список используемых источников 75

Невозможно переоценить в современном мире всю важность транспорта в предоставлении им различных услуг, к которым относят и перевозки людей, личного багажа и грузов. Колоссальное значение он имеет и в нашей стране, особенно учитывая её огромную протяженность. Особое преимущество среди всех видов транспорта имеет воздушный транспорт, поскольку предлагает самые высокие скорости перевозок, осуществление их круглый год (в любой период года), чего нет у других видов транспорта, например, речном, морском. Существует ряд территорий России где только воздушный транспорт может доставлять людей и грузы в районы со сложными погодными условиями, наличием бездорожья, такие как районы крайнего севера или горные районы.
При осуществлении авиакомпаниями воздушных перевозок пассажиров и их багажа имеются всевозможные экономические риски. Среди основных экономических рисков отмечаются сильный износ российского парка авиационной техники, а также заметно снизившийся уровень подготовки летного состава и технического персонала, значительно увеличилось в последние годы количество авиационных происшествий и катастроф. Авиационные происшествия и катастрофы, без сомнений, помимо своего трагического характера, причиняют существенный экономический ущерб, как авиакомпаниям, так и непосредственно клиентам авиакомпаний. В связи с этим важное значение приобретает надлежащее и всестороннее гражданско-правовое регулирование договорных отношений в связи с воздушной перевозкой пассажиров и их багажа.
В случае ненадлежащего исполнения перевозчиком договора воздушной перевозки пассажира применение пассажиром или его родственниками мер гражданско-правовой ответственности позволяет компенсировать материальный ущерб и моральный вред, обусловленный, например, потерей или повреждением принадлежащего пассажиру багажа, задержкой по вине перевозчика в доставке пассажира, смертью или утратой здоровья пассажира в результате авиакатастрофы.
Развитие в России международного туризма вызвало существенное увеличение международных перевозок пассажиров воздушным транспортом и, как следствие, рост судебных споров в связи с осуществлением перевозок пассажиров воздушным транспортом. Главным условием для успешного разрешения судами подобных споров, без сомнений, является качественное и современное законодательство, регулирующее перевозки пассажиров воздушным транспортом.
В связи с необходимостью принципиальной модернизации правовой системы Российской Федерации и правового регулирования отношений участников по договору перевозки пассажиров воздушным транспортом были реформированы российское гражданское и воздушное законодательство, результатом чего стало принятие Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) и (часть вторая) (далее по тексту - ГК РФ), урегулировавшего общие положения договора перевозки и ответственности за причинение вреда, а также принятие в 1997 году Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВзК РФ) и ратификация ряда международных конвенций.
Утратившие силу законодательные акты советского периода создавались в условиях административно-командной системы и были результатом существовавших в то время социально-экономических условий. В отличие от них ВзК РФ старается соответствовать складывающейся в Российской Федерации рыночной экономике.
Несмотря на эволюцию правового регулирования правоотношений в связи с осуществлением перевозки пассажиров воздушным транспортом, ВзК РФ не может выступать образцом законотворчества в рассматриваемой в рамках настоящего исследования сфере. Ряд положений ВзК РФ сформулирован крайне неудачно, имеются пробелы в правовом регулировании вопросов, которые на основании положений ГК РФ должны регулироваться транспортными уставами и кодексами, к числу которых, несомненно, относится ВзК РФ.
Таким образом, стабильно растущие объемы воздушных перевозок пассажиров и их багажа, необходимость учета серьезных экономических рисков, увеличение международных воздушных перевозок пассажиров, необходимость совершенствования российского законодательства и приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами и нормами, свидетельствуют об актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом выпускной квалификационной работы являются гражданско- правовые отношения, складывающиеся в сфере перевозок воздушным транспортом пассажиров и их багажа на современном этапе.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы гражданского и воздушного права, регулирующие перевозки пассажиров воздушным транспортом и правоприменительная практика в рассматриваемой сфере.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретический анализ положений правового регулирования перевозок пассажиров воздушным транспортом, выявление проблем правового регулирования перевозок пассажиров воздушным транспортом и формулирование предложений по совершенствованию гражданского законодательства и практики его применения относительно института перевозок пассажиров воздушным транспортом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• анализ правовой природы правоотношений по перевозке пассажиров воздушным транспортом;
• рассмотрение особенностей правового регулирования перевозки пассажиров воздушным транспортом;
• установление особенностей договора перевозки пассажиров воздушным транспортом;
• исследование особенностей субъектного состава договора перевозки пассажиров воздушным транспортом и их правового статуса;
• рассмотрение ответственности сторон по договору перевозки пассажиров воздушным транспортом;
• выявление особенностей выплаты страхового возмещения и компенсации морального вреда.
Для эффективного решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач в качестве методологической основы были выбраны как общенаучные, так и специальные юридические методы исследования.
В качестве базисных общенаучных методологических основ следует выделить системный подход и диалектический метод, используемые при изучении механизмов правового регулирования воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации.
Изучение совершенствования правового регулирования воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации потребовало провести анализ внутреннего строения и внешних взаимодействий рассматриваемых правоотношений, что предопределило проведение структурного и функционального анализа существующих правовых механизмов в рассматриваемой сфере.
Задача комплексного исследования темы выпускной квалификационной работы обусловила необходимость применения сравнительного метода при изучении вопроса о разграничении сферы действия международного и российского законодательства в области правового регулирования воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации.
К специальным методам, использованным в выпускной квалификационной работе, относятся историко-правовой и сравнительно-правовой. Последний был использован с целью сравнения пределов ответственности перевозчика при воздушной перевозке пассажиров в Российской Федерации в рамках Варшавской конвенции и Монреальской конвенции.
Историко-правовой метод нашел свое применение при выявлении предпосылок становления современной системы воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации.
При написании ВКР источниковую базу составили научные труды таких ученых, как О.С. Алферовой, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.Н. Гречухи, В.А. Егиазарова, Б.П. Елисеева, С.Ю. Морозова, Н.Н. Остроумова, Ю.В. Романец, А.И. Травникова и работы других авторов.
Наибольший вклад в исследование правового регулирования договора воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации внесли В.Н. Гречуха, автор монографии «Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта» (2016 г.), Н.Н. Остроумов, автор монографии «Правовой режим международных воздушных перевозок» (2015 г.), Б.П. Елиссеев, автор монографии «Воздушные перевозки: законодательство, комментарии, судебная практика, образцы документов» (2012 г.), М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, авторы монографии
«Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (2003 г.).
Нормативно-правовую базу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ), которая закрепляет положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а их положения имеют преимущественную силу и применяются в случае расхождения с национальными законами, ГК РФ (часть первая) и (часть вторая), содержащий как общие положения о договоре, так и положения о договоре перевозки, ВзК РФ, содержащий положения о договоре воздушной перевозки пассажиров в Российской Федерации, и ряд других нормативных правовых актов, международных документов и материалов судебной практики - Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а также решений Верховного Суда Российской Федерации и нижестоящих судов по отдельным делам.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами работы и состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Написание выпускной квалификационной работы позволяет сделать определенные теоретические выводы относительно договора перевозки пассажира воздушным транспортом.
Договор перевозки занимает центральное место в системе транспортных договоров. Договор перевозки пассажиров воздушным транспортом относится к системе договоров, которые формируются в рамках главы 40 ГК РФ «Перевозка», которые дифференцируются на две группы: договоры, направленные на выполнение услуг по перевозке; договоры, направленные на организацию перевозок. Рассматриваемый договор относится к первой группе.
Правовая природа договора воздушной перевозки пассажиров характеризует договор как возмездный, реальный, двусторонний. Договор воздушной перевозки пассажиров и багажа, как и другие подобные договоры о перевозке, принято относить к транспортным договорам, в основе которых лежит транспортный процесс, предполагающий перемещение пассажира или груза из одной точки в другую.
В работе также отмечается, что договор воздушной перевозки пассажира фактически выступает основанием для формирования системы гражданско-правовых отношений в процессе авиаперевозки пассажиров. ГК РФ содержит нормы о договоре перевозки пассажира, который в действительности также охватывает договор воздушной перевозки пассажиров, который тем самым выступает частным случаем договора перевозки пассажира.
Воздушные перевозки пассажиров имеют сложную правовую структуру, а также сложный механизм осуществления прав и обязанностей субъектами правоотношений по договору перевозки пассажиров воздушным транспортом. В основе всех правоотношений, связанных с перевозкой пассажиров воздушным транспортом лежат Конституция РФ, ВзК РФ, ГК РФ, Закон о защите прав потребителей, ряд подзаконных актов, а также международные акты, среди которых отдельно следует отметить Монреальскую конвенцию о международных воздушных перевозках, заложившую новый уровень прав пассажиров и компенсаций за их нарушение.
Перевозка осуществляется на основании договора. Договорные начала перевозки возникают при наличии потребности в перемещении с использованием транспорта материальных объектов в обусловленное место и воли сторон в реализации такой потребности. Потребность в услуге по перевозке, исходя из своих возможностей, определяет пассажир, грузоотправитель. Категория же воли распространяется как на одну сторону перевозочных отношений - пассажира, так и на другую - перевозчика.
Отношения, складывающиеся между сторонами договора, относятся к разряду эквивалентно-возмездных - за оказанную перевозчиком услугу пассажир выплачивает вознаграждение, следовательно, перевозка характеризуется как возмездная услуга.
По объекту гражданских прав, выступающих в качестве предмета договора, договор воздушной перевозки пассажиров необходимо признать неимущественным договором. Характер отношений между перевозчиком и пассажиром определяет коммерческий характер рассматриваемого гражданско-правового договора. Договор воздушной перевозки пассажиров, безусловно, является договором присоединения.
Сторонами договора перевозки пассажиров воздушным транспортом являются воздушный перевозчик (эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с российским законодательством вида деятельности в области авиации) и пассажир (физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна). Одной из особенностей эксплуатанта является обязательное наличие сертификата и лицензии на осуществление этой деятельности.
При исследовании прав и обязанностей сторон было уделено внимание проблеме сверхлимитных продаж билетов и сделан вывод, что во избежание произвола со стороны перевозчиков наличие сверхлимитных продаж de jure безосновательно, однако de facto овербукинг существовать может в той мере, в какой это не нарушает прав законных интересов других лиц и не так давно введенного п. 4 ст. 1 ГК РФ: «никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения»; на этом основании каждая компания для себя будет решать вопрос о риске своей репутации. Напротив, ответственность перевозчиков в виде ощутимых санкций именно за неблагоприятные последствия практики овербукинга узаконить необходимо в целях полноценной защиты прав потребителей.
Исследование проблемы определения применимого права к договорам международной перевозки пассажиров воздушным транспортом посредством анализа судебной практики по спорам из договоров международной воздушной перевозки привело к выводу о рассогласованности подходов судов к решению вопросов применимого права в фактически тождественных ситуациях. Во многих случаях за основу при вынесении решений берутся судебные акты, уже содержащие ошибки. В результате ошибочные решения множатся, на их основе возникает устойчивая судебная практика, изменить которую стороны судебных процессов (их представители) зачастую не в состоянии. Что, безусловно, требует скорейшего устранения.
Исследование ответственности перевозчика показало, что последний несет материальную ответственность за задержку рейса, недоставку или несохранность багажа. Помимо стоимости утраченного багажа, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения морального вреда.
Исследование ответственности пассажира показало, что законодательствами других стран за одни и те же виды правонарушений практикуется более строгая, чем в России, ответственность пассажира. Ситуация начала меняться, когда депутатами Государственной Думы были представлены несколько предложений по внесению в УК РФ и в КоАП РФ изменений. В итоге, 3 апреля 2017 г. в УК РФ были внесены важные изменения. Во-первых, ч. 1 ст. 213 «Хулиганство» была дополнена п. «в»: «на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования». Во-вторых, в УК РФ была внесена новая статья 267.1 «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств».
Принятие законодателем новой уголовно-правовой нормы является своевременным и обоснованным шагом, который направлен на предупреждение совершения противоправных действий на борту воздушного транспорта и повышение уровня безопасности в сфере эксплуатации воздушного транспорта.
Исследование института обязательного страхования пассажиров показало, что в своей основе данный институт отвечает целям защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев. Можно отметить, что законодательство об обязательном страховании пассажиров содержит единые условия возмещения причиненного вреда за счет обязательного страхования, а также устанавливает одинаковую процедуру получения потерпевшими возмещения вреда независимо от вида транспортного средства. Вместе с тем страховое законодательство в рассматриваемой сфере, безусловно, требует дальнейшего совершенствования.
ВзК РФ конкретизирует положения гражданского законодательства относительно возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, применительно к авиапроисшествиям, к которым относятся и авиакатастрофы, устанавливая условия и пределы возмещения такого вреда. Компенсация морального вреда как таковая не упоминается законодателем в ВзК РФ, однако его положения учитываются правоприменителем при решении вопросов о компенсации морального вреда, причиненного авиакатастрофой (круг лиц и т.д.).
Компенсация морального вреда, причиненного авиакатастрофой, имеет определенные особенности, ключевой из которой является соотношение гражданского и воздушного права, а также соотношение национального и международного права. При этом положения Монреальской конвенции имеют очевидное преимущество по сравнению с положениями Варшавской конвенции и ВзК РФ. Положения Монреальской конвенции обеспечивают твердые правовые гарантии и адекватный уровень возмещения вреда, поэтому не вызывает сомнения тот факт, что ратификация указанного документа Российской Федерацией - положительный момент в развитии правового регулирования перевозки пассажиров воздушным транспортом.
Помимо выводов, сделанных в рамках настоящей работы, был выявлен ряд проблем, по итогам которых были сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
1. Следуя идее унификации транспортного законодательства в ВзК РФ необходимо использовать принятую в ГК РФ термин «перевозчик» и отказаться от понятия «эксплуатант».
2. Закрепленное в ст. 100 ВзК РФ определение понятия «перевозчик» необходимо дополнить указанием на то, что это эксплуатант, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
3. В правовом регулировании статуса воздушного перевозчика допущены неточности. В ст. 100 ВзК РФ не указано, что им может быть не только эксплуатант, но и авиационное предприятие, осуществляющее перевозки. Кроме того, в определении воздушного перевозчика отсутствует указание на то, что им является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Представляется, что эти пробелы должны быть устранены, как в ВзК РФ, так и в Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
4. В случае сверхлимитной продажи билетов на авиарейс и последовавшим за этим непредоставлением места пассажиру предлагается закрепить обязанность перевозчика предоставить «лишнему» пассажиру горячее питание, а при необходимости и номер в гостинице. Легальное закрепление такой обязанности авиакомпании возможно путем изменения п. 99 ФАП «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», посвященного последствиям задержки или отмены рейсов, который будет звучать следующим образом: «При перерыве в перевозке по вине перевозчика или замене рейса по инициативе перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги...».


1. Аксаментов О.И. Об ответственности воздушного перевозчика в связи с присоединением Российской Федерации к Монреальской конвенции 1999 года // Транспортное право. 2018. № 3. С. 13-16.
2. Алферова О.С. Комментарий к новым Федеральным авиационным правилам: общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (постатейный). М. : ГроссМедиа, 2017. 192 с.
3. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 07.10.2017 г. по делу № 33-14005/2017 [Электронный ресурс]. url: https://sudact.ru/regular (дата обращения: 29.12.2019).
4. Апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2017 г. по делу N 33-25056/2017 [Электронный ресурс]. url: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo (дата обращения: 16.01.2020).
5. Боер А.А. Особенности компенсации морального вреда после авиакатастроф // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам III международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 52-57.
6. Брагинский М.И. Договорное право: договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М. : Статут, 2017. 910 с.
7. Витрянский В.В. Система гражданско-правовых договоров в условиях реформирования гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ. 2017. № 1. С. 26-59.
8. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс]. url:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения 12.01.2020).
9. Выгодянский А.В. Права и обязанности сторон по договору воздушной перевозки пассажиров и грузов // Юрист. 2016. № 21. С. 22-27.
10. Голик Ю.В. Ответственность за хулиганство: изменение законодательства // Lex Russica. 2017. № 8 (129). С. 162-166.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. 16.12.2019) [Электронный ресурс]. url:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 25.12.2019).
12. Гражданское право : учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. : ГроссМедиа, 2017. 784 с.
13. Гречуха В.Н. К вопросу о страховом регулировании страхования на транспорте // Вопросы экономики и права. 2018. № 6. С. 20-26.
14. Гречуха В.Н. Международное транспортное право : учебник. М. : Просвещение 2016. 398 с.
15. Гречуха В.Н. Транспортное право : правовое регулирование деятельности воздушного транспорта: монография. М. : Юстиция, 2016. 80 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ